=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

автор: священник Фома Хопко
из книги: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ
(ч. III гл. 4)
/перевод с англ. п/ред. свящ. Андрея Трегубова/

religioved.ru/Pravoslavie/Hopko-OP/Hopko-OP-03.htm#bdn|145
 
серия "заповеди, добродетели"
    Предыдущие части:
вера и надежда
в
едение, мудрость, честность
смирение, послушание, долготерпение, бесстрашие
верность, самообладание, доброта, благодарность
любовь
 (1278 слов)
В данной публикации большая часть цитат из Нового Завета редактором рассылки заменена цитатами из перевода "Радостная Весть". (Такие цитаты помечены звездочкой *).

Любовь к ближнему

    

*     "Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем, всей душой и всеми своими помыслами", — ответил Иисус. — (38)Вот первая и величайшая заповедь. И вторая такая же: "Люби ближнего, как самого себя". Весь Закон и Пророки стоят на этих двух заповедях. (Мф.22.37-40)

*      Нет заповеди больше, чем эти. (Мк.12.31)

    

>     Любовь к ближнему неизбежно вытекает из любви к Богу и, в то же время, сама является необходимым условием для истинной любви к Нему.

    

*      Кто говорит, что он в свете, но ненавидит своего брата, тот во тьме до сих пор. Кто любит брата, тот живет в свете и ни обо что не споткнется. ...

*      Если кто говорит: "Я люблю Бога", и при этом ненавидит своего брата, тот лжец. Ведь если он не любит брата, которого видел, то не может любить Бога, которого не видел. У нас есть заповедь, которую мы получили от Него: тот, кто любит Бога, должен любить и своего брата. (1Ин.2.9-10; 4.20-21)

    

>     Но это вовсе не значит, что мы должны любить только тех, кто в свою очередь любит нас или добр к нам. Наш "ближний" и "брат" – тот, кто физически находится рядом с нами, кто тоже сотворен Богом и "за кого умер Христос". Таким ближним и братом для нас может быть также и враг. Об этом говорит нам притча о добром самарянине (Лк.10.29-37). И об этом же говорит Господь в Нагорной Проповеди:

    

* А Я говорю вам:
любите своих врагов,
молитесь за тех, кто преследует вас.
Только так станете вы сынами
своего Небесного Отца,
потому что Он велит всходить солнцу
и над добрыми и над злыми
и посылает дождь
и для праведных и для грешных. (Мф. 5.44-45)

* ... любите своих врагов,
делайте добро тем, кто вас ненавидит,
благословляйте тех, кто вас проклинает,
молитесь за тех, кто вас оскорбляет. ...
Если вы любите тех, кто любит вас,
в чём тут ваша заслуга?
Ведь и грешники любят тех, кто их любит.
И если вы помогаете только тем, кто помогает вам,
в чём тут ваша заслуга?
И грешники делают то же. ...
Любите своих врагов,
помогайте и давайте взаймы,
ни на что не надеясь в ответ.
Тогда вас ждет великая награда:
вы будете сынами Всевышнего,
который добр даже к неблагодарным и злым. (Лк. 6.27-28,32-33,35)

    

>     Св. апостолы тоже подтверждают слова своего Учителя:

    

*      Благословляйте тех, кто вас преследует, благословляйте, а не проклинайте. ... если твой враг голоден, накорми его, жаждет — напои его. ... Не будьте никому должны ничего, кроме долга взаимной любви. Кто любит другого, тот исполнил Закон. Потому что все заповеди: "не нарушай супружескую верность, не убивай, не воруй, не желай чужого" — и эти, и остальные заповеди заключены все в одной: "люби другого, как самого себя". Любовь не причиняет ближнему зла. Поэтому любовь — исполнение всего Закона. (Рим. 12.14,20; 13.8-10)

    

>     Подлинная любовь выражается во всем том, что человек делает в своей жизни: в заботе о других, в приветливости, в щедрости, в делах веры, то есть в исполнении всех Божьих заповедей.

    

*      Всякий, кто ненавидит брата — убийца. А вы знаете, что у убийцы нет вечной жизни, она не живет в нём. Вот как мы можем узнать, что такое любовь: Он отдал за нас Свою жизнь. Так и мы должны отдавать за братьев свою жизнь. А в том, который в этом мире живет в достатке и видит брата в нужде, но запирает сердце для жалости — разве в нём может жить Божья любовь? Детки, так не будем любить на словах, одним только языком, но докажем истинность своей любви на деле! (1Ин.3.15-18)

    

>     Заповедь "люби ближнего, как самого себя" – часто понимается людьми совершенно неправильно. Конечно, в каком-то смысле, человек должен любить себя, т.е. быть благодарным Богу за собственную жизнь, за то особое значение, которое она имеет в глазах Божьих. И человек не должен презирать свою жизнь или ненавидеть себя за грехи, потому что, по учению отцов, такая ненависть к себе лишь утонченная форма самовозношения, которая превращает человека в судью, превышающего Самого Бога (о. Александр Ельчанинов, XX в., "Записи"; о. Иоанн Кронштадтский, XX в., "Моя жизнь во Христе").

>     Несомненно, однако, что в ином смысле христианин должен "ненавидеть" себя: презирать и распинать в себе грех, свое ветхое "Я", стремиться к преображению, "чтобы упразднено было тело греховное" (<="чтобы наша греховная сущность лишилась силы">; *Рим.6.6) и чтобы облечься <"в нового человека, который постоянно обновляется, всё больше уподобляясь образу своего Создателя, и продвигается к истинному познанию Бога"> (*Кол.3.10).

    

*      Я распят вместе с Христом, и живу уже не я, а живет во мне Христос. И пока я живу на земле, я живу благодаря вере в Сына Божьего, полюбившего меня и отдавшего себя в жертву ради меня. (Гал.2.19-20)

    

>     Такое самоотвержение, основанное на стремлении к Богу, несомненно и имел в виду Христос, когда произносил Свои самые требовательные, самые страшные слова во всём Евангелии:

    

* Кто приходит ко Мне,
но любит Меня не больше,
чем любит отца, мать, жену, детей, братьев, сестер,
не больше, чем саму свою жизнь, —
тот не может быть Моим учеником. (Лк.14.26)

    

>     Это – последнее предостережение против страстных привязанностей, более сильных и более властных, чем любовь ко Христу. И величайшей страстью, отвращающей человека от этой любви, является страсть к самому себе, которая, по словам св. Максима Исповедника, есть "мать всех зол" и "первородный грех человеческого сердца". И вот в таком смысле необходимо ненавидеть себя, и даже собственную семью и друзей, чтобы можно было возлюбить и их, и себя, подлинной любовью во Христе.

    

Новая заповедь

    

>     Заповеди любви к Богу и к человеку были даны в Законе Моисеевом, но действительны они не только для народа Божьего, ибо написаны в сердцах людей (Рим. 2.14-15) и даны им Богом "от начала" (1Ин.2.7). В новозаветной же Церкви Христос дает новую заповедь:

    

* Я даю вам новую заповедь:
любите друг друга.
Как Я вас полюбил,
так и вы любите друг друга.
Если будет любовь между вами,
все узнают, что вы — Мои ученики. (Ин.13.34-35)

    

>     Новое здесь – не само учение любви, но – что христиане должны любить так, как любит Сам Христос, "как Я возлюбил вас". Следовательно, христианская любовь должна быть совершенно божественной, совершенно самоопустошающей любовью Самого Господа Иисуса Христа. Изо всех людей, когда-либо живших на земле, только Он один полностью исполнил две великих Божьих заповеди: только Он один любил Отца всем сердцем Своим, всем разумом Своим, всей душею Своею и всей крепостью Своею; и – ближнего Своего, как Самого Себя. Только Он жил по закону и по учениям пророков, и поэтому Он один "исполнил закон и пророков". Изо всех людей Он один возлюбил совершенной, безгрешной, свободной от страстей любовью.

>     Таким образом, мы призваны веровать, надеяться и терпеть во всем, переносить все через любовь Христову, и тогда мы исполним "заповедь новую", и пребудем в любви Божьей, принадлежа уже жизни вечной, как члены Его Царства.

    

*      Если я владею языками людей и даже ангелов, но любви у меня нет — я только меди звон и литавр грохот. Если у меня есть дар пророчества, или мне доступны всякие тайны и всякое знание, или у меня такая вера, что я могу горы передвигать, а любви нет, — я ничто. И если я раздам бедным всё, чем владею, и даже тело свое отдам на сожжение, а любви у меня нет — ничто мне не поможет.

*      Любовь терпелива, любовь добра, не завистлива, не хвастлива, любовь не превозносится, не бесчинствует, любовь не себялюбива, не обидчива, не держит зла. Любовь не радуется злу, она радуется правде. Она всё извиняет, всему верит, на всё надеется, всё переносит.

*      Любовь никогда не пройдет. Дар пророчества — исчезнет, дар языков — прекратится, знание — станет ненужным. Ведь наше знание частично, и пророчество частично. А когда придет совершенство, всё частичное исчезнет. Когда я был ребенком, я говорил как ребенок, думал как ребенок, рассуждал как ребенок. Стал взрослым — и всё детское отошло. Теперь мы видим только смутное отражение в зеркале, а тогда будем видеть лицом к лицу. Теперь мое знание частично, а тогда я буду знать так же полно, как знает меня Бог.

*      А вот три вещи, которые будут всегда. Это вера, надежда, любовь. Но из них больше всех любовь. (1Кор.13.1-14)

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, принявшим участие.

Голосование почтой: ?   0   1   2   3   4   5 – нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке (значение оценок см. в форме выше), и отправьте письмо! (В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

www.messia.ru/r2/3/z13_164.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах - в письме, в icq или на форуме.
Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»