=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Символ веры: Единственный Бог Отец

источники и авторы текстов этого выпуска:

A. священник Яков Кротов.
ВВЕДЕНИЕ В ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ / ЦАРЬ БОГ
krotov.info/1/1/1/3_01_zar.htm#edin

B. священник Александр Мень. БЕСЕДЫ НА «СИМВОЛ ВЕРЫ», 1 krotov.info/library/13_m/myen/1_8_tso_6.htm.

 
серия "основы христианской веры" 
       

Предыдущие выпуски серии:
• (1) Символ веры. Вера. Догматы
• (2) Вера, неверие, сомнения

 (1455 слов)

A.

> Вера в Единственного упоминается лишь в первой строке Символа веры. Ну кто читает первую строку? Всё самое важное — потом, в начале идёт разгончик, пустые формальности. Увы, судя по поведению верующих, большинство из них веру в Единого Бога исповедуют формально, да и вообще никакой веры не исповедуют.

> В лучшем случае от греха их удерживает вера в то, что Иисус — единственный Бог, или Мария — единственный Бог, или Николай Мирликийский. Но если Мария — богиня, она хуже индийской Кали, обвешанной черепами. Как можно родить Бога — не только непонятно, но и принципиально не может быть понято, во всяком случае, если веруешь именно в Единого. Беда многих "почитателей" Марии в том, что они почитают Её не за то, за что следовало бы. Они просто ещё не поняли, что произошло в Рождество. Пока это не ведёт к людоедству, беда невелика. Но иногда это к людоедству приводит — во всяком случае, к смертоубийству.

> Учёные спорили и, видимо, всегда будут спорить, предшествовала вера в единственность Бога многобожию или нет. Пока не изобретут машину времени, ответа не будет. Если изобретут, ответа тоже не будет: ведь веру трудно измерить и количественно, и качественно. Многие ли христиане веруют в Единственного? Большинство, во всяком случае, в России — именно в Единого, то есть в единый пучок нескольких божеств, из которых кесарь или собственное "я" отнюдь не последние.

> Вот почему остро необходима катехизация — или, как у древних евреев, обряд "возобновления Завета": чтобы вернуться к первому слову через толщу обрядов и наслоений. Вера в Единого Бога, если и не была изначальной, явно не была и маргинальным явлением: она присутствует почти в любой культуре любого народа. Но присутствует как осадочные породы: они древние, они толще любого чернозёма, но они глубоко, до них обычно нужно докапываться. На них построены целые города, но города эти не ведают, на чём стоят.

> А докапываться полезно: единственность Бога — единственное, что может сделать человека спасённым, бессмертным, святым, в общем: нормальным.

> В России принято надпись на корешке книги размещать так, чтобы она легко читалась, если книга лежит на столе первой страницей вниз. В англоязычных странах — наоборот. То есть, в России прочёл первый том Толстого — положил на стол, потом на него второй том, и так далее. Первый оказывается погребён. "Верую во Единого Бога" — это должно быть написано так, чтобы быть на первом месте не в тексте, а в кругозоре, в центре внимания, чтобы в любой момент книгу с этой надписью можно было взять сверху стопы.

* * *

> <...> Два бога — уже слишком, уже многобожие. Вера во многих богов удобнее, практичнее и рациональнее, чем вера в единого Бога. В многобожии у каждого бога точное пространство, за которое он отвечает. Лучше всего это видно в древней римской религии. Юнона отвечала за брак, Эскулап — за торговлю, Термин — за границы земельных участков. Марс воюет, Ганимед пирует. Главное удобство многобожия: за хорошее отвечают одни боги, за плохое — другие, у которых тоже можно кое-что вымолить (соседу — беду, себе — нейтралитет). Собственно, не обязательно почитать десять тысяч богов, чтобы быть многобожником — достаточно верить, что у богов общество классовое, что классов по меньшей мере два и в каждом хотя бы одному божеству: один хороший, один плохой. Один бог отвечает за всё хорошее, другой — за всяческое свинство.

> "А всё оттого, — говорил кролик медвежонку Винни, — что кто-то слишком много ест..." Это — отличный пример атеистического многобожничества. За всё хорошее отвечает у кролика бог по имени Воздержание, за всё плохое — бог по имени Обжорство или, что почтительнее, Многоядение. Проще, правда, всё хорошее приписывать самому себе (так обычно и поступают, и не только атеисты), а всё плохое — ну, здесь выбор безграничен. Добрый бог — это мое "я", кроткое и милое, источник всяческого добра в мире. Злым богом можно объявить недостаток образования или его избыток, масонство или КГБ, — что угодно или всё скопом. До сих пор встречаются люди, которые считают причиной всякого зла нежелание или неспособность человечества точно договориться о смысле каждого слова. Чем это не возрожденная вера в бога Термина и в его сатанинского противника по имени Терминологическая Неопределенность?

> Желание свалить вину с Бога на кого-то еще (кроме себя) и легкость, с которой разум эту свалку устраивает, стали причиной того, что в ветхозаветные времена иудеи то и дело впадали в поклонение идолам, что в христианнейшее средневековье то и дело зарождались ереси двубожнические, манихейские, богумильские, в которых возрождалась вера в злого бога, что в наше, наконец, время получил такое распространение "Научный Взгляд на Мир". Не ради удовольствия познания большинство людей ценит науку, а за возможность найти вокруг, вне себя, всё новые и новые причины зла в мире. И тогда будет легко и ясно жить — но тогда человек покидает царство веры и переходит в царство очевидности, материализма, где всё можно объяснить, но ничего нельзя полюбить.

> Верить в богов легко. Два их класса — добрые и злые — словно два ящика, в который мы с ходу раскладываем всё, что происходит вокруг. От Бога — от Сатаны, от Творца — от демиурга. Хорошо — от Хорошего, плохо — от Плохого. Хорошее — от соответствия производственных отношений производительным силам, плохое — от несоответствия.

> Вера же в Единого Бога — безумие, бред и практический кретинизм, попытка свалить в один ящик и конфеты, и навоз, одной причиной объяснить жару и холод, взвалить на Одного ответственность и за героизм героев, и за подлость подлецов. Спокойно назвать Единого Бога Часовщиком и думать, что сделали Ему комплимент, могли только сытые, холеные, глухие к злу аристократы восемнадцатого века с золотыми брегетами на животах своих. Французская революция напомнила им: мир похож на часы не больше, чем мина с часовым механизмом. И современные атеисты, в отличие от просвещенных баронов, не столько отрицают Бога, сколько сердятся на Него.

 

B.

> <Человек не всегда имел верное понятие о Божестве.> В древности язычники поклонялись силам природы. Восходило солнце, освещая землю, и они падали перед ним на колени: «Вот наш бог!» Другие страшились грома и молнии и, трепеща перед ними, говорили: «Это наш бог!» Потом появились и другие ложные боги, идолы. То были и земные наслаждения, и великие люди, и человеческий разум. Однако рано или поздно идолы разрушались, ложные боги обманывали, принося разочарования.

> Только вера в Того, Кто создал и нас, и весь мир, не умирает, не умрет никогда. Благоговея перед Ним, мы обретаем мир, уверенность и радость. «Символ веры» называет Его «единым Богом, Отцом, Вседержителем, Творцом неба и земли, видимого всего и невидимого».

> Почему Он назван Отцом? Откуда эта великая дерзость человеческая?

> Представим себе ночное небо, усеянное звездами. Какие бесконечные бездны открываются нам, как велика и необозрима Вселенная, сколько в ней тайн! Наш ум едва может вместить даже малую каплю всего этого. Но каков же Тот, Кто держит небеса в Своей деснице? Разве мы и наша земля не пылинки в сравнении со всем созданным и тем более с Ним Самим? Как говорится в псалме восьмом:

> Что есть человек, что Ты помнишь его,
> и сын человеческий, что Ты посещаешь его? <(Пс.8:5)>

> И однако нам открыто, что Творец и Создатель любит каждого из нас, обращен к каждой душе как ее Господь и Отец. Библия говорит нам, что Он не бездушный, безликий деспот, правящий миром, а любящий Отец. Вот радостная, благословенная, поистине Благая Весть, которую приносит нам Господь Иисус, возвестивший Евангелие миру.

> Да, Бог — не только Тайна, но и Любовь, и не только Любовь, но и высшая Мудрость. Об этом возвещает нам всё созданное Им. В каждой капельке воды, в каждой звезде, в каждом листе совершается множество удивительных чудес. Любое ничтожное насекомое является чудом творения Божия.

> Был однажды такой случай. Дикари нашли в лесу карманные часы, потерянные каким-то путешественником. Они раньше никогда не видели подобной вещи и решили, что это какой-то странный камень. Но их вождь, заглянув внутрь часов, заметил: «Здесь так всё сложно устроено, что едва ли такая вещь могла возникнуть сама собой. Ее сделали белые люди».

> Но если маленькие часы указывают на Того, кто их сделал, то разве не сложнее часов всё мироздание? Разве не ясно, что Кто-то устроил и пустил в ход этот огромный механизм?

> Всё: и огромные миры с миллионами солнц, которые во много раз превосходят наше солнце, и наша планета, и ее живые существа, и мы сами — всё это свидетельствует о Создателе. И мы благоговеем перед Ним, Творцом неба и земли. Мы молимся Ему, нашему Отцу, с Которым связаны неразрывными узами. Без Него душа человека тоскует и мятется. Он Сам вложил в сердце человека стремление и любовь к Себе. Человек ищет Бога, а когда не находит, он готов поклоняться идолам — так велико его желание понять, постичь и почитать Высшее, Священное и Божественное. Вот откуда возникло столько ложных воззрений, которыми люди пытались и пытаются заменить веру в Творца.

> Будем же благодарны Господу за то, что Он нас просветил, сохранил нас от лжи и открыл нам Себя.

> Каждое мгновение Он поддерживает нас. Если бы Он отступил от нас хоть на миг, мир превратился бы в ничто. Псалмопевец говорит:

> Отнимешь <дух их> — умирают,
> <и снова возвращаются во прах>. <(Пс.103:29-30)>

> Поэтому мы знаем, что Господь не только Творец, но и Вседержитель. Он всё «содержит». Пребывая Сам незримым, Он находится повсюду. Нет во Вселенной места, где бы не было Его. Он и здесь с нами, сегодня, сейчас.


Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!)  

www.prosv21.narod.ru/r2/4/a03_023.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.prosv21.narod.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.prosv21.narod.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»