=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Грехопадение. Теодицея

источники и авторы текстов этого выпуска:

A. митрополит Антоний (Блум). УРОКИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА.
mitras.ru/h_d/hd23.htm.


B. Карл Барт.
ОЧЕРК ДОГМАТИКИ. // СПб.: Алетейя, 1997. Лекция 8. messia.ru/r2/3/a08_075.htm.
(пересказ)

C. cвящ. Александр Мень. БИБЛИОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ / статья ТЕОДИЦЕЯ В БИБЛИИ
slovari.yandex.ru/dict/men/article/me3/me3-0258.htm.

 
серия "основы христианской веры" 

Предыдущие выпуски серии:
• (1) Символ веры. Вера. Догматы
• (2) Вера, неверие, сомнения
• (3) Единственный Бог Отец
• (4) Бог Всемогущий
• (5) Творение: "небо и земля", человек

       
 (1640 слов)

 

> Если встреча Адама и Евы является ликующим торжеством, завершением творения, в чём же заключается падение? Каким образом они вдруг оказались врозь? Если вспомнить, что <...> человек, вместо того чтобы искать понимания всего созданного в Боге, в Божественном разуме, в Его мудрости, сделал попытку познать сотворенный мир как бы изнутри, погрузившись в него, то вы поймете, что в момент, когда человек потерял Бога, потерял полное с Ним общение, он уже потерял свою цельность. И тогда очень ясно опять-таки, что Адам и Ева, которые предстали друг перед другом как он и она посмотрели друг на друга и увидели не единство свое, а различие, которое между ними существует. В Ветхом Завете это обозначено тем, что после грехопадения они друг на друга посмотрели и устыдились своей наготы. Наготы свой можно устыдиться, только если чужие глаза на тебя смотрят. Когда ты один, ты не стыдишься своей наготы. А здесь вдруг случилось что-то очень страшное. Вместо того чтобы видеть друг друга в полной славе, они вдруг увидели друг в друге – другого, чужого, иного, и их двоица разбилась.

> В этом заключается страшное начало того, что происходит тысячелетиями: того, что создало и в Ветхом Завете, и в Новом Завете, и в Церкви, и в секулярном, безбожном обществе те странные, уродливые порой отношения, которые существуют между мужчинами и женщинами. Я говорю сейчас не о половых отношениях, я говорю о том, что опять-таки выражено в Ветхом Завете: мужчина вдруг берет над женщиной власть. Он владеет силой, а женщина к нему льнет, потому что она без него не может; и с другой стороны, она завоевывает у него авторитет лаской, убеждением. И взаимное отношение, которое могло бы быть отдачей себя самого другому без оглядки, быть ликующей любовью, делается, с одной стороны, обладанием, а с другой – защитой или иным способом властвования. Мы это видим особенно в рассказе о женщине, которая погубила Самсона, которая взяла над ним власть, лишила его призвания для того, чтобы привязать его к себе.

> И вот то, что было двоицей, стало теперь двумя особями,  – не двумя лицами, которые именно как лица глядят и видят друг друга, а особями, которые обособлены друг от друга. В этом заключается и падение, и расторжение чуда взаимной любви, чуда видения друг в друге совершенной красоты, которую Бог вложил в каждого из них и в каждого из нас.

> Многие думают, будто грехопадение состояло в том, что Адам познал Еву брачной любовью и что в результате этого случилась какая-то катастрофа, потому что это им было не предназначено, – это не так. Это определенно не так по библейскому рассказу. Рассказ нам совершенно ясно показывает, что Адам познал Еву только после грехопадения, и поэтому их физический, телесный брачный союз не мог и не может никаким образом быть рассмотрен как грех сам по себе. Физическое общение мужчины и женщины не греховно; греховно вожделение, греховна бесчувственная жадность. В идеале брак или взаимное общение, которое приводит к нему, начинается в том, что человек другого любит, сердцем любит настолько, что они делаются едиными в духе, едиными в душе; и совершенно естественно, что эта любовь охватывает всего человека, включая и его тело. Просто дивно думать, что и телесность наша участвует в тайне любви, – не обладания, не вожделения, именно той любви, которая делает двух едиными.

<...>

> Что же касается до греха Адама и Евы, или просто – греха человека, всечеловека, мне кажется, что из Библии абсолютно ясно, что он совершается в момент, когда человек решает самостоятельно познать всё тварное, всю тварность, всё существующее не изнутри Бога, Который всё знает до самых глубин, а изысканием своего собственного ума и опыта. В этот момент человек как бы спиной поворачивается к Богу ради того, чтобы лицом обернуться к окружающему миру. Как сказал один протестантский пастор во Франции еще до войны, у человека, который отвернулся от Бога и стоит к Нему спиной, Бога нет; а единственный источник жизни – Бог; такому человеку остается только умереть. Вот в этом и грех, и последствие греха, – не как наказание, а как неизбежное последствие: нельзя оторваться от Жизни и остаться живым.

/A/

 

Тварная свобода означает для сотворенного "быть таким-то", и это "быть таким-то" применительно к человеку как твари означает наличие свободы выбора, означает возможность сделать так или иначе. В то же время эта свобода является свободой сотворенного существа, бытие которого не проистекает из него самого и своеобразие которого существует в пространстве и во времени.

Поскольку это действительная свобода, она полагается и ограничивается закономерностью, которая всегда зримо господствует в космосе (мире), она ограничивается существованием других творений, но в то же время еще и суверенитетом Бога. Ведь если мы свободны, то только потому, что наш Творец бесконечно свободен. Всякая человеческая свобода есть лишь несовершенное отражение Божественной свободы.

Сотворенному бытию угрожает исчезновение и распад – возможность, которая исключается Богом, и только Богом. Если сотворенное есть, то оно сохраняется в своем бытии, только если Бог этого желает. Если бы Бог этого не желал, то со всех сторон должно было бы вторгаться ничто. Сотворенное не смогло бы само себя спасти и сохранить.

И человеческая свобода принятия решения, как она дана Богом человеку, – это не свобода выбора между добром и злом. Человек не создан как Геркулес на распутье. Зло – это не одна из возможностей сотворенного Богом бытия. Свободой выбора называется свобода выбора в пользу того, на что может решиться тот, кто сотворен Богом, в пользу реализации Его воли, то есть в пользу послушания. Но ведь речь идет и о свободе выбора. И здесь кроется определенная опасность. Ведь если бы случилось так, что сотворенный использовал свою свободу недопустимым способом, если бы он захотел изменить свою природу, захотел бы согрешить , то есть "отделиться" от Бога и от себя самого, – разве в таком случае могло бы произойти нечто другое, кроме как неизбежное падение того, кто вступил в противоречие с Богом, проявил непослушание, хотя такое непослушание и невозможно и непредусмотрено в творении? И для него должно стать проклятием бытие во времени и в пространстве, для него должно стать бедой это становление и прехождение. Должно свершиться падение в ничто...

А могло ли быть иначе? Я говорю здесь об этом только для того, чтобы констатировать относительно всей той сферы, которую мы называем злом, сферы смерти, греха, дьявола и ада: всё это не есть творение Бога, это скорее то, чему Бог сказал "нет". И если есть реальность зла, то это может быть лишь реальность такого исключительного и отринутого, реальность за спиной Бога, мимо которой Он прошел, поскольку Он сотворил мир, и сотворил его благим.

То, что не есть благо, того Бог не творил, оно не имеет тварного бытия. Если у него вообще есть бытие (ибо предпочтительнее было бы сказать, что речь идет о небытии), то это всего лишь мощь того бытия, что проистекает из божественного "нет". Нам не следует искать мрак в самом Боге. Он – Отец света. Бог-Творец есть тот, кто наделяет бытием творение. И то, что существует, что истинно действительно, есть благодаря такому благоволению Бога.

/B/

 

* * *

Под словом ТЕОДИЦЕ́Я (от греч. θεός – Бог и δικαιόω – оправдывать) обычно подразумеваются богословские концепции, стремящиеся согласовать благость Божью с существованием зла в мире. <...> первые поиски теодицеи появились еще в древности, у вавилонских мудрецов (). Для политеизма в целом проблема теодицеи не имела смысла, т. к. не все боги представлялись существами, благими по природе: они были причиной как добра, так и зла в этом неизменном мире. Развитие идей теодицеи началось с возникновения религий спасения (). Индийская философия рассматривала теодицею в свете учения о метемпсихозе и отрицания ценности временного бытия. Источником зла считалась материя. В маздеизме вопрос решался с позиций дуализма. Ответственность за зло возлагалась на темное начало (Ангра-Майнью, или Ариман). Эта трактовка теодицеи получила дальнейшее развитие в спиритуализме гностических сект ().

Библия – как Ветхий Завет, так и Новый Завет – констатирует несовершенство мира и наличие в нём зла. Однако в первых книгах В.З. проблема теодицеи лишь едва намечается. Для ветхозаветного человека было несомненным, что зло как таковое не исходит от Бога. Но на вопрос, почему змей стал противником Бога и соблазнил Адама (Быт 3), ответа не дается. Господствовала вера в абсолютную справедливость Бога, Который допускает зло как возмездие за грехи (ср. диалог Авраама и Бога при посещении патриарха тремя странниками в Быт 18). В Быт 49:24 подчеркивается, что даже человеческое зло Господь может обратить в добро. Исторические и Пророческие книги не выходят за пределы веры в зло как наказания. Лишь в Ис 51:9–10 содержится намек на силы зла, противящиеся Богу и олицетворенные драконом хаоса. В отличие от древневосточные мифологии, это существо принадлежит не божественному, а тварному бытию.

Тайна происхождения зла не тревожила ветхозаветную мысль до тех пор, пока в людях господствовало родовое сознание. Считалось, что грех наказывается не только в лице грешника, но и его потомков. Но постепенно идея родовой ответственности перестает удовлетворять (Иез 18:20). Отсутствие в В.З. веры в посмертное воздаяние () привело иудеев к глубокому духовному кризису, отразившемуся в ряде псалмов и особенно в Кн. Иова. В ней проблема теодицеи поставлена с предельной остротой; причем характерно, что рассуждения друзей Иова, пытавшихся изложить различные теории теодицеи, Бог отвергает. Он принимает вопль и протест Иова, который оказывается более правым, чем его благочестивые собеседники. Однако ответа на вопрос о теодицеи книга не дает. Иов примиряется с Богом, встретив Его лицом к лицу, в чём содержится намек на несостоятельность традиционных толкований тайны зла. Тайна эта остается несводимой к известным человеку понятиям и представлениям. Проблема теодицеи решается не теориями, а полным доверием к Богу, образец которого явило дерзновение Иова. Знаменательно, что и Н.З. не говорит о метафизич. причине зла, а учит, как жить в мире, где есть зло, и как вести с ним борьбу.

Согласно ап. Иоанну, зло началось не с человека, а с диавола (1Ин 3:8). В Откр (12:9) он прямо отождествляется с Эдемским змеем и драконом (чудовищем хаоса). Следовательно, зло коренится в духовном мире и имеет духовную причину. Впервые об этом со всей ясностью сказано в апокрифической Кн. Еноха, где причиной падения явилось нарушение воли Творца духовными существами – ангелами, которые воспротивились Его воле. В новое время одна из попыток истолковать этот взгляд принадлежит Шеллингу, идеи которого были развиты Бердяевым. "Проблема теодицеи, – писал Бердяев, – разрешима лишь свободой. Тайна зла есть тайна свободы. Без понимания свободы не может быть понят иррациональный факт существования зла в Божием мире". В той или иной форме эту мысль разделяет большинство христианских богословов. Но при этом необходимо постоянно помнить, что Слово Божье не дает нам рационально обоснованной теодицеи, сохраняя в полной мере значение веры как подвига, как доверия, идущего навстречу неведомому.

/C/

 


См. также:
свящ. Александр Мень. БИБЛИЯ И УЧЕНИЕ О ГРЕХОПАДЕНИИ;
кратко: ап. Павел и учение о первородном грехе
ГРЕХОПАДЕНИЕ. (Из "Библиологического словаря") + ссылки;
кратко: Грех Адама и грех мира
свящ. Яков Кротов: грехопадение; фиговый листок; прощение. свящ. Александр Мень. Грехопадение (Пролог книги Бытия)

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!)  

www.messia.ru/r2/4/a07_077.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»