=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Библия о временах от Судей до Давида

Автор: священник Александр Мень.
Из книги:
КАК ЧИТАТЬ БИБЛИЮ.
Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета.

Опубликовано:
Есть издание 1997 года, и отредактированное 2005. По всей видимости, последний вариант в формате PDF помещен здесь: alexandrmen.ru/books/kak_chit/kak_chit.html. (Он и взят за основу данного выпуска рассылки.)

 
серия "Библия"
 (примерно 735 слов)
 

> СУДЬИ И ОСНОВАНИЕ МОНАРХИИ (XII — XI вв. до Р. X.)

> Книги Судей и Царств — это рассказ об искушениях и падениях народа Божия.

> Утвердившись в Ханаане, израильтяне быстро перешли к оседлому образу жизни. Единой власти у них еще не существовало; Израиль представлял собой союз племен, объединенных на основе общей религии. Пришельцы восприняли у хананеев материальную цивилизацию, а вместе с ней и туземные суеверия. Религиозный упадок привел к ослаблению уз между коленами и тем самым сделал их беззащитными перед лицом противника. Военные неудачи явились следствием религиозного отступничества.

> Время от времени в том или ином колене выдвигались вдохновленные Богом вожди — судьи, которые стремились возродить веру и брали на себя предводительство в борьбе с врагами (ср. Евр 11.32-34).

1. Израильтяне и хананеи (Суд 1)

<.....>

> 1.8. Иерусалим был занят лишь частично. Центральная крепость города оставалась в руках ханаанского племени иевусеев до эпохи Давида. 1.12 сл. Халев (евр. КАЛ`ЕВ) — глава мадианитского (кенитского) клана.

> 2. Духовное состояние Израиля. Песнь Моисея (Втор 32.1-43)

<.....>

> Эта песнь (в устной форме она могла быть сложена самим Моисеем) записана в эпоху Судей. В ней обличается Израиль, изменивший Богу.

> 3. Посланник Божий обличает Израиля (Суд 2.8-13; 2.1-4, 14-23)

<.....>

> 2.11. Ваал буквально означает «господин», «владыка». Так именовали многих ханаанских богов, но главным образом Халада, бога грозы. В честь ханаанских богов совершались изуверские обряды.

> 2.1. Ангел Господень означает «вестник Ягве». В данном случае речь, вероятно, идет о пророке, который пришел из Галгала обличить народ.

> 4. Последняя борьба с хананеями. Девора (Суд 4 — 5)

<.....>

> К XII в. основная масса хананеев уже примирилась с тем, что израильтяне будут жить вместе с ними. Только царь северного города Асор сделал попытку установить свою гегемонию над всей Палестиной. В эти дни Бог воздвиг пророчицу Девору, которая возглавила борьбу за национальное и религиозное сплочение народа.

> 5. Гедеон — освободитель от нашествия кочевников (Суд 6 — 8)

<.....>

> В этом сказании Ангел Господень — образ Богоявления.

> 6. Первая попытка установления монархии в Израиле (Суд 9)

<.....>

> В древних цивилизациях монархия считалась священной, царь объявлялся божественным существом. Моисеева религия отрицала и божественность царской власти, и вообще принцип самодержавия. Перед Законом Божиим все люди равны, и общество должно быть построено на его основе. Попытку установления монархии многие израильтяне встретили враждебно. Об этом свидетельствует притча Суд 9.8-15.

> 7. Вторжение филистимлян (IX в.) (Суд 13.1)

> Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет.

> Филистимляне — народ, пришедший с запада, с островов Эгейского моря. Они владели секретом выплавки железа и поэтому имели военное преимущество над всеми обитателями Палестины, названной, как уже было сказано, по их имени.{}

> 8. Юность Самуила (1 Цар 1 — 7.1)

> В эпоху филистимского господства Ковчег находился в городе Силоме, где правила семья священника Илия (евр. ЭЛ`ИХУ).

<.....>

> Раскопки в Силоме свидетельствуют о том, что город был разрушен и сожжен филистимлянами ок. 1060 г.

> 9. Самуил — судья. Восстание против филистимлян (1 Цар 7.2-15)

<.....>

> 10. Основание монархии (ок. 1025 г.). Саул (1 Цар 8 — 12)

<.....>

> В библейском рассказе явственно прослеживаются две линии предания: 1) монарх послан Богом как  избавитель народа от врагов. Он помазывается пророком (елей на Востоке был символом сохранности, помазание означало пребывание на помазаннике благословения Божия). После помазания на царя нисходит Дух Господень, и только тогда он становится истинным «предводителем народа»; 2) Самуил упрекает народ в желании быть «как другие народы» и говорит о злоупотреблениях, которыми чревата царская власть, тяготеющая к самодержавию. Составитель Книг Царств принимает оба этих предания, чтобы одновременно и подтвердить законность монархии, и указать на ее несовершенный характер.

> 11. Царь пытается узурпировать духовные права(1 Цар 13; 15.10-35)

<.....>

> Сказание изобличает постоянную тенденцию монархов сосредоточивать в своих руках и «кесарево», и «Божие». Пророк Самуил указывает на то, что послушание воле Божией выше жертвоприношений. Поэтому сохранение добычи вопреки запрету пророка, пусть даже для жертвы, являлось грехом. Казнь Агага — одна из черт варварских нравов эпохи.

 

> ДАВИД (ок. 1000 — 961 гг. до Р. Х.)

> История Давида составлена автором Второзаконнического цикла из отрывков летописи, написанной при Давиде и Соломоне (как считает большинство библеистов). Цель автора — представить Давида избранником Божиим и в то же время, подчеркнув его слабости, показать, что и он — величайший царь Израиля — не был идеальным помазанником. Он греховен, как и все люди, и должен нести ответственность за свои поступки.

> 1. Помазание Давида (1 Цар 16.1-13)

> Вместо Саула Бог избирает себе другого «помазанника», человека, исполненного веры («Господь смотрит на сердце»). Падение Саула послужило сюжетом нескольких стихотворений Байрона («Еврейские мелодии») и трагедии В. Альфьери «Саул».

<.....>

> 2. Давид и Голиаф. Побеждает не сила, а вера (1 Цар 17; 18.1-4)

<.....>

> 3. Давид и Саул (1 Цар 16.14-23; 18.527.12)

<.....>

> 4. Молитва Давида (Пс 22; 27)

<.....>

> 5. Смерть Саула (ок. 1000 г.) (1 Цар 2831; 2 Цар 1)

<.....>

> 6. Воцарение Давида (ок. 1000 г.) (2 Цар 2 — 5; Пс 17)

<.....>

> 7. Ковчег на Сионе (2 Цар 6; Пс 23.7-10)

<.....>

> 8. Пророчество Нафана. Обетование дому Давидову(2 Цар 7.8-17)

<.....>

> 9. Молитва Давида (2 Цар 23.2-7)

> 2 Дух Господень говорит во мне,
> и слово Его на языке у меня.
>
3 Сказал Бог Израилев,
> говорил о мне скала Израилева:
>
владычествующий над людьми будет праведен,
>
владычествуя в страхе Божием.
>
4 И как на рассвете утра,
>
при восходе солнца на безоблачном небе,
>
от сияния после дождя вырастает трава из земли,
>
5 не так ли дом мой у Бога?
>
Ибо завет вечный положил Он со мною,
>
твердый и непреложный.
>
Не так ли исходит от Него всё спасение мое
>
и всё хотение мое?
>
6 А нечестивые будут, как выброшенное терние,
>
которого не берут рукою;
>
7 но кто касается его,
>
вооружается железом или деревом копья,
>
и огнем сожигают его на месте.

> Пророчество Нафана исполнилось через явление истинного Помазанника из рода Давидова, Основателя Царства Божия — Иисуса Христа (Лк 1.32-33).

> 10. Грех Давида (2 Цар 11 — 12.25)

<.....>

> 11. Последствия греха Давида. Распри в его семье. Авессалом
(2 Цар 14.25-27; 15.2-18; 16.1-14; 19.5-43; 18.9-18; 20.1-26)

<.....>


 


См. также:
В.Сорокин. Историко-культурный контекст Ветхого Завета. >Эпоха СудейИстоки еврейской государственностиОбразование древнеизраильского государства
свящ. Александр Мень. Исагогика. >Продолжение борьбы за Ханаан. Книга СудейПророк Самуил и основание монархииЦарь Давид. Истоки мессианизма
Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня. > КНИГА СУДЕЙ ИЗРАИЛЕВЫХ Книги Царств
"Толковая Библия Лопухина". >О КНИГЕ СУДЕЙ
Комм. в "Брюссельской Библии". >Книга Судей Израилевых Книги Царств
М.Г.Селезнев. О книгах Иисуса Навина и Судейсвящ. Александр Мень. О БИБЛЕЙСКИХ ИСТОЧНИКАХ ПОСЛЕМОИСЕЕВОГО ПЕРИОДА

 

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!) 

www.messia.ru/r2/4/b16a_163a.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск в серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»