=рассылка *Христианское просвещение*=

Христос воскрес!!!

Тема выпуска: Библия о временах пророков Илии, Елисея, Амоса и Осии

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

Автор: священник Александр Мень.
Из книги:
КАК ЧИТАТЬ БИБЛИЮ.
Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета.

Опубликовано:
Есть издание 1997 года, и отредактированное 2005. По всей видимости, последний вариант в формате PDF помещен здесь: alexandrmen.ru/books/kak_chit/kak_chit.html. (Он и взят за основу данного выпуска рассылки.)

 
серия "Библия"
 (примерно 2960 слов)
 

> НОВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА. ПРОРОК ИЛИЯ (X—IX вв. до Р. Х.)

> 1. Распад царства Израильского (3 Цар 12.1-25)

<.....>

> 2. Религиозный раскол. Храмы в Вефиле и в Дане (3 Цар 12.26 — 14.20)

<.....>

> Религиозная политика Иеровоама I имела целью ослабить притягательность Иерусалимского храма. Тельцы являлись исконным семитическим символом божественного могущества. Как полагают библеисты, в новых храмах они не служили идолами Бога Израилева, а заменяли херувимов, поставленных в Соломоновом храме. Впрочем, простой народ скоро стал почитать самих тельцов как священные эмблемы. Таким образом, реформа Иеровоама I содействовала пробуждению старой привязанности к чувственным формам крестьянской религии.

> 3. Борьба против влияния язычества в Иерусалиме (915910 гг.) (3 Цар 15.1-16)

<.....>

> 4. Культ Ваала в Самарии. Ахав и Иезавель (3 Цар 16.23-33)

> Амврий (евр. ОМР`И), основатель Самарии, был одним из могущественных царей северного Израиля. О нём не раз упоминают надписи соседних народов. Ассирийцы даже называли Израиль Бит-Хумри (т. е. Дом Амврия). Однако Библия мало говорит об Амврии, так как ее интересует не гражданская, а главным образом духовная история народа. Династия Амврия имела тесные связи с Финикией. Сын Амврия, Ахав (869—850), женился на дочери финикийского царя Иезавели, которая была ревностной поклонницей Ваала-Мелькарта, божества ее родного города. Под ее влиянием Ахав допустил в своей столице культ Ваала наряду с религией Ягве{}.

<.....>

> 5. Пророк Илия в борьбе против язычества (3 Цар 17 — 18)

> Пророк Илия {<Его память Православная> Церковь отмечает 20 июля / 2 августа.} — борец за чистоту веры, продолжатель дела Моисея и Самуила. О его происхождении и молодости ничего не известно. Он появляется в Библииуже как глашатай воли Божией.

<.....>

> О засухе и голоде в эти годы известно и из финикийских источников.

> 18.40. Пользуясь своей победой, Илия чинит расправу над языческими жрецами. Представитель раннего пророчества, он считает допустимым употреблять насилие в делах религии. Но уже пророки-писатели откажутся от этого способа защиты веры, а Христос скажет ученикам, которые захотят подражать ревности Илии: «Не знаете, какого вы духа» (Лк 9.52-56).

> 6. Илия на Синае (3 Цар 19)

<....>

> 4 А сам <Илия> отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом и просил смерти себе, и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих. И лег и заснул под можжевеловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь и пей. 6 И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печеная лепешка и кувшин воды. Он поел и напился, и опять заснул. И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь и пей, ибо дальняя дорога пред тобою. И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.

> 9 И вошел он там в пещеру, и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? 10 Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе; ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее. 11 И сказал: выйди и стань на горе пред лицом Господним. И вот, Господь пройдет, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом; но не в ветре Господь. После ветра землетрясение; но не в землетрясении Господь. 12 После землетрясения огонь; но не в огне Господь. После огня веяние тихого ветра, и там Господь. 13 Услышав сие, Илия закрыл лицо свое милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос, и сказал ему: что ты здесь, Илия? 14 Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе; ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее. 15 И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею, 16 а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя. 17 Кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасется от меча Ииуева, того умертвит Елисей. 18 Впрочем, я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его.

<...>

> Явление Бога не в буре, а в «веянии тихого ветра» означало перелом в религиозном сознании Ветхого Завета. Это было указание Илии о том, что Ягве есть Бог милосердия.

> 7. Илия — поборник справедливости. Смерть Ахава(3 Цар 21; 22.1-40)

<.....>

> 8. Илия и Охозия (4 Цар 1)

<.....>

> 9. Вознесение Илии (4 Цар 2.1-18)

<.....>

> Видение означало, что пророк Илия изъят из общей участи людей и не остался в преисподней, куда, по представлению древних евреев, уходили души умерших. {Это представление о преисподней (евр. ШЕ`ОЛ) как общей для всех форме посмертия около III—II вв. сменилось верой в посмертное воздаяние и воскресение из мертвых. ...}

> 10. Елисей, сын Сафатов (4 Цар 3 — 7)

<.....>

> 11. Свержение дома Ахава (4 Цар 9 — 10)

<.....>

> Жестокости, учиненные во имя Божие мятежниками, были сурово осуждены пророком Осией (1.4). Пророк Елисей больше невступает ни в какие отношения с новым царем.

> 12. Попытка язычников утвердиться в Иудее и спасение дома Давидова (4 Цар 11)

<.....>

 

> ПРОРОКИ-ПИСАТЕЛИ (VIII—VI вв. до Р. Х. )

> Пророк в Библии не столько предсказатель будущего, сколько боговдохновенный вестник Небесной воли. Тайна пророческого дара превосходит всякое рациональное истолкование. Пророк ощущает себя орудием Божиим и в то же время сохраняет во всей полноте свою личность, произносит Слово Божие от первого лица, но при этом нисколько не похож на исступленного прорицателя или пифию, которые вещали в сомнамбулическом трансе. Порой пророки ясно сознавали противоречие между волей Господней, изрекаемой через них, и их собственной волей. Со времен Моисея действуют в Израиле эти великие религиозные учители, выступая преимущественно в критические, переломные эпохи. От лица Бога они обличают народ в грехах и уклонениях от истины и призывают его соблюдать верность Завету. Центральная идея проповеди пророков — спасение от мирового зла, грядущее Царство Божие, где воцарится истинный Мессия, Помазанник Ягве, и Бог будет обитать среди людей. Эта проповедь вечного мессианского Царства, возвещенного пророками, явилась не только предвосхищением Евангелия, но и пророчеством о «жизни будущего века».

> Как правило, пророки облекали свои проповеди в поэтическую форму. {Русский синодальный перевод передает текст пророческих писаний в прозе.} Чаще всего они произносили их в Храме или пели гимны во время богослужения. Иногда, для того чтобы придать своим словам особую силу, пророки прибегали к символическим действиям и пантомимам. В этом они следовали установившейся на Востоке традиции. В целом пророки исходили из учения Моисея и углубляли его. Строгое единобожие, соблюдение нравственных заповедей как основной вид служения Богу, верность Завету, Бог как живая личность, действующая в истории, грядущее Царство Божие — главные темы их проповедей.{}

> Чтение пророческих книг нужно перемежать чтением параллельных им частей книг исторических.

> I. АМОС — ПРОРОК СУДА БОЖИЯ

> Пророк Амос {<Его память Православная> Церковь отмечает 15/28 июня.} жил во время правления израильского царя Иеровоама II (786—746). Сведений о жизни Амоса сохранилось немного. Он не принадлежал к пророческим братствам (сынам пророческим), а был простым пастухом в иудейском городке Фекоя, расположенном на границе Иудейской пустыни. Занимался он также трудом садовода (вероятно, работая как батрак). Из пустыни Амос был призван Богом идти в Северное Израильское царство и предвозвестить близкий Суд над народами. Когда он проповедовал в Вефиле у царского храма, местный священник Амасия изгнал его.{} После этого Амос не проповедовал публично, однако стал записывать свои видения и пророчества.

> Стиль Амоса величествен и строг. Он свидетельствует о натуре суровой, цельной, непреклонной. Будучи человеком незнатного происхождения, Амос тем не менее обладал широким кругозором и хорошо знал священную письменность, историю и жизнь окружающих народов. Книга пророка Амоса — первая в Ветхом Завете, написанная целиком одним автором, чье имя дошло до нас. Она состоит из небольших пророческих речений, которые сгруппированы неизвестным редактором без хронологической последовательности. Редактору же принадлежит и заглавие книги, а по мнению некоторых толкователей, и эпилог (9.11-15). Учение Амоса имеет несколько ярко выраженных черт: а) он провозглашает строгий монотеизм и учит о Боге как Творце Вселенной. В этом он прямой продолжатель Моисеевой традиции; б) развивая учение Декалога, Амос рассматривает человечность и правду как главный вид служения Богу; обряды и жертвы не могут заменить добрых дел; в) пророк с большой страстностью выступает против общественных язв; угнетение бедных для него есть оскорбление Бога; г) Амос подчеркивает равенство всех народов перед Богом; избранность Израиля он связывает с большей ответственностью; д) тема близкого Суда Господня (День Ягве) — одна из центральных в Книге Амоса.

> Амос оказал большое влияние на всех последующих пророков, особенно на Исайю и Михея. В Новом Завете слова его приводит первомученик Стефан в речи против законников (Деян 7.42-43).

> 1. Последний расцвет Северного Израильского царства (786756 гг. )
       (4 Цар 14.23-28)

> В этот период среди израильтян возросло имущественное неравенство, причем религиозная жизнь постепенно вырождалась в формальное исполнение обрядов. Культ принял характер пышный и полуязыческий.

<....>

> 2. Пророк Суда Господня (Ам 8.1-11; 7.1-9)

<.....>

> 7.1-9. Эти символические видения означают близкий Суд. Пророк скорбит об Израиле, но Бог отвечает ему, что долготерпение Неба исчерпано, Судия при дверях. Толкователи обычно считают, что эти стихи первоначально являлись прологом всей Книги Амоса.

> 3. Столкновение с духовенством в Вефильском храме (Ам 7.10-17)

<....>

> Заявляя о том, что он не принадлежит к братству пророков, Амос намекает на их недостоинство (об упадке пророческого служения Ветхий Завет свидетельствует не раз).

> 4. Нравственная ответственность Израиля (Ам 3 — 4)

> 3.1 Слушайте слово сие, которое Господь изрек на вас, сыны Израилевы, на всё племя, которое вывел Я из земли Египетской, говоря:

> 2 Только вас признал Я
>        из всех племен земли;
>    потому и взыщу с вас
>        за все беззакония ваши.
>
3 Пойдут ли двое вместе,
>        не сговорившись между собою?
>
4 Ревет ли лев в лесу,
>        когда нет перед ним добычи?
>    подает ли свой голос львенок из логовища своего,
>        когда он ничего не поймал?
>
5 Попадет ли птица в петлю на земле,
>        когда силка нет для нее?
>    Поднимется ли с земли петля,
>        когда ничего не попало в нее?
>
6 Трубит ли в городе труба —
>        и народ не испугался бы?
>    Бывает ли в городе бедствие,
>        которое не Господь попустил бы?
>
7 Ибо Господь Бог ничего не делает,
>        не открыв Своей тайны
>        рабам Своим, пророкам.
>
8 Лев начал рыкать —
>        кто не содрогнется?
>    Господь Бог сказал —
>        кто не будет пророчествовать?

<.....>

> 3.2. Признал (евр. ЙАД`А — познал), т. е. возлюбил, приблизил к Себе, сделалСвоим достоянием. И именно поэтому Израиль более виновен перед Творцом, нежели прочие народы. 3.8-9Эти риторические вопросы должны были навести слушателей на мысль, что выступление Амоса было не случайным: он был подвигнут Богом, Который открывает пророкам тайны Своих путей. <.....>


> 5. Обличение ханжества (Ам 5)

> Слушайте это слово, в котором я подниму плач о вас,
>   дом Израилев.
>
2 Упала, не встает более
>       дева Израилева!
>   повержена на земле своей,
>       и некому поднять ее.
>
Ибо так говорит Господь Бог:
>   город, выступавший тысячею,
>       останется только с сотнею,
>   и выступавший сотнею,
>       останется с десятком у дома Израилева.
>
4 Ибо так говорит Господь дому Израилеву:
>       взыщите Меня, и будете живы.
>
5 Не ищите Вефиля,
>       и не ходите в Галгал,
>       и в Вирсавию не странствуйте;
>   ибо Галгал весь пойдет в плен,
>       и Вефиль обратится в ничто.
>
6 Взыщите Господа, и будете живы,
>       чтобы Он не устремился на дом Иосифов как огонь,
>       который пожрет его, и некому будет погасить его в Вефиле.
>
7 О вы, которые суд превращаете в отраву
>       и правду повергаете на землю!
>
8 Кто сотворил семизвездие и Орион
>       и претворяет смертную тень в ясное утро,
>       а день делает темным как ночь,
>   призывает воды морские
>       и разливает их по лицу земли?
>   — Господь имя Ему!
>
9 Он укрепляет опустошителя против сильного,
>       и опустошитель входит в крепость.
>
10 А они ненавидят обличающего в воротах
>       и гнушаются тем, кто говорит правду.
>
11 Итак, за то, что вы попираете бедного
>       и берете от него подарки хлебом,
>   вы построите домы из тесаных камней,
>       но жить не будете в них;
>   разведете прекрасные виноградники,
>       а вино из них не будете пить.

>
12 Ибо Я знаю, как многочисленны преступления ваши
>       и как тяжки грехи ваши;
>   вы враги правого, берете взятки
>       и извращаете в суде дела бедных.
>
13 Поэтому разумный безмолвствует в это время,
>       ибо злое это время.
>
14 Ищите добра, а не зла,
>       чтобы вам остаться в живых;
>   и тогда Господь Бог Саваоф будет с вами,
>       как вы говорите.
>
15 Возненавидьте зло, и возлюбите добро,
>       и восстановите у ворот правосудие;
>   может быть, Господь, Бог Саваоф,
>       помилует остаток Иосифов.
>
16 Посему так говорит Господь, Бог Саваоф, Вседержитель:
>     на всех улицах будет плач,
>       и на всех дорогах будут восклицать: 'увы, увы!'
>     и призовут земледельца сетовать
>       и искусных в плачевных песнях — плакать,
>
17 и во всех виноградниках будет плач,
>       ибо Я пройду среди тебя,
>                                                   говорит Господь.
>
18 Горе желающим дня Господня!
>       для чего вам этот день Господень?
>     он тьма, а не свет;
>
19 то же, как если бы кто убежал от льва,
>       и попался бы ему навстречу медведь,
>     или если бы пришел домой и оперся рукою о стену,
>       и змея ужалила бы его.
>
20 Разве день Господень не мрак, а свет?
>       он тьма, и нет в нём сияния.
>
21 Ненавижу, отвергаю праздники ваши
>       и не обоняю жертв во время торжественных собраний ваших.
>
22 Если вознесете Мне всесожжение и хлебное приношение,
>       Я не приму их
>     и не призрю на благодарственную жертву
>       из тучных тельцов ваших.
>
23 Удали от Меня шум песней твоих,
>       ибо звуков гуслей твоих Я не буду слушать.
>
24 Пусть, как вода, течет суд,
>       и правда — как сильный поток!

> 25 Приносили ли вы Мне жертвы и хлебные дары в пустыне, в течение сорока лет, дом Израилев? 26 Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя. 27 За то Я переселю вас за Дамаск, говорит Господь; Бог Саваоф — имя Ему!

 

> 5.1-2. Подражание погребальным песнопениям, которое должно было привести слушателей к мысли о скором падении государства (оно произошло в 722 г.). Этот стих примыкает к ст. 10. 5.8-9. Гимн о всемогуществе Божием, примыкающий к 4.13. 5.18Днем Господним называли, по-видимому, день, когда явится Бог и принесет славу Израилю. Пророк предупреждает, что день этот будет не днем торжества, а днем Суда. Встреча грешника с Богом порождает бурю, которая есть «гнев Божий». 5.25. Напоминание о простоте культа во время Моисея. 5.26-27Чрезвычайно темный текст. Русский перевод сделан с перевода LХХ. Общий смысл места таков: «Вы поклонялись богам язычников и за это будете изгнаны в земли языческие».

> 6. Горе беспечным! Пророчество об изгнании (Ам 6; 9.1-10)

<.....>

> 7. Обетование не отменено (Ам 9.11-15)

<....>

 

> II. ОСИЯ — ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ

> Осия {<Его память Православная> Церковь отмечает 17/30 октября.} (евр. ХОШ`ЕА, от корня И-Ш-А — спасать) был последним великим пророком Северного Израильского царства, младшим современником Амоса. Из надписания книги (1.1) явствует, что он проповедовал во дни Иеровоама II и его ближайших преемников.

> Жизнь Осии протекала на фоне бурных политических событий. Израиль подвергался сокрушительному натиску Ассирии, пытался вступить в союз с Египтом, раздирался внутренними междоусобицами. Несколько раз узурпаторы совершали перевороты, захватывая власть. Религиозная жизнь народа находилась в упадке: процветали идолопоклонство и суеверия. Отсутствие законности ввергло страну в анархию.

> Биографических сведений о пророке Осии почти не сохранилось. Некоторые историки считают, что он был священником. Во всяком случае пророк хорошо знал жизнь духовенства. Он женился на женщине по имени Гомерь. По-видимому, под «блудницею» он разумеет ее, жену, неверную своему мужу. Пророк не предал ее суду по законам того времени, но ждал раскаяния грешницы. Эта жизненная драма Осии подсказала ему сюжет притчи, в которой Израиль представлен в виде неверной жены.

> Проповедь Осии характеризуется следующими чертами: а) любовь и брак символизируют отношения между Богом и Общиной. Языческие элементы культа и жестокость являются изменой Богу, глумлением над его любовью к людям; б) Бог не только Судия, но и Отец, исполненный милосердия (евр. Х`ЕСЕД); в) обращение ко временам Моисея как идеалу в противовес тлетворному духу современного пророку общества. Таким образом, вводя тему милосердия, Осия дополняет Амоса, основой проповеди которого является Суд. Важно отметить, что Иисус Христос, обличая фарисеев, ссылается на слова пророка Осии (Мф 9.13; 12.7).

> 1. Смуты в Израильском царстве (746737 гг.) (4 Цар 15.8-29)

<.....>

> 2. Личная трагедия пророка — прообраз трагедии Израиля(Ос 1.1-9; 2.4-7, 10-23; 3; 2.1-3)

> 1.1 Слово Господне, которое было к Осии, сыну Беериину, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии, царей Иудейских, и во дни Иеровоама, сына Иоасова, царя Израильского.

> Начало слова Господня к Осии. И сказал Господь Осии: иди, возьми себе жену блудницу и детей блуда, ибо сильно блудодействует земля сия, отступив от Господа. 3 И пошел он, и взял Гомерь, дочь Дивлаима; и она зачала, и родила ему сына.

<.....>

> 1.2-3. Из этих слов явствует, что пророк взял в жены женщину с заведомо дурной репутацией, которая уже имела детей (внебрачных?). Такой поступок был символическим действием (). Брачный союз как образ духовного союза между Богом и человеком входит в Библию, начиная с пророка Осии (Иез 16; Ис 50.1; 54.1-6; Еф 5.22-23). Имена жены пророка и ее отца должны указывать на то, что она — лицо вполне реальное. Поэтому нет оснований считать, как полагают некоторые экзегеты, что речь идет о вымышленных событиях. <...>

> 3. Измена и кара (Ос 11.1-6)

<.....>

> <....> Сам Господь напоминает, как Он создал и укреплял народ Свой. Здесь Бог показан любящим Отцом, Который влек к Себе непослушное дитя узами любви.

> 4. Недостаток ведения (Ос 4.1-3)

> «Ведением», или «Богопознанием» (евр. ДА`АТ ЭЛОХ`ИМ), пророк называет близость к Богу, любовь к Нему и верность Ему. Глагол «познать» употребляется в Библии и для обозначения супружеской связи (см. Быт 4.1).

<...>

> Подобно тому, как Бог исполнен милосердия (многомилостив, евр. РАВХ`ЕСЕД), так и человек должен быть милосердным. Это неотделимо от истинной религии, в основе которой, согласно Осии, должно быть «Богопознание».

> 5. Недостоинство служителей алтаря (Ос 4.4-11)

<....>

> 6. Ложное благочестие (Ос 6.1-7)

<...>

> Народ исполняется покаяния и стремится найти вновь путь к Богу. Вот ответ Бога: одного возвращения к Господу недостаточно; нужно исполниться милосердия, ибо для Него оно дороже всех жертв. 6.7Современные толкователиполагают, что первоначально в тексте стояло не «подобно Адаму» (евр. КЕАДАМ), а «в земле (своей)» (евр. БЕАДАМ`А).

> 7. Политический упадок — плод греха и заблуждений (Ос 7)

> Пророк изобличает политиков, которые пытались спасти царство, обращаясь за помощью к язычникам. В результате страна оказывалась в еще большей зависимости и раздиралась смутами.

<.....>

> 8. Бедственное будущее Израиля (Ос 10.1-8)

<....>

> 9. Прощение и исцеление (Ос 11.8-11; 13.13-14; 14.2-10)

<....>

> 13.14 От власти ада Я искуплю их,
> от смерти избавлю их.
> Смерть! где твое жало?
> ад! где твоя победа?
> Раскаяния в том не будет у Меня.

<.....>

> Народ заслужил жестокую кару, но любовь Божия велика и обетования непреложны. Он помилует отступников и, проведя их через огонь испытаний, вернет к Себе. 13.14Ад — преисподняя (евр. ШЕ`ОЛ), где обитают души умерших. Избавлю — буквально «искуплю», т. е. приобрету для Себя, освобожу для Себя дорогой ценой. Смерть окажется бессильной перед могуществом Божиим. Этислова, относящиеся ко Дню спасения, согласно ап. Павлу, содержат прообразХристовой победы над смертью (1Кор 15.55).

 


 


См. также:
 Илия:Елисей:пророки, пророческие кинги:Амос:Осия:
свящ. Александр Мень. Исагогика. >
Из "Библиологического словаря" священника Александра Меня. >  
свящ. Александр Мень. Из цикла "В поисках Пути, Истины и Жизни". >
"Толковая Библия Лопухина". >
Комм. в "Брюссельской Библии". >
Эл. еврейская энциклопедия >
Википедия >   
свящ. Александр Мень (различные публикации) >    
из "Словаря святых" свящ. Якова Кротова >     
    

 

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров!
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

  2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!) 

www.messia.ru/r2/4/b17_164.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск в серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»