=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Пророк Иезекииль

Этот выпуск тройной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 3 примерно равные части.

Составлено на основе книги:
священник Александр Мень
.
КАК ЧИТАТЬ БИБЛИЮ. Руководство к чтению книг Ветхого и Нового Завета.

(Есть издание 1997 года, и отредактированное 2005. По всей видимости, последний вариант в формате PDF помещен здесь: alexandrmen.ru/books/kak_chit/kak_chit.html. Он и взят за основу данного выпуска рассылки.)

В выпуске также использованы следующие материалы:
КНИГА ИЕЗЕКИИЛЯ. Перевод и комментарии Л.В.Маневича. / М.: Российское Библейское Общество, 2006. © Российское Библейское Общество.
Псалом 50 в переводе  С.С.Аверинцева

 
серия "Библия"
 (примерно 4050 слов)
 

ПРОРОК ИЕЗЕКИИЛЬ

Пророк Иезекииль (евр. ЙЕХЕЗК`ЕЛ — да сделает Бог сильным; его память Православная церковь празднует 21 июля / 3 августа.), сын Вузия, был иерусалимским священником. Он начал пророческое служение в 592 г., который называет тридцатым. Большинство Отцов Церкви видели в этом указание на возраст пророка, и, следовательно, датой его рождения можно считать 622 г. до Р. X. Возможно, однако, что пророк разумел 30-й год со времени обновления Храма при царе Иосии. Иезекииль был уведен в Вавилон с первой партией пленников (597 г.). Жил пророк в поселке Тель-Авив у реки Ховар (канал Кебару близ вавилонского г. Ниппура). Он был женат и овдовел в 587 г. (24.15-19). Дом его стал местом, куда собирались иудеи беседовать о вере и слушать его речи (8.1; 14.1; 20.1). Пророк излагает откровение Божие в виде притчей (24.49), привлекая множество людей своеобразием своих речей (33.32). Он часто прибегал к символическим действиям, изображая наглядно события грядущего. Иезекииль — пророк-мистик, он созерцает видения в состоянии «восхищения». Для того чтобы передать людям смысл этих видений, пророк употребляет разнообразные символы и аллегории. Писания его исполнены таинственности и предвосхищают апокалиптическую литературу. Иезекииль точно датирует важнейшие свои видения. Последней датой в книге является март 571 г. (29.17). Вероятно, вскоре после этого пророк скончался. Согласно народному преданию, могила его находилась около нынешнего Бирс-Нимруда.

Книга пр. Иезекииля отличается более стройным планом, нежели книги Исайи и Иеремии. За небольшими исключениями она вся принадлежит самому пророку. Однако возможно, что после его смерти один из учеников пророка придал ей традиционную композицию: обличения иудеев, речи о народах, пророчества о грядущем. Иезекииль, в отличие от большинства пророков, в основном писал прозой. Книга его изобилует образами, часто трудными для понимания.

Главным делом Иезекииля была пастырская забота о ветхозаветной Церкви, которую надлежало сохранить среди опасностей языческого окружения. Пророк говорит о Славе Ягве, которая покинула грешный Иерусалим и пребывает среди изгнанников, верных Господу. Пророк исполнен глубокой веры в величие Божие. Непостижимому и всемогущему Творцу он противопоставляет немощного «сына человеческого» (т. е. смертного). Благоговейное чувство, которое рождает созерцание Славы Сущего, пронизывает всю книгу Иезекииля. В ней не ощущается той интимной близости души к Богу, которая отличает духовный опыт Иеремии. Однако Иезекииль говорит не только о всемогуществе Творца, он изображает Его и в виде доброго Пастыря, Который любит и оберегает Общину верных. Иезекииль предсказывает падение Иерусалима, но отвергает мысль, будто детям придется нести ответственность за грехи отцов. Пророк призывает народ к сердечному сокрушению, предвидит чудесное возрождение народа Божия и заключение с ним нового завета. Последние главы книги содержат видение Нового Иерусалима, которое одновременно есть пророчество о конце Плена и предызображение Церкви Христовой. Образы из Книги пророка Иезекииля встречаются и в Новом Завете (Мф 18.12; Ин 10.1-6; Откр 21.16; 22.1). Паремии из Книги пророка Иезекииля читаются в Великую Субботу.

 

1. Видение Божественной колесницы (Иез 1 – 2)

1 На тридцатый год, в пятый день четвертого месяца — я находился тогда среди переселенцев, у реки Кевар — разверзлись небеса, и было мне видение от Бога...

В пятый день месяца (это был пятый год после пленения царя Иояхина) в стране халдеев, у реки Кевар, Господь возвестил Свое слово жрецу Иезекиилю, сыну Бузи; там простер Господь над ним Свою руку.

…И увидел я: с севера надвигается ураган, огромная туча, пронизанная огнем. Сияние окружает ее. А там, внутри огня, — словно бы янтарь; там виднелись очертания четырех существ, и подобны они были человеческим фигурам, но у каждого по четыре лица и у каждого по четыре крыла. Их ноги были прямые, ступни как бычьи копыта, и сверкали они, словно отполированная медь. Под крыльями, с четырех сторон, у них были человеческие руки.

Лица и крылья у всех четверых были такие: крылья их касались друг друга, и куда бы ни направлялись существа, им не надо было поворачиваться — каждое двигалось лицом вперед. 10 Очертания же их лиц были такие: лицо человека, справа от него у всех четверых — лицо льва, слева у всех четверых — лицо быка, и еще одно лицо у всех четверых — лицо орла.

11 Лица и крылья у них были такие: крылья подняты вверх и распростерты, и двумя крыльями существа касались друг друга, а двумя другими прикрывали свое тело; 12 двигались они лицом вперед — куда Духу угодно было направиться, туда они и шли, не поворачиваясь.

13 Фигуры существ были подобны раскаленным углям в пламени, они пылали, словно факелы в огне, и огонь меж существами двигался вместе с ними. Сверкал огонь, из него вырывались молнии. 14 И сами существа неслись и метались, подобно молниям.

15 Я взглянул на них и увидел на земле, перед каждым из этих четырехликих существ, по колесу. 16 Казалось, будто сделаны эти колеса из хризолита, и очертания у всех четырех были одинаковые: каждое колесо словно бы состояло из двух, вложенных друг в друга.

17 Когда они перемещались, то, не меняя направления, они могли двигаться в любую из четырех сторон. 18 А их ободья — высоки они были и ужасны — ободья у всех четырех со всех сторон были усеяны глазами. 19 Когда двигались существа, подле них двигались и колеса, когда же поднимались существа над землей, вместе с ними поднимались и колеса. 20 Куда Духу угодно было направиться — туда же шли и существа. Куда было угодно направиться Духу — вместе с существами поднимались и колеса, ибо и в колесах был Дух существ.

21 Когда двигались существа, двигались и колеса, когда существа останавливались — колеса останавливались, когда существа поднимались над землей — вместе с ними поднимались и колеса, ибо и в колесах был Дух существ.

22 А над головами существ были очертания свода. Он сверкал, словно ледник, наводящий ужас, и распростирался над их головами. 23 А под ним, касаясь друг друга, вздымались их распрямленные крылья. Двумя другими крыльями каждое существо прикрывало свое тело.

24 Когда они двигались, я слышал гул крыльев, подобный морской буре, голосу Всесильного, — словно гул толпы, словно шум воинства. Когда же существа остановились, они опустили крылья.

25 Когда существа остановились, они опустили крылья. И тогда над сводом, что был распростерт над их головами, раздался голос.

26 Там, над сводом, распростертым над их головами, был словно бы лазурит; там виднелись очертания трона. А над очертаниями трона — словно бы фигура человека. 27 И видел я выше очертаний поясницы словно бы янтарь, объятый огнем. А ниже очертаний поясницы я видел словно бы огонь, окруженный сиянием. 28 Как радуга, появившаяся на небе во время дождя, так окружало Его сияние.

2 Таким предстал мне образ Славы Господней. Когда я увидел это, я пал ниц и услышал голос.

Он сказал мне:

— Встань, человек! Я буду говорить с тобою.

И когда он сказал это, вошел в меня Дух, поднял меня и поставил на ноги. И услышал я Того, кто обращался ко мне.

Он сказал мне:

— Человек! Я посылаю тебя к сынам Израилевым, к племени бунтовщиков, которое против Меня восстало. Как отцы их против Меня бунтовали, так и сами они до сих пор против Меня бунтуют! О сыновья упрямые и дерзкие! Я посылаю тебя к ним, обратись к ним со словами: «Так говорит Господь Бог!» И будут они тебя слушать, или нет — всё равно уразумеет это своевольное племя, что был среди них пророк.

А ты, человек, не бойся их
и речей их не бойся,
хотя вокруг тебя тернии и шипы
и живешь ты среди скорпионов!
Речей их не бойся,
никого не страшись
из этого своевольного племени!
Возвещай им Мое слово,
будут тебя слушать или нет
эти своевольные люди!

А ты, человек, слушай, что Я говорю тебе, не будь своевольным, как это своевольное племя.

Открой уста и ешь то, что Я даю тебе.

И увидел я: простерта ко мне рука, а в ней — свиток. 10 Он развернул передо мной свиток, и оказалось, что свиток исписан с обеих сторон, и с лицевой, и с обратной, и записаны в нём плач, крик и стон.

 

Видение означало, что Слава Господня (знак Богоприсутствия) покинула Иерусалимский храм и пребывает с изгнанниками. Уже не рукотворные херувимы являются отныне ее подножием, а Небесная колесница (евр. МЕРКАВ), ковчег, носимый пламенными херувимами, олицетворяющими стихийные силы. То, что херувимы обращены лицами на четыре стороны света, указывает на космический характер Небесной колесницы. Явление Божественной колесницы означало, что вся Вселенная есть Ковчег Божий и что близкая гибель рукотворного Ковчега не умалит Славу Ягве (ср. Откр 11.19).

1.5. ...очертания четырех существ... — В Иез 10 эти существа названы херувимами (10.15, 20), над которыми пребывает Слава Господня (10.4,18-19; 11.22). Иезекииль постоянно подчеркивает, что он видит не самого Бога и Его служителей, но лишь очертания, фигуры, подобия. Все описания, предлагаемые пророком, условны и не могут в совершенстве передать таинственное явление Славы (ср. 1.22).

1.15-16. Колёса (евр. ОФАН`ИМ), по мнению экзегетов, знаменуют космические сферы, а очи на них — звёзды.
1.20. Дух (евр. Р`УАХ) одновременно означает и ветер. В языке Библии «руах» — это космическая животворящая энергия, которая движет Вселенную и пронизывает живые существа. Энергия эта есть один из видов проявления силы Божией в мире («энергиями» преп. Григорий Палама именует деятельные божественные силы).
1.26. Символическое изображение Небесного престола.

2.1. Пророка объемлет мистический трепет перед лицом Славы. Бог именует его человеком, буквально: сыном человеческим (это выражение встречается у Иезекииля 87 раз), что в данном контексте означает просто «смертный».
2.3. Пророк призван возвещать и изгнанникам, и оставшимся в Иерусалиме. В то время между Вавилоном и Иудеей существовали частые сношения, и слова Иезекииля могли доходить до родины.
2.10. В первый период своего служения, до падения Иерусалима, Иезекииль должен был возвещать близкое возмездие неверному народу.

 


2. Конец Иерусалима (Иез 3.1-15, 17-27, 16; 4.1-16)

Следуя обычаю прорицателей, Иезекииль изобразил перед своими слушателями осаду города средствами пантомимы. Это происходило в дни падения Иерусалима.

 

3.1-3. Хотя свиток возвещает о горьких событиях, он сладок пророку, ибо злые человеческие деяния Бог в конце концов направляет к добру.

3.18-19. Пророк отвечает за души людей, предостеречь которых он послан.

 

4 А ты, человек, возьми кирпич, положи его перед собой и начертай на нём город — Иерусалим. Устрой против него осаду: воздвигни осадные сооружения, насыпь вал, окружи город военным станом и поставь вокруг него стенобитные орудия. Возьми железный противень и поставь его, как железную стену, между собой и городом. Обрати свой взор против города, и пусть город будет в осаде, ты будешь осаждать его! Всё это — знамение для рода Израилева.

Ляг на левый бок и возложи на себя грехи рода Израилева; всё время, пока ты будешь лежать на левом боку, на тебе будут грехи рода Израилева. Я назначаю тебе столько дней, сколько лет он грешил, — триста девяносто дней ты будешь нести грехи рода Израилева. Когда исполнишь это, снова ляг — теперь на правый бок.

Сорок дней ты будешь нести грехи рода Иуды. Каждый день Я буду тебе засчитывать за год. Обрати свой взор против осажденного Иерусалима, засучи рукава, занеси руку и пророчествуй против него. Я свяжу тебя веревками, и ты не сможешь повернуться с бока на бок, пока осада твоя не закончится.

Возьми себе пшеницы, ячменя, бобов, чечевицы, проса, полбы и смешай всё в одном сосуде. Это будет твоей пищей всё то время, пока ты будешь лежать на боку — триста девяносто дней ты будешь есть это. 10 И еду свою ты станешь отмерять на вес, в день — по двадцать шекелей, и есть будешь лишь от случая к случаю. 11 Воду будешь пить по глотку, в день — по одной шестой г`ина, и пить будешь лишь от случая к случаю. 12 Вот такие ячменные лепешки ты и будешь есть, а печь их будешь на человеческом кале. Пусть все это видят!

 

4.1-12. Действия, совершаемые в молчании, должны показать людям участь, которая вскоре постигнет Иерусалим. Многие в то время с негодованием отвергали мысль о гибели святого города (ср. Иер 21.13).
4.4. Символическое действие, означающее духовный паралич Иудеи.
4.9. Символическое действие, означающее голод в осажденном Иерусалиме. О крайней степени бедствия говорит ст. 15.

 

3. Видение о грехе Иерусалима (Иез 8.3-18)

 

4. Слава Господня покидает Иерусалим
(Иез 9; 11.14-21; 8.1-4; 10.20-22, 12-15, 1-8, 18-19; 11.22-25; 33.21-33)

 

11 14 И было мне слово Господне:

15 – Человек! Твоим братьям, братьям и родственникам, всему роду Израилеву, говорят жители Иерусалима: «Вы теперь вдали от Господа – а эта земля нам отдана во владенье!» 16 Но скажи:

 

Так говорит Господь Бог:

– Да, Я увел их вдаль, к другим народам, да, рассеял по странам, но Я Сам на время стал для них Храмом в тех землях, куда они пришли. 17 И потому скажи:

 

Так говорит Господь Бог:

– Я соберу вас средь народов, верну вас из стран, по которым вы были рассеяны, и дам вам землю Израиля! 18 Они вернутся туда и все мерзости этой земли, все ее гнусности вырвут из нее с корнем. 19 Я дам им сердце единое, новый дух Я вложу в них! Я вырву из их груди сердце каменное и вложу сердце из плоти, 20 чтобы по Моим повелениям они поступали, законы Мои соблюдали и жили по ним. Они будут Моим народом, Я буду их Богом! 21 А тем, чье сердце обращено к гнусным мерзостям, Я воздам за дела их! – говорит Господь Бог.

 

11.15-20. Хотя Слава Ягве покинула Иерусалим, но она не оставит верных, находящихся в изгнании. Сам Господь будет для них Храмом на чужой земле. Это означало, что Дух Божий действует не только в одном месте земли, но всюду, где люди призывают имя Господне (ср. Ин 3.8). Община, созданная на чужбине, обретет единство духа, и сердце верных преобразится, просветленное благодатью.

 

5. Господь — Пастырь Своего народа (Иез 34)

20 Так говорит им Господь Бог:

— Я Сам буду наводить порядок между тучными овцами и тощими. 21 Вы толкаетесь боками и плечами, вы бодаете рогами слабых, пока не разгоните их! 22 Но Я спасу Моих овец, не будут они больше ничьей добычей, Я Сам буду наводить порядок средь овец. 23 Одного пастуха Я поставлю над ними, чтоб он пас их, — раба Моего Давида. Он будет пасти их, он будет для них пастухом! 24 Я, Господь, буду их Богом, а раб Мой Давид будет их вождем. Так судил Я, Господь.

25 Я заключу с ними Договор, который принесет им благоденствие. Я истреблю в этой стране всё хищное зверье — чтоб могли они жить безмятежно в степи и спать спокойно в лесу. 26 Я дарую благословение им и всей стране вокруг Моей горы. Я буду в срок ниспосылать им дожди, и будут эти дожди благословенными. 27 Деревья будут приносить свои плоды, и земля — давать урожай. Будут жить они на своей земле в безопасности. И уразумеют они, что Я — Господь, когда Я разломаю ярмо их и освобожу от поработителей. 28 И не будут они больше добычей других народов, и звери не будут больше пожирать их. Будут жить они в безопасности, и никто больше не будет наводить на них страх. 29 Я стану посылать им урожаи на славу, и никто в их стране не будет больше гибнуть от голода, и не придется им больше терпеть поношения от других народов. 30 И уразумеют они, что Я, Господь, Бог их, — с ними! Что они, сыны Израилевы, — народ Мой! — говорит Господь Бог. — 31 Вы — овцы Мои, овцы на пастбище Моем. Вы — люди, а Я — Бог ваш, — говорит Господь Бог.

 

34.23. Бог — Небесный Пастырь Израиля — поставит над Своим народом Пастуха-Мессию из дома Давидова.
34.25. Мессианский Завет установит царство гармонии (мира, евр. ШАЛ`ОМ) между людьми и природой (ср. Ис 11.1-9). Хищное зверье обозначает здесь одновременно и хищников, и враждебные народы.

 

6. Плен послужит духовному оздоровлению Израиля
(Иез 36.16-18; Пс 50)

 

ПСАЛОМ 50

Помилуй меня, Боже, по милости Твоей,

и обилием благосердия Твоего

изгладь беззаконие мое;

всецело отмой меня от вины моей,

и от греха моего очисти меня!

 

Ибо сознаюсь я в беззаконии моем,

и грех мой предо мною всегда.

Пред Тобой, пред Тобой одним я согрешил,

и сотворил злое в очах Твоих;

итак, прав Ты в приговоре Твоем

и безупречен в суде Твоем!

 

Вот, в беззакониях я зачат,

и во грехе родила меня матерь моя;

Вот, верности в сокровенном желаешь Ты,

в тайне открыл Ты мне премудрость Твою.

 

Окропи меня иссопом, и буду чист,

омый меня, и стану снега белей.

10 Дай мне радость и веселие внять —

и возрадуются кости, что Ты сокрушил.

11 Отврати взор Твой от грехов моих,

и каждую вину мою изгладь!

12 Чистым, Боже, соделай сердце во мне,

и дух правый обнови в глубинах моих!

13 Не отвергни меня от лица Твоего,

и Духа Твоего Святого не отними,

14 возврати мне радость спасения Твоего,

и Духом всещедрым утверди меня!

 

15 Научу беззаконных путям Твоим,

и нечестивцы обратятся к Тебе.

16 Очисти меня от кровей,

Боже, Боже спасения моего!

и восславит язык мой

правду Твою.

17 Господи! отверзни уста мои,

и речь моя возвестит хвалу Тебе.

18 Ибо жертвы не желаешь Ты от меня,

всесожжение не угодно Тебе.

19 Жертва Богу — сокрушенный дух;

сердцем, что смирилось до конца,

Боже, не погнушаешься Ты.

 

20 Одари милостию Твоею Сион,

стены Иерусалима отстрой!

21 Тогда будут жертвы угодны Тебе,

всесожжении и возношений обряд,

тогда возложат тельцов

на алтарь твой.

 

Псалом 50 был либо написан, либо переработан в годы Плена (ср. ст. 20-21).

 


7. Возрождение народа Божия (Иез 37)

 

37 Простер Господь надо мной Свою руку – и унес меня Духом Своим и опустил посреди долины. И была та долина полна костей. Он стал водить меня вокруг костей – их было несметное множество в той долине, и были они совершенно сухими. Он сказал мне:

– Человек! Могут ли эти кости ожить?

Я ответил:

– Господи Боже! Это знаешь Ты один!

Он сказал мне:

– Произнеси пророчество этим костям, скажи им: «Кости сухие! Слушайте слово Господне!»

Так говорит Господь этим костям:

– Я вложу в вас дух, и вы оживете. Я прикреплю к вам сухожилия, наращу мясо и покрою вас кожей. Я дам вам дух, и вы оживете. И тогда уразумеете вы, что Я – Господь.

 

И я произнес пророчество, как было мне велено. Когда я произносил это пророчество, раздался шум и земля задрожала – кости стали соединяться друг с другом. 8 И увидел я, что появились на них сухожилия, наросло мясо, а сверху покрыла их кожа. Но дыхания жизни в них еще не было.

Тогда Он сказал мне:

– Произнеси пророчество духу, произнеси пророчество, человек, скажи духу:

 

Так говорит Господь Бог:

– От четырех ветров приди, дух, и вдохни жизнь в убитых – и они оживут!

 

10 И я произнес пророчество, как Он велел мне, и вошел в них дух, и они ожили. Встали они, и было их несметное полчище.

 

11 Тогда Он сказал мне:

– Человек! Эти кости – род Израилев, который говорит:

Кости наши иссохли,
погибла надежда,
мы обречены!

12 Но произнеси пророчество, скажи им:

 

Так говорит Господь Бог:

– Я открою ваши могилы и выведу вас из могил, о народ Мой, и приведу вас на землю Израилеву! 13 И уразумеете вы, что Я – Господь, когда открою ваши могилы, когда выведу вас из могил, о Мой народ! 14 Мой дух Я вложу в вас, и вы оживете. Я дарую вам мирную жизнь на вашей земле, и вы уразумеете, что Я – Господь Бог. Так Я судил и так Я сделаю! – говорит Господь Бог.

 

15 И было мне слово Господне:

16 Человек! Возьми дощечку и напиши на ней «Иуда и сыны Израилевы, что в союзе с ним». Потом возьми другую дощечку и напиши на ней: «Иосиф и весь род Израилев, что в союзе с ним» (это дощечка племени Ефрема). 17 И приложи их друг к другу, чтобы получилась единая дощечка, чтобы стали они в твоей руке одним целым. 18 И когда сыновья твоего народа спросят тебя: «Объясни, что это значит?», 19 скажи им:

 

Так говорит Господь Бог:

– Я возьму дощечку Иосифа и племен Израилевых, которые в союзе с ним (ныне она в руке Ефрема), и приложу к ней дощечку Иуды, чтобы получилась единая дощечка. Одним целым они будут в Моей руке.

 

20 Эти две дощечки, на которых ты сделал надписи, держи в руке у всех на виду, 21 и скажи:

 

Так говорит Господь Бог:

– Я уведу сынов Израилевых из владений чужих народов, к которым они пришли, соберу их отовсюду и приведу назад в их страну. 22 Там, на горах Израилевых, Я сделаю их единым народом, и один царь будет царствовать над всеми ними. И не будут больше они двумя народами, не будут больше разделяться на два царства. 23 Не будут больше оскверняться идолами своими, мерзостями и преступлениями. Я спасу их от отступничества, в которое они впали, Я очищу их, и станут они Моим народом, а Я буду – их Богом. 24 Раб Мой Давид будет царем над ними, один пастух будет над всеми ними. Будут жить они по Моим предписаниям, Мои законы будут соблюдать и исполнять их. 25 И будут жить они на этой земле, которую Я даровал рабу Моему Иакову и на которой жили отцы их. Там они будут жить – и дети их, и дети детей – вовеки! И раб Мой Давид вовеки будет вождем их. 26 Я заключу с ними Договор, который принесет им благоденствие, и Договор этот будет вечным. Я их сделаю многочисленными, и навеки Я поставлю средь них Мое святилище. 27 Там буду Я пребывать над ними. Я буду их Богом, а они будут Моим народом. 28 И святилище Мое будет вечно пребывать среди них – и тогда уразумеют народы, что Я, Господь, посвятил Израиль Себе!

 

Текст читается на утрени Великой Субботы.

37.1-14. Видение знаменует воскресение народа Божия, павшего от руки врага. Восстановление Общины изображено как новое творение (ср. Быт 2.7). Некоторые Отцы Церкви усматривали в видении Иезекииля прообраз всеобщего воскресения, другие (блж. Иероним) отрицали это. Смысл видения: Бог может оживить истлевшее, ибо Он — Владыка жизни.
37.22-28. С обновленным Израилем Бог заключит новый, вечный Завет. Над народом Божиим будет стоять единственный истинный Царь — Мессия.

 

8. Эсхатологическая битва (Иез 38 — 39)

Конец времен ознаменуется последней великой битвой врагов Божиих с избранным народом, битвой, которая предварит окончательное наступление Царства Божия. «Некоторые разумеют это в иносказательном смысле о Церкви и диаволе и о гонениях, которые в разное время воздвигались нечестивыми царями» (свт. Иоанн Златоуст). Имена врагов Израиля взяты, вероятно, из преданий о воинственных народах севера (Гог — мидийский царь Гигес, Рош — Руса, царь Урарту, Мешех и Фувал — народы северной Месопотамии). Они символизируют неотвратимую угрозу, идущую из дальних стран.

 

9. Новый Иерусалим (Иез 40; 42.15-19; 43; 48)

 

Видения имеют двойной смысл: а) устройства ветхозаветной Общины после Плена; б) эсхатологического Царства Божия.

40.4 сл. Точное описание Храма, который предстоит восстановить после освобождения из Плена, является и указанием для строителей (как священник Иезекииль хорошо помнил старый Храм), и одновременно порукой тому, что Храм будет вновь построен. В знак того, что в земле Господней всё будет гармонично и совершенно, Иезекииль придает зданию более совершенные очертания, нежели имел Храм Соломона.
42.15-19. Наружная стена Храма представляет идеальный квадрат (символ гармонии и совершенства). Обращенность крестом на четыре стороны света знаменует вселенское значение Дома Божия.

43.1-4. Возрожденный Израиль вновь встречает Славу Ягве, которая приходит с востока (откуда должны будут вернуться изгнанники).
43.5-11. Совершается то, чего веками чаял Израиль: Бог прощает его и снова обитает среди народа. Это прообраз евангельского Богоявления, прообраз, однако, отдаленный, ибо Господь всё еще скрыт от взоров людей. Только Воплощение откроет Его миру.

43.19-27. Служение в Храме есть благоговейное свидетельство о том, что Бог близко, что Он, огонь попаляющий, обитает в сердце Града.
43.22-29. Справедливое разделение земли указывает на нравственные принципы, которые должны лежать в основе экономической жизни человека.
43.30-34. Новый Иерусалим — город вселенский, о чём говорит его обращенность ко всем четырем сторонам света. Этот образ мы находим и в Апокалипсисе (21.16).
48.35. И с того дня имя Городу будет «Господь там!» — По-древнееврейски название Города отдаленно напоминает название «Иерусалим», ср. Пс 47.2. Новое наименование города отражает самую суть учения пророка Иезекииля. Высшей точкой мирового становления явится Мессианское Царство, когда Бог соединится с людьми навеки (Откр 21.2-5, 22-27).

 

10. Река жизни (Иез 47.1-9)

Это пророчество записано в 573 г. Оно рисует картину возрождения ветхозаветной Общины.

 

Воды реки живой означают иной, мистико-эсхатологический план пророчества. Иезекииль разумеет уже не просто устроение Израиля на земле отцов и не только устроение мира по принципам справедливости, но Новый Иерусалим как средоточие благодати, которая преобразует Вселенную (Мертвое море делается здоровым, 47.8).

 


Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

  2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!) 

www.messia.ru/r2/4/b24_202.htm

Архив рассылки, формы подписки  —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение"  —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило,
автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»