=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Церковь – училище Любви

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

Автор: священник Владимир Балашов.

kiev-orthodox.org/site/churchlife/1771/.

 
серия "Христианство в современном мире";
серия "Церковь"
 (2077 слов)
 

 

> В чём смысл религиозной жизни? Смысл поклонов, многочасовых стояний  на службах, постов, чтения молитвенных правил, – всего того, без чего мы и представить себе не можем жизнь верующего человека. Для чего всё это? Зачем ходить в храм? Когда задаешь эти вопросы верующим людям, кроме ответа, что так надо, так положено, вряд ли что можно услышать. Это значит, что смысл внешнего благочестия сокрыт для многих верующих. А в чём смысл борьбы с грехами и страстями? Чтобы стать святым, или наследовать частную собственность в раю. Что такое святость? Это неимение грехов или что-то еще? Эти вопросы раздражают своей простотой, и в то же время они совсем не простые – и современное состояние церковности это показывает. Отвечая на эти вопросы, все будут много рассуждать, ссылаясь на Писание или святых отцов, но четкое осмысление  услышишь не часто. А ответ на все эти вопросы очень простой. Весь смысл религиозной жизни есть достижение совершенства в Любви. И спасение – это пребывание в Любви, потому что это есть пребывание в Боге. «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём» (1Ин.4:16).

Церковь – это прежде всего училище Любви, а уже во вторую и третью очередь место религиозного действа. Понятие Церкви и храма совместилось, и многие под Церковью подразумевают храм, а не собрание братьев и сестер, посреди которых наш любящий Отец – Христос. А слова «братья и сестры» стали всего лишь словесным штампом и ничем более. К сожалению, мало кто видит в стоящих и молящихся бабушках, тетеньках  дяденьках своих братьев и сестер. В городских  храмах многие и не знают по имени рядом стоящих, с которыми они, может быть, молятся не один год.

> Свт. Киприан Карфагенский утверждает, что вне Церкви нет жизни, а значит – нет и спасения. Вне какой Церкви? Вне здания особой архитектурной постройки? Что имел в виду святитель Киприан? Наверное, то, что вне Церкви человек не сможет научиться любить, не сможет преодолеть свое «я». Человек, ставший в грехопадении эгоцентричным, сам – вне Христа и братьев и сестер – не в состоянии решить эту самую главную проблему, в результате которой он умер грехом. Чтобы воскреснуть со Христом, нужно умереть для жизни ради своей утробы, найти в себе мужество увидеть, что центр жизни – Бог, а не я. Вне церкви – в смысле собрания – это невозможно понять, а тем более изменить свою жизнь в этом спасительном направлении. Святитель Киприан, конечно, имел в виду не дом с куполами, а именно христианскую общину, именно братьев и сестер, посреди которых Христос.

> Сами слова  «братья и сестры» обозначают семью. Вне семьи не может быть ни братьев, ни сестер. И сами братья и сестры возможны лишь тогда, когда их кто-то считает братьями и сестрами. Если все равнодушны друг к другу, то нет и братьев и сестер, есть просто прихожане, которые приходят и уходят и для которых проблемы прихода – это не их проблемы, а проблемы служащих и работающих в этом приходе. Даже само обозначение собрания братьев и сестер, которое в древности всегда называлась общиной, в настоящее время именуется приходом. Само название «приход»  несет в себе нечто индивидуальное, одинокое, безликое. Все просто приходят, а потом уходят… Для чего же приходят? С какой целью? Цель прихода в храм для большинства современных христиан – реализация своих земных попечений. Прихожане приходят в храм помолиться против колорадского жука, против падежа скота, о сыне, который поступает в институт или который служит в армии, о муже, который пьет, или о своей неудачной жизни.  Всё это суть житейские попечения, которые Церковь в одном из самых значимых песнопений призывает нас отложить. Если мы всё это отложим, что тогда останется? Пустота. Ничего не останется, исчезнет сама цель прихода: разве нас, кроме своего, что-либо интересует? Может быть, это подсознательно и является причиной того, почему ревнители синодального благочестия выступают против перевода богослужения на русский язык. Чтобы за красотой византийского витийства и непонятной мелодии древнего языка, которому многие придают ореол сакральности, скрыть смысл призыва Церкви к единению друг с другом и со Христом, может быть поэтому и «ревнители старины» и против чтения вслух "тайных" (таинственных) молитв, в которых раскрывается весь смысл Литургии.  Чтобы обличение Церкви было сокрыто в непонятности и тайности, для того, чтобы совесть не беспокоила и не заставляла думать о смысле вообще.

> Сама Церковь актуализируется только в Евхаристии, когда вся семья, вся община во главе с предстоятелем причащаются Тела и Крови Христовых. Кто не причащается, тот и не член этой общины – он вне Церкви. Литургия  –  не опера, которую можно просто слушать и смотреть. Литургия  – это общее дело, в котором можно только участвовать, а участие в Литургии – это участие в Евхаристии.  Странно, почему-то священникам  нельзя служить Литургию и не причащаться, а мирянам можно. Более того,  ревнители синодальной старины пишут статьи о «сверхчастом  причащении» и обвиняют своих оппонентов в обновленчестве. Хотя обычай слушать Литургию и не причащаться, потому что канончики не прочитал, это и есть  жуткое обновленчество, которое так въелось в наше приходское сознание, что стало нормой, более того, имеет своих защитников, которых даже большинство.

> Храм называют домом Божьим. Храм еще и дом Церкви, евхаристической общины, дом братьев и сестер, которые составляют эту общину. Отчий дом может быть только один, только среди своих братьев и сестер мы можем ощущать себя дома, в другой семье мы в гостях. А как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше. Многие одинаково хорошо ощущают себя во всех храмах, и есть обыкновение посещать разные храмы. В одном – батюшка хорошо исповедует, в другом – хор хороший, в третьем – роспись древняя    или красивая. Какого удовлетворения требует душа, тот храм и посещают. Это  явление имеет место потому, что нет дома. Только бездомным бродягам  везде хорошо. Человек, который имеет семью, хорошо себя чувствует только дома, а везде он в гостях.  Если нам во всех храмах одинаково, значит, мы бездомные бродяги, духовные бомжи. Нет у нас родных, и мы никому не нужны, и нам никто не нужен. Мы настолько к  этому привыкли, что не хотим иного духовного бытия, как только такого бездомного. Это синдром бомжа. Если бродяге дать возможность нормальной жизни, он всё равно останется бродягой. Откуда у нас появилась страсть к духовному бродяжничеству; когда мы потеряли свой дом? Тогда, когда перестали причащаться всей общиной, всей семьей от единой чаши, когда каждый сам по себе стал решать меру своей готовности к причастию, когда Евхаристия перестала быть объединяющим таинством, а стала таинством личного освящения. Постепенно мы утратили кровное родство, перестали быть братьями и сестрами, а стали каждый сам по себе. В результате мы лишились дома.


> Само восприятие Церкви стало партийным. Я принадлежу к Русской Православной Церкви. Это выражение мне напоминает слова старой песни: «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский Союз» – разве не абсурдное это выражение? У всякого человека должны быть и дом, и улица, которые находятся в Советском Союзе, или, перефразируя это выражение в церковном смысле, у всякого христианина должны быть и община, и храм, то есть его духовный дом, который находится в нашей Русской Православной Церкви, должны быть и братья и сестры, наши родные и близкие, которых мы так должны любить, что готовы были душу свою положить за каждого из них и верить и надеяться, что за тебя тоже положат душу. Ведь это самое главное, ведь Христос только посреди братьев и сестер, собравшихся во имя Его, а не посреди прихожан, собравшихся во имя своё, где каждый  занят своими попечениями,  даже может быть самыми высокими, но о себе, а не о других.

> Закон Христов исполняется не свечками, не стоянием на службе, не поклонами, а ношением тягот друг друга и молитвой друг за друга. Посредством этого мы становимся единым целым, и уже никто и ничто и никого не сможет отделить от Тела Церкви, только когда радость одного становится радостью всех и беда одного становится бедой всех, и в каждом всякий найдет себе поддержку и опору.  Церковь нас учит забыть о себе, погубить душу свою за Христа и за братьев – только тогда мы её обретаем живой. «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф.16:25). В этом месте Писания говорится о душе, а не о жизни.  Губить душу за Христа это значит кормить алчущих, поить жаждущих, посещать больных, забывая о себе, и от всего этого получать радость служения, которая наполнит сердце благодатью, посеет в душе любовь, мир, даст надежду. То есть у нас появятся все дары Духа:  «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера» (Гал.5:22). Многие ли из так называемых «воцерковленных» имеют в душе эти дары, которые должны быть у каждого? Ведь не внешнее благочестие, заключенное в особой одежде, особом православном сленге, свидетельствует о нашем православии, а внутренние дары, именно наличие любви, радости и мира внутреннего. Если нет этих даров, то это повод для тревоги…

> Здесь, конечно, могут возразить, мол, мы грешные и потому не испытываем этих благодатных состояний, и поэтому мы разбиваем лбы в поклонах, проводим часы за чтением акафистов и изучаем брошюрки с бесконечными списками грехов. Но будет ли результат от этих действий? Ведь в духовной борьбе цель гораздо важнее, чем средства. Во имя чего мы боремся с грехами? Во имя собственной святости, чтобы наследовать теплое местечко в раю? Где в такой религиозности место для ближних, или ближние всего лишь средство? Может быть, такая религиозность есть причина агрессивности и злобы некоторых верующих людей, норовящих взойти в Царствие Небесное по головам ближних.

> Цель христианской жизни есть совершенство в Любви. И борьба с личным грехом имеет смысл лишь потому, что грех препятствует достижению этой цели, проще говоря, мы боремся с грехом, потому что грех мешает нам любить. Только тогда тот вакуум, образующийся после победы над грехом, заполняется жертвенной любовью, только в этом случае религия будет делать человека лучше. К сожалению, часто мы можем наблюдать обратное. Человек раньше не ходил в храм и был по-мирски порядочен, а воцерковился – отпустил бороду, стал диким, злым, кругом ему мерещатся враги. И сам вид его становится таким жалким и в то же время отталкивающим, что люди просто шарахаются от подобных верующих.

> Может быть, это одна из причин малочисленности людей в наших храмах: при виде бородатых лиц и мешковатых серых одежд, старых дев и вдов с блаженным выражением лица в непонятных юбках и платках приходят мысли, что если я буду ходить в храм постоянно, то стану одним из них. Это ужас – нет, никогда! Наш внешний вид, как мы считаем, благочестивый, проповедует об обратном. Он отталкивает людей от Церкви, обесценивая даже самые верные и правильные слова, которые мы говорим. Люди видят верующих людей и не славят Бога, а шарахаются от них. Люди боятся воцерковляться, потому что боятся стать православными зомби, пораженными страхом всего и вся.

> Разве наша вера делает нас лучше? Для чего все эти духовные потуги?  Можно ли услышать о нас, что православные христиане – самые честные, в них нет лукавства, лицемерия, они открыты для всех и добры, всегда готовы к самопожертвованию? Христианская община – это самое лучшее сообщество людей, где всякий обретает множество настоящих братьев и сестер, готовых друг за друга пойти и в огонь и в воду. Я хочу обрести таких друзей, я хочу стать одним из них. Этого, увы, никогда не услышишь, и про это у нас никогда не скажут, потому что мир внутри современной Церкви практически ничем не отличается от мира за церковной оградой, а ведь Церковь это и есть Царствие, пришедшее в силе.

> Сейчас много пишется о церковных проблемах, предлагаются различные пути и решения: одни пишут, что нужно часто причащаться, другие – о необходимости катехизации, третьи – о переводе богослужения на русский язык. Я думаю, что даже если всё это будет реализовано, мы всё равно не решим наших проблем, потому что это следствие, а не причина. А причина лежит в нашем нежелании умереть для жизни в себя и родиться для жизни во Христе. Слишком тесно в наших сердцах, в них нет места для Христа и для братьев и сестер, и оттого их у нас нет. Наше «я» слишком велико. И поэтому мы не хотим ответственности нам удобно ходить в храм по религиозной нужде, а Церковь и наши братья нам совсем не нужны, потому что и так тесно в наших сердцах.  Нам проще видеть в Церкви не Тело Христово, а учреждение, куда ходят успокоить душу. Для нас лучше ощущать себя членом партии РПЦ, а не единым Телом Христовым, порознь которого мы всего лишь части, органы этого Тела, которые не имеют жизни сами по себе, кроме как только в составе Тела. «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1Кор.12:27).

> Это и есть причина церковной неустроенности. И так будет всегда, пока нас удовлетворяет такая религиозная жизнь. Может быть, такая церковность и была причиной слез Антония Великого, когда он молился: «Не дай Бог мне дожить до последних времен».

> А нам Бог судил жить в эти времена.


 

См. также:
свящ. Филипп Парфенов. Проблемы современного православия в отражении "Дневников" свящ. Александра Шмемана (1) (2)
прот. Александр Шмеман. О Церкви
(A) (B) (C) (D) (E)
игумен Евмений (Перистый). Ответственность и современное церковное общество (1) (2)

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!)  

www.messia.ru/r2/4/e03_127.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по теме "Церковь"
<= предш. выпуск по теме "Христианство в современном мир"  
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»