=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Христианство в XIX веке, Северная Америка (1)

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

 

Составлено по книге:
Хусто Л. Гонсалес. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА
(Часть третья. XIX ВЕК)
krotov.info/history/00/posnov/gonzalez_8.htm

Дополнено материалами из хронологической таблицы krotov.info/spravki/help/chron/19.htm.

 
серия "История христианства";
серия "Церковь: единство и разделения. Конфессии" 

Последние выпуски серии:

XVI-XVII века, Русь +
1700-1787;
1788-1800
XVIII век, Русь + Старообрядчество в XVIII веке
       
 (3198 слов)

 

Последние годы XVIII века и первые годы XIX века отмечены рядом политических изменений, потрясших Европу и западное полушарие. Их главной причиной явилось совпадение новых политических идей с экономическими интересами растущего класса буржуазии, экономические позиции которого усилились во второй половине XVIII века как в Европе, так и в западном полушарии нового класса. Во Франции низшие классы были едины с буржуазией в своей ненависти к аристократам, в которых они видели паразитов, живущих за счет их труда. В Новом Свете низшие классы тоже поддерживали новую аристократию против старой родовой, в которой они видели иностранцев, пользующихся богатствами колоний. Всё это привело к провозглашению независимости Соединенных Штатов, Французской революции и обретению независимости странами Латинской Америки.

Независимость тринадцати колоний

Многие связывали борьбу за независимость бывших британских колоний в Северной Америке с рационалистической идеологией, рассматривавшей Провидение прежде всего как принцип прогресса. Сама новая нация была живым свидетельством прогресса, который отчасти выражался в отказе от догматической позиции традиционного христианства и принятии "естественной религии". Традиционные учения и обычаи христианских церквей, за исключением тех, которые могли пониматься в категориях природного разума или общепринятой морали, считались пережитками прошлого, балластом на корабле прогресса.

Такого рода идеология породила два изначально независимых, но затем тесно сблизившихся движения: унитарианство и универсализм. Первое возникло практически одновременно с провозглашением независимости и наибольшее распространение получило в кругах англикан и конгрегационалистов, не желавших больше следовать традиционной ортодоксии. Церкви, вышедшие из этого движения, назвали "унитарианскими", так как они отвергали учение о Троице, но на самом деле с ортодоксией они расходились и по многим другим вопросам. Они были рационалистическими и особое значение придавали свободе и интеллектуальным возможностям человека в противоположность упору ортодоксии на божественную тайну и человеческую греховность. Наибольшим влиянием это движение пользовалось в среде торговых слоев Новой Англии. Универсализм - учение, согласно которому в конце все получат спасение, - незадолго до провозглашения независимости принесли в колонии британские методисты, утверждавшие, что учение о вечном осуждении представляет собой отрицание Божьей любви. После завоевания независимости в Новой Англии появилось несколько универсалистских церквей. Вскоре это движение слилось с унитарианским. В тех же кругах наибольшее число приверженцев получил "трансцендентализм". Здесь рационализм сочетался с романтизмом. Оно особо указывало на роль самопознания для понимания мироздания и его целей. Как и унитарианство, наибольшее число последователей трансцендентализм находил среди высших классов, хотя многие его идеи проникли и в другие слои общества.

Ближайшей задачей церквей во вновь образованном государстве было решение вопроса о взаимоотношениях с Великобританией. К англиканским епископам многие относились как к агентам королевской власти задолго до провозглашения независимости и исходя из этого противились назначению епископов в колонии. Во время борьбы за независимость среди членов церкви Англии было много роялистов, многие из которых в конце концов эмигрировали в Англию или Канаду. В 1783 году оставшиеся в Соединенных Штатах англикане объединились в епископальную церковь, основной опорой которой была аристократия.

Методисты поначалу испытывали те же трудности, по тем же причинам. Уэсли (Весли) был твердым сторонником королевской власти и призывал методистов в колониях повиноваться королевским эдиктам. После провозглашения Декларации независимости все английские методистские проповедники в колониях, за исключением Эсбери, вернулись в Великобританию. Конечно, это не способствовало росту популярности методистов среди патриотов. Но благодаря неустанным усилиям Эсбери американский методизм начал принимать совершенно иные очертания. В 1784 году американский методизм оформился в церковь, независимую от англиканства и от британского методизма.

Баптистское движение развивалось быстро, особенно в Виргинии и в других южных колониях, и оттуда распространилось на Теннесси и Кентукки. Конгрегационалисты, несмотря на их роль в борьбе за независимость, значительных успехов добились только на территориях, колонизованных из Новой Англии. В целом все деноминации основное внимание уделяли реорганизации применительно к изменившимся условиям и восстановлению ущерба, понесенного в результате войны.

Термин "деноминация" выражает одну из главных отличительных особенностей христианства, выросшего из североамериканского опыта. Это слово показывает, что разные "церкви" рассматривались как "деноминации", то есть как объединения по-разному называвшихся христиан. Живя в плюралистическом религиозном обществе, где терпимость была необходима для политического выживания, и будучи свидетелями кровопролития, происходившего по вине догматизма в других местах, североамериканские протестанты представляли себе Церковь невидимой реальностью, состоящей из всех подлинных верующих и из видимых церквей - "деноминаций" - как добровольных организаций, создававшихся верующими в соответствии с их убеждениями и предпочтениями.

Практическим последствием такого представления о "церкви" и "деноминации" стало то, что крупные спорные вопросы, по которым мнения внутри североамериканского протестантизма расходились, не ограничивались разногласиями между "церквами", а выходили за "деноминационные" границы. Такие вопросы, как рабство, теория эволюции, фундаментализм, либерализм и расовая политика, становились предметом разногласий не только внутри деноминаций, но и за рамками деноминационных разграничений.

Движение "Учеников Христа" возникло как ответ на деноминационное разделение американского христианства. Основатели движения Томас Кэмпбелл (1763-1854) и его сын Александр (1788-1866) не хотели основывать новую деноминацию. Они ставили целью призвать всех христиан-протестантов к единству через провозглашение Евангелия в его изначальной чистоте. Лидер движения Александр Кэмпбелл сочетал в себе рационализм с глубоким уважением к авторитету Нового Завета. Такого ревностного стремления следовать тому, что он считал Божьими заповедями, не было больше ни у кого из рационалистов. С твердой убежденностью, что христианского единства можно добиться благодаря возврату к раннему христианству в его понимании, Кэмпбелл начал осуществление программы реформ, которая в конечном счете, и в значительной степени вопреки его первоначальным намерениям, привела к созданию новой деноминации, - названной "Христианская церковь (Ученики Христа)". Учитывая противоречивость взглядов самого Кэмпбелла и разного рода более поздние наслоения, в церкви "Учеников" на протяжении всей ее истории существовали рационалистское и консервативное напревления. Но всех их отличало стремление к установлению христианского единства.

Иммиграция

Население тринадцати колоний, ставших Соединенными Штатами, состояло из иммигрантов, приехавших главным образом из Великобритании, а также из Германии и других стран Европы. Но с конца XVIII века и в течение всего XIX века в Соединенные Штаты продолжался невиданный ранее поток иммиграции из Европы. Это объяснялось отчасти положением дел в Европе - наполеоновскими войнами, социальными потрясениями в результате промышленной революции, политическими притеснениями, голодом и так далее - и отчасти наличием обширных и, как казалось, доступных земель к западу от нового государства. Одновременно работорговля наполнила Соединенные Штаты многочисленными "насильственными" иммигрантами.

Эта массовая иммиграция имела далеко идущие последствия для формирования христианства в Соединенных Штатах. Католическая церковь (составлявшая во время провозглашения независимости незначительное меньшинство) к середине XIX века стала самой крупной религиозной организацией в стране. Сначала большинство католиков по происхождению были англичанами. Позднее появились французы и немцы. Но примерно в 1846 году в Ирландии разразился голод, продолжавшийся несколько десятилетий, в результате которого ирландцы и их потомки стали большинством среди американских католиков. Это в свою очередь осложнило отношения внутри католической церкви как на национальном, так и на местном уровне. На приходском уровне каждая группа рассматривала церковь как средство сохранения своей культуры и своих традиций. На национальном уровне различные группы вели борьбу за то, чтобы церковью управляла иерархическая структура, которая понимала бы и представляла бы их. Эти трения продолжились и в XX веке и даже приобрели еще большую остроту с появлением в североамериканском католичестве новых групп... Таким образом, отличительной чертой католичества в Соединенных Штатах стало его культурное многообразие и ограничение власти традиционной иерархии как следствие этого многообразия и влияния культурных традиций окружения.

Усиление католичества вызывало сильное противодействие со стороны некоторых протестантов. Уже при зарождении нового государства многие выступали против неограниченного притока католической иммиграции, утверждая, что демократия несовместима с представлением католиков об иерархии власти и что поэтому увеличение их численности представляет угрозу для государства. Позднее Ку-клукс-клан развязал кампанию ксенофобского фанатизма, направленную не только против чернокожих, но также против католиков и евреев под тем предлогом, что Соединенные Штаты должны быть белой, протестантской и демократической страной и что эти три понятия неразделимы. Когда папа Пий IX в 1864 году осудил список из восьмидесяти "заблуждений", в который входили некоторые фундаментальные положения американской демократии, многие в Соединенных Штатах, и среди консерваторов, и среди либералов, сочли это подтверждением своих худших опасений относительно политических целей католической церкви. Пройдет еще почти целое столетие, прежде чем страна будет готова доверять католикам высшие государственные должности.

Лютеранство тоже быстро росло за счет иммиграции. Поначалу большинство лютеранских иммигрантов были немцами, но затем появилось много скандинавов. Каждая из этих групп принесла свои традиции, и в течение долгого времени основным пунктом программы американского лютеранства было объединение различных лютеранских организаций. Благодаря иммиграции росли и другие религиозные группы - меннониты, моравские братья, греческие и русские православные, иудеи. Такое разнообразие делало еще более необходимым сохранение традиции веротерпимости.

Многие иммигранты несли с собой идеал религиозного братства, и в американской глубинке проводилось множество экспериментов общинной жизни. С самого начала одной из целей, влекущих европейцев в колонии Северной Америки, было создание нового общества на новой земле. Европейские иммигранты и уроженцы Соединенных Штатов шли на запад в поиске территорий для создания идеальных общин. Моравские братья основали в Пенсильвании поселения, существующие до сих пор. Подобные эксперименты проводились также меннонитами и другими анабаптистами, искавшими место, где они могли бы свободно исповедовать свои пацифистские убеждения. Немецкие пиетисты основали общину Евфрата, тоже в Пенсильвании. Характерной чертой многих поселений была общность имущества. В 1846 году в общине Онейда дошли даже до того, что установили принцип "комплексного брака", то есть каждый взрослый вступил в брак со всеми лицами противоположного пола.

Одним из самых удивительных среди этих движений было движение шейкеров, возглавлявшееся Анной Ли Стэнли. Какое-то время они рассчитывали исповедовать свою веру в родной Англии, но неприятие их обществом вынудило их эмигрировать в Америку. На новой родине, возможно по примеру окружавших их групп, они избрали общинную жизнь. Мать Анна Ли провозгласила себя Христом во втором пришествии, явившемся теперь в женском обличье. В конце спасены будут все, и нынешнее сообщество верующих лишь играет роль провозвестника этого конечного спасения. Тем временем верующие должны воздерживаться от половой жизни - корня всякого зла. Одной из отличительных особенностей шейкерских богослужений была важная роль, отводившаяся танцам. Движение преуспевало в течение нескольких десятилетий, и было создано несколько общин шейкеров. Их опыт общинной жизни развивался вполне успешно, так как условия в общинах шейкеров были обычно более благоприятными, чем в других. Но в конечном счете движение ослабло из-за недостатка обращенных в последующих поколениях.


Второе великое пробуждение

В конце XVIII века в Новой Англии началось Второе великое пробуждение. Оно не отличалось большими эмоциональными всплесками и характеризовалось скорее внезапным осознанием необходимости благочестия в христианской жизни. Значительно повысилась посещаемость богослужений, и многие говорили о том, что пережили опыт обращения. Вначале пробуждение не имело также "антиинтеллектуального" подтекста, характерного для прежних аналогичных движений. Напротив, оно получило поддержку некоторых выдающихся богословов Новой Англии, и одним из его наиболее видных сторонников был ректор Йельского университета и внук Джонатана Эдвардса Тимоти Дуайт.

На этой первой фазе пробуждения были созданы несколько обществ, ставивших целью распространение евангельских знаний. Самые значительные: Американское библейское общество, основанное в 1816 году, и Американский совет представителей зарубежных миссий, основанный шестью годами ранее. Последний появился на свет в результате договоренности между студентами, собравшимися в поле на стоге сена и поклявшимися посвятить себя работе с зарубежными миссиями. В местных церквах появились женские миссионерские общества, некоторые из которых впоследствии превратились в различные женские организации. Другие общества, созданные во время Второго пробуждения, занимались разного рода социальными вопросами, такими как отмена рабства (Американское колонизационное общество) или антиалкогольная кампания (Американское общество трезвости, основанное в 1826 году). В последнем случае активными участниками движения были женщины - во второй половине века под руководством Франсис Уиллард Женский христианский союз трезвости стал основным защитником прав женщин. Таким образом, корни американского феминистского движения можно найти во Втором великом пробуждении.

Движение пробуждения вышло за пределы Новой Англии и за рамки образованной элиты и широко распространилось среди менее образованных и менее зажиточных людей. Многие из них двигались на запад, так как одним из результатов Войны за независимость стало согласие европейских держав на расширение Соединенных Штатов до реки Миссисипи. Многие из тех, кто шли на запад, несли с собой пламенную веру, вспыхнувшую под влиянием Второго пробуждения. Но условия в приграничных районах были иными, поэтому движение пробуждения отмечалось там большей эмоциональностью и меньшей интеллектуальностью, а в конце концов стало даже антиинтеллектуальным.

Важным этапом в этом процессе была кампания духовного пробуждения в Кейн-Ридже (штат Кентукки) в 1801 году. Организовал ее местный пресвитерианский пастор, пригласивший всех собраться под открытым небом для обретения более глубокой веры. В назначенный день пришли тысячи людей. В этих местах, где возможностей для организации собраний и празднований было мало, призыв пастора имел огромный успех. Многие пришли в Кейн-Ридж по религиозным соображениям. Другие воспользовались случаем, чтобы развлечься и выпить. Кроме пастора, от которого исходило приглашение, присутствовало несколько баптистских и методистских проповедников. В то время как одни играли, а другие пили, пасторы проповедовали. Один из критиков пробуждения впоследствии заявил, что в Кейн-Ридже столько же душ было зачато, сколько спасено. Как бы там ни было, ответ на призыв покаяться был поразительным и ошеломляющим. Одни плакали, другие безудержно смеялись, третьи тряслись или бегали взад-вперед, а некоторые даже лаяли. Собрание продолжалось неделю, и с этого времени многие пришли к убеждению, что такие встречи - наилучший способ евангельской проповеди.

Инициатором собрания в Кейн-Ридже выступил пресвитерианин, но эта конфессия неодобрительно относилась к необузданному выражению чувств, становившемуся частью движения. Вскоре пресвитериане начали принимать меры против служителей, участвующих в собраниях, подобных тому, которое прошло в Кейн-Ридже. Методисты же и баптисты подхватили идею проведения собраний под открытым небом и превратили их в периодические "евангелизационные кампании". В результате ряды методистов и баптистов быстро пополнялись. Еще одной причиной роста их численности было то, что они доносили послание в самой простой форме и использовали проповедников, почти или совсем не имеющих образования. Тогда как у других конфессий не хватало служителей для работы на границе, поскольку от них требовался определенный образовательный уровень, методисты и баптисты были готовы использовать любого, кто чувствовал призвание от Господа. Передовым отрядом методистов были проповедники из числа мирян, многие из которых обслуживали целый "округ". Баптисты использовали фермеров и других людей, зарабатывавших на жизнь своим трудом и одновременно служивших пасторами в местных церквах. При заселении новых земель среди поселенцев обычно находился преданный баптист, готовый проводить проповедническое служение. Вследствие этого методисты и баптисты завоевали твердые позиции на новых территориях и к середине века стали самыми крупными протестантскими конфессиями в стране.

Другим важным последствием Второго великого пробуждения стало то, что оно развеяло представления о неразрывной связи между этническим происхождением и принадлежностью к определенной религиозной конфессии. Ряды баптистов и методистов пополнялись бывшими немецкими лютеранами, бывшими шотландскими пресвитерианами и бывшими ирландскими католиками. Хотя в целом конфессиональные границы продолжали совпадать с этническими, после Второго великого пробуждения уже нельзя было считать это само собой разумеющимся, особенно на западной границе.

"Очевидное предназначение" и война с Мексикой

Со времени приплытия первых пилигримов на "Мэйфлауэре" повсеместно распространилось представление о том, что британские колонии в Новом Свете создаются с Божьей помощью для исполнения провиденциальной миссии. Лидеры борьбы за независимость говорили о новом эксперименте, ведущем человечество по пути прогресса и свободы. Иммигранты последующих волн считали Соединенные Штаты обетованной землей свободы и изобилия. Такие представления часто сочетались с убежденностью в превосходстве протестантизма над католичеством - "препятствием на пути свободы и прогресса". Англия с самого начала чувствовала угрозу для своих колоний со стороны испанских католиков с юга и французских католиков с севера и рассматривала эти колонии как цитадель протестантизма в Новом Свете. Всё это дополнялось расистскими представлениями о превосходстве белых, обосновывавшем отъем земли у индейцев и свободы у чернокожих.

Эти идеи недвусмысленно отражены в словах "очевидное предназначение", запущенных в оборот в 1845 году. В 1823 году президент Джеймс Монро провозгласил свою знаменитую доктрину, гласившую, что Соединенные Штаты не будут поддерживать новые европейские предприятия в западном полушарии, с которым со всей очевидностью связана судьба нового государства. Примерно в то же время посол Мексики в Соединенных Штатах отметил, что многие в разговорах с ним утверждают, что в результате войн за независимость в американских колониях Испании большая часть континента будет принадлежать Соединенным Штатам. Выражение "очевидное предназначение", вошедшее в обиход в 1845 году, сперва имело вполне конкретный смысл и подразумевало экспансию на запад по направлению к Тихому океану путем захвата Орегона, права на который предъявляла Великобритания, и всех мексиканских земель, расположенных к западу от Соединенных Штатов. Вопрос об Орегоне удалось решить путем переговоров, после чего от Тихого океана Соединенные Штаты отделяли только мексиканские территории.

Мексика отменила рабство в 1829 году, и в ответ на это иммигранты в Техасе, чье благосостояние основывалось в основном на рабском труде, начали плести интриги с целью отделить эту территорию от Мексики и присоединить ее к Соединенным Штатам. Эти сепаратистские происки получали поддержку в Соединенных Штатах...

В конце концов началась война. Мексиканская армия была более многочисленной, но техасские повстанцы - иммигранты из Соединенных Штатов и недовольные мексиканцы - были лучше вооружены. Более многочисленная мексиканская армия нанесла несколько поражений повстанцам, но в 1836 году взятый в плен мексиканский президент, купившел свободу ценой согласия на предоставление независимости Техасской республике. Мексиканское правительство согласилось при условии, что Техас останется независимым и не будет аннексирован Соединенными Штатами, которые приняли это условие.

Но экспансию Соединенных Штатов нельзя было остановить клочком бумаги. В 1844 году Техас был включен в состав Соединенных Штатов совместной резолюцией Конгресса. В следующем году появилось выражение "очевидное предназначение". Это предназначение (и стоявшие за ним мощные экономические интересы) требовало завоевания северных мексиканских территорий. Однако в Соединенных Штатах было много противников такой экспансии, согласных со словами Джона Куинси Адамса, сказавшего перед палатой представителей, что в войне с Мексикой "знаменами свободы будут знамена Мексики, а вашими знаменами, мне стыдно за это слово, будут знамена рабства".

Была спровоцирована кратковременная война с Мексикой, которая закончилась подписанием в 1848 году мирного договора, по которому в обмен на пятнадцать миллионов долларов Мексика уступила Соединенным Штатам свыше трех миллионов квадратных километров - современные штаты Нью-Мексико, Аризона, Калифорния, Юта, Невада и частично Колорадо - и признала аннексию Соединенными Штатами Техаса. Договор гарантировал права мексиканцев, решивших остаться на завоеванной территории. Но эти права вскоре начали нарушаться новыми поселенцами, распоряжавшимися землей так, будто у нее не было владельцев, и дискриминация мексиканцев как низшей расы стала обычным явлением на американском юго-западе.

До 1848 года в церквах Соединенных Штатов не было единого мнения о войне. Раздавались смелые голоса протеста против того, что считалось открытой агрессией и попыткой восстановить рабство на землях, где оно было отменено. Но после войны, когда поселенцы бросились утолять жажду по земле, церкви присоединились к движению на запад, и вскоре некоторые конфессии заговорили о "двери", открытой Богом для евангелизации мексиканцев.

Для католиков освоение этих земель имело иные последствия. Наиболее значительным стало внезапное пополнение их рядов большим числом людей, по своей культуре совершенно отличавшихся от остальных североамериканских католиков. В течение нескольких десятилетий американское католичество отказывалось признать это различие и пыталось "американизировать" своих новых членов. В 1850 году католические церкви на юго-западе были поставлены под управление иерархов с восточного побережья, и число мексиканских священников быстро сократилось. Историки фиксируют резкий контраст между прежними мексиканскими священниками, жившими среди народа и служившими бедным, и новыми, приехавшими с востока, общавшимися главным образом с англоязычными поселенцами и довольствовавшимися просто совершением мессы для обездоленных мексиканцев. Примером тому был конфликт между отцом Антонио Хосе Мартинесом, известным коренному населению под именем "священник из Таоса", и генеральным викарием Нью-Мексико Жаном Лами. Хотя Лами был французом по происхождению, он служил при диоцезе Балтиморы и был близким другом многих новых граждан этого района, в том числе Кита Карсона. Мартинес с 1824 года возглавлял семинарию в Таосе, и большинство священнослужителей в этой местности прошло подготовку у него. Он открыто отрицал принцип безбрачия, тем не менее многие называли его святым, так как всю свою жизнь он посвящал заботе о бедных. Когда Лами предписал Мартинесу и другим мексиканским служителям уделять больше внимания взиманию десятин со своей паствы и передаче их в его канцелярию, они ответили, что считают аморальным и нехристианским делом собирать деньги у бедных и отдавать их богатым. Непокорного священника и его последователей Лами отлучил от Церкви, но они продолжали служить в качестве священников, пойдя на открытый разрыв с иерархией. Так продолжалось и в течение нескольких лет после смерти Мартинеса в 1867 году. Когда это движение пошло на убыль, уменьшилось и число мексиканцев, желавших посвятить себя священническому служению. Лишь в XX веке на юго-западе появился католический епископ латиноамериканского происхождения.


 

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!) 

www.messia.ru/r2/4/i05_149.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»