=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Христианство в XIX веке: Европа, политика

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

 

Составлено по книге:
Хусто Л. Гонсалес. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА
(Часть третья. XIX ВЕК)
krotov.info/history/00/posnov/gonzalez_8.htm

Дополнено материалами из хронологической таблицы krotov.info/spravki/help/chron/19.htm.

 
серия "История христианства" 

Последние выпуски серии:

XVI-XVII века, Русь +
1700-1787;
1788-1800
XVIII век, Русь +Старообрядчество в XVIII веке
XIX век:  Северная Америка (1) (2)
    
 (3273 слова)

 

Политические перспективы: Европа

Во Франции Учредительное собрание (1789) решило, что оно вправе контролировать деятельность католической церкви в стране. Действительно в католической церкви происходили многочисленные злоупотребления. Высокое положение в церковной иерархии занимали почти исключительно представители аристократии, интересовавшиеся в первую очередь извлечением личной выгоды из занимаемых должностей. Многие монастыри и аббатства превратились в центры беззаботной роскошной жизни, а некоторые аббаты приобрели известность благодаря политическим интригам при дворе. Всё это требовало реформирования. Но многие в Собрании были также убеждены, что Церковь и вера - всего лишь отголоски предрассудков прошлого и что с ними надо покончить. В момент принятия "Гражданского устройства" (1790) сторонников ликвидации Церкви было мало, они играли незначительную роль. Но по мере того как революция развивалась, они постепенно выходили на первый план.

"Гражданское устройство" преследовало главным образом цель реформировать церковь. Однако суть вопроса, как об этом заявляли некоторые его противники, заключалась в том, имеет ли Собрание право издавать такие законы "без переговоров с церковью". Однако оставалось неясным, с какой "церковью" надо вести переговоры. Кое-кто предлагал созвать собор с участием всех французских епископов. Но делегаты Собрания хорошо понимали, что такой собор подчинится любому решению церковной аристократии. Предлагалась также возможность переговоров с Папой - именно такой вариант имел в виду король до утверждения принятого Собранием закона. Но это уже само по себе стало бы нарушением национального суверенитета и означало бы отказ от "галликанских свобод". Папа Пий VI написал Людовику XVI, что "Гражданское устройство" представляет собой раскольнический документ и что он никогда его не признает. Король, опасаясь реакции Собрания, держал это решение в тайне и пытался убедить Папу изменить свою позицию. Под давлением Собрания король согласился с "Гражданским устройством", заявив при этом, что его одобрение носит условный характер и зависит от согласия Папы. В конце концов Собрание просто-напросто постановило, что все лица, занимающие церковные должности, должны принести клятву верности Гражданскому уложению и что отказавшиеся от этого будут лишены сана.

В результате Церковь разделилась. Теоретически отказывавшиеся принять присягу не должны были нести никакого другого наказания, кроме потери должности. На основании собственной декларации Собрания о правах человека они не могли быть лишены свободы совести, а все прихожане, которые хотели сохранить их своими священниками, были вольны это делать, с той лишь существенной разницей, что священники, давшие клятву, будут пользоваться поддержкой государства, а отказавшиеся дать клятву - поддержкой только своих последователей. На практике же отказавшихся принести присягу вскоре стали преследовать - не за их религиозные убеждения, а по подозрению в контрреволюционной деятельности.

Тем временем революционные движения набирали силу и в других частях Европы. Прежние попытки революционных выступлений в Нидерландах и Швейцарии потерпели неудачу, но монархи и знать боялись, что французская революция распространится и на другие страны. Это в свою очередь подтолкнуло французских революционеров к более крайним мерам. В 1791 году Национальное учредительное собрание сменилось Законодательным собранием, в котором умеренных голосов было гораздо меньше. Полгода спустя Франция вступила в войну с Австрией и Пруссией, и с этого времени началась долгая серия вооруженных конфликтов, не прекращавшихся вплоть до конца наполеоновских войн (1815).

Это сопровождалось сильным противодействием христианству, как католическому, так и протестантскому. Лидеры революции считали себя провозвестниками новой эры - эры науки и разума, которые преодолеют предрассудки и религию, представляющие собой не что иное, как результат человеческого невежества. Им Французская революция противопоставила свою собственную религию, названную сначала "Культом разума", а затем "Культом высшего существа". К тому времени "Гражданское устройство духовенства" было предано забвению, ибо революция не желала иметь ничего общего с церковью. Даже календарь заменили более "разумным", в котором недели состояли из десяти дней, а месяцы получили названия, отражающие природные особенности времен года, - "термидор", "жерминаль", "фрюктидор" и так далее. Вместо религиозных праздников вводились особые церемонии, первой из которых стал торжественный перенос останков Вольтера в Пантеон Республики. Затем начали строить "храмы Разума", и был составлен официальный список святых, в который вошли Иисус, Сократ, Марк Аврелий и Руссо. Предписывались обряды для бракосочетания, для посвящения детей Свободе и для похорон.

Всё это могло бы показаться просто смешным, если бы за этим не стояли страдания и потоки крови Создатели новой религии были невероятно щедры в своей жестокости. Формально христианские службы были разрешены, но любого священника, отказывающегося присягнуть перед алтарем Свободы, могли обвинить в контрреволюционной деятельности и отправить на гильотину. Казнено было от двух до пяти тысяч священников, а также несколько десятков монахинь и бесчисленное множество мирян. Многие другие умерли в тюрьмах. В конце уже не проводилось различия между присягнувшими на верность "Гражданскому устройству", теми, кто отказался сделать это, и протестантами. Здесь следует отметить, что французский протестантизм оказался неготовым к испытанию и не смог противостоять ему с таким же мужеством, как католики. В 1795 году волна террора спала, однако официальная политика правительства продолжала оставаться антихристианской. Военные победы французов в Швейцарии, Италии и Нидерландах способствовали распространению той же политики и на эти территории. В 1798 году французы вторглись в папские земли и арестовали Пия VI, которого отправили во Францию.

В ноябре 1799 года хозяином Франции стал Наполеон Бонапарт, завоевавший сильные позиции в армии. За несколько месяцев до этого во французском плену умер Папа Пий VI. Наполеон был убежден, что разумному политику следует достичь примирения с католической церковью на определенных условиях, и поэтому начал переговоры с новым Папой. В 1801 году папский престол и французское правительство заключили конкордат, предусматривавший такой порядок назначения епископов и других прелатов, при котором соблюдались бы интересы как Церкви, так и государства. В 1804 г. Наполеон решил, что титул "первого консула" для него недостаточен, и стал "императором". (Пий VII коронует Наполеона в Нотр-Дам. Папа совершил миропомазание, но корону из его рук Наполеон выхватил и возложил себе на голову сам. Папа добился того, что в отчете о церемонии в газете об этом не было упомянуто.) К тому времени Наполеон установил религиозную свободу и для протестантов.

Удивительно, но все эти перипетии привели лишь к усилению власти Папы над французской Церковью. Раньше французские короли и епископы настаивали на своих "галликанских свободах", не допуская прямого вмешательства Папы в дела французской Церкви. Теперь же император предоставил Папе более широкие полномочия во внутренних делах французской Церкви при условии, что папские решения не будут вступать в противоречие с политикой императора.

Соглашение действовало недолго, так как исполнению амбициозных планов императора мешала твердая позиция Папы.

1809 г., 17 мая. Наполеон в Вене объявляет о слиянии Папского государства с Римом. Венский декрет исполняется 10 июня.

1809 г., 10 июня. Папа издает буллу "Quam memorandam" об отлучении Наполеона и всех, насильничающих над Церковью (имя Наполеона не названо).

1809 г., 6 июля. Французские войска арестовывают Папу и 20 августа доставляют в Савону, отвергая предложения Наполеона поселиться в Париже во дворце. В плену Папа сохранял твердость и отказывался санкционировать действия Наполеона, в частности осуждал его развод с Жозефиной. Пий оставался пленником вплоть до падения Наполеона, после чего вернулся в Рим. Там он объявил о всеобщей амнистии всех своих противников и ходатайствовал за Наполеона перед победителями-англичанами.

1810 г., 10 июня. Наполеон ссылает 13 кардиналов, демонстративно не явившихся на его венчание 2 апреля 1810 г. (брак не был признан Церковью).

1811 г., 17 июня. Торжественное открытие Парижского синода по инициативе Наполеона. Епископы не поддаются желанию императора создать независимую от Папы Церковь; троих из них помещают в Венсенскую тюрьму. 20 октября Наполеон распускает синод, не добившись желаемого.

1812 г., 23 февраля. Наполеон аннулирует конкордат.

1812 г., 22 декабря. Декрет Наполеона, предписывающий властям закрывать частные молельни, существующие без разрешения властей.

1813 г., 18 января. Наполеон взобновляет переговоры с Пием VII.

1813 г., 25 января. Наполеон без согласия Папы заявляет о заключении нового конкордата.

1814 г., 6 апреля. Отречение Наполеона.

1814 г., 13 августа. Булла Пия VII "Sollicitudo omnium ecclesiarum" восстанавливает орден иезуитов.


Новая Европа

В Европе после наполеоновских войн воцарился хаос. Войны привели к падению королевских династий в Испании, Португалии, Италии, Нидерландах и Скандинавских странах. После разгрома Наполеона составлением будущей политической карты Европы занялись противостоявшие ему державы - Великобритания, Австрия, Пруссия и Россия. Францию вернули к границам 1789 года, а власть в ней передали Бурбонам, посадив на престол Людовика XVIII, брата Людовика XVI. На тронах Европы восстановили большинство монархов, свергнутых Наполеоном. Надеялись, что эти меры принесут мир уставшему от войн континенту. И надежды эти оказались небезосновательными - за исключением Крымской войны 1854-1856 годов и франко-прусской войны 1870-1871 годов, все последующие годы столетия были относительно мирным периодом.

Но стабильность была иллюзорной - в Европе всё время происходили заговоры, бунты и перевороты. Одним из основных источников волнений было стремление к национальному единству итальянцев и немцев. Италия и Германия еще не добились политического единства, и в обеих странах росло убеждение, что настало время для объединения. Эти цели противоречили интересам Австрийской империи, в состав которой входили разнородные в культурном отношении территории, включавшие в себя обширные земли в Германии и Италии. Австрийский канцлер Меттерних создал широкую международную агентурную сеть с целью не допустить объединения Германии и Италии и подрывать в Европе разного рода либеральные и социалистические движения.

Идеи экономического либерализма были с восторгом подхвачены набиравшей силу торговой и капиталистической буржуазией. В основе экономического либерализма лежала теория "laissez faire" - свободы действий, согласно которой для регулирования рынка и всей экономической системы вполне достаточно закона спроса и предложения. По этой теории, правительство не должно вмешиваться в регулирование производства или использование капитала. В то время промышленная революция затрагивала прежде всего континентальную Европу, поэтому капитал неизмеримо возрос, чему теория laissez faire ни в коей мере не противоречила. Что касается бедных слоев населения, считалось, что по мере роста капитала и развития промышленности их положение будет улучшаться - параллельно с укреплением экономики в целом. Такой экономический либерализм (который сегодня назвали бы консерватизмом), часто сочетался с политическим либерализмом, позицией, получившей широкое распространение благодаря введению всеобщего избирательного права (хотя обычно только для мужчин) и установлению конституционной монархии по образцу Британии.

Борьба между этими идеями и абсолютистскими концепциями прошлого в разных странах приводила к разным результатам. В Испании Фердинанд VII восстановил дореволюционный абсолютизм. Во Франции Людовик XVIII действовал осторожнее и правил в рамках конституционной монархии. В Германии Пруссия стала лидером движения за национальное единство, а Австрия поддерживала прежний порядок. В Италии одни выступали за объединение страны под властью Пьемонтско-Сардинского королевства, другие надеялись на провозглашение республики, а третьи полагали, что центром, вокруг которого должно строиться национальное единство, станет папство. В 1830 году Бельгия отделилась от Нидерландов, причем важную роль в этом решении сыграла религия: Бельгия была католической страной, а Нидерланды - протестантской. В том же году Ламеннэ, Лакордер, Монталамбер основывают газету "Будущее" ("L'Avenir") с требованием отделения Церкви от государства. Сторонники республиканского строя попытались свергнуть французскую монархию. Своей цели они не добились, тем не менее их выступление привело к низложению Карла X - консервативного монарха, сменившего своего брата Людовика XVIII, - и возведению на престол Луи Филиппа Орлеанского, монарха вполне либеральных взглядов.

1832 г., 15 августа. Папская энциклика "Mirari vos", осуждающая идеи Ламеннэ о здравом смысле человечества (а не традиции) как главном авторитете в вопросах веры. Ламеннэ порывает с Римом.

1848 год принес новые революции. Мятежи и восстания охватили Италию, Бельгию, Великобританию, Швейцарию и Францию. Швейцария получила новую конституцию. Во Франции низложили Луи Филиппа и провозгласили Вторую республику. Она существовала до 1851 года, когда Луи Наполеон, племянник к тому времени покойного императора, захватил власть и провозгласил себя императором под именем Наполеона III. Тогда же произошло событие, которого современники практически не заметили, - Маркс и Энгельс опубликовали "Манифест коммунистический партии".

Политическая карта Италии начала меняться вскоре после того, как в 1852 году главой правительства Пьемонтского королевства стал Камилло ди Кавур. С помощью Наполеона III Кавур предпринял широкомасштабную работу по объединению Италии. Ко времени его смерти в 1861 году новое Итальянское королевство включало в себя весь полуостров, за исключением Венеции и Рима. Венеция была присоединена в 1866 году. История Рима и папских государств была более сложной. В 1849 году охватившая Европу революционная волна привела к созданию Римской республики, и папа Пий IX был вынужден обратиться к Наполеону III с просьбой восстановить его на папском престоле. При покровительстве Франции папскому государству удавалось сохранять находившуюся под постоянной угрозой независимость. Наконец, во время войны между Францией и Германией в 1870 году король Италии Виктор-Эммануил захватил Рим и тем самым завершил объединение полуострова. Затем король предложил Папе, помимо гарантированного годового дохода, три резиденции со статусом независимой территории - Ватикан, Латеранский и Кастель-Гандольфо. Но Пий IX отказался, и последующие годы отличались неизменно напряженными отношениями между Ватиканом и итальянским правительством. Лишь в 1929 году папство смирилось с потерей своих обширных владений и заключило соглашение, подобное тому, которое предлагал Виктор-Эммануил.

В то время, когда все эти события происходили в Италии, наиболее яркой фигурой в Германии был Отто фон Бисмарк, ставший в 1862 году канцлером Пруссии. Его величайшее достижение заключалось в исключении Австрии из Германского союза и объединении затем этого союза в единое государство. После десяти лет умелых дипломатических маневров и успешных военных кампаний, кульминацией которых стала франко-прусская война 1870-1871 годов, Германия объединилась под властью короля Пруссии Вильгельма I. В религиозной сфере Бисмарк проводил политику, направленную против католичества. Это была религия большинства в Австрии, поэтому прусский канцлер опасался, что католики на его территориях будут симпатизировать австрийцам. Кроме того, его внешняя политика требовала поддержки объединения Италии, которому противилась Австрия, поэтому ему очень мешали находившиеся под его властью католики, требовавшие вмешательства Пруссии для возвращения папе папских земель. Но самое главное, он считал католичество обскурантистской религией и полагал, что либеральный протестантизм лучше подходит для выполнения великой исторической миссии, которая вскоре будет возложена на Германию. По этим и другим причинам Бисмарк принял ряд мер в отношении католичества ("культуркампф"). Германия разорвала дипломатические отношения с папством, традиционные субсидии Церкви были сокращены. В 1875 г. принимается закон "о конфискации и голоде", лишающий содержания всякого епископа, письменно отказывающегося подчиняться законам культуркампфа. В том же году из страны изгоняются монашеских ордена, за исключением занимающихся уходом за больными. К 1878 г. большинство епархий Германии были без епископов, 600 приходов без священников. В 1880 году по соображениям политической целесообразности Бисмарк внес в эту политику некоторые коррективы, восстановив отношения с папским престолом. Тем не менее такие конфликты стали одним из факторов, приведших Пия IX (который был Папой с 1846 по 1878) к убеждению о неизбежном противоречии между целями католической Церкви и современными представлениями о государстве.

Помимо развития богословской мысли и миссионерской деятельности, основные события в европейском протестантизме XIX века были связаны со всё усугублявшимся разделением между Церковью и государством. После Реформации XVI века в странах, где победу одержал протестантизм, новая Церковь поддерживала с государством такие же отношения, как и католическая. Но Французская революция привела к изменению положения дел. В Нидерландах, например, союз между государством и реформатской Церковью нарушился, когда французы вторглись в страну и создали "Батавскую республику", а после реставрации связь между Церковью и государством уже не была такой прочной, как раньше. В Германии стремление к национальному единству привело к отмене многих законов, направленных на поддержание религиозного единообразия. Аналогичные последствия политический и экономический либерализм имел во всей Европе. Это в свою очередь способствовало росту "свободных Церквей", то есть тех, к которым человек принадлежит по собственному выбору и которые поддерживает пожертвованиями, в отличие от государственных Церквей, получающих субсидии от государства. В Германии и в Северной Европе широкое распространение получили методистское и баптистское движения. Даже в связанных с правительством лютеранских и реформатских Церквах большим весом пользовался пиетизм. Пиетистское движение способствовало образованию нескольких миссионерских обществ, а также организаций, ставивших целью борьбу с общественными пороками в самой Европе. В Германии и в других северных странах большую заботу о больных, престарелых и нищих проявляли "диаконисы" и их общества. В Дании лютеранский деятель Николай Фредерик Северин Грундтвиг пытался облегчить положение сельской бедноты созданием кооперативной собственности. В целом отсутствие государственной поддержки придавало новый импульс ревностному служению многих протестантов в Европе, побуждая их принимать участие в различных направлениях церковной работы.

Развитие событий в Великобритании

В XIX веке Великобритания следовала параллельным с континентальной Европой курсом. На ней тоже отразилась промышленная революция, но произошла она гораздо раньше и ее последствия были более ощутимыми. Эта революция принесла пользу среднему классу, тогда как бедные слои населения и старая аристократия от нее пострадали. Быстрый рост городов вследствие развития производства и увеличения товарооборота приводил к появлению перенаселенных трущоб, и бедняки жили и работали в условиях нищеты и эксплуатации. В то же время большое влияние приобрела теория экономического и политического либерализма. Одним из результатов такого положения дел стала массовая волна эмиграции в Соединенные Штаты, Канаду, Австралию, Новую Зеландию и Южную Африку. Другим было возникновение рабочего движения, добившегося в течение столетия огромных успехов, - в начале века профсоюзы были запрещены законом, а в конце лейбористская партия стала политической силой. Именно в Англии Карл Маркс, размышляя о положении лондонского пролетариата, разработал многие свои экономические теории.

Всё это оказало влияние и на Церковь. В начале Французской революции Церкви Англии были присущи многие пороки, характерные для худших времен средневековой Церкви, в т.ч. использование церковных должностей для достижения личных и семейных целей. Но в течение XIX века Церковь Англии пережила существенное обновление. В 1829 г. в Англии католики уравниваются в правах с протестантами. При поддержке реформаторских законов, принимавшихся правительством, на первый план вышли люди, стремившиеся сделать Церковь более последовательной в выполнении своего предназначения. Одни из этих реформаторов принадлежали к "евангельскому" крылу англиканства, группе, глубокое влияние на которую оказывал пиетизм континентальной Европы и которая хотела приблизить Церковь Англии к основному потоку протестантизма. Другие, особенно члены Оксфордского движения, занимали противоположную позицию и получили название "англокатоликов". Оксфордское движение упор делало на авторитете предания, апостольской преемственности и центральном положении евхаристии в христианском служении. Один из его лидеров, Джон Генри Ньюмен, обратился в католичество (1845; это повлекло за собой обращение в течение нескольких месяцев 850 человек) и в конце концов стал кардиналом (хотя консервативные католики ему особенно не доверяли). (1833 г. он начинает издание в Оксфорде "трактатов" - Tracts for the Times - сочинений, выражающих идеологию "Высокой Церкви" с прокатолическими симпатиями; их издание в Англии было запрещено в 1841 г. ) Но большинство членов движения оставались в Церкви Англии и способствовали обновлению ее служения.

Еще одним результатом деятельности движения стало возрождение в Церкви Англии монашества, и вскоре англиканские монахи и монахини занялись работой по оказанию помощи бедным и больным. (На деятельность Ньюмена англикане отвечают образованием антикатолической партии "Низкой церкви".)

Однако наибольшую жизненную силу в Англии XIX века демонстрировали диссидентские Церкви. Развитие среднего класса привело к росту числа их членов. Повышение влияния методистов, баптистов и конгрегационалистов выражалось не только в их численном росте, но и в созданных ими многочисленных обществах для помощи нуждающимся, для борьбы с наиболее вопиющими социальными пороками и для донесения Евангелия до мира. Чтобы дойти до бедных и невежественных масс народа, диссидентские Церкви открывали воскресные школы, получившие впоследствии среди протестантов всеобщее распространение. Были созданы Ассоциация молодых христиан и Ассоциация молодых христианок. Появились и совершенно самостоятельные организации, в частности Армия спасения, основанная в 1864 году для работы с бедным и не посещающим церковь городским населением.

Все эти группы, как и евангельское крыло англиканства, демонстрировали глубокую озабоченность социальными проблемами того времени. Поддержка и моральное стимулирование со стороны методистов, квакеров и других движений стали важными факторами, способствовавшими созданию профсоюзов, проведению тюремной реформы и принятию законов об использовании детского труда. Но самым значительным достижением британских христиан в XIX веке стала отмена рабства в большей части западного мира. Квакеры и методисты осуждали рабство еще много лет назад. Но только в XIX веке благодаря усилиям Уильяма Уилберфорса и других преданных христиан британское правительство приняло меры по искоренению рабства. В 1806 и 1811 годах парламент принял законы, запрещавшие работорговлю. В 1833 году получили свободу все рабы в британских колониях Карибского бассейна, а затем аналогичные законы были приняты и в отношении других колоний. Одновременно велись переговоры с другими странами о подписании договоров, запрещающих работорговлю. Когда такие договоры были подписаны, британский флот получил приказ следить за их исполнением. Вскоре после этого рабство отменили большинство западных стран.

Подводя итоги, можно сказать, что в XIX веке в Европе произошли большие политические и экономические изменения. В целом изменения ощутимее сказались на католичестве, чем на протестантизме. Поэтому XIX век стал для католичества периодом противоборства с современными идеями, в которых оно видело угрозу. Протестантам же XIX век принес новые возможности. Положение в мире протестантских держав, таких как Великобритания и Германия, упрочилось. Политический и экономический либерализм был тесно связан с протестантизмом и рассматривался его приверженцами как вызов будущего изжившему себя и авторитарному католичеству. Протестанты взяли на себя ведущую роль в борьбе с пороками общества, прежде всего в движении за отмену рабства. Вследствие этого католичество начало относиться к будущему с крайней настороженностью, а многие протестанты с неоправданным оптимизмом.


 

Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

  2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!) 

www.messia.ru/r2/4/i09_166.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск в серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»