=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Персоналии XVII-XVIII веков:
святые Франциск Сальский, Митрофан Воронежский, Тихон Задонский

Автор: священник Яков Кротов.
Из "Словаря святых".
krotov.info/yakov/6_bios/49_xvii/1622_fr_salsky.htm; krotov.info/yakov/6_bios/52_xviii/1703_mitrofan.htm; krotov.info/yakov/6_bios/54/1783_zadonsk.htm.
 
серия "история Церкви: персоналии" 
 (1115 слов)

 

Франциск Сальский (21.8.1567, Сальский замок ок. Торенса в Савойе – 29.1.1622, Лион). Старший из тринадцати детей французского аристократа, Франциск учился в Парижском и Падуанском университетах. В восемнадцать лет он, мечтавший о святости (может быть, чересчур мечтавший) прошёл через страшное отчаяние. Франциск решил, что он потерял благодать, что обречен на вечные муки; наваждение преследовало его день и ночь, пока он однажды не взмолился: “Господи, если мне не суждено увидеть Тебя в Раю, не дай мне проклясть Тебя. Если я не смогу любить тебя в вечной жизни, ибо в аду не молятся Тебе, дай мне хотя бы в этой краткой жизни каждое мгновение любить Тебя всей душой”. После этого в душу его сошел покой. После окончания Пауданского университета он полтора года жил с семьей; его хотели женить, сделать членом Савойского сената, — в общем, карьера начиналась неплохо. Настал час объяснений с отцом, — тот был вне себя, узнав, что сын намерен стать попом. Знакомые Франциска без его ведома помогли ему: они получили у Папы назначение юноши провостом женевского капитула — очень высокая церковная должность. Это поразило юношу, зато смягчило разочарование отца: он понял, что и в Церкви сыну суждена неплохая карьера. В 1593 г. состоялось рукоположение Франциска в священники. Однако, карьера пошла боком: молодого ещё человека послали проповедником в район Шабле, на южном берегу Женевского озера, где активно завоевывали себе сторонники кальвинисты. Отец был возмущен: мальчика посылали на верную смерть. Но 14.9.1594 он вышел в путь с кузеном, каноником Луи де Саль. Они ходили по городкам и деревням, проповедуя. Эффекта было мало, и Франциск начал еще ежедневно сочинять листовки-проповеди, памфлеты. В результате его несколько раз пытались убить, а однажды толпа крепко избила миссионера. Но через несколько лет стало ясно, что усилия проповедника принесли плоды, жители Шабле стали католиками. В 1602 г. умиравший епископ Женевы избрал Франциска себе в преемники. Он прославился особенно как писатель; его сочинение “О благочестивой жизни” было издано на русском по инициативе о. Александра Меня. Духовность Франциска отличает трезвость и ласковость. “Любовь измеряется безмерностью”, — говорил он. Когда однажды ему поставили на вид чрезмерную снисходительность к грешникам, Франциск ответил: “Если бы что-то было на свете превосходнее кротости, Бог непременно нам это открыл; между тем, Он более всего призывает нас быть “кроткими и смиренными сердцем”. Когда к нему приходили с покаянием, он говаривал: “Бог и я поможем тебе; я прошу от тебя одного — не отчаивайся, а я возьму на себя всё остальное”. Последним его словом перед смертью было “Иисус”.

> Беатиф<ицирован> <в> 1662 <г.>, канон<изирован в> 1665 <г.>, в 1877 <г.> провозглашен учителем Церкви, папа Пий XI объявил его покровителем журналистов. <...> Память 24 января.

> См. также: Омэнн, 1984.

 

Митрофан Воронежский (р. 8 ноября 1623 – 1703). Священник (и, видимо, сын священника) Михаил из села Сидоровского недалеко от города Шуи под Владимиром. В 1663 г. о. Михаил овдовел и постригсял в монахи с именем Митрофан в Золотниковской пустыни. Уже через три года он был избран игуменом, в 1675 года Патриарх Иоаким сделал его архимандритом Макариево-Унженского монастыря. В 1682 году он был сделан епископ впервые созданной Воронежской епархии. И в монастырях, и в епархии он много строил храмов, основывал монастыри, что по тем временам было нелегким делом. Петр Первый, военизировавший Россию, не приветствовал подобные расходы. В Воронеже по указу Петра сооружался флот, и когда царь прибыл сюда, он пригласил епископа к себе на прием. Святитель отказался, объяснив, что не может идти туда, где стоят статуи языческих богов. Действительно, Петру соорудили дворец, хотя и временный, и украсили его копиями античных статуй, которые император считал признаком высокой цивилизованности. Царь был в хорошем настроении, приказал убрать статуи (только на время посещения Митрофаном), а когда Митрофан скончался, Петр сам нес гроб его до усыпальницы и сказал, прощаясь: “Не осталось у меня больше такого святого старца”. Преобразователь России лукавил: еще Димитрий Ростовский был жив, хотя и в опале, были и многие другие святые в ту эпоху, хотя ни один из них не был “у Петра” в кармане. Митрофана канонизировали спустя сто тридцать лет, когда уже архиереи не обращали внимания на то, какие статуи и картины стоят в дворцах, которые они посещали. С течением веков великие реформы Петра все тускнеют, значение их все меньше и меньше, и все больше сияет облик Митрофана: пастыря Христова, думавшего не о величии России, а о спасении русских, оставшегося и на позолоченом троне надежным и трезвым помощником Христу. В завещании своем Митрофан писал: “Употреби труд, храни мерность — богат будеши; воздержно пий, мало яждь — здрав будеши; твори благо, бегай злаго — спасен будеши”. Память 23 ноября / 6 декабря, перенесения мощей в 1832 г. 7/20 августа.

 

Тихон Задонский (р. 1724, с. Короцк Новгородской губ. – 1783). Сын дьячка Савелия Кириллова Тимофей; вообще-то фамилией тогда служило отчество, так что ему следовало бы быть Тимофеем Савельевым, но в семинарии, оформляя бумаги, мальчика назвали красиво, Соколовым. Он учился отлично и сделал молниеносную карьеру, осуществив заветную мечту тысяч пономарских детей: в 34 года стал префектом семинарии, в следующем году уже был архимандритом Тверского Желтикова монастыря, а 13 мая 1761 года уже был рукоположен в епископа Кексгольма и Ладоги, то есть, викарием Новгородского архиерея. “Учёные” монахи ценились высоко в “век Просвещения”, и в 1763 г. Тихон уже стал самостоятельным архиереем во главе Воронежской епархии. Однако, он провёл на этом посту лишь четыре года и в 1767 г. ушёл в отставку. Официальным предлогом было слабое здоровье, однако в реальности Тихон просто нашёл в себе мужество отказаться от чужого призвания. И будучи архиереем, он много писал поучений к пастве и духовенству, требовал, чтобы каждый священник имел дома Новый Завет и ежедневно его читал, — в общем, пытался пером справиться там, где другие архиереи справлялись жезлом. Однако, “век Просвещения” был на самом деле скверной эпохой для просвещённых людей, просвещение любили как средство повелевать людьми и делать из них нечто вроде механических кукол. Тихон для этого слишком любил людей. В отставке он поселился в Богородицком монастыре Задонска, обители очень скромной, но даже на скудном провинциальном фоне смотрелся слишком простым: спал на соломе, укрывшись тулупчиком. Каким же он был невзрачным, если даже здесь над ним посмеивались свысока! Много писал книг, не скрывая того, что любит не только православных авторов (его главное сочинение “Об истинном христианстве” во многом вдохновлялось сочинением немецкого христианина с таким же названием). Почти ежедневно посещая храм, он со временем совершенно перестал сам участвовать в службе, не потому, что ленился, а потому что не хотел тех знаков почтения, которые полагались архиерею, просто стоял в алтаре и молился. Однажды Тихон решился было переселиться в Иверский Валдайский монастырь, куда его звали настоятелем, но послушался старца, который оотозвался об идее кратко: “Беснуешься”. В 1778 г. Тихону было видение Матери Божией с апостолами Петром и Павлом, говорившее о необходимости молиться о мире перед наступающими военными грозами (и, действительно, уже после смерти святителя началось несколько десятилетий европейских революций и войн). За год до смерти Тихону приснилось, будто он стоит в храме и священник подносит ему накрытого одеялом Младенца; святитель целует Младенца в правую щеку, а тот ударяет его в левую. Когда Тихон проснулось, оказалось, что у него парализована левая сторона тела. Он принял эту болезнь с радостью, и скончался, как и предсказывал заранее, в воскресенье. Прославлен в 1861 году, сразу после освобождения крестьян — вот кто его любил как "своего" — за православие, похожее на прочную, неброскую, вечную одежду, в которой, впрочем, и по Москве не стыдно пройтись. Память 13/26 августа.


См. также:
История христианства:
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить Ваши комментарии.
Если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться иуказать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!)  

www.messia.ru/r2/4/is01_053.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»