=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Освободить свое сердце (1)

Автор: Валерио Альбисетти
Из книги: Быть другом или иметь друзей
// М.: Паолине, 2000.
(глава 2; стр. 19-25)

Подчеркивание – редактора рассылки

 
серия "внутренний мир"
        Предыдущая часть:
I. Дружба и не-дружба
 (870 слов)

 

> II. Освободить сердце

> Моя персоналистская концепция

> Персоналистское психологическое видение, которое я излагаю, не рассматривает человека как тело, отделённое от психики (включающей и дух, душу). Для меня тело не противопоставлено душе. Я един.

> Я определил свою концепцию как персоналистскую, потому что термин "личность" (persona) обозначает человеческое существо в его полноте и цельности — физической, психологической, эмоциональной, чувственной, интеллектуальной, социальной, культурной, духовной, осознанной и неосознанной.

> Об осознанности я говорю в той мере, в какой личность связана с духовным принципом, внешним и внутренним, который, через трансцендентальную связь, даёт личности новое значение и переопределяет её

> "Мой" человек не живёт для себя, не делает своё "я" центром всего, не приспосабливает жизнь к собственным нуждам — но ориентирован на дух, на самопознание. Центром его существования является Бог.

> Однако, на мой взгляд, Бог часто пребывает в молчании. Кто может сказать, что он слышал голос Бога? Кто может быть уверен, что он не перепутал этот голос с собственными фантазиями и видениями?

> Бог для меня всегда совершенно Иной, не похожий на людей.

> Но Он говорит.

> Говорит через других людей, особенно через слабых.

> Это они заставляют нас выйти из своей скорлупы.

> Это они требуют нашей дружбы.

<....>

> Два инстинкта

> Бог даёт познать себя только через других людей, тех, кто находится рядом, кого мы часто встречаем.

> Но эти "другие", как правило, не очень чисты.

> Они не ангелы.

> Они не невинны.

> Они мужчины и женщины, из плоти и крови.

> Со всеми своими неврозами и отрицательными качествами.

> Поэтому иногда я боюсь других людей. Боюсь, может быть, потому, что как психоаналитик хорошо знаю, сколько разрушительной, смертельной мощи содержится в человеческой личности. Инстинкт смерти. Инстинкт, ненавидящий всё, что хочет расти, превращающий личности в вещи, желающий только обладать, контролировать, разрушать, убивать. Он боится жизни. Потому что она сложная, непредсказуемая, творческая, неопределяемая, таинственная.

> Инстинкт смерти, напротив, стремится к порядку и справедливости.

> Но к его порядку, его справедливости.

> Только так он не теряет контакта с реальностью. Его реальностью.

> Поэтому для меня так трудно быть другом. Я знаю, сколь сложно избежать разрушительной силы, исходящей от другого человека.

> Но в других людях живёт и инстинкт жизни.

> Дружба для меня — это умение различать эти инстинкты, живущие в человеке. Уметь быть другом в моём видении означает и уметь говорить "нет".

> Говорить "нет" инстинкту смерти, который я вижу, нахожу в другом человеке.

> Быть другом в моём понимании означает не привязываться к другому и не привязывать его к себе. Рвать связи. Побуждать и поддерживать автономию другого человека. Только так можно победить инстинкт смерти. Именно это я понимаю под настоящей дружбой.

> Быть друзьями

> "Ловушка" дружбы

> Быть друзьями нелегко. Как из-за наших собственных неврозов, так и из-за неврозов наших друзей.

> Зачастую дружба может быть ловушкой, результатом взаимных неврозов, взаимного эгоизма.

> Многие понимают под дружбой готовность всегда сказать "да", отдать себя в полное распоряжение, удовлетворить любую просьбу друга.

> Я же, напротив, считаю, что необходимо контролировать помощь, оказываемую другу, чтобы она стимулировала его в личностном росте. Недостаточно давать. Надо спросить себя, зачем даёшь. Тогда можно понять, например, что этой отдачей ты стараешься компенсировать чувство вины или собственной неполноценности, или ты хочешь привязать к себе другого человека, или, может быть, таким образом ты стараешься просто избавиться от одиночества.

> Истинная дружба помогает росту другого человека, делает его автономным и независимым.

> Быть другом не значит поддерживать другого.

> Не значит душить другого.

> Не значит закрываться с ним. Не значит владеть им. Не значит контролировать его.

> Но <стремиться, чтобы он стал> свободным и открытым к жизни.

> Независимо от нас.

> Без нашего присутствия.

> Свободный взгляд

> Достичь способности дружить, чувствовать себя готовым для установления дружеских связей, стать настоящим другом — всё это требует глубокого изменения собственной личности.

> Это изменение не придёт само, даром, без труда. Недостаточно и доброй воли или знания собственных слабостей. Если пользоваться только этими инструментами, наше "я" будет поглощено нарциссизмом, начнутся процессы самозащиты, самооправдания, манипуляции, смерти.

> Истинное, глубокое и конкретное изменение собственного "я" может произойти только на основе восстановления и переориентации личной ответственности и сознательности. В противном случае начнётся постоянное, укореняющееся, неотвратимое падение в ловушку безответственности и поверхностности. Поверхностности, которая постоянно развивается, изменяется и репродуцирует себя до бесконечности.

> Нужна смелость заглянуть себе в душу, исследовать собственное "я", чтобы понять его, рассмотреть все грани, которые есть у каждого, — тёмные, хрупкие, отрицательные, таинственные; смелость заглянуть глубоко внутрь себя, чтобы осмыслить своё существование на этой земле (). Это необходимые условия, без которых невозможно достичь настоящей дружбы.

> Чтобы очистить сердце, чтобы смело посмотреть на собственный внутренний и реальный портрет, необходимо локализовать и уничтожить психологический механизм проецирования.

> Проецирование, которое я считаю типичным компонентом невротической личности, — это психологический механизм (действующий, как правило, неосознанно), заставляющий человека наделять окружающих определёнными мыслями, чувствами, желаниями, поступками, принадлежащими на деле самому этому человеку. Считается, что в таком состоянии субъект с помощью иллюзии старается сохранить самоуважение: "не я плох, но другой", "не я веду себя так, а он".

> Но это состояние ведёт к мистификации, а не к открытию истинной природы своей личности, своего "я", и, уж конечно, не помогает понять другого человека.

> Оно заставляет оставаться на поверхности.

> Оно побуждает к тому, чтобы судить и обвинять другого.

> Оно вызывает злобу, замыкание в себе, гасит жизнь.

> Препятствует встрече, диалогу, дружбы с собой и окружающими.

> Поэтому уничтожить в себе проецирование, отказаться от ложного видения других людей, означает очистить своё сердце.

> Это — отправной пункт для того, чтобы оказаться в состоянии стать другом и быть им. Только имея чистое, невинное сердце, можно смотреть на себя, на окружающих, на мир свободным и созидательным взглядом.


Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить Ваши комментарии.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!)  

www.prosv21.narod.ru/r2/4/v03_045.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.prosv21.narod.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.prosv21.narod.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»