=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Жить по-христиански

Этот выпуск тройной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 3 примерно равные части.

автор: Фердинанд Кренцер.
из книги "ЗАВТРА МЫ СНОВА БУДЕМ ВЕРИТЬ. Основы католического вероучения". Глава 14.
Опубликовано: Москва: Дом Марии, 1993.
krotov.info/libr_min/k/kre/nzer_05.htm#16

 
серия "заповеди, добродетели"
         
 (3940 слов)

 

> ЖИТЬ ПО-ХРИСТИАНСКИ

> Современный человек мыслит реалистически, воспринимает лишь то, что и впрямь произошло. Верит только увиденному. Поэтому он ко всему относится критически.

> Бога нельзя увидеть. Христос жил почти две тысячи лет назад. Однако есть люди, которые верят в Бога и руководствуются Христовыми заповедями. У них-то и хочет узнать человек нашего времени, как ему понимать Христа. Следовательно, всё зависит от того, насколько достойно и достоверно являют верующие пример единения с Богом в своей жизни.

> Число верующих еще не показатель того, сколько людей серьезно относится к вере и живет по ней в нашей стране. Многие вспоминают о крестильном свидетельстве только перед свадьбой, при рождении ребенка или смерти коголибо из родственников. Как говорится, "по случаю". От веры остался фасад, за которым ничего нет. "Мы живем в языческой стране с христианским прошлым и остатками христианства" (Карл Ранер).

> Хорошо, но кого же можно считать истинным христианином? Если "сезонные христиане" станут усердно посещать храм, превратятся ли они в настоящих христиан? Разве посещение храма не может быть пустой формальностью, никак не влияющей на повседневную жизнь? И не создали разве многие своего рода "двухкамерную систему": воскресная набожность а в остальные дни недели расталкивание ближних локтями, ведь "без этого ничего не добьешься"?

> Итак, кто истинный христианин? При анкетировании на вопрос о том, как люди вообще представляют себе христианина, можно было услышать такой ответ: это тот, кто соблюдает множество заповедей и запретов, усердно молится, а, будучи католиком, обязан вдобавок по воскресеньям ходить в храм. Вряд ли можно сильнее исказить облик христианина. Неужели Радостная Весть Христа, обращенная к людям, и впрямь состоит из сплошных ограничений и требований?

> Новая основа

> Человек не сделает себя христианином собственными усилиями: это доступно лишь Богу. Настоящим христианином становишься не тогда, когда точно исполняешь заповеди, но только если примешь призыв Бога, обращенный через Иисуса. Начало христианского бытия всегда исходит от Бога, это дар. Он заключается в совершенно новом отношении к Богу, который для верующего является не просто Создателем, но и Отцом. <...>

> Итак, мы умываем руки: Бог всё сделает сам!? Вовсе нет! Тут, собственно, и начинается задача христианина. Он спасен, но находится еще в самом начале новой жизни. Эта жизнь дарована ему, но он должен "наполнить" ее, расширить, достичь "в меру полного возраста Христова" (Еф 4,17). Библия неустанно подчеркивает, что мы должны быть верны себе: Христос живет в нас, наступил наш черед облечься "в Господа нашего Иисуса Христа" (ср. Рим 13,14).

> Призыв "жить по-христиански" становится нашим личным делом. В своей повседневной жизни мы должны осуществлять то, <основание чему положил Христос>. Чем активнее делает это христианин, тем ближе он ко Христу, которому надлежит подражать, тем более по праву носит Его имя. Но для этого нужны усилия всей жизни.

> <....> Обращаясь ныне к этике, поведению христиан в будничной жизни, мы сознаем некую узость взгляда, мешающую разглядеть целое. Однако, человек так устроен, что способен мыслить лишь последовательно, по частям.

> Новые перспективы

Однажды писатель и летчик Сент-Экзюпери совершал полет вместе с механиком. Глубокой ночью их самолет рухнул посреди Ливийской пустыни. Вокруг до самого горизонта ни души, ни жилья. Вскоре кончились продукты и вода. На рассвете четвертого дня скитаний ослабевшие, больные и почти отчаявшиеся, они уже смотрели смерти в глаза. И вдруг потерпевшие бедствие летчики заметили двух арабов с верблюдами. Положение разом изменилось. Вновь засветилась надежда на будущее. Мысли и дела обратились к новым возможностям. (А. де Сент-Экзюпери. Земля людей).

> Уверовав, человек встречается с Богом. Тем самым ему открываются совершенно новые горизонты. Всё обретает новое измерение и новую ценность. Отношение человека к Богу направляет его жизнь по новому руслу, может целиком перевернуть ее. Появляется новая система ценностей. Проясняются многие из ранее почти незамеченных мелочей. Все, что перед тем казалось непроницаемым и противоречивым, приобретает смысл. Жизнь освещается новым светом. Человек начинает лучше понимать самого себя, ибо приобретает необходимые взаимосвязи.

> Истинный христианин и добросовестный нехристианин внешне могут вести себя совершенно одинаково: получить одну и ту же профессию, заботиться о семье, строить дом... Не исключено и их одинаковое старание и хорошие результаты труда, но всё же между ними есть разница. Мотивы деятельности, мировоззрение, даже практические последствия будут разными.

> Христианин — реалист

> Христианин считается с реальностью но во всей ее широте, а не с отдельными аспектами. Горизонт христианина не заключен видимыми границами: имуществом, семьей, работой. Он простирается и за пределы смерти.

> Такой взгляд на мир не лишает христианина активности на этом свете, наоборот: он приводит к более глубокому пониманию окружающего мира и своего места в нём. Верующий наблюдает за происходящим в мире, так сказать, очами Бога, усваивая Божье понимание мира и человека. Всё становится для христианина "областью божественного" (<или: "божественной средой">; Тейяр де Шарден), где он с осознанной ответственностью продолжает дело Создателя, способствуя тем самым мировому развитию и исцелению. Все проблемы, волнующие человечество: война и мир, вина и прощение, достойный общественный строй и справедливый раздел богатств нашей земли рассматриваются христианином с вышеприведенной точки зрения.

> Христианин не живет одним лишь накопленным человеческим опытом. Он живет встречей с Богом, ожидая и получая ответы на свои вопросы и дела. Важно начать разговор с Богом, слушать и созерцать Его и поступать в соответствии с этим!

> Действительность зовет нас

> Всё сказанное правильно. Но где я встречусь с Богом, и каким образом Он обратится ко мне, если не принимать во внимание Божественное Откровение? Стоит ли прислушиваться к таинственным внутренним голосам, к озарениям, подобным молнии, ждать иных необычных знамений? Разумеется, нет. Основную часть того, что Бог хочет поведать нам, мы как и все остальные, узнаем самым конкретным образом через окружающую нас действительность. Повседневность – вот язык Бога в нашем мире. Человек живет не в безвоздушном пространстве. Он плачет, смеется, созидает и наслаждается на этой земле. Подвергается воздействию тысяч причин, связывающих его с другими существами. Реальность побуждает его к разговору с Богом. И Он должен дать человеку верный и достойный ответ. Именно это имеем мы в виду, говоря о "порядке творения", "законе природы" либо о "естественном нравственном законе".

Ведь в неживой природе мы обнаруживаем существенные взаимосвязи и взаимозависимости законов. В соответствии с ними Земля вращается вокруг Солнца, камень падает на землю. Даже животные инстинктивно подчиняются этой системе: птица вьет гнездо, высиживает птенцов и добывает корм... Вся неодушевленная природа слепо и неизбывно следует порядку Божьего мироздания. Неодушевленная природа развивается под внутренним нажимом естественных законов без какого бы то ни было исключения, притом не сознавая происходящего.

> Совсем иначе обстоит дело с человеком. Он тоже должен учитывать физические законы природы, если не хочет погибнуть. К примеру, он не может начать строительство дома без предварительных статических расчетов. Но вместе с тем человек в состоянии подчинить эти законы своей воле во многих аспектах. Поскольку он способен познать законы природы, их взаимосвязь и прапричину, то может планировать свою деятельность с учетом этих законов. Однако его вмешательство может нарушить или изменить эти законы <{например, законы экологии}>. Здесь начинается ответственность человека за свои действия.

К примеру, человек познает процесс расщепления ядра и атома и сопутствующую этому страшную разрушительную силу. Лишь от него теперь зависит не допустить губительного использования подобной силы. Либо человек осознает свою принадлежность к сообществу людей, в котором каждый обладает равными правами на жизнь, а это требует от человека бережного и искреннего отношения к другим...

> В своих действиях человек подвергается не физическому нажиму, а скорее моральному "ты должен". Осуществление жизненного порядка, которое совесть ощущает как требование, зависит от его личного решения. Это требование не чужая или даже деспотическая воля, противостоящая человеку, чтобы поработить его; это сам миропорядок, являющийся лучшим благом для самого человека. Всюду, где человек действует в гармонии с ним, он совершает нравственные поступки. Нарушение миропорядка это всегда сотрясение основ жизни; оно противоестественно и рано или поздно отомстит за себя. Последствия в виде урона, катастроф не заставят себя ждать. Измена разрушает семьи, угнетение рождает бунт, лень ведет к бедности.

> Человек чувствует, что поставлен в такое положение Богом. Значит, он не чужой в этом мире, он скорее доверенное лицо, управляющий. В сотворении он усматривает дело Бога, а значит, и свое собственное.

> Вот мы и пришли к важному выводу: человеку вовсе непросто понять окружающую его действительность и характер своих действий в той или иной ситуации. Расслабленность, нерешительность и предрассудки затемняют наше сознание. Кроме того, каждый и сам знает, сколь тяжкой бывает борьба во имя добра и как легко мы склонны к самооправданию. Недаром говорят, "человек верит тому, чего желает".

> Наше познание поэтому подкреплено двумя вспомогательными факторами: способностью к моральной самооценке, называемой совестью, а также проявлением Божией воли в Откровении Ветхого и Нового Заветов. Давайте поговорим о том и о другом.


> Высшая норма жизни

> Еще до того, как человек узнает нечто о высказанной Божией воле или о заповедях, он верующий и неверующий уже способен отличать добро от зла. Природа одарила его особым чувством некоей разновидностью нравственного инстинкта, которым он руководствуется в своих действиях. Человек произвольно оценивает данную реальность. Эту врожденную способность моральной оценки мы называем совестью ().

> Совесть это своего рода компас, указывающий нам правильный путь; радар, говорящий о близкой опасности. Совесть побуждает нас к действию или предупреждает о последствиях. Поступок вызывает радость или тоску (угрызения совести).

> Голос совести высшая норма поведения для каждого человека. Человек обязательно должен следовать голосу совести. Кто идет против своей совести, становится виноватым (ср. Рим 2,14-16; 14,23). Никто не может избавить человека от необходимости решать по совести ни Церковь, ни сам Папа.

Даже угроза насилия не должна помешать человеку поступать по совести. Из сообщений о судах над военными преступниками мы нередко узнаем, что обвиняемые в свое оправдание ссылаются на "приказ верховного командования". Можно по-человечески понять их страх перед репрессиями, тем не менее, это не избавляет их от конкретной вины за совершенные вопреки совести деяния.

> Совесть обязывает и тогда, когда она ошибается; ибо она является для человека высшей инстанцией, решение которой нельзя обжаловать. Поэтому Бог судит нас не по видимым поступкам, а потому, "что исходит из сердца" (Мф 15,18). Даже если кто-то полагает, будто голос совести заставляет его идти против приказаний Церкви или Бога, он должен прислушаться к своей совести, хотя в данном случае возможна ошибка. Видимо, дело тут в прошлой вине, когда этот человек не формировал свое сознание должным образом и не руководствовался Божьей волей.

> В наше время всё важнее становится голос совести каждого из нас. Вопервых, человечество стало более зрелым, ответственным в принятии решений, чем в прошлые времена. Во-вторых, появилось множество разнообразных потенциальных конфликтов с совестью. Тот, кто в трудной ситуации с учетом всех обстоятельств и по возможности посоветовавшись с более опытными наставниками примет решение по совести, должен мужественно следовать этому решению.

Поскольку человек обязан всегда и во всём руководствоваться своей совестью, остальные обязаны уважать его решение. Безответственно заставлять силой кого бы то ни было поступать вопреки его совести.

> Решение совести так важно и неотвратимо, что этот дар следует всячески пестовать и совершенствовать. Ведь воспитание и практическая деятельность могут развить этот дар. А ставшее привычным "бессовестное" поведение притупляет совесть и даже заставляет умолкнуть насовсем ее голос.

По мере того, как человек перестает прислушиваться к голосу своей совести, он привыкает отмахиваться от ее упреков. В таком случае мы говорим о "спящей совести". И наоборот, чрезмерная щепетильность может развиться в маниакальную совестливость, которая из болезненного страха перед грехом всюду усматривает зло.

Для воспитания совести недостаточно одних нормативных предписаний. Поэтому мудрые родители пока не поздно стремятся развить в своих детях понимание добра не путем сплошных запрета, а обосновывая свои требования.

> Существует постоянная угроза сделки с совестью, когда на карту поставлено личное преуспевание человека. Гордыня, дух времени, страсть и своенравность могут исказить голос совести, и также, как мы проверяем перед работой измерительные приборы на точность, надо проконтролировать, соответствуют ли требования нашей совести миропорядку и Божиему слову. То и другое отражено, помимо прочего, и в заповедях.

> Разве заповеди устарели?

> Нередко люди полагают, будто заповеди ограничивают их свободу. Такую внутреннюю защитную реакцию могло вызвать воспитание, основанное на авторитарном "ты должен, обязан". Это вполне можно понять. Но на самом деле, в Божиих заповедях заключаются всего лишь нормы жизни, способствующие человеческому счастью. Ведь никто не отважится утверждать, что безоглядное злоупотребление властью, обман и грабеж, угнетение и издевательство, убийство и шантаж направлены на благо отдельного человека или всего общества. Заповеди оберегают те ценности, без которых жизнь людей станет почти невыносимой; они выражают неписаный закон достойного человеческого поведения.

> Однако заповеди не устанавливают каких-либо точных правил поведения в любой ситуации. Они всегда лишь уточняют нижнюю границу, но никак не могут и не хотят заменить собой свободное человеческое решение. Нельзя вместить в заповеди вопросы перенаселенности, атомного вооружения, применения новых лекарств и т. д. Поэтому решение в каждом конкретном случае остается делом совести человека. Заповеди лишь предоставляют неоценимую помощь в принятии решения. Поэтому нельзя противопоставлять заповеди совести: ведь по сути совесть и нравственный закон, заложенный в человеческой природе, выражают одно и то же добро. Обязательный характер обоих проистекает от Создателя всего миропорядка от Бога, а никак не из опыта поведения большинства людей. Зло никогда не превратится в добро из-за того, его совершают многие или даже все.

> Правила и законы людей

> Предписания и приказы, изданные человеческим авторитетом государством, Церковью отличаются от Божиих заповедей. Они конкретизируют ценности и порядок, оберегаемый Божиими заповедями, и объясняют их для каждой культурной эпохи. Совесть колеблется во многих вопросах, а Божии заповеди не могут и не стремятся давать точные указания в каждом отдельном случае. Поэтому Церкви было дано особое поручение Христа: "Что свяжете на земле, будет связано и в небе".

Воплощение основных этических норм может быть разным в разные эпохи и в различных обстоятельствах. Право на жизнь и имущество, к примеру, дает гарантии обладания жизненно важными вещами не только индивидууму; в наше время необходим такой мировой экономический порядок, который обеспечит всем их долю в богатствах земли. С учетом нищеты отдельных людей или целых народов ограничивается основное право на частную собственность (ср. следующую главу). В этой связи становится понятно, почему Папа или епископы, или мирские общины высказываются по мировым и экономическим вопросам и связанными с ними этическими аспектами.

Это вовсе не означает, что у Церкви есть готовый ответ на все жизненные трудности. И Церковь непрерывно отстаивает понимание Божией воли вместе со своими членами она даже должна прислушиваться к голосу неверующих ученых-специалистов. Не исключено, что в будущем на основе новых знаний сложатся более благоприятные условия для осуществления добра.

> Поэтому церковные законы и предписания ни при каких обстоятельствах не обладают той же ценностью, что Божии заповеди, даже когда они буквально сформулированы как церковные заповеди: ведь последние могут меняться. Тем не менее, они обязывают; ведь и то, что меняется и совершенствуется, требует твердых решений. Часто мы вынуждены удовлетворяться неокончательными ответами и должны обладать немалым мужеством для поиска даже предварительных ответов.

Приведем пример: врачебный консилиум приходит к заключению о том, что жизнь больного можно сохранить только с помощью операции, хотя ее результат остается под вопросом. Такое решение соответствует современному состоянию медицинской науки. Больной должен последовать совету врачей но это не исключает возможности того, что десять лет спустя он придет к выводу, что иные методы лечения были бы действеннее.

> Даже церковные рекомендации или заповеди никогда не заменят решение собственной совести. Порой говорят: хорошо католикам, им точно разъясняют, что можно делать, а чего нельзя. Такое просто невозможно жизненная реальность чересчур разнообразна и непредвиденна. Чем дальше, тем больше христиан будет полагаться только на свою совесть. Всюду, где нет четкого свидетельства Откровения, разнятся точки зрения даже в самой Церкви. Именно в нашу эпоху осуществляется новое, углубленное изучение многих областей. Тем самым к совести каждого будут предъявлены еще более высокие требования. Это не означает, что снизятся возможности свободного принятия решений: просто возрастет ответственность за них.


> "Новая заповедь" Христа

> Жизнь христианина, таким образом, вовсе не сводится к рабскому следованию <букве> закона. Безусловно, есть для нас некоторая опасность в переоценке заповедей и в превращении закона в законничество. От этого отмежевался сам Христос, подчеркнув, что главное не в исполнении буквы закона, а в помыслах. Грехом является не только убийство, но уже ненависть, даже неприветливость. "Законник" спрашивает: как далеко я могу зайти, где начинается и где кончается мой долг? Где та дырка в сети закона, через которую я мог бы проскользнуть? Многие христиане пытаются подобным образом балансировать на узкой грани между добром и злом. Грешить они не хотят, но желали бы овладеть всем, что еще не целиком запрещено. Такая позиция является "законничеством", которое отвергается Христом. Это роль подданного, раба, который покоряется лишь потому, что боится наказания. По-другому думает свободный человек. Он не задает вопрос: "Что мне положено делать?". Нет, он спрашивает себя: "Что я могу сделать?".

> Еще дальше идет любовь. Она не спрашивает, что разрешено, что приказано. Она инстинктивно умеет отличить самое лучшее от просто хорошего, ищет самое прекрасное решение, истинно христианский ответ. Не говоря уж о самом зле, одно только пренебрежение добром она считает предательством. Потому "новая заповедь" Христа такова: Любовь. Она требует от человека гораздо больше, чем приказание или закон, ибо любовь не знает границ. Она предел и исполнение закона (ср. Рим 13,10), так как делает его ненужным.

> "Освобожденные <для> свободы"

Теперь мы понимаем, почему Павел вновь и вновь противопоставляет свободу закону. Отрицая "закон", он имеет в виду "законничество", но отнюдь не провозглашает беспредел: христианская свобода не означает своеволия. Ведь именно "взрыв" свободы порабощает человека. А свобода предполагает долг, не навязанный извне, но принятый по собственной воле ради любви (ср. Гал 5).

Наверное, это трудно понять, так что попытаемся объяснить на примерах. Любая свобода натыкается на границы, поставленные ей ближними. Тот, кто осмеливается ограничивать жизненное пространство другого, ставит под угрозу его свободу.

Тот, кто всегда делает то, что хочет, лишь кажется свободным. Разве мы не говорим, что кто-то стал рабом своих капризов, привычек, инстинктов, гордыни, богатства и жажды власти? Именно такие люди часто уверены, что они свободны, но из-за слишком сильной привязанности к чему-либо всетаки зависимы.

Истинную свободу может дать лишь тот, кто не боится за нее, а его могущество не зависит от беспомощности остальных. Это Бог. Он одновременно всемогущ и свободен и поэтому может позволить себе сотворить свободного человека. Иметь в нём не раба, а партнера: "Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего..., чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление" (Гал 4,4 и далее). Сын не только послушен, Он также любит.

> Люби – и делай, что хочешь

Это краткое изречение мы понимаем неправильно, если полагаем выполнить его таким образом: в своем поведении избегая всего, что могло бы обременять других. Нет, это было бы слишком легко.

Вернее всего понять это изречение можно, еще раз вернувшись к примеру, приведенному нами в начале предшествующей главы. Двое влюбленных находят совершенно естественным путем видимые формы для выражения своих симпатий. У них находится время друг для друга, они взаимно внимательны, полагают своим долгом считаться с желаниями другого.

Конечно, можно предположить, будто кто-то внимателен к кому-то без любви. Гость весьма любезен, но не исключено, что из одной вежливости. И на дороге один водитель считается с другими, потому что знает, что в противном случае начнется полная сумятица. Внешне это проявляется почти одинаково, но уже на первый взгляд видно, сколь велико различие между двумя людьми. Один поступает так из любви, а второй только потому, что признает общепринятые нормы поведения, либо считает это своим долгом. (C.Tilmann. Das geistliche Gesprach (Духовный разговор). Leipzig 1965.)

Точно так же кто-то может стремиться исполнять Божий заповеди, участвовать в богослужениях, помогать бедным, то есть внешне вести себя как подобает христианину, и всё-таки при этом не жить по-христиански. Ибо совершая свои действия по привычке, такой человек всюду ищет лишь самого себя или слушается из страха; здесь нет любви. Можно ревностно относиться к своим обязанностям, однако без любви. Наоборот, исполнение долга следствие любви. И тот, кто ограничится одним лишь выполнением приказаний и обязанностей, упустит момент приобщения к христианству. Что же удивляться, если такому человеку не дано пережить чудо своей веры, и потому он останется неудовлетворенным и вряд ли станет примером для своего окружения.

Христианство начинается с сознания того, что нас берет под свою защиту Бог и что Он любит нас. Мы не слуги, а друзья; более того дети и наследники. Но ведь и в дружбе есть мера, и сын зависит от отца, причем гораздо сильнее, чем слуга отца. Сын чувствует свою зависимость благодаря наследству а ведь его положение сильно отличается от положения подданного. Будучи Божиим сыном, христианин спрашивает, какова Божия воля. Из Божиего замысла он творит свой замысел, а потому молится: да будет воля Твоя. Вот почему Христос может вместить всё в одну заповедь: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим" (Втор 6,5): "сия есть первая и наибольшая заповедь". Вторая же подобна ей: "возлюби ближнего твоего, как самого себя" (Мф 22,37 и далее). Рядом в качестве равноценных приводятся любовь к Богу, любовь к ближнему и к самому себе.

Из сказанного проистекает прежде всего то, что одного хорошего отношения к людям недостаточно. Многие уверены, что "христианство практических действий" единственно верное служение Богу. Здесь не хватает одного измерения: любви к Богу. Она, разумеется, относится не к области неконтролируемых чувств, а, скорее, к воле. Кто любит, стремится понять любимого, найти для него время, поговорить с ним.

С другой стороны, любовь к Богу не должна приводить к невнимательному отношению к человеку рядом с нами, к пренебрежению им. Если набожные прихожане храма в будние дни нелюбезны друг к другу, то они забывают вторую половину заповеди любовь к Богу и ближнему тесно связаны между собой, ибо: "Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо нелюбящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего". (1Ин 4,20 и далее).

Эта любовь не забывает ни о ком. Христос распространяет эту главную заповедь даже на врагов. "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будьте сынами Отца вашего небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не так же ли поступают и язычники?" (Мф 5,44 и далее). Здесь мы достигаем точки, где христианские требования превышают то, что наше врожденное чувство признает справедливым. "Великая хартия" христианства, то есть Нагорная проповедь, возвышает эти требования до запредельности, невозможности: "Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный" (Мф 5,48).

Этого требования не надо бояться: ни один человек не может выполнить его. Но разве в повседневной жизни не ставятся всё более высокие цели? В тот миг, когда человек достигает намеченного, он начинает стремиться к чему-то новому. Если бы он удовлетворился достигнутым, его жизнь стала бы бесцветной, лишенной интереса. Вот и христианское учение ставит перед человеком недостижимые цели, и в этом заключается его динамика.

Именно так надо понимать радикальное требование Христа: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя..." (Мф 16,24). Или: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам" (Мф 6,33). Постепенно можно понять и "евангельские советы", предлагающие путь бедности, безбрачия и послушания, к которым стремятся, к примеру, в монастырях.

> Мера Христова

Как строит свою жизнь в соответствии с этим христианин? Христианская жизнь зависит не от какого-то морального кодекса, но от определенной Личности Христа. Его жизнь и Его слово путеводные звезды. Матфей (4,19) повествует о том, как Иисус собирал своих учеников и звал их: "Идите за Мною!". Те тотчас оставили рыбацкие сети и последовали за Ним.

Следовать за Христом не означает копировать Его. Слишком просто было бы получить опробованные рекомендации на все случаи жизни, но Христос не дает их, ибо не хочет раз и навсегда закрепить понятие добра, но непрестанно развивает и совершенствует это понятие. Его образ мера, модель. Однако это открытая модель, которую каждый может реализовать в зависимости от своей натуры и способностей, а также требований своей эпохи. Поэтому никто не будет освобожден от собственных раздумий и личного выбора.

Священное Писание четко и кратко учит: мы должны стать "вторым Христом" (ср. 2Кор 5,17 и др.). Так же, как Он любит и служит, должны возлюбить и служить мы. Подобно Ему сообразовываться с волей Бога, стремиться познать ее. Поэтому и ходит христианин ежедневно перед Христом и советуется с Ним в молитве: "Как бы Ты поступил на моем месте, как Ты думаешь, что мне дальше делать?".

Всё это хорошо звучит. Но разве Христос не потерпел поражение в Своей жизни? Кто хочет во всём жить по-христиански, того остальные часто считают неразумным чудаком. Стоит ли удивляться тому, что многие и многие не хотят и даже не могут жить по-христиански? Вот почему говорят, что действительность совсем иная. Или: другие не лучше нас. Факт остается фактом; наше общество в целом и отдельные люди весьма далеки от истинно христианского образа жизни. Но разве это оправдывает нашу собственную пассивность? А вправе ли мы отказать человеку в имени христианина, если у него не всё получается? Осуждать легко. Но если стремиться к осуществлению идеала, мучиться собственной половинчатостью и постоянно совершенствоваться, то Христос обратится к тебе, как явствует из многих Его высказываний в Священном Писании. Надо иметь мужество признаться: "По своему теперешнему образу жизни я еще не готов. Путь мой негладок, я иду вперед, но часто спотыкаюсь, теряю из виду цель". Евангелие требует не останавливаться на своем пути. Кто познаёт слова Иисуса, должен идти вперед. А тот, кто идет, меняется, и тем самым изменяет мир. Это постоянное изменение к лучшему, обретение смысла и любви и есть главная цель жизни христианина.


Проект "Христианское просвещение" ищет спонсоров! Их реклама может быть помещена в ежедневной рассылке, которую получают более 6000 человек.
Буду благодарен за МАТЕРИАЛЬНУЮ ПОДДЕРЖКУ проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /  2 (малоинтересно)  / 

3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно! чудесно!)  

www.messia.ru/r2/4/z06_105.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются.
Автор текста указывается перед текстом.

Желаю всяческих успехов!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»