=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Символ веры. Вера

В связи с возникающими иногда недоразумениями, помещаю в начале выпуска следующее предуведомление:

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Автор: протоиерей Фома Хопко
(перевод с английского: прот. Андрей Трегубов).
Из книги: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ (часть I, гл. 2)
// Нью-Йорк: R.B.R, 1987.
(kolokola.net/category/pravoslavie/).

 
Серия "основы христианской веры".
 (примерно 1130 слов)
Предыдущие части книги:
Источники христианского учения   (1)   (2)

 

> СИМВОЛ ВЕРЫ

НИКЕЙСКИЙ СИМВОЛ

Никейский Символ Веры правильнее называть Никео-Константинопольским, так как он был составлен на первом Вселенском Соборе в Никее в 325 г. и дополнен на Втором Вселенском Соборе в Константинополе (Царьграде) в 381 г.

> «Символ» по-древнегречески буквально означает «собирание вместе», «выражение», «исповедание». Самый ранний христианский «символ веры» был, очевидно, простым исповеданием веры, что Иисус есть Христос, то есть Мессия, и что Христос есть Господь. Первоначально он применялся во время крещения, когда человек должен был открыто заявить, во что он верует, и только тогда был крещён.

> С течением времени появились различные тексты «символа», все исповедающие одну веру, но в разных словах и выражениях, подчёркивающих разные её аспекты. Обычно эти «символы веры» становились более детальными в тех местностях, где поднимались какие-либо вопросы о вере и где возникали ереси.

> В IV веке весь христианский мир сотрясали ожесточённые споры о природе Сына Божьего (также называемого в Писании «Словом» или «Логосом»): одни говорили, что Сын Божий был, как и всё остальное, сотворён Богом; другие настаивали, что Он  — вечен, божественен и нетварен. Собиралось много соборов и выносилось много определений, и все христиане были захвачены этой полемикой.

> В конце концов Церковью было принято как истинный Символ Веры определение Собора, созванного императором Константином в городе Никее в 325 г. Он и называется теперь Первым Вселенским Собором. Вот провозглашённая им формула:

Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым (т. е. сотворившего небо и землю, всё видимое и невидимое). И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век (т. е. рождённого от Отца прежде всякого времени): Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша (т.  е. через Которого всё произошло). Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны (т. е. за нас) при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день, по Писанием (т. е. как было предсказано в Писании). И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым (т. е. Который опять придёт во славе, чтобы судить живых и мёртвых), Егоже Царствию не будет конца.

> Вскоре после споров о Сыне и Слове Божьем, возникла полемика о Святом Духе. Константинопольский собор в 381  г., впоследствии известный как Второй Вселенский Собор, добавил следующее определение к никейской формуле:

И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца Исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима (т. е. Которому поклоняемся и которого славим вместе с Отцом и Сыном), глаголавшаго пророки (т.  е. Который говорил через пророков). Во едину святую соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю (т. е. жду) воскресения мертвых. И жизни будущаго века. Аминь.

> Теперь полный текст этого Символа Веры был принят всей Церковью. Он стал произноситься от первого лица единственного числа («Верую…») и использоваться в качестве официального исповедания веры во время крещения и при принятии инославных христиан в Православную Церковь. Кроме того, он стал необходимой частью Божественной Литургии, и, повторяя Символ Веры, каждый христианин принимает и обновляет своё крещение и членство в Церкви.

> Быть православным христианином — значит утверждать православную веру, то есть исповедывать не просто слова, а сам смысл Никео-Константинопольского Символа Веры. Это также означает утверждение всего того, что исходит из Символа Веры, что развилось и основано на нём за всю долгую историю Православной Церкви.

 ВЕРУЮ…

> Вера есть основание христианской жизни. Вера была добродетелью Авраама, праотца Израиля и христианской Церкви: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт. 15.6). Иисус Христос начал Своё служение той же проповедью веры: «…Пришёл Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царства Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1.14-15). И всю Свою земную жизнь Иисус Христос призывал к вере: вере в Себя, вере в Бога Отца, вере в Евангелие, вере в Царство Божие.

> Учение Иисуса Христа, Апостолов и всей Церкви говорит о вере как о главном условии христианской жизни, ибо с верой приходят надежда и любовь, и всякое доброе дело, и всякий «дар совершен», и сила Святого Духа. Классическое определение веры в Писании таково: Вера… есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11.1).

> У веры есть две стороны, или, можно сказать, два значения. Первое — это вера в кого-либо или что-либо через признание их  истинности и ценности; например: вера в Святую Троицу, в Церковь. Второе значение веры — это доверие. Например, можно веровать в существование Бога, Его добра и правды, но и верить Ему Самому — доверять Его слову, полагаться на Его присутствие, надеяться на Его обетования (обещания). Обе стороны веры необходимы христианину: он должен уверовать всем своим умом, сердцем и душой, а затем жить этой верой изо дня в день.

> Иногда веру противопоставляют знанию и разуму. Православие, конечно, признает разницу между ними, однако видит и неотделимость их друг от друга. Во-первых, человек не может верить в то, о чём он совершенно ничего не знает. Во-вторых, то, во что он верит и чему доверяет, должно иметь смысл. И, в-третьих, само знание часто основано на вере. Абсолютный скептицизм не ведёт к знанию, которое и возможно только потому, что мы верим в познавательную способность человека, в то, что объекты познания действительно раскрываются нам, и что ум и чувства нас не обманывают. Например, любой письменный источник, особенно связанный с историей, требует от читателя доверия к нему, но чтобы поверить, что автор говорит правду, у читателя должны быть для этого основания и некоторое знание предмета.

> С другой стороны, знание может быть достигнуто через доверие ещё неведомому, и в свете веры можно увидеть смысл в том, что кажется абсурдным. Например, верующий во Христа понимает смысл страдания и смерти иначе, чем неверующий или последователь какой-нибудь другой религии или философии.

> И ещё: вера — всегда личностна. Каждый должен веровать сам, нельзя веровать за другого. Многие люди могут веровать в одно и то же из-за общности их взглядов, знаний и опыта, но общность их веры и единство их веры должны опираться на личное исповедание. Вот почему в Православной Церкви Символ Веры всегда произносится от первого лица единственного числа. И потому мы можем молиться, хвалить, просить, благословлять, радоваться и предавать себя и друг друга Богу, что каждый из нас может искренно и с молитвенным убеждением сказать слова из Евангелия: «Верую, Господи!… помоги моему неверию» (Мк. 9.24).

> Подлинность нашей веры определяется тем, как мы живём. Мы должны действовать в соответствии с нашей верой и постоянно доказывать её благостью и силой Божьей, пребывающими в нас. Это не значит, что нам надо совершать неразумные поступки, «искушая Бога», лишь бы только доказать Его участие; но просто каждый из нас должен стремиться к праведности и жить верой, какой бы маленькой и слабой она ни была, и тогда с Божьей помощью многое, что даже трудно было себе представить раньше, станет осуществимым.


Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно!) 

www.messia.ru/r2/5/a03_021.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск по этой книге
<= предш. выпуск об основах веры  
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»