=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Грядущий Господь и Его Царство; всеобщее воскресение; Святой Дух

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Автор: протоиерей Фома Хопко
(перевод с английского: прот. Андрей Трегубов).
Из книги: ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВИЯ (часть I, гл. 2)
// Нью-Йорк: R.B.R, 1987.
(kolokola.net/category/pravoslavie/).

 
Серия "основы христианской веры".
 (примерно 2040 слов)

> …И ПАКИ ГРЯДУЩАГО СО СЛАВОЮ, СУДИТИ ЖИВЫМ И МЕРТВЫМ…

<Этот самый Иисус, взятый от вас на небо, вернется точно таким же образом, как на ваших глазах ушел!> (Деян.1.11)

> Эти слова ангелов были обращены к апостолам во время вознесения Господня. Он опять придёт во славе «<не для того, чтобы иметь дело с грехом, но чтобы спасти тех, кто Его дожидается>» (Евр.9.28).

…<когда раздастся слово повеления и голос архангела, когда прозвучит труба Божья и сам Господь сойдет с неба, то сначала воскреснут те, кто умерли с верой в Христа, а потом уже и мы, живые, вместе с ними будем унесены на облаках встречать в воздухе Господа, и так мы с Господом будем всегда.> (1Фес.4.16-17, чтение Апостола на отпевании)

> Пришествие Господа в конце веков будет Днём Суда, Днём Господним, предсказанным в Ветхом Завете и обещанным Самим Христом (Дан.7; Мф.24). Но точное время конца Он не открыл, чтобы люди к нему готовились всегда постоянным бдением и добрыми делами.

> Присутствие Христа — Света и Истины — само уже является судом миру. В этом смысле все люди и весь мир уже судимы, или, точнее, уже живут в присутствии той реальности, которой они будут судимы. Поскольку Христос нам явлен, у нас нет никакого оправдания в неведении и грехе (Ин.9.39-41).

> Бог не хочет «смерти беззаконника» (Иез.18.23), напротив, Он «хочет, чтобы все люди были спасены и пришли к познанию истины» (1Тим.2.4). Он делает всё, что в Его власти, дабы спасение и жизнь вечная были открыты и возможны для всех. Но Господь не может лишить Своих созданий свободы, которую Он Сам им дал и которую Он никогда не отнимет, поэтому Он позволяет тем людям, которые отказываются от общения с Ним, жить со «диаволом и ангелами его». Но даже в этом Бог — любвеобилен и справедлив.

> Следовательно, учение о вечном аде не означает, что Бог мучает людей, наслаждаясь их наказанием и болью, или отделяет Себя от них, заставляя страдать без Своего присутствия (хотя, если люди ненавидят Бога, то они рады отделению, а не страдают от него), — напротив, Господь Бог любит их и позволяет существовать вечно всем — и святым и грешникам. Все воскреснут из мёртвых для вечной жизни: «<те, что творили добро, встанут для Жизни, а те, что творили зло — для Суда (в воскресение осуждения)>» (Ин.5.29). Тогда Бог будет — «всё во всём» (1Кор.15.28), и для любящих Его — воскресение из мёртвых и Его присутствие будут раем, а для ненавидящих Бога — воскресение из мёртвых и Его присутствие будут адом. Таково учение Православной Церкви.

> … Мучимые в геенне поражаются бичом любви. И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что погрешили они против любви, терпят мучение больше всякого приводящего в страх мучения; печаль, поражающая сердце за грех против любви, страшнее всякого возможного наказания. Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божьей… Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников, как и здесь случается другу терпеть от друга, и веселит собою соблюдших долг свой. (Св. Исаак Сирин).

> Итак, последний суд человека и его вечная судьба зависят только от того, любит ли человек свет более тьмы, или тьму — более света, любит ли он этот Свет, Любовь и Жизнь, которые — суть Сам Бог.

> И судить человека и мир будет не Бог «с облаков», но — Иисус Христос, Кто Сам есть истинный Человек, Кто Сам претерпел каждое искушение этого мира и победил их все, Кто Сам был голоден, жаждал, был странником, был наг, был в темнице, был мучим, — но Кто, однако, и есть спасение всех.

Он <каждому воздаст по делам его: тем, кто постоянством в добрых делах искал славы, чести и бессмертия, — вечную жизнь; себялюбцам, непослушным истине, а послушным злу, — гнев и ярость. Горе и страдание всякому человеку, делающему зло>… <Слава, честь и мир всем, делающим добро, во-первых еврею, потом и язычнику>… <Ведь Бог беспристрастен! Те, кому не было дано Закона, согрешили и погибнут вне Закона. Те, кто согрешил, имея Закон, будут осуждены по Закону. Ведь правы перед Богом не те, кто внимает Закону, а те, кто исполняет Закон.> (Рим.2.6-13)

… ЕГОЖЕ ЦАРСТВИЮ НЕ БУДЕТ КОНЦА…

> Иисус Христос — царский Сын Давидов, о Котором ангел предрёк при Его рождении:

<Он будет велик,
 Его будут звать Сыном Всевышнего,
 Ему даст Господь Бог трон праотца Его Давида,
 Он будет вечно царствовать над потомками Иакова,
 и царству Его не будет конца.> (Лк.1.32-33)

> Через Свои страдания Христос стал Царём Царства Божия, «Царем царей и Господом господствующих» (Откр.19.16; Дан.2.47), разделяя Царство с Богом Отцом. Христос пришёл именно для того, чтобы принести это Царство людям. Слова Его первой проповеди были такими же, что и слова Его Предтечи, Иоанна Крестителя: «<Обратитесь к Богу! Ведь Царство Небес уже близко!>» (Мф.3.2; 4.17). И всегда, в проповедях и притчах, Он говорил о нём:

<Как счастливы те, что бедны ради Господа!
 Царство Небес — для них.>…
<Как счастливы те, кого гонят за исполнение воли Господней!
 Царство Небес — для них.>...
<кто исполнит и других научит исполнять [эти заповеди], того [Бог] назовет великим в Царстве Небес>…
<Стремитесь прежде всего к Царству Бога
 и к исполненью того, что Он велит>…
<Не всякий, кто говорит Мне: "Господь! Господь!" —
 войдет в Царство Небес,
 а только тот, кто исполняет
 то, что велит Мой Небесный Отец>… (Мф.5.3,10,19; 6.33; 7.21)

> «Горчичное зерно», «закваска», «многоценная жемчужина», «зарытое в поле сокровище», «свадебный пир», «дом Отца», «виноградник»… — всё это образы Царства. И в ночь тайной вечери Христос открыто говорил апостолам:

<Вы прошли вместе со Мной через все испытания. И Я дарую вам Царство, которое Мне даровал Мой Отец. Вы будете есть и пить за Моим столом в Моем Царстве и будете восседать на тронах, правя двенадцатью племенами Израиля.> (Лк.22.28-30, чтение Всенощной Великого Четверга).

> Но Царство Его «не от мира сего» (Ин.18.36). Христос сказал это Понтию Пилату, когда солдаты насмехались над Ним, не зная, что именно в унижении Он открывал Своё подлинное Божественное царское достоинство.

> Царство Божье — это реальность Божьего присутствия среди людей. Оно дано Христом людям в Церкви, которая так и называется: Царство Божье на земле; в ней Христос уже признан, прославлен и Ему служат как единственному Царю и Богу, и Его Святой Дух тоже дан миру в Церкви в полной силе и благодати. Через таинства веры мы празднуем Царство и принимаем в нём участие. О нём свидетельствуют Писания, Соборы, каноны и жития святых. И оно сделается последней вселенской и космической реальностью для всего мироздания в конце веков, когда Иисус Христос придёт во славе, наполняя всё Собою через Святой Дух, чтобы Бог мог быть «всё во всём» (1Кор.15.28).


…И В ДУХА СВЯТАГО, ГОСПОДА, ЖИВОТВОРЯЩАГО, ИЖЕ ОТ ОТЦА ИСХОДЯЩАГО, ИЖЕ СО ОТЦЕМ И СЫНОМ СПОКЛАНЯЕМА И ССЛАВИМА, ГЛАГОЛАВШАГО ПРОРОКИ…

> Святой Дух, так же как Бог Отец и Христос Сын, называется Господом. Он есть Дух Божий и Дух Христов. Он — вечен, нетварен и Божественен; постоянно поклоняемый и славимый с Отцом и Сыном в единстве Святой Троицы, Он вечно пребывает с Ними. Как никогда не было времени, когда не было Сына, также никогда не было времени, когда не было и Святого Духа. Он «исходит от Отца» в вечном, божественном, непрекращающемся «<исхождении>» (Ин.15.26).

> Православное учение говорит, что Бог Отец есть вечное начало и источник Духа, так же как и Сына, — но способы происхождения Сына и Духа от Отца различны, ибо Сын — «рождается», а Святой Дух — «исходит». Многие святые, вдохновлённые Богом, пытались объяснить разницу между исхождением Духа и рождением Сына. Однако для нас достаточно понять различие между Божественными Лицами и действиями Сына и Духа по отношению к Отцу, и следовательно, по отношению к миру.

> Как мы уже говорили, люди постигают Господа лишь в той мере, в какой Он открывает Себя, но при этом сущность Его Триединого Бытия всегда остаётся (и навеки останется) закрытой для нашего понимания. Это не значит, что наши рассуждения о Боге не имеют смысла, просто они не могут полностью соответствовать той действительности, которую стремятся выразить.

<...>

> По существу Святой Дух един с Отцом и Сыном, и, следовательно, Он принимает участие в каждом Божьем действии в мире. Поэтому и в Книге Бытия о творении написано: «Дух Божий носился над водою» (Быт.1.2). Это — тот же Дух, что и «дыхание жизни», данное всем живым существам, а более всего человеку, сотворённому по образу и подобию Божию (Быт.1.30; 2.7). На иврите Дух так и называется — «дыхание» или «ветер» Ягве. Это Он — «податель жизни», поддерживающий и утверждающий вселенную в её существовании (Пс.104.29; Иов 33.4).

> Святой Дух вдохновляет святых, <возвещающих> слово Божье и исполняющих Его волю; Он помазует пророков, священников и царей Ветхого Завета; Он же «снизошёл и почил» на Иисусе из Назарета, сделав Его Мессией Божьим и таковым явив миру. Поэтому в первом новозаветном богоявлении Христа — крещении Его Иоанном — Святой Дух открылся нисходящим и почивающим на Нём, «как голубь с неба» (Ин.1.32). Нужно заметить, что и в описании нисхождения Святого Духа в День Пятидесятницы, и в других местах Писания, употребляются слова «как» и «подобно», чтобы избежать неправильного материалистического понимания событий, о которых сама Библия говорит на символическом языке.

> Начав Своё служение, Иисус Христос сразу провозгласил, что мессианское пророчество Исайи «Дух Господа Бога на Мне» (Ис.61.1; Лк.4.18) — относится к Нему. И все дни Своей жизни Иисус Христос был «исполнен Духа Святого», проповедуя, уча, исцеляя, изгоняя демонов… Даже Его принесение Себя в жертву Богу на Кресте было совершено Духом Святым (Евр. 9.14), и тем же самым Духом Он и все люди воскрешены из мёртвых (Иез.<37.1-14>). И в День Пятидесятницы нисхождение Святого Духа на учеников Христовых — есть конец земной миссии Христа и начало христианской Церкви.

> Христианская Церковь живёт Святым Духом, и только Им человек и мир могут исполнить то, для чего они были созданы.

> Святой Дух есть Дух Жизни.

<Если Дух Того, кто поднял Христа из мертвых, живет в вас, Тот, кто поднял Христа из мертвых, оживит и ваши смертные тела Своим Духом, живущим в вас.> (Рим.8.11)

> Святой Дух есть Дух Истины.

<Когда же придет Дух Истины,
 он направит вас к полной истине.
 Ведь всё то, что Он скажет,
 будет не от Него:
 Он лишь то скажет вам, что услышит,
 Он расскажет вам о грядущем.> (Ин.16.13)

> Святой Дух есть Дух Божественного Сыновства.

<Дух, который вы получили, это не дух рабства, вынуждающий вас опять жить в страхе. Нет, вы получили Дух, который сделал вас сынами Бога! Это Он побуждает вас взывать: "Абба! Отец!" Он сам вместе с нашим духом свидетельствует о том, что мы дети Бога>. (Рим.8.<15-16>)

> Святой Дух есть личное присутствие нового и вечного Завета между Богом и человеком, запечатление и утверждение Царства Божия, сила Божьего пребывания в людях.

<Всем видно, что вы и есть письмо Христа, оно написано благодаря нашему служению. И не чернилами, а Духом живого Бога. И не на каменных скрижалях, а на скрижалях сердца из плоти. И эта наша уверенность перед лицом Бога — благодаря Христу>… <Это Он сделал нас пригодными быть служителями Нового Договора, при котором главное не буква, то есть писаный закон, а Дух. Потому что буква убивает, а Дух дарует жизнь.> (2Кор.3.3-4,6)
<Неужели вы не знаете, что вы — храм Бога и в вас живет Божий Дух?> (1Кор.3.16)

…<благодаря Ему мы оба — и евреи, и язычники — имеем доступ к Отцу, соединенные одним Духом. Итак, вы больше не чужестранцы и не пришельцы, вы равноправные члены Божьего народа и Божьи домочадцы. Вы тоже воздвигнуты на фундаменте, заложенном апостолами и пророками, краеугольный камень которого — Христос Иисус. Он скрепляет Собой всё здание и воздвигает его, превращая в храм, посвященный Господу. В единении с Ним и вы созидаетесь, чтобы стать благодаря Духу жилищем Бога.> (Еф.2.18-22)

> В Духе Святом человек способен делать то, что совершил Сам Христос, — исполнять «новую заповедь» любви друг к другу.

<Плоды Духа — любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость, верность, кротость, умение владеть собой. Нет такого закона, который бы это осуждал. Те, кто принадлежит Христу Иисусу, распяли на кресте свою плотскую природу вместе с ее страстями и желаниями. И раз мы живем Духом, отдадим себя под начало Духа! Так не будем тщеславны, не будем друг друга раздражать, не будем друг другу завидовать!>… <сеющий для Духа пожнет от Духа вечную жизнь.> (Гал.5.22-25; 6.8)

 


См. также:
еп. Каллист (Уэр): Любовь Божия желает спасения всех.
о том же митр. Сурожский Антоний.
Почему богач в аду? (разные авторы) (+ссылки)
иером. Иларион (Алфеев): Бог хочет, чтобы ВСЕ люди спаслись! (+ссылки)
Григорий Беневич: первомученник Стефан и всеобщее спасение.

Юрий Табак: Православие и католичество: исхождение Св. Духа.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно!) 

www.messia.ru/r2/5/a13_121.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения
о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»