=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Христианство в 1-ом десятилетии XX века

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В связи с возникающими иногда недоразумениями, помещаю в начале выпуска следующее предуведомление:

Обратите внимание, что редактор-составитель рассылки не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Подготовлено по следующим материалам:
* 20 век: Хронологический указатель в «Библиотеке Якова Кротова»;
* Хусто Л.Гонсалес. ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА. Т. 2, Часть третья. XIX век;
* Д.Поспеловский. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. // М., 1996. (главы 8 и 9; ср. вып. рассылки 1.070 и 1.105).

 
серия "История христианства"

Последние выпуски исторической серии:

XVI-XVII века, Русь +
1700-1787; 1788-1800 XVIII век, Россия + Старообрядчество в XVIII веке
XIX век:  Северная Америка (1) (2)
Европа (политика)
Латинская Америка (политика); протестантское богословие  
католическое богословие  
географическая экспансия: (1) (2) (3)
XIX век, Россия:
(1)  (2)  (3)  (4)
       
 (примерно 2550 слов)

1901 г.

* В Афинах демонстрации против предполагаемого издания перевода Евангелия на новогреческий приводят к отставке правительства.
* В г. Топека (Казнас, США) – публичное выступление Агнессы Озман, считающееся началом движения пятидесятников.
* Издание книг: А. фон Гарнак "Сущность христианства"; А. Луази "Евангелие и церковь"; М. Вебер "Протестантская этика и зарождение капитализма".
* Продолжается «Боксерское восстание» в Китае (с 1899; восставшие убили и многих европейцев-миссионеров; подробнее см. здесь).
  4 апреля. Лев Толстой отвечает на отлучение Синода.
  1 июля. Во Франции обнародован Закон об объединениях, предусматривающий обязательную регистрацию религиозных организаций и роспуск незарегистрированных.

 

1902 г.

* Образование Папской библейской комиссии.
* Издана книга: Уильям Джеймс. "Многообразие религиозного опыта".
  29 января. Синод канонизирует Серафима Саровского; разгорается скандал, связанный с тлением его останков (см. анализ И. Басина).
  15 апр. Убийство эсером министра внутренних дел России Сипягина. Новый министр Плеве подавляет крестьянские восстания и разоряет армянскую церковь.
  3 июня. Во Франции новый премьер Эмль Комб проводит жесткую антиклерикальную политику.

В начале XX века активизировались православно-англиканские контакты. С православной стороны особая осторожность по отношению к англиканской Церкви объяснялась отчасти тем, что в ходе контактов было установлено отсутствие в англиканской Церкви единства по самым основным богословским вопросам. Об этом свидетельствует и ответ Святейшего Синода на запрос Вселенского Патриарха Иоакима III в 1902 г. к поместным Церквам об отношении к англиканству. Синод указывал на отсутствие единства у англикан и по вопросу объединения с православием и на то, что часть англиканской Церкви пропитана кальвинизмом, отрицающим Церковь в православном понимании, а объединяться можно только со всей Церковью, а не с ее частью. В православии также не было единства по вопросу отношения к англиканскому священству.

1903 г.

  18 марта. Во Франции правительство ликвидирует большинство монашеских конгрегаций.
  20 июля. Джузеппе Сарто становится папой Пием Х.
  окт. Пий Х издает энциклику против реформ в Церкви.

Пий X (1903-1914) возглавлял католическую церковь вплоть до начала Первой мировой войны. Он проводил гораздо более консервативную политику, чем его предшественник Лев. Результатом стал еще больший разрыв между основными течениями современной мысли и обществом, с одной стороны, и католичеством – с другой. Следуя указаниям папы, Конгрегация священной канцелярии (бывшая инквизиция) издала декрет, осуждавший тех, кто осмеливался применять новые методы исследования к изучению Писания или богословских вопросов. Это были так называемые модернисты, наибольшей известностью среди которых пользовались француз А. Луази, англичанин Джордж Тирелл и немец Герман Шелл. Вскоре в энциклике "Pascendi Domini gregis" Пий X утвердил действия Священной канцелярии. В результате многие модернисты покинули Церковь, а среди остававшихся католиков росло число тех, кто перестал обращать особое внимание на указания понтифика.

1904 г.

* Папа принимает решение о кодификации канонического права.
* Международный марийный конгресс в Риме.
  8 марта. В Германии изменяют закон 1872 г., позволяя некоторым иезуитам вернуться в страну.

 Россия. 12 дек. правительство пообещало ввести закон о веротерпимости. В ответ митрополит Петербуржский Антоний в записке царю указал, что такой закон поставит православную Церковь в неравное положение: другие религии будут пользоваться свободой, и только православная Церковь останется под мелочным контролем со стороны государства.
 В отсутствие Победоносцева Синод принял радикальное обращение к царю, требуя немедленно созвать Собор и избрать патриарха. Царь было согласился, но Победоносцев рекомендовал царю Собор не созывать, а от имени Синода разослать всем архиереям опросник о положении Церкви и необходимых преобразованиях. Три фолианта "Отзывов епархиальных архиереев" и книга программных предложений для будущего Собора за редкими исключениями требовали широких реформ. Большинство было за восстановление патриаршества, регулярность Соборов, ликвидацию обер-прокурорства, автономию Церкви, ее отделение от государственной бюрократии, децентрализацию Церкви – деление ее на самоуправляющиеся митрополии, пожизненность занимаемой архиереем кафедры, восстановление самоуправляющегося прихода, приближение литургического языка к разговорному. Многие ратовали за восстановление выборности священников приходом. К их числу принадлежал и архиепископ Североамериканский Тихон (будущий патриарх). Однако он считал, что эта реформа потребует времени и подготовки. Более решительно он выступал за введение "некоторых изменений в... богослужебные чины", например, предлагал "сократить часто повторяемые ектений, читать гласно некоторые тайные молитвы". Тихон считал необходимым русифицировать славянский язык богослужения, допускал возможность изменения постов. После поместного он предлагал созвать Собор всех православных Церквей. Он выступал за сближение обрядов поместных Церквей, чтобы для инославных православие выглядело действительно единой Церковью. Поднимал он и вопросы о снятии "клятв" (проклятий) со старообрядцев и об отношении православия к западным конфессиям, особенно к англиканству. Он считал, что необходимо участие духовенства в выборных органах государственной и местной администрации для христианского влияния на политику.
 Относительно участия в Соборе мирян между представителями крайних мнений, такими, как Антоний Волынский, выступавшими решительно против голоса мирян и клира (и даже за Собор исключительно епископов), и такими, как Антоний Вадковский, выступавшими за равноправие голосов епископов и выборных представителей от клира и мирян, центристскую позицию занимал Сергий Финляндский. Он писал, что в идеальной Церкви епископат представляет ее всю, но для этого нужен епископат выборный, пользующийся доверием и любовью всего духовенства и мирян. При российской системе бюрократического назначения архиереи ни любовью, ни авторитетом не пользуются. Поэтому чтобы Собор был действенным и его решения были приняты всей Церковью, необходимо участие приходского духовенства и мирян с правом голоса.


1905 г.

* Энциклика Папы Il firmo proposito о "Католическом действии". Декрет о частом причащении.
  22 (9) января. "Кровавое воскресенье": расстрел в Петербурге демонстрации рабочих во главе со свящ. Г. Гапоном.
  февраль. Организация в Москве В. Свенцицким и В. Эрном «Христианского Братства борьбы».
  17 апр. (26 февр.). Манифест Николая II о веротерпимости.
  19 окт. Отставка обер-прокурора Синода К.Победоносцева.
  30 (17) октября. Манифест Николая II с обещанием созыва Думы и расширения гражданских свобод.
  9 декабря. Отделение церкви от государства во Франции с конфискацией церковного имущества. Протесты Пия Х.

Россия. 32 петербургских священника, объединившись в "Союз церковного обновления", подали митрополиту Антонию две записки, опубликованные затем под названием "К церковному собору". "Обновленцы" отмечали, что в ранней Церкви существовали женатые епископы, и утверждали, что монашеские обеты уединения, аскезы несовместимы с функциями епископа, который должен находиться в самом круговороте жизни, быть политиком, администратором, дипломатом. Авторы записок также требовали отмены всех внешних наград в Церкви; участия приходского духовенства и мирян в управлении Церковью для очистки ее от клерикализма; выборности духовенства на всех ступенях; отделения Церкви от государства; максимального внедрения Церкви в общественную жизнь, внимания к социальным проблемам.

 По закону 1883 г. старообрядцы получили паспорта, уравнивающие их в гражданских правах с остальными подданными. (См.: о старообрядчестве в XVIII в.; в царствование Николая I; в конце XIX в.) Они получили возможность под своим именем владеть предприятиями, торговать, нанимать служащих и рабочих, иметь иконописные мастерские и нанимать иконописцев. Им также предоставлялось право отправлять богослужения, похороны и прочее согласно своим обрядам; но таковые не должны были носить характер публичной демонстрации. Вместе с тем запрещались крестные ходы за пределами церковного двора, пение старообрядческих молитв на улицах и любые общественные шествия с иконами, хоругвями и песнопениями. Наконец, старообрядцы получили право распечатать свои алтари, но только с разрешения местных властей и при условии отсутствия на здании внешних признаков храма. Право открытия общественных молелен не распространялось на монастыри и скиты, которые оставались опечатанными до указа 17 апреля 1905 г.
 После ряда петиций, подписанных десятками тысяч старообрядцев, в том числе и весьма влиятельными купцами-миллионерами, 17 апреля 1905 г. появился царский указ, по которому старообрядцы официально стали называться этим именем, а не «раскольниками». Они получили право строить церкви и молельни и открывать новые приходы. Дальнейшее расширение прав старообрядцев произошло уже после отставки Победоносцева. В соответствии с указом от 17 октября 1906 г. и законом, принятым Думой в 1913 г., старообрядческое духовенство наконец признавалось государством в качестве духовных лиц (даже беспоповщические наставники); старообрядцам предоставлялось право строить храмы, иметь скиты и монастыри, открывать свои школы и духовные учебные заведения. До самой революции, однако, старообрядцам было запрещено «совращать» православных.
 Гонения и запретительные меры в отношении старообрядчества дорого обошлись династии Романовых, да и России в целом. Ведь потенциально старообрядчество, как движение консервативное и патриотическое, могло бы быть надежной опорой монархического самодержавия и государственной стабильности. Гонения лишили династию этой естественной опоры и радикализировали старообрядцев. И дело не только в том, что в революционную эпоху мы находим представителей таких старообрядческих фамилий, как Морозовы, Рябушинские, Гучковы, среди участников революционных заговоров или меценатов, финансирующих революционеров; но в большей степени в том, что благодаря гонениям радикализировались старообрядческие низы, уходившие во всё более анархические, бунтарские секты, сливавшиеся с бунтарями против царей и господ и своими действиями, фанатизмом и настроениями в значительной степени повлиявшие на революционные события.

1906 г.

* Энциклика Папы Vehementer nos против отделения церкви от государства.
* "Духовное пробуждение" на Азуза-стрит
  12 июл. Во Франции оправдан Дрейфус.
  23 окт. Демонстрация суфражисток в Лондоне перед парламентом (10 арестовано). Сам термин (женщины, борющиеся за избирательное право) возникает в этом году.

США. Поначалу служения во многих «церквах святости» характеризовались излиянием "даров Духа", в частности говорением на языках, чудесами исцеления и изречением пророчеств. Затем многие церкви от этого отказались, но все эти проявления разгорелись с новой силой в 1906 году в миссии на Азуза-стрит в Лос-Анджелесе. "Пятидесятнический огонь", начавшийся с "духовного пробуждения на Азуза-стрит", охватил всю страну. На Азуза-стрит собирались как белые, так и чернокожие, поэтому движение распространилось на церкви обеих рас. Затем оно вышло за рамки учений Весли, и к нему присоединились многие баптисты и члены других конфессий. В 1914 году главный редактор одного из пятидесятнических изданий призвал провести общее собрание "верующих в крещение Духом Святым", и из этого собрания выросли «Ассамблеи Божьи», основная пятидесятническая церковь Соединенных Штатов. Как Ассамблеи, так и другие пятидесятнические организации добились больших успехов среди городского населения и вскоре распространили работу на сельские районы и зарубежные страны, куда посылали многочисленных миссионеров.

 Россия. После успокоения революционной смуты в 1906 г. царь допустил созыв Предсоборного присутствия. Присутствие было особенно взволновано текстом апрельского 1905 г. Временного постановления о веротерпимости и учреждением Думы. Указ ставил православие в невыгодное положение по сравнению с другими религиями, получившими свободу и ставшими независимыми от государства.
 Заседая с марта по декабрь 1906 г., Предсоборное присутствие разработало четкие рекомендации по обособлению Церкви от государственных учреждений и определению ее полномочий в отношениях с государством.
 Ответом на эти рекомендации была холодная резолюция царя от 25.4.1907: Собор пока не созывать. В надежде, что царь соизволит допустить Собор в год 300-летия царствования Романовых, за год до этого, в 1912 г., при Синоде открылось Предсоборное совещание. Но и просьба Синода к царю созвать Собор в 1913 г. осталось без ответа. Царь, лишившийся самодержавной власти с возникновением думской монархии, но всё еще преданный византийской традиции помазанничества и священности царского призвания, не мог решиться на лишение себя власти и над Церковью.
 Реформы 1905-1906 гг., коренным образом преобразовавшие все мирские сферы русского быта, как будто обошли Церковь, которая по-прежнему оставалась в ведении обер-прокурора и синодальной бюрократии. Но дух времени, ожидание, что положение Церкви вскоре изменится, что синодальная система будет отменена, а также Дума и участие в ней духовенства не могли не повлиять на жизнь Церкви. Снова появились и стали множиться разнообразные религиозно-философские кружки и общества, популярно-дискуссионные публикации на религиозные, религиозно-общественные и религиозно-философские темы. Многие из них призывали Церковь и христиан к широкой общественной деятельности. При приходах начали появляться братства, занимавшиеся благотворительностью и нравственно-религиозным просвещением. Возрождалось церковное проповедничество, продолжавшееся и после революции и уничтоженное только террором 30-х гг. Многие из интеллигентов, вернувшихся в Церковь, приходили к священству. Широко известны имена П. Флоренского, С. Булгакова, В. Свенцицкого, князя Ухтомского, ставшего епископом, но на самом деле таких "обращенцев" было гораздо больше. Своего рода манифестом православных неофитов из бывших марксистов стал знаменитый сборник "Вехи" 1909 г. Среди авторов сборника были такие выдающиеся русские мыслители XX века, как Семен Франк, С. Булгаков, Н. Бердяев, П. Струве. Они подвергли беспощадному критическому анализу русскую интеллигенцию, ее беспочвенный, наносной, чуждый русской культуре западническо-атеистический радикализм. Авторы предупреждают интеллигенцию, что, распространяя нигилизм и атеизм среди народа, она толкает Россию к кровавой развязке. Выхолащивая из народа его инстинктивные духовные начала, она может выпустить на волю разрушительную силу, которая не сдерживаемая религиозными понятиями, сметет в кровавом месиве всё и вся, в том числе и культуру послепетровской России. "Вехи" призывали к умеренно-реформационному консерватизму и возвращению к ценностям христианства. Приход образованнейшей части русской интеллигенции позволил голосу Церкви вырваться за пределы, установленные для него усилиями царского правительства и синодальной бюрократии. Влиятельные в обществе люди со связями в либеральной печати уже не позволяли правительству затыкать Церкви рот.
 Однако юридическое и институциональное положение Церкви было то же, что и до 1906 г. Почему же Церкви не удалось добиться свободы, когда ее добилось светское общество? Во-первых, прогрессивная общественность, боровшаяся за гражданские права, была далека от понимания проблем Церкви и относилась к ней как к "православному ведомству" государства. Во-вторых, наиболее радикальные слои интеллигенции не были заинтересованы в оздоровлении Церкви и росте ее авторитета, поскольку Церковь могла стать эффективным нравственным барьером на пути революции. В-третьих, для Церкви, взращенной на традиции церковно-государственной симфонии и на христианской нравственности, неприемлемы были те методы борьбы, к которым прибегало светское общество, а тем более радикалы.

1907 г.

* Декрет Папы "Lamentabili cine exitu" против модернизма.
  16 июня. Роспуск Второй Думы в России. Голод в России, гибель нескольких миллионов человек.
  8 сент. Пий Х издает энциклику "Pascend dominici gregis" против модернизма.

Британия. Пятая ламбертская конференция поручает архиепископу Кентерберийскому создать постоянный комитет по вопросам отношений между англиканской и восточными Церквями. Высказано предложение немедленно ввести практику обслуживание духовенством обеих Церквей обслуживание чад друг друга в экстремальных случаях, таких как угроза смерти, при условии отсутствия поблизости "своего" священнослужителя.

1908 г.

* Пий Х отлучает от Церкви библеиста Альфреда Луази (ум. 1940) за модернизм.

 

1909 г.

* Ганди основывает движение за освобождение Индии.
* В Палестине организовывается первый кибуц.
* Издание книги У. Джеймса "Плюралистический мир".
* П. Левене открывает ДНК и РНК.
* Конституция Папы Sapienti consilio, реформа римской курии. Создание Библейского института в Риме.
* Беатификация Жанны д'Арк.

 

1910 г.

* Пий X объявляет о запрещении французской католической организации "Силлон" (см. мнение Жильсона), запрещает экуменический журнал "Рим и Восток" (вышел один номер) .
* Аннексия Кореи Японией (см. здесь).
* Всемирная миссионерская конференция в Эдинбурге.
  1 сентября. Пий Х обязывает всех священников приносить присягу против модернизма.

Религиозные разногласия в Латинской Америке привели к образованию новых церквей. В Мексике и Пуэрто-Рико группы, порвавшие с католической церковью, стали епископалами. В Чили небольшая харизматическая группа, изгнанная в 1910 году из методистской церкви, образовала Методистскую пятидесятническую церковь, превзошедшую вскоре по численному составу материнскую церковь. Таким образом, к началу Первой мировой войны в 1914 году во всех странах Латинской Америки насчитывалось значительное число протестантов, принадлежавших либо к церквам, появившимся там вместе с ними, либо к тем, которые родились в самой Латинской Америке. (см. тж. здесь)

 

  В 1910 году, в Шотландии, в Эдинбурге, собралась Всемирная миссионерская конференция. В отличие от предшествовавших конференций на ней присутствовали официальные делегаты миссионерских обществ, причем их число определялось пропорциональным (в финансовом отношении) вкладом каждой организации в общую миссионерскую работу. Было также определено, что конференция должна заниматься рассмотрением вопросов, касающихся исключительно работы с нехристианами, и что поэтому миссионерская деятельность протестантов среди католиков в Латинской Америке или среди православных на Ближнем Востоке обсуждаться не будет. Кроме того, организаторы конференции приняли решение не обсуждать вопросы "веры и порядка", понимая, что это может привести лишь к еще большему отчуждению. В подготовке к конференции участвовали сотни людей во всём мире, проводивших сбор данных и анализировавших общую картину путем переписки и участия в региональных или местных конференциях. Большинство делегатов конференции представляли Великобританию и Северную Америку. Присутствовало также значительное число делегатов из других европейских стран. От молодых церквей было всего 17 представителей, трое из которых прибыли по специальному приглашению Исполнительного комитета.
 Конференция полностью достигла основной поставленной цели – обмена информацией и ознакомления с планами, но ее значение выходит далеко за эти рамки. Впервые была проведена конференция такого размаха, в работе которой участвовали официальные представители миссионерских обществ разных конфессий. Это само по себе подготовило почву для организации новых подобных встреч с целью обсудить другие вопросы. Во-вторых, конференция назначила Постоянный комитет, показав тем самым, что начавшееся движение имеет все предпосылки для дальнейшего развития. Работа этого комитета вылилась в проведение исследований, конференций и в конечном счете – в образование Международного совета миссионеров. В-третьих, благодаря этой конференции международную известность приобрели многие из тех, кто в первых десятилетиях XX века станут лидерами экуменического движения, самым видным среди которых был методистский мирянин Джон Мотт. Наконец, Эдинбургская конференция имела важное значение даже в тех вопросах, которые она исключила из повестки дня, – благодаря этим исключенным пунктам получило развитие движение "Вера и порядок" и был создан Комитет по сотрудничеству в Латинской Америке. Движение "Вера и порядок", наряду с прочими, привело к созданию в 1948 году Всемирного совета церквей. Короче говоря, Эдинбургская конференция 1910 года была самым значительным предвестником современного экуменического движения. (см. здесь)

 


Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно!) 

www.messia.ru/r2/5/i01_034.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш. выпуск в серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»