=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: История православия в России: 1921-5 гг. РПЦЗ

Этот выпуск тройной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 3 примерно равные части.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Подготовлено по следующим материалам:
* История Русской Церкви в ХХ в. [20-е гг.];
*/Кр./ Яков Кротов. История «обновленчества»;
* Он же. История "катакомбной церкви" [хронология, документы];
*/Посп./ Дмитрий Поспеловский. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ХХ ВЕКЕ;
* Он же.
Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. // М., 1996. (глава 10 и 11; ср. вып. рассылки 1.204,207).
*/Рег./ Л. Регельсон. Трагедия Русской Церкви. 1917-1953. (2.3); (3.1); (3.2); (3.3)
. [Данная работа обильно цитируется в рассылке и цитаты из нее выделяются цветом.]

 
серия "История христианства";
серия "Христианство: единство и разделения"

Последние выпуски исторической серии:

XVI-XVII века, Русь +
1700-1787; 1788-1800 XVIII век, Россия + Старообрядчество в XVIII веке
XIX век:  Северная Америка (1) (2)
Европа (политика)
Латинская Америка (политика); протестантское богословие  
католическое богословие  
географическая экспансия: (1) (2) (3)
XIX век, Россия:
(1)  (2)  (3)  (4)
       
 (примерно 4970 слов)

 

1921 год

 лето. Патриарх Тихон призвал западных христиан помочь голодающим России и распорядился организовать сбор пожертвований по всем приходам. Позже власти запретили церковный фонд, создали Комиссию помощи голодающим при ВЦИК, куда были переданы собранные Церковью средства. На решение правительства изымать церковные ценности, Патриарх ответил призывом к верующим жертвовать церковные ценности, "не имеющие богослужебного употребления". Но по декрету 1918 г. церковное имущество уже не принадлежало Церкви. В письме от 19 марта 1922 г. Ленин писал о том, что голод нужно использовать для разжигания неприязни крестьян к Церкви.
  С 1918 г. шел процесс закрытия монастырей. Видимо, к 1921 г. было закрыто уже 2/3 из них. Патриарх пытался их спасти, превращая в трудовые коммуны.

 23 октября. Хиротония В.Липковского, главы украинских автокефалистов, на "соборе".
[О судьбах православия на Украине – см. в вып. 1.107]

  2 декабря. В Сремских Карловцах (королевство Югославия, ныне Сербия) состоялся первый Всезарубежный Церковный Собор.

 20 ноября патриарх Тихон издал Указ, разрешающий местным епископам при отсутствии связи с Москвой объединяться с соседними епархиями и объявлять себя временными автокефалиями. Поскольку указ был датирован днем эвакуации последних частей Врангеля из Крыма, Зарубежный Синод в Карловцах позже ссылался именно на него как на законную основу своего существования. Но патриарх не мог распоряжаться каноническими территориями других поместных православных Церквей (Константинопольской, Болгарской и Сербской), где обосновался Зарубежный Синод. Указ относился только к территории Российской Церкви и подразумевал обрыв связей внутри страны или с теми российскими епархиями, которые отошли к новым независимым государствам (Балтике, Польше, Финляндии). Епископы же и священники, покидающие свои кафедры и приходы на произвол судьбы, по канонам лишаются права служения. Зарубежный Синод ссылался также и на 39 правило VI Вселенского Собора, предоставившее архиепископу Кипрскому, бежавшему в Геллеопонтскую область, право продолжать свое архиерейское служение; однако кипрские епископы переселились вместе с паствой, в данном же случае имел место уход части епископов и священников от своей паствы.
 На территориях, занятых "белыми", образовались временные Высшие церковные управления, отделенные от патриарха Тихона географически и политически, но еще не юридически.
 Эвакуировалась в основном та часть духовенства, которая либо непосредственно обслуживала белую армию (как епископ Вениамин (Федченков)), либо открыто поддерживала белых вопреки распоряжению патриарха от 8.10.1919. Поэтому те, кто покидал Роcсию вместе с белой армией, были настроены против патриарха Тихона: воины – потому что он отказался благословить Белое движение, духовенство – за то, что патриарх осудил прямую поддержку "белых". История Карловацкого раскола во многом объясняется этими настроениями. Надо еще учесть, что большинство голосов на Московском Соборе получил митрополит Антоний (Храповицкий), а не Тихон, и что это большинство принадлежало к правому крылу Собора и преобладало в "белой" эмиграции, особенно в ее военной и духовной среде. Избранник правых, митрополит Антоний, оказался c ними за рубежом.
 Идея создания за рубежом особого эмигрантского церковного управления принадлежала, как ни парадоксально, тому самому епископу Вениамину, который позже первым среди зарубежных русских иерархов порвал со всеми эмигрантскими церковными организациями и стал экзархом Москвы в Америке. Но в декабре 1920 г., когда он во главе общественно-церковной делегации пришел просить старейшего по сану из епископов, попавших в Константинополь, митрополита Антония, чтобы он обратился во Вселенский патриархат с ходатайством о разрешении образовать Временное высшее русское церковное управление за границей (ВВРЦУЗ), митрополит отреагировал резко: "Только круглый дурак может мечтать об отдельном церковном управлении в столице Вселенского Патриарха". Но позже его уломали, и по ходатайству митрополита Антония и епископа Вениамина, 22 декабря Константинопольский патриархат разрешил русским иметь особое временное управление исключительно для пастырского окормления русской эмиграции под омофором Константинопольского Патриарха, за которым остаются и все судебные права (такие как решения о церковном разводе). Односторонняя легализация и принятие под свой омофор ВВРЦУЗа без отпускной грамоты Московского патриарха было нарушением канонов, что позднее патриарх Тихон поставил Вселенскому Патриарху на вид.
 В 1921 г. Сербский патриархат по ходатайству митр. Евлогия пригласил эмигрировавшее русское духовенство в Сербию, и ВРЦУ в полном составе переехал в г. Сремские Карловцы (Сербия), не заручившись даже отпускной грамотой от своего нового начальства – Патриарха Константинопольского. Гостеприимные сербы предоставили ВРЦУЗу полную свободу и независимость, нарушив канон, запрещающий два независимых друг от друга церковных управления на одной территории. Хотя вопрос прав, предоставляемых Сербской Церковью русскому духовенству на своей территории – внутренне дело Сербской патриархии, однако эти права не могут распространяться за границы местной патриархии. А Карловацкая церковная группировка в июле 1921 г. приняла устав, в котором говорилось о ее подчинении Московскому патриарху, иными словами, эмигрантская церковная группировка на канонической территории местной Церкви провозглашал себя независимой от последней параллельной церковной администрацией, к тому же присваивая себе полномочия, уходящие далеко за пределы приютившей ее местной Церкви.
 По мнению канониста С. Троицкого, Сербская патриархия не опротестовала поведение ВРЦУЗа, поскольку последний заявил, "будто существует с одобрения Русского и Константинопольского патриархов". Ложность такого утверждения "карловчан" (так впоследствии стал называться ВРЦУЗ и его преемник "Синод Русской Зарубежной Церкви") подтверждается официальным заявлением Патриарха Константинопольского Григория VII: "... Существование и деятельность Русского Синода в чужой церковной области... никакой канонической силы иметь не может и... он должен как можно скорее прекратить свое существование согласно... постановлению патриарха... Тихона" (30.4.1924). [Подробнее]

 В ноябре 1921 г. в Карловцах собирается первый Всезарубежный русский церковный съезд, переименовавший себя в Собор, в составе 86 человек: 12 архиереев, 21 священник и 53 мирянина. Участники съезда были членами Высшего монархического совета (ВМС), сформированного на съезде в баварском городке Бад-Рейхенгаль летом 1921 г. На бад-рейхенгальском съезде председатель ВМС Крупенский заявил, что Московский Собор был недействительным, т.к. его постановления "не подтверждены императором". Архиепископу Евлогию там слова не дали, хотя и поручили организовать церковную комиссию для будущего съезда-собора в Карловцах, и, по словам самого Евлогия, пытались сделать так, чтобы он не попал на Карловацкий съезд; в результате Евлогий в Карловцы опоздал и в президиум не попал.
 На Карловацком Соборе митрополит Антоний, еще в 1904-1905 гг. решительно выступавший против предоставления права голоса на церковных соборах не только мирянам, но и священникам, самовольно дал право решающего голоса представителям ВМС. Те на первом же заседании потребовали изгнания М.В.Родзянко, как бывшего председателя той Думы, Временный комитет которой принял решение об отречении Николая II, несмотря на то, что Родзянко был делегатом Московского Собора и обладал правом участия во всех местных Соборах и съездах Русской Церкви. Чтобы не распалять страсти, Родзянко сам покинул Собор. Благодаря голосам мирян, в основном членов ВМС, на Соборе была принята резолюция о восстановлении Романовых на российском престоле в качестве самодержцев (из духовенства поддержало резолюцию полностью 6 из 12 архиереев и только 7 священников). [См. о дальнейшем развитии событий]

 

1922 год

[1922 г. Приход к власти Муссолини]

[5 февраля. Избрание папы Пия XI (ум. 1939).]

 15/28 февраля. Послание патр. Тихона против изъятия церковных ценностей.

 12 марта. Послание митр. Вениамина об изъятии церковных ценностей.

 3/16 марта. Патриарх Тихон официально поблагодарил сербского Патриарха Димитрия за то, что он предоставил убежище русским архиереям.

 5 мая. Патриарх Тихон издает указ о закрытии ВЦУ Заграницей.
 6 мая. Арест патр. Тихона. Предлог – сопротивление изъятию церковных ценностей.
 Как патр. Тихон ни открещивался от ответственности за карловчан (которые начинали все свои декларации словами: "По благословению Святейшего Патриарха Московского..."), советская власть воспринимала это как вынужденный манерв, не веря в лояльность патриаршей Церкви новой власти.
 Патр. Тихон осудил Карловацкий Собор за попытку восстановить в России монархию из дома Романовых. // Однако никакими силами советская власть не могла добиться от него запрещения карловацких Епископов в священнослужении, ибо такое запрещение было бы нарушением Соборного постановления, отменившего церковные наказания по политическим мотивам. /Рег.2.3/
 Курс на уничтожение Церкви, как и вообще всякой религии, неуклонно проводился с ноября 1917 г. вплоть до Великой Отечественной Войны, за исключением короткой "передышки" 1924-27 гг. При этом коварство властей заключалось в том, чтобы уничтожаемая Церковь не только не взывала к сопротивлению со стороны верующей народной массы, но в процессе своего уничтожения помогала перевоспитать эту массу в духе преданности идеалам коммунизма или хотя бы лояльности к советской власти. //
 Документы свидетельствуют, что церковные святыни, отбиравшиеся у Церкви под предлогом спасения погибающих, на самом деле шли на финансирование уничтожения Церкви.

 29 мая свящ. Александр Введенский и епископы Антонин (Грановский) и Леонид (Скобеев) провозгласили создание группы «Живая Церковь» и Высшего Церковного Управления. Первым пунктом программы «Живая Церковь» ставила устранение из вероучительных текстов и богослужения монархической риторики.
 "Обновленчество" организовано ГПУ в качестве православной церкви, подлинно лояльная властям. [см. подробнее (a) (б)]
 В записке от 30 марта  – почти за полтора месяца до открытого бунта обновленцев, Троцкий предложил Политбюро стратегию этого бунта. Заключалась она во временном союзе с обновленцами с тем, чтобы направить всю их энергию в область изъятия церковных ценностей, не давая им времени на размышления, а тем более на действия по превращению обновленческого раскола в подлинно самостоятельное церковное движение. Оформившись как религиозное течение, обновленчество смогло бы проникнуть в ряды "передовых слоев трудящихся" и образовать в этой среде свою базу. Чтобы не допустить такого развития событий, Троцкий предлагал уничтожить обновленцев, когда они перестанут быть нужны партии, созвав совместный Собор всех фракций, на котором они передерутся. Троцкий называет обновленцев "церковными сменовеховцами", которые нужны партии сегодня, но в дальнейшем могут стать самыми опасными ее врагами. На краткосрочном этапе надо их убедить начать выпуск печатных органов, подготовить и созвать Собор, одновременно посредством ЧК убирая контрреволюционное духовенство. За этой запиской последовали инструкции губкомам всячески активизировать и поддерживать "сменовеховское духовенство". Основанием для этой записки отчасти послужили доклады ГПУ с мест о наличии епископов, несогласных с политикой патриарха Тихона, но из-за церковной дисциплины не решавшихся на нарушение субординации. ГПУ рекомендовало арестовать патриарха и членов Синода, чтобы развязать руки потенциальным обновленческим епископам. Троцкий соглашался с этим и предлагал начать аресты патриарха и членов Синода недели через две, т.е. после первых расстрельных процессов над духовенством за исполнение патриарших распоряжений. Буквально все главные действия обновленцев инициировались и репетировались на самом высшем уровне партии и правительства, всегда с участием ГПУ, которое затем доводило принятые решения до сведения обновленческого руководства и обеспечивало проведение их в жизнь с помощью своих карательных органов.

 9 июня в Петербурге начался суд над митр. Вениамином, завершившийся расстрелом его и других обвиняемых (с ночь с 12 на 13 августа).


 Принцип "регистрации", введенный Декретом ВЦИК от 12 июня 1922 г., ставил вне закона все религиозные организации, не получившие разрешения на свое существование от местных или центральных органов власти. В этом Декрете указывалось, что в регистрации должно быть отказано, "если утверждаемое Общество или Союз по своим целям или методам деятельности противоречит Конституции РСФСР и ее законам". Это открывало возможность для полного произвола властей в отношении регистрации, поскольку обвинение в антисоветском характере целей и методов могло быть, как показала практика тех лет, автоматически применено к любой религиозной организации. Таким образом, сама принадлежность к Церкви, к одной из ее общин, становилась преступлением, а "регистрация", снимавшая это априорное обвинение, выдавалась при выполнении общиной произвольных, порой невыполнимых требований власти.
  Церковь, как единое целое, имела право на существование только в качестве объединения зарегистрированных обществ, избирающих на своих губернских или всероссийских съездах центральные исполнительные органы. Разрешение на съезд, согласно Декрету, давало только НКВД. В отдельных случаях, когда созыв съезда считался нежелательным, органу церковного управления, заслужившему "доверие" НКВД (ни о каких правовых нормах здесь говорить не приходилось), просто выдавалась справка о "неусмотрении препятствий к деятельности". Именно такая справка о "неусмотрении препятствий" была выдана, например, Синоду митрополита Сергия в 1927 г. – это и подразумевалось под громким именем "легализации".
//
Практика применения этого законодательства была апробирована и продемонстрирована на примере обновленчества. Против той части духовенства и верующих, которые признали обновленческое ВЦУ и его политическую программу, репрессии были временно приостановлены. В то же время отказ от признания ВЦУ расценивался как солидарность с Патриархом Тихоном, привлеченным к уголовной ответственности по обвинению в контрреволюционной деятельности – т.е. непризнание обновленчества давало основание для отказа в регистрации церковных общин, отнятия у них храмов и судебного преследования духовенства.
//

 15 июня. Обращение ВЦУ Заграницей к главам инославных церквей, к главам правительств и государств мира в защиту арестованного в Москве Патриарха Тихона.
 16 июня. Митр. Сергий (Страгородский) и др. издают воззвание о своем переходе в обновленчество.
 Власти сразу предоставили обновленцам легальный статус, и началось открытое гонение на тех, кто оставался верным патриаршей Церкви. Одни архиереи затаились, другие были арестованы, но большинство кратковременно признало обновленческое ВЦУ. Но уже в августе письменно митр. Сергий заявил о своем несогласии с руководством ВЦУ и потребовал для своей епархии независимости. Он был арестован и во время работы обновленческого Собора, открывшегося 29.4.1923, находился в заключении.

 10 августа. Постановление Политбюро ЦК РКП(б) об утверждении списка высылаемых из России интеллигентов.
 Тогда же ВЦИК издал декрет, по которому право на существование было лишь у зарегистрированных властью религиозных организаций. Регистрировать общины «тихоновцев» власть отказывалась, что подталкивало их к переходу под ВЦУ. К августу 1922 г. из 97 епископов 37 признали обновленцев, 24 заняли нейтральную позицию.

 6 сентября. Обращение баптистов И. Проханова и др. к обновленцам.

 13 сентября. Архиерейский собор зарубежных епископов постановил: в соответствии с указом Патриарха Тихона упразднить ВЦУ. Был создан Архиерейский Синод РПЦЗ. Собор выпустил послание о спиритизме, магнетизме, теософии и прочих оккультных практиках.

 8 октября поставлен первый женатый епископ обновленцев (и вообще в России) Петр Блинов.

 

1923 г.

 * Детройтский собор Северо-Американской епархии провозгласил самочинную автокефалию "Американской православной церкви" во главе с митроп. Платоном.

 * Комиссия по отделению церкви от государства занялась подготовкой обновленческого Собора, в частности, корректировкой программы Собора в сторону большей консервативности: например, из Положения о соборе были выкинуты параграфы, "в коих говорится о признании... социальной революции и объединения трудящихся". Коммунистические идеологи могли руководствоваться двумя соображениями: или они не хотели допустить, чтобы проводником социалистических идей в глазах населения оказалась религия, поскольку только партия большевиков обладает монополией на социализм; или опасались, что слишком явный идеологический союз обновленцев с атеистической властью окончательно отпугнет от нее паству.

 Назначенный в августе 1922 г. на должность председателя ВЦУ, а через год порвавший с ним, Антонин (Грановский) в январе 1923 г. направил во ВЦИК протест против использования Церкви органами власти. В нём он пишет, что поскольку советская власть антирелигиозна, она не должна "пользоваться культом для своих... целей". Декрет от 23.1.1918 "по существу является карантином государства от Церкви. Брать от зачумленного учреждения предосудительно". Но с января 1923 г., не меняя направления на истощение Церкви и сохранения ее "юридического бесправия, социалистическое государство стало на путь эксплуатации культа..." "Если Церковь – порок, – пишет Антонин, – то использование ее – тоже порок". Говоря о всевозможных новых поборах с Церкви и причислении ее по налогам к торгово-промышленным предприятиям, митрополит Антонин сравнивает это с политикой царского правительства по отношению к домам терпимости, которые тоже облагались налогами, но за это получали от государства юридическую и медицинскую защиту, чего Церковь в советском государстве лишена. Культ "идейно... убивается, тактически... разрушается, юридически... брезгуется; культ – ремесло, перед которым закрывают двери все профсоюзы и кооперации". Государство поносит Церковь как эксплуататора и обманщика, но, облагая ее сверхналогом, присваивает себе барыш и при этом утверждает, что борется "за социальную правду жизни".
 Председатель Комиссии по отделению церкви от государства Красиков пытался останавливать слишком активное вмешательство ГПУ в жизнь Церкви. Он не раз напоминал Тучкову, что практика ГПУ смещать, а тем более арестовывать священников за то, что они поминают патриарха Тихона, а не обновленческих иерархов, противоречит провозглашенной официальной политике отделения Церкви от государства; советские правительственные органы, по мнению Красикова, в спорах верующих должны соблюдать нейтралитет, а не брать сторону обновленцев: не отбирать храмы у тихоновцев и не передавать их обновленцам, у которых нет паствы. Это, однако, не помешало ему вместе с Тучковым в отчете Ленину от 4.11.1922 написать о том, что все три группы обновленцев согласились "повести решительную борьбу с тихоновщиной и в один день назначили к высылке и устранению до 50... тихоновских епископов из разных мест. ВЦУ выработало инструкцию на места по борьбе с тихоновскими черносотенными элементами в приходских советах..."
 Информация об отсутствии у обновленцев паствы повторяется из документа в документ. Есть немало сведений о том, что епископы, назначенные ВЦУ или официально подчинившиеся ему, под давлением паствы на местах порывают с ВЦУ, причем это происходило даже во время заключения патриарха. Не всюду арест тихоновского духовенства приводит верующих под омофор обновленцев. В Тобольском уезде на арест духовенства местное крестьянство ответило созданием неких "христианских общин" с паломничествами к святым местам. Немало сообщений о компромиссных решениях местных архиереев в духе митрополита Сергия (Страгородского).
 Очевидно, эти отчеты и массовое возвращение в патриаршую Церковь епископата и священников с приходами привели к тому, что уже в сентябре 1923 г. советское правительство стало подталкивать обновленческое руководство к переговорам с представителями патриарха Тихона о воссоединении, предлагая сначала такой компромисс: созвать совместный Собор под председательством патриарха, который тут же подаст в отставку и уйдет на покой в сущем сане, а Собор выберет нового патриарха. Большинством голосов собравшиеся в Донском монастыре 27 патриарших епископов этот план не приняли. В ноябре Тучков уже в личной беседе пригрозил патриарху тюрьмой, если он не примирится с обновленцами как внутрицерковным течением; однако патриаршая Церковь была согласна принимать обновленческое духовенство только в индивидуальном порядке через покаяние.
 Требуя от патриарха принятия под свой омофор обновленческой Церкви, власти в то же время под угрозой ареста запрещали духовенству поминать за богослужением Тихона, как лицо, находящееся под судом. Только 21.3.1924 судимость с патриарха была снята.
 Обновленчество внутренне разлагалось. Если к концу 1922 г. в Москве у патриаршей Церкви оставалось лишь 4 храма против 400 с лишним у обновленцев, в Петрограде после высылки епископа Николая почти все храмы были захвачены обновленцами, а по всей стране у обновленцев было около 66% действующих храмов, то к ноябрю 1924 г. у обновленцев оставалось уже не больше 30% храмов; при этом захват храмов обновленцами и запугивание ими тихоновцев при помощи местных властей продолжались и в 1923 и даже в 30-е гг. Не помогло обновленцам и признание их Константинопольским и Александрийским патриархами и даже ложь о том, что патриарх Тихон якобы принимает живоцерковников без покаяния и этим как бы "становится во главе Живой Церкви". На самом деле 26.6.1924 Тихон подписал резолюцию, оповещавшую о решении прекратить переговоры "с гр. Красницким и подписи на Журнале от 21/V об организации при нас ВЦУ считать недействительными". Массовое отпадение от обновленцев продолжалось и после смерти патриарха Тихона. К 1925 г., когда власти лишили обновленцев своей активной поддержки, у них осталось меньшинство православных. Московскому синоду подчинялся 3341 приход (17%).
 В борьбе с обновленцами проявилась готовность «православных ревнителей» применять физическое насилие – были случаи избиения лидеров обновленцев и даже убийства священника.
 (На вопрос о причинах провала "обновленческого" проекта нет единого мнения. Так Дм. Поспеловский называет причиной явное сотрудничество обновленцев с советской властью, в результате чего народ решительно отверг обновленцев [см.]. Но о. Яков Кротов отмечает, что невозможно судить о том, кого поддерживал народ, "потому что власть пресекла всякие каналы поддержки" /Кр./).

[4 марта. Константинополь признает автокефалию Чешской церкви, часть которой уходит в подчинение Сербской ПЦ.]

 С 29 апреля по 5 мая в Москве прошел собор «Живой Церкви». Он отменил анафему патр. Тихона против советской власти, низложил патр. Тихона, отменил патриаршество, признал новый стиль, призвал к поддержке советской власти: она-де «одна во всём мире государственными методами имеет осуществить идеалы Царства Божия».
 Пропев "многая лета" советской власти и провозгласив Ленина освободителем человечества, Собор ввел григорианский календарь, богослужение на русском языке, женатый епископат и право духовенства на развод и второбрачие. Затем заочно осудил патриарха Тихона, обвинив его в пролитии крови, лишил его всех духовных званий и даже монашества. Патриарх Тихон заявил явившейся к нему делегации от Собора, что не признаёт ни постановления Собора, ни самого Собора, как не представляющего полноты Церкви. [см.]

 22 мая/4 июня. "Патриарший" архиерейский Собор отверг новый стиль и иные церковные новшества.

 26 июня патр. Тихон неожиданно был освобожден из-под ареста (на это повлиял ультиматум британского правительства, грозившего прервать все отношения с Советским Союзом, если патриарх не будет освобожден.). Многие лидеры обновленчества перешли к Тихону: 27 августа – Сергий (Страгородский), 29 августа – Серафим (Мещеряков). В конце 1923 г. торжественно вернулось монашество Александро-Невской лавры.


 4 июля патр. Константинопольский признал неканоничными постановления собора обновленцев. В конце 1923 г. против обновленцев высказались другие восточные патриархи. Но в 1924-1925 гг. Константинопольские патриархи поддерживали общение с обновленцами, призывая их примириться с «тихоновцами».
 Константинопольский Патриархат подверглся жесточайшим репрессиям со стороны правительства Кемаля Ататюрка, что подталкивало Патриархов и тесно с ними связанных глав других Восточных Церквей на исторически давно проторенный путь – добиваться политической поддержки от русского правительства. Обновленцы обещали такую поддержку "выхлопотать" и всячески приподнимали авторитет Восточных Патриархов. За это от них требовалось признать обновленческий Синод единственным законным возглавлением Русской Церкви, Патриарха Тихона – виновником церковной разрухи, а сам институт патриаршества, как родившийся в ненормальных условиях революционного времени, – неуместным и вредным для Русской Церкви. Хотя и не без колебаний, некоторые из Восточных Патриархов, не сумев достаточно разобраться в ситуации, на это пошли. Решающим "аргументом" был для них факт "легализации" обновленческого ВЦУ советским правительством. Лишь после того, как митр. Сергий сумел добиться такой же легализации , как и обновленцы, Восточные Патриархи признали также и его Синод и стали призывать к объединению "двух частей" Русской Церкви – обновленческой и сергианской. //

 23 июня. Патриарх Тихон освобожден из тюрьмы.

  1 июля. Послание патр. Тихона с осуждением русских православных раскольников ("карловчан").

 август. Воззвание Патриарха Тихона и группы иерархов Православной Русской Церкви к верующим об отмежевании Церкви от контрреволюции.

  8 августа. 2-й собор обновленцев заменил название «Живая Церковь» на «Православная Российская Церковь», а ВЦУ – синдом из 12 епископов, 20 пресвитеров и мирян. После этого от обновленцев отделился еп. Антонин Грановский и его союз «Церковное Возрождение». Отделился Красницкий, чья группа сохранила название «Живая Церковь». Главой обновленцев стал еп. Евдоким (Мещерский).

 19 августа. Архиерейский Собор РПЦЗ осудил действия "Живой церкви" (обновленцев) в России.

  1 октября. Послание Патриарха Тихона к православному народу о реформе календаря в Русской Православной Церкви. ("В заботах наших о благе и добром устроении Российской Православной Церкви, признали мы ныне необходимым исправление церковного время исчисления".)

  8 ноября. Распоряжение Патриарха Тихона об временном отложении постановления о введении в церковное употребление нового календарного стиля.

 27 ноября. Циркуляр Крымского Обкома партии по агитационно-пропагандистской работе.

[декабрь. Принятие в Греции конституции, закрепившей господствующее положение Греческой Церкви.]

 

1924 г.

* Руководство РПЦЗ постановило признавать только те указы российского Патриарха, которые не противоречат их решениям.

[23 марта. Принятие Григорианского календаря в Греческой Церкви.]

[13 ноября. Константинополь дарует автокефалию Польской Церкви.]

 26 ноября/9 декабря. Покушение неизвестных лиц на жизнь Патриарха Тихона. По ошибке вместо него был убит его келейник.

1925-1926 гг. Полемика в эмиграции о книге Ильина в защиту насилия (Бердяев, Гиппиус, Струве и др.).

 

1925 г.

[1925 г. Стокгольмская конференция (Жизнь и деятельность).]

[10 февр. Конкордат Ватикана и Польши.]

 15/28 февраля. Обращение митрополита Антония (Храповицкого) к главам и правительствам стран всего мира и Лиге наций по поводу гонений на Церковь в России.

[13 марта. Губернатор Теннеси, подписывает "Закон Батлера" ("Butler Bill"), запрещающий преподавание дарвинизма в школах. В июле – "обезьяний процесс".]

7 марта/25 апр. скончался патр. Тихон.

30 марта/12 апреля. Похороны патр. Тихона, начало управления митр. Петра, который в конце года был арестован.
 После похорон в Донском монастыре, в присутствии 60 архиереев было оглашено распоряжение Патриарха Тихона о порядке Местоблюстительства, составленное им 25 декабря 1924/7 января 1925 г. на случай своей смерти: "В случае Нашей кончины Наши Патриаршие права и обязанности, до законного выбора нового Патриарха, предоставляем временно Высокопреосвященному митрополиту Кириллу (Смирнову). В случае невозможности по каким-либо обстоятельствам вступить ему в отправление означенных прав и обязанностей, таковые переходят к Высокопреосвященному митрополиту Агафангелу (Преображенскому). Если же и сему митрополиту не представится возможности осуществить это, то Наши Патриаршие права и обязанности переходят к Высокопреосвященному Петру (Полянскому), митрополиту Крутицкому". //
 Таким образом, Патриарх Тихон открыл Церкви имена тех избранников, которых он, по поручению Собора, наметил в 1918 году и которые были наделены Собором чрезвычайными полномочиями – всей полнотой "патриарших прав и обязанностей". Однако большинство собравшихся архиереев восприняли это распоряжение как "Завещание" (так называет этот документ и сам митр. Петр в своем первом послании). В этой нечеткости понимания соборного происхождения власти Чрезвычайных Местоблюстителей уже скрывалась опасность будущих тяжких ошибок. Но никто не мог тогда предполагать, что эти, на первый взгляд, "тонкости" в действительности будут определять судьбу Русской Церкви. /Рег.3.1/

 24 июля/6 августа. При Архиерейском Синоде была организована комиссия по вопросу о воссоединении Англиканской церкви с Православием.

 14 сентября. Распоряжение митр. Петра (Полянского) об исправлении непорядков в богослужебной практике.

 12 ноября. Архиерейский Синод РПЦЗ признал митрополита Крутицкого Петра в качестве местоблюстителя патриаршего престола.

 27 ноября/10 декабря патриарший местоблюститель Петр и группа близких к нему епископов были арестованы. За несколько дней до ареста он составил распоряжение об управлении Церковью, согласно которому "Заместителем Местоблюстителя" стал митр. Сергий (Страгородский). Митр. Петр не оговарил объема полномочий Заместителя.
 Если строго следовать принципам, установленным Собором 1917 г. и Патриархом, с арестом митр. Петра вступал в действие Указ от 7/20 ноября 1920г. о самоуправлении епархий; вопрос же о возношении имени митр. Петра или только своего архиерея принципиального значения не имел. Единственная форма организации, предусмотренная этим Указом, – добровольное объединение епархий вокруг какого-либо временного церковного управления. В таком качестве добровольно признаваемого центра мог выступать и Заместитель, назначенный (лучше сказать – рекомендованный) митрополитом Петром. Между тем о какой-либо "добровольности" подчинения Заместителю в распоряжении митр. Петра не говорилось. Дальнейший ход церковной жизни показал, что введенная митр. Петром неканоническая практика "заместительства" породила много бедствий, соблазнов и недоразумений. Конечно, сам митр. Петр, вводя эту ошибочную практику, руководствовался только интересами Церкви и в тех случаях, когда получал малейшую возможность, старался ослабить негативные последствия этой практики. Но ведь ошибкой могли теперь воспользоваться и деятели совсем иного духа, чем митр. Петр! Всё та же рожденная и закрепившаяся в синодальный период привычка смотреть на церковное управление как на дело чисто человеческое, административно-бюрократическое, связанное по преимуществу с государственной политикой, создавала грозную опасность возникновения новых, неканонических, а следовательно, нехаризматических центров церковного управления. //

  9/22 декабря в Донском монастыре собралось 10 епископов, объявивших себя Временным Высшим Церковным Советом (ВВЦС), который должен стать "временным органом церковного управления Российской Православной Церкви", при этом оставаясь "в каноническом и молитвенном общении с Патриаршим Местоблюстителем". Итак, в отличие от обновленцев, орган – временный, сохраняющий духовную связь с заключенным Главой Церкви, и – никакого "женатого епископата" и прочих обновленческих нововведений. Более того, согласно упомянутому Указу от 1920 г., было бы невозможно канонически возразить против того, чтобы 10 григорианских епископов управляли совместно своими 10-ю епархиями, под руководством наиболее авторитетных иерархов из своей среды. Григориане, однако, создали новое Высшее Церковное Управление всей Русской Церкви (хотя и "временное"), вместо того реального возглавления, которое мог осуществлять лишь один из названных Патриархом Тихоном Местоблюстителей. Такое действие григориан не может быть расценено иначе, как узурпация Первосвятительской власти, тогда как одна из главных целей Указа 1920 г. – предотвращение подобной узурпации. //
 Узурпаторские цели ВВЦС стали вполне очевидными, после того как его членам обманным путем удалось добиться от митр. Петра (при свидании в тюрьме ГПУ) резолюции о передаче временного управления коллегии из трех архиереев, в числе которых был назван арх. Григорий (Яцковский) – глава ВВЦС. Продолжая развивать идею заместительства, митр. Петр полагал безразличным, будет ли поручено временное ведение текущих дел единоличному заместителю или архиерейской коллегии. Но на этот раз митр. Петр сформулировал свое поручение более четко, оговорив, что коллегия является "выразительницей Наших, как Патриаршего Местоблюстителя, полномочий по всем вопросам, кроме вопросов принципиальных и общецерковных, проведение которых в жизнь допустимо лишь с Нашего благословения", причем и такие полномочия вручались лишь "временно, до выяснения Нашего дела". Чем бы ни руководствовался митр. Петр, совершенно ясно, что после такой резолюции полномочия предыдущего заместителя – митр.Сергия (и без того ограниченные, как видно из пояснений митр. Петра, относящихся к любому заместительству) – теряли какое бы то ни было формальное основание. //
 Но митр. Сергий не собирался отказываться от власти. Резолюции митр. Петра он не подчинился, выдвинув три возражения: 1) григориане добыли ее обманным путем; 2) другие, кроме арх. Григория, назначенные митр. Петром члены коллегии фактически приступить к управлению не могут; 3) митр. Петр не имеет права подменять единоличное управление коллегиальным.
 В этом рассуждении уже начинают проявляться специфические черты концепции митр. Сергия о природе церковной власти. Если митр. Сергий был прав, обвиняя григориан в получении резолюции обманным путем и вообще подвергая тем самым сомнению правомочность попыток управления церковными делами из места заключения, то его соображения по поводу "коллегиальности" управления относятся совершенно к другому кругу представлений. Если говорить по существу, то единоличное управление митр. Петр не отменил (может быть, и ошибочно), но оставил его за собой; по поводу же структуры "временного заместительства" никаких церковных определений не было, т.к. эта форма управления вообще не предусматривалась.
 //
 В борьбе между митр. Сергием и григорианским ВВЦС обе стороны намного превысили свои полномочия. В конечном счете митр. Сергию удалось практически нейтрализовать влияние ВВЦС на русский епископат и сильно укрепить на этом деле свой личный авторитет. Можно было бы только приветствовать этот успех, если бы митр. Сергий ограничился разъяснением ошибок митр. Петра и незаконности притязаний григориан; однако он сам при этом начал вводить в церковную жизнь принципы, имевшие гибельные последствия. Эти принципы сводились к следующиму: 1. Применение канонического понятия "Первый Епископ" к иерарху, тем или иным путем сосредоточившему в своих руках фактическое управление церковными делами ( например, по "преемству" власти). 2. Усвоение этому иерарху права на перемещение и запрещение других Архиереев.
 К сожалению, многие русские епископы, видя неправоту григориан, одобрили действия митр. Сергия, единолично наложившего запрещение на членов ВВЦС, не понимая, что такими действиями, с одной стороны, подрывался сам принцип Первосвятительства и, с другой, восстанавливалась порочная практика синодской эпохи, когда на епископа смотрели как на чиновника, находящегося в полной власти синодального начальства.
 //
 Та легкость, с которой епископы согласились с правом "временных заместителей" накладывать прещения, привела к тому, что митр. Сергий смог в дальнейшем сделать церковно-административное насилие над епископатом основным оружием для утверждения своей власти и своего духа в Русской Церкви. //


Персоналии:
* митр. Иосиф (Петровых)
* свящ. Александр Введенский
* еп. Антонин (Грановский)
* еп. Вениамин (Федченков)
* митр. Петроградский Вениамин (Казанский)
* патр. Тихон (Белавин)
* митрополит Платон (Рождественский)
* митр. Евлогий (Георгиевский)
* митр. Сергий (Страгородский)  &
* митр. Агафангел (Преображенский)  &
* еп. Алексий (Симанский)  &

смотри также:
* "Из истории христианской Церкви на Родине и за рубежем в ХХ столетии"
* Архивы Кремля. Политбюро и Церковь. 1922-1925 гг.
* Анатолий Левитин, Вадим Шавров. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ СМУТЫ

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/5/i07_165.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»