=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: История православия в России: 1926 г.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Подготовлено на основе работы:
* Л. Регельсон. Трагедия Русской Церкви. 1917-1953. (3.1)
. [Цитаты из нее в выпуске выделяются цветом.]

Также использованы следующие материалы:
* История Русской Церкви в ХХ в. [20-е гг.];
*Яков Кротов. История «обновленчества»;
* Он же. История "катакомбной церкви" [хронология, документы];
*Дмитрий Поспеловский. Р
УССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ХХ ВЕКЕ;
* Он же.
Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. // М., 1996. (глава 10 и 11; ср. вып. рассылки 1.204,207).

 
серия "История христианства"

Последние выпуски исторической серии:

XVI-XVII века, Русь +
1700-1787; 1788-1800 XVIII век, Россия +Старообрядчество в XVIII веке
XIX век:  Северная Америка (1) (2)
Европа (политика)
Латинская Америка (политика); протестантское богословие  
католическое богословие  
географическая экспансия: (1) (2) (3)
XIX век, Россия:
(1)  (2)  (3)  (4)
    
 (примерно 1900 слов)

1926 год.

[1926 г. Константинополь дарует автономию Албанской церкви. Она же провозглашает себя автокефальной (автокефалия признана в 1937 г.).]

* В Сербию, по приглашению РПЦЗ, приехало около тридцати валаамских монахов-старостильников, изгнанных с Валаама новостильниками. Русским монахами-изгнанниками был восстановлен мужской монастырь в Милькове (Сербия) под настоятельством схиархимандрита Амвросия Курганова.

 3/16 января. Архиерейский Синод Заграницей опубликовал протест по поводу ареста в России митрополита Крутицкого Петра.

 5/18 апреля, отбывший срок очередной ссылки митр. Агафангел обратился из Перми с сообщением о своем вступлении в исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, на основании постановления Собора, установившего порядок патриаршего управления Русской Церкви; послания Патриарха Тихона от 2/15 июля 1923 года, разъяснявшего назначение митр. Агафангела в 1922 г. ссылкой на это постановление; и, наконец, распоряжения Патриарха от 25 дек./7янв. 1925 г. Казалось бы, безвластие в Церкви заканчивается, и она получает нового, канонически безупречного Первоиерарха, наделенного всей полнотой патриарших прав. Кто, как не митр. Сергий, должен был первый приветствовать нового Первосвятителя и свидетельствовать перед всей Церковью о безупречной законности его полномочий! Но не тут-то было! Получив от митр. Агафангела письмо, извещающее о вступлении его в должность Патриаршего Местоблюстителя, с распоряжением о возношении его имени за богослужением, митр. Сергий, вместо радостного приветствия, начинает упорную тяжбу за сохранение своей личной власти. /Рег.3.1/

 Май. "Соловецкое послание" епископов Русской Церкви. Твердо провозглашая принципы лояльности и аполитичности Церкви, это Послание в то же время провозглашало: "При... глубоком расхождении в самых основах миросозерцания, между Церковью и государством не может быть никакого внутреннего сближения или примирения, как невозможно примирение между положением и отрицанием, между "да" и "нет", потому что душою Церкви, условием ее бытия и смыслом ее существования является то самое, что категорически отрицает коммунизм".
Отдавая себе ясный отчет в том, что Высшее Церковное Управление и вся централизованная структура церковной организации без труда могут быть разрушены государством, если оно будет в этом заинтересовано, – соловецкие узники провозглашают принцип, развивающий традицию Собора и Патриарха, но никогда еще с такой ясностью и силой не звучавший из уст русских епископов:
 "Если предложения Церкви будут признаны приемлемыми, Она возрадуется о правде тех, от кого это будет зависеть. Если Ее ходатайство будет отклонено, Она готова на материальные лишения, которым подвергается, помятуя, что не в целости внешней организации заключается Ее сила, а в единении веры и любви преданных Ей чад Ее, наипаче же возлагает свое упование на непреоборимую мощь Ее Божественного Основателя на Его обетование о неодолимости Его Создания".
//

После обмена письмами и личных переговоров, митр. Сергий 10/23 мая направляет митр. Агафангелу письмо с угрозой отстранить его от управления Ярославской епархией, если он не восстановит возношение по епархии имени митр. Петра как Местоблюстителя. В ответ на это 11/24 мая митр. Агафангел направил митр. Сергию телеграмму: "Продолжайте управлять Церковью. Я воздержусь от всяких выступлений, распоряжение о поминовении митрополита Петра (Полянского) сделаю, так как предполагаю ради мира Церковного отказаться от местоблюстительства".
 В тот же день, видимо, еще до получения телеграммы, митр. Сергий сообщает управлению Московской епархии о предании митр. Агафангела суду архиереев, находящихся в это время в Москве. Одновременно он направляет этим архиереям письмо, в котором поясняет свои действия: "В случае неподчинения, я тем же письмом устраняю его от управления Ярославской епархией... Если же подсудимый окажется непреклонным, я просил бы решить, достаточно ли одного устранения от управления епархией, или, ввиду тяжести нарушения канонов и размеров произведенного соблазна, наложить на митр. Агафангела (Преображенского) запрещение в священнослужении впредь до решения его дела собором Архиереев".
//

18/31 мая митр. Агафангел получил от митр. Петра из места заключения письмо с сообщением о том, что он, митр. Петр, узнал о вступлении митр. Агафангела в отправление обязанностей Местоблюстителя и приветствует его по этому поводу, отказываясь в его пользу от своих прав. Об этом митр. Агафангел немедленно известил митр. Сергия. Разумеется, получить информацию и передать свое письмо митр. Петр мог только по инициативе А.Е.Тучкова, который лично ознакомил его с Пермским посланием митр. Агафангела (митр. Петр находился в это время в одной из московских тюрем). Известно также, что само послание из Перми митр. Агафангел написал после встречи с тем же Тучковым, выехавшим туда специально для встречи с ним. По-видимому, способствуя выдвижению митр. Агафангела, Тучков рассчитывал либо на его "мягкий" характер, либо, скорее всего, на преклонный возраст и слабое здоровье, что обеспечивало недолгое его пребывание на посту Первоиерарха. Во всяком случае, с канонической точки зрения все неясности были устранены, права митр. Агафангела получили незыблемое основание даже с позиции митр. Сергия, так что последнему оставалось только выполнить волю митр. Петра, от имени которого он осуществлял свою власть.
 В тот момент внутренняя подоплека действий митр. Сергия выявляется со всей обнаженностью – никакой возможности двойного истолкования его поступков уже не остается. Узнав о письме митр. Петра о передаче полномочий митр. Агафангелу, он буквально "бросается" в НКВД с настойчивой просьбой о немедленной регистрации себя в качестве главы церковного управления. На требования митр. Агафангела, прибывшего в Москву и уже принявшего канцелярию Патриаршего Местоблюстителя – митр. Сергий ничего не отвечает.
//

28 мая/10 июня. Прошение митр. Сергия Страгородского в НКВД с просьбой о регистрации как местоблюстителя и проект Послания пастве.

31 мая/13 июня митр. Сергий на определении 24 епископов по делу митр. Агафангела накладывает резолюцию: он "воздерживается пока" от запрещения митр. Агафангела в священослужении, поскольку "его выступление находит для себя некоторое извинение в получении им письма митр. Петра (Полянского).
 Тогда же митр. Сергий пишет письмо митр. Агафангелу с прямым выражением отказа подчиниться митр. Петру, поскольку митр. Петр, "передавший мне хотя и временно, но полностью права и обязанности Местоблюстителя и сам лишенный возможности быть надлежаще осведомленным о состоянии церковных дел, не может уже ни нести ответственности за течение последних, ни тем более вмешиваться в управление ими"; а также о том, что митр. Агафангел не может вступить в должность как "уже ранее преданный церковному суду за свершенное им антиканоническое деяние". Наконец, вот вершина беззаконных притязаний митр. Сергия: по его утверждению, за то, что митр. Петр "приветствует антиканоническое деяние" митр. Агафангела, он "сам становится соучастником его и тоже подлежит наказанию". //
 Ирония судьбы (а может быть, Промысел Божий, позволивший благодаря этому недоразумению выявить истинные мотивы поступков митр. Сергия!) заключалась в том, что все эти "решительные" действия были уже абсолютно излишними: еще 26 мая/8июня, т.е. за два дня до второго обращения митр. Сергия в НКВД и за пять дней до его столь циничного письма, митр. Агафангел сообщил властям о своем отказе от занятия должности Местоблюстителя. 30 мая/12 июня он сообщает о своем отказе митр. Петру, ввиду "преклонного возраста и расстроенного здоровья", и лишь 4/17 июня он уведомляет об этом митр. Сергия, начиная свою телеграмму обращением: "Милостивый Архипастырь и Отец..."
 Трудно выяснить все мотивы, руководившие митр. Агафангелом в его отказе от уже воспринятых прав Первоиерарха, но, по-видимому, главным из них было стремление избежать церковной смуты, ставшей неизбежной вследствие захватнической позиции митр. Сергия.
 В той поддержке, которую оказал митр. Сергию русский епископат (в своей значительной части) в борьбе против митр. Агафангела, снова нашел свое выражение печальный факт: преобладание политических мотивов над каноническими, при отсутствии ясного экклезиологического сознания.
//

29 июня. Митрополит Западно-Европейский Евлогий и митрополит Северо-Американский Платон вышли из состава Архиерейского Синода РПЦЗ.

[28 окт. Пий XI посвящает шестерых китайцев в епископы, что означает победу над национализмом в миссионерстве.]

 Осенью митрополит Сергий был арестован. Поводом для этого послужила попытка русских епископов осуществить избрание нового Патриарха путем конспиративного сбора подписей. Это была затея канонически сомнительная (ибо Собор, как живое и личностное единение в Св. Духе, не может быть заменен никаким "сбором подписей"), а политически – чрезвычайно опасная. Сейчас трудно установить, кто именно был главным инициатором этого дела: по одним сведениям, это был сам митр. Сергий, по другим – группа епископов во главе с архиеп. Илларионом (Троицким). Во всяком случае митр. Сергий, вместе с еп. Павлином (Крошечкиным) возглавил практическое осуществление этого проекта. Большинство епископов высказались за кандидатуру митр. Кирилла, которому осенью 1926 г. истекал срок ссылки. /.../ Когда было собрано уже 72 подписи в пользу митр. Кирилла, начались массовые аресты по делу "контрреволюционной группы, возглавляемой митр. Сергием". // По этому делу было арестовано около 100, а сослано не менее 40 епископов, в т.ч. и митр. Сергий.
 Согласно распоряжению митр. Петра от 23.11/6.12.1925 г., после ареста митр. Сергия временным заместителем Местоблюстителя стал митр. Иосиф (Петровых), незадолго до этого назначенный митр. Сергием, по настойчивому требованию верующих, на Ленинградскую кафедру. Понимая, что и ему недолго придется оставаться на свободе, митр. Иосиф сразу же составил распоряжение об управлении Церковью на случай своего ареста. Документ этот показывает, до какой степени развилась ложная идея заместительства, согласно которой для получения всей полноты Первосвятительской власти достаточно иметь "распоряжение" предыдущего "фактического управляющего". Распоряжение митр. Иосифа оставляет впечатление, будто речь идет не о Церкви, но об армии, в которой любыми средствами должно сохраняться единоначалие. С этой целью была установлена детально разработанная система передачи власти, в случае выбывания или возвращения в строй определенных лиц, в строго определенном порядке старшинства. // Митр. Иосиф совершенно не отдавал себе отчета, что устанавливая новую систему преемственности, он покушается на то, чего не вправе был совершить даже сам Патриарх.
  В этом документе проявились все слабые строны экклезиологического сознания русского епископата: непонимание природы Первосвятительской власти; неготовность епископов к самостоятельному управлению своей "Местной Церковью"; общая привычка к бюрократической централизации. Особенно печально, что ошибки эти разделяет и распространяет такой нравственно твердый и пользующийся народным доверием иерарх, как митр. Иосиф. Но если митр. Иосиф, который действительно искал церковной правды, на практике убедившись в своих ошибках, впоследствии исправил их и словом и действием – то митр. Сергий на этих дефектах церковного сознания построил всё свое дело.
 При возникшей чехарде заместителей вполне естественной становится позиция, например, архиепископа Томского Дмитрия (Беликова), который в конце 1926 г. созвал епархиальный съезд и объявил Томскую епархию автокефальной, т.е. не подчиняющейся никому из временных "управителей" Церкви. Казалось бы, такие действия можно было только приветствовать, предоставив архиереям исполнять Указ 1920 года, и лишь тем, кто не считал себя и свою паству к этому готовыми, оставить возможность добровольно подчиняться наличному заместителю, как духовно-нравственному авторитету. Но архиеп. Серафим (Угличский), сменивший митр. Иосифа, без колебаний пошел путем, проторенным митр. Сергием, и запретил арх. Дмитрия в священнослужении!
 Здесь скрывался корень грядущих бедствий, которые не замедлили наступить... Митр. Иосиф и многие другие епископы полагали тогда, что главный замысел НКВД заключается в том, чтобы лишить Русскую Церковь центрального управления и, воспользовавшись этим, создавать новые расколы. Но действительный замысел, как показали ближайшие события, был значительно глубже и коварнее. Иметь дело с большим количеством расколов было для НКВД крайне нежелательно – самую же большую "неприятность" для властей представлял массовый переход Епархий на самоуправление, столь напугавший их в 1922 году. Суть замысла была в том, чтобы, пугая Церковь расколами, удержать ее от "автокефализации" и любой ценой сохранить центральное управление; затем, создав чехарду и конкуренцию временных управителей, выбрать среди них такого, который стал бы удобным проводником разрушительной программы НКВД.
// Такой выбор был окончательно сделан весной 1927 года.

 Октябрь. Третий собор обновленцев постановил сохранять по желанию прихожан службы по старому стилю, отменил русский язык в богослужении, составил положение о диакониссах, отменил разрешение на брак епископов и второй брак у священников.
 Проф. С. Троицкий упрекал обновленцев в непоследовательности: они, вопреки декларациям, не допустили мирян к активному участию в церковной жизни и представляли интересы лишь «петербургского духовенства». «Властолюбие нескольких захватчиков власти и сословные поповские интересы – вот та неподвижная ось, вокруг которой вращаются жизнь и деятельность «Живой Церкви».

12 ноября обновленческий синод даровал автокефалию Грузинской Церкви и уведомил об этом остальные Церкви (вопреки упорному нежеланию «тихоновцев» признавать грузинскую автокефалию). Все Церкви признали Грузинскую Церковь автокефальной.

[29 декабря. Папа запрещает деятельность националистической организации "Французское действие".]

 


смотри также:
* "Из истории христианской Церкви на Родине и за рубежем в ХХ столетии"
* Анатолий Левитин, Вадим Шавров. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЦЕРКОВНОЙ СМУТЫ

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/5/i10_172.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
NEW! >Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»