=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: История православия в России: 1928 г.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Подготовлено на основе работы:
Л. Регельсон. Трагедия Русской Церкви. 1917-1953. (3.2)
. [Цитаты из нее в выпуске выделяются цветом.]

Также использованы следующие материалы:
* История Русской Церкви в ХХ в. [20-е гг.];
*Яков Кротов. История «обновленчества»;
* Он же. История "катакомбной церкви" [хронология, документы];
*/Посп./ Дмитрий Поспеловский. Р
УССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ХХ ВЕКЕ
.

 
серия "История христианства"

Последние выпуски исторической серии:

XVI-XVII века, Русь +
1700-1787; 1788-1800 XVIII век, Россия + Старообрядчество в XVIII веке
XIX век:  Северная Америка (1) (2)
Европа (политика)
Латинская Америка (политика); протестантское богословие  
католическое богословие  
географическая экспансия: (1) (2) (3)
XIX век, Россия:
(1)  (2)  (3)  (4)
       
 (примерно 1630 слов)

1928 год.

[В Испании свящ. Хосе Балагуэр основывает "Опус Деи".]
[I Ассамблея Международного миссионерского совета в Иерусалиме.]

* Иеромонах Пантелеимон приобрел участок земли в Джорданвилле, (США, шт. Нью-Йорк), на котором впоследствии был основан Св.-Троицкий монастырь РПЦЗ.

12/25 янв. 'митр. Сергий со своим Синодом снова предают церковному суду по обвинению в расколе уже ранее запрещенных в священнослужении епископов Димитрия (Любимова) и Сергия (Дружинина) и требуют от ленинградских викариев – еп. Григория (Лебедева) и еп. Серафима (Протопопова), немедленно ввести поминовение имени Заместителя.
 Однако широкое церковное движение против митр. Сергия только начиналось. 13/26 янв. об отходе от митр. Сергия заявила группа духовенства г. Серпухова во главе с еп. Алексием (Готовцевым). Вскоре после этого с искренним увещанием обращается к митр.Сергию прежде глубоко чтивший его арх. Угличский Серафим (Самойлович)'. /Посп./

24 января/6 февраля. Обращение к митр. Сергию архиереев Ярославского церковного округа во главе со старейшим русским иерархом, ближайшим сподвижником Патриарха Тихона, митр. Агафангелом. Они писали:
 "По Вашей программе начало духовное и Божественное в домостроительстве церковном всецело подчиняется началу мирскому и земному; во главу угла полагается не всемерное попечение об ограждении истинной веры и христианского благочестия, а никому и ничему не нужное угодничество "внешним", не оставляющее места для важного условия устроения внутренней церковной жизни по заветам Христа и Евангелия – свободы, дарованной Церкви Ее Небесным Основателем и присущей самой природе Ее.
 ...На место возвещенной Христом внутрицерковной свободы Вами широко применяется административный произвол, от которого много терпела Церковь и раньше.
 По личному своему усмотрению Вы практикуете бесцельное и неоправдываемое перемещение епископов, часто вопреки желанию их самих и их паствы, назначение викариев без ведома епархиальных архиереев, запрещение неугодных Вам епископов в священнослужении и т.п.
 ...Мы отныне отделяемся от Вас и отказываемся признавать за Вами и за Вашим "Синодом" право на высшее управление Церковью".
 Кроме митр. Агафангела, послание подписали: Угличский арх. Серафим (Самойлович); арх. Варлаам (Ряшенцев), бывший Пермский, ныне врем. управ. Любимским викариатством; Ростовский еп. Евгений (Кобранов); а также митр. Иосиф (Петровых), проживавший в то время в Ростове Великом. Хотя в этом послании уже ставились под сомнение права митр. Сергия на управление Церковью, однако аргументация по этому коренному вопросу отсутствовала и здесь.
 Митр. Сергий, зная уже по опыту миролюбие и готовность митр. Агафангела идти на уступки, пользуется этими его качествами для спасения своего пошатнувшегося положения.
 "Не нахожу достаточно сильных слов, – пишет он в письме к митр. Агафангелу от 28.1./10.2.1928 г., – чтобы умолить Вас сохранить общение с Нами, потерпев еще немного нашим немощам, пока не выяснится, куда мы хотим вести церковный корабль: к сравнительно ли сносному существованию в данных условиях, или к гибели; стремимся ли мы к утверждению веры или жертвуем ею ради личного благополучия. Разорвать общение всегда можно, если будут к тому несомненные основания, но разрывать общение и разламывать Тело Церковное по причинам воображаемым и еще только ожидаемым и предполагаемым, подумайте, какой это рискованный и ответственный шаг и к каким последствиям это может повести для Церкви и для самого учиняющего".
 По поводу этого послания митр. Сергия необходимо заметить следующее:
 1) митр. Сергия упрекают не в личных немощах, а в навязывании этих "немощей" всей Церкви;
 2) никто не утверждал, что митр. Сергий хочет гибели Церкви, но речь шла о том, что своими единоличными решениями, пренебрегая соборным суждением, он Ее фактически ведет к гибели;
 3) позволить ему экспериментировать с судьбами Церкви – было недопустимо, ибо когда "выяснится" – будет уже поздно;
 4) никто не высказывал подозрения, что он стремится к "личному благополучию";
 5) выдвигались причины не "воображаемые", а вполне реальные – незаконный Синод, административный произвол, нарушение прав Епископов, подчинение Церкви мирским властям;
 6) неисполнение административных распоряжений, противоречащих церковной совести Епископа, никак не означало "разламывания Тела Церковного" – нельзя согласиться с тем, что единство Тела Церковного держалось на канцелярии митр. Сергия.
 Но митр. Сергий упорно переводит вопрос из области принципиальной в область "личных счетов":
 "Мы с Вами, – продолжает он, – подошли уже к той черте, у которой все земные ценности, все земные счеты (как оскорбительно это подозрение в соперничестве по отношению к митр. Агафангелу и как это выдает самого митр. Сергия! – Л.Р.) теряют свою абсолютную значимость, и остается только одно: дать добрый ответ на судище Христовом. Во имя этого нашего общего упования и во имя блага Святой Церкви, прошу Вас и молю, не переходите на сторону наших врагов, которых у нашего дела и без того много. Останьтесь с нами и своим авторитетным именем и своим мудрым советом поддержите наши усилия над устроением церковных дел и тем остановите других, стремящихся к разделению... Что касается меня, то я всегда готов передать Вам полномочия, лишь только будут у меня в руках достаточные к тому основания...".
/Рег.3.2/
 Но "братскую мольбу" о помощи, обращенную к митр. Агафангелу, митр. Сергий подкрепляет "аргументами" совсем иного рода:
 29 марта/11 апреля митр. Сергий и его Синод принимают постановление: предать суду епископов, запретить в священнослужении и уволить на покой митр. Иосифа (Петровых), еп. Иерофея (Афоника), еп. Евгения (Кобранова), арх. Серафима (Самойловича), арх. Варлаама (Ряшенцева). О митр. Агафангеле постановлено, что хотя он своими "раздорническими" действиями заслужил все эти прещения, но, с учетом его "прежних заслуг перед Церковью" и "болезненного состояния", ему дается месячный срок на покаяние, после чего он подлежит запрещению в священнослужении...' //

В письме от 25.3/7.4 митр. Агафангел категорически отвергает обвинение в учинении раскола:
 "Что же касается нашего заявления об отделении от Вашего Высокопреосвященства и Вашего Синода, то оно, при внимательном прочтении его, не может подать повод обвинять нас, подписавших его, в каком-то расколе. Мы ни одним словом не обмолвились, что отделяемся от Вас по разномыслию в вере, тайнодействии и молитве, а только в порядке административного управления и притом до определенного, назначенного в конце заявления, времени. Причины отделения изложены, по моему мнению, ясно и определенно и не могут обличать нас в расколе. Мы остаемся с Вами в союзе веры и молитвы".
 Здесь в полемике иерархов поднимается один из важнейших для православной экклезиологии вопросов, связанный с понятием "раскола": имеет ли единство Церкви формальный, юридически – административный характер, или же природа этого единства – реальная, благодатно-харизматическая? Вторую точку зрения отстаивает митр. Агафангел, первую – митр. Сергий, который в ответном письме пишет:
 "По мысли канонов расколом называется именно разделение не из-за веры, а из-за вопросов, допускающих размежевание или же из-за нежелания подчиниться распоряжению законной Церковной власти ("самочинное сборище"). Что же касается сохранения молитвенного общения при административном разрыве, то можно весьма сомневаться даже в том, возможны ли вообще, или, точнее, канонически законны ли такие отношения между двумя архиереями, принадлежащими к одной и той же Поместной Церкви и признающими над собою одного и того же духовного главу в лице "Первого Епископа". Но если такие отношения и возможны где-либо фактически, то только между архиереями административно друг от друга независимыми и не связанными друг с другом никакими обязательствами. Между тем, по распоряжению нашего "Первого Епископа", я имею тяжкий долг заменять его; несу все эти его обязанности и потому имею право ожидать от своих собратий-епископов того же канонического послушания, каким они обязаны по отношению к самому 'Первому Епископу'".
//
 Однако, само понятие раскола неприменимо по отношению к такому церковному управителю, как митр. Сергий, который не имел каноническим путем полученного сана Первоиерарха. Его устроительные действия поэтому носят характер действия только человеческой воли, подобно тому, как это имеет место в мирском обществе. //
 За конфликтом между двумя частями русского Епископата (признавшими и не признавшими непререкаемую административную власть митр. Сергия) крылось существенно разное понимание природы церковного единства, природы Церкви как единого организма. Неудивительно поэтому, что этот конфликт, принципиально не преодоленный и поныне, принял такие глубокие, болезненные и затяжные формы. //

Уступив митр. Сергию в вопросе о признании его законным управителем Церкви, митр. Агафангел твердо сохранил свое убеждение в праве Епископа не подчиняться тем распоряжениям этого управителя, которые смущают религиозную совесть, противоречат св. канонам и благу Церкви. Свою окончательную позицию Ярославская группа епископов сформулировала в письме от 27.4/10.5 1928г.:
 "В разъяснение нашей декларации от 24.1/6 февраля с.г. и в дополнение к письмам митрополита Агафангела (Преображенского) на имя Вашего Высокопреосвященства, находим нужным сказать следующее:
 1. Мы до сих пор не прерывали и не прерываем нашего молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским).
 2. Никакого раскола мы не желаем учинять и не учиняем.
 3. Никаких новшеств в церковной жизни нашей епархии не вводили и не вводим.
 4. Принципиально власть Вашу, как Заместителя, не отрицаем.
 5. Распоряжения Заместителя, смущающие нашу и народную религиозную совесть и, по нашему убеждению, нарушающие каноны, в силу создавшихся обстоятельств на месте исполнять не могли и не можем.
 6. Всех, обращающихся к нам иноепархиальных епископов и мирян с просьбой возглавить их и принять в молитвенное и каноническое общение, мы не отторгали и не отторгаем от единства церковного и, внося мир, направляем их непосредственно к Вашему Высокопреосвященству и Синоду, предварительно, насколько возможно, успокоив их смущенную религиозную совесть.
 Да послужат эти наши разъяснения, при помощи Божией, ко благу и миру церковному".
//
 Хотя митр. Сергий прекрасно понимал, что вся его практика административного насилия подрывается позицией митр. Агафангела ("пятый же пункт заявления и совершенно отнимает надежду на устранение произведенного соблазна", – говорится в пост. Синода от 17/30 мая), однако он в расчете на обещанную пассивность и почтенный возраст митр. Агафангела, предпочел сделать вид, что примирение достигнуто, и объявил об этом всей Церкви. Расчет вполне оправдался: митр. Агафангел, не предприняв более никаких новых действий, через полгода умер (в г. Кинешме, в возрасте 74 лет), а версия о его "примирении" с митр. Сергием бытует и поныне... //
 Митр. Агафангел совершает ошибку, принципиально признавая власть митр. Сергия как главы церковного управления, – но эта ошибка придает еще большую значимость его главному утверждению: "распоряжения, смущающие религиозную совесть и нарушающие каноны, исполнять не можем". Это утверждение принимает характер нормы церковной жизни, даже и при законном Первоиерархе. Действительно, если отношение к церковной власти мыслится так, что имеется в виду необходимость выполнения любых ее распоряжений, включая и такие, которые противоречат религиозной совести и нарушают каноны, то такое понимание явно вскрывает какое-то грубое искажение самых первооснов представления о Церкви. //

29 мая. Митрополит Сергий объявил Архиерейский Собор и Синод РПЦЗ упраздненными.

конец ноября. Митр. Елевферий (Богоявленский) едет в СССР.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/5/i13_201.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
NEW! >Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»