=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Эмоциональные расстройства: вина, милость и взыскание долгов

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Составлено по книге: Д. Симандз. «Исцеление чувств», гл. 2.
Цитаты из книги в тексте выпуска даны курсивом.
Новый Завет цитируется по переводу В.Н. Кузнецовой; книга Бытие – в переводе М.Г. Селезнева (1999 г.).
Использован комментарий В.Н. Кузнецовой к Ев. от Матфея.

 

 
серия "внутренний мир";
серия "семья, брак";
серия "духовная жизнь"
     
(приблизительно 3570 слов)

2. Вина, милость и взыскание долгов

 

«Ведь Царство Небес вот с чем можно сравнить. Вот представьте себе: некий царь решил потребовать отчета от своих слуг. Когда начались денежные расчеты, к нему привели одного человека, который был должен ему много миллионов серебряных монет. Так как вернуть эти деньги он не мог, то господин приказал продать в рабство для уплаты долга и его самого, и его жену, и детей, и всё имущество. Слуга, простершись перед ним ниц, говорил: "Потерпи с моим долгом! Я всё тебе верну!" Господин сжалился над слугой, отпустил его и простил ему долг. Слуга, уйдя, встретил одного из своих собратьев, который был должен ему всего-навсего сто серебряных монет. Он схватил его за горло и стал душить, приговаривая: "Верни мне долг!" Тот, упав на колени, молил его: "Потерпи, я верну!" Но он не согласился, а бросил его в тюрьму — до тех пор, пока не вернет долг. /…/ И разгневанный господин велел пытать его до тех пор, пока тот не отдаст весь свой долг.

Так и Мой Небесный Отец поступит с вами, если не простите брата от всего сердца».

(Мф.18:23–30,34–35)

Этой притчей Иисус придал яркость и объемное звучание Своему учению о прощении. Она позволяет постичь суть духовного и эмоционального исцеления. Поскольку Иисус Христос — единственный из когда-либо живших на земле нормальный, здоровый душой и пребывающий в абсолютно здравом уме Человек, и поскольку известно, что Он знал человека до самых его глубин, мы можем рассчитывать найти в Его учении самые проникновенные истины о человеке.

 

 

Притча

 

Когда царь захотел потребовать финансового отчета у своих слуг, он обнаружил, что один из них должен ему фантастическую сумму – 10 000 талантов, т.е. десять миллионов долларов (по другим данным – даже миллиарды долларов). В любом случае Иисус называет немыслимо огромную сумму. Так в 4 г. до н. э. Иудея, Идумея и Самария вместе должны были выплатить Риму 600 талантов. Фантастический размер долга отражает суть притчи. Долг человека перед Богом и перед другими людьми настолько велик, что заплатить его невозможно. Это напоминает ситуацию, когда человек, зарабатывающий себе только на пропитание, должен вернуть долг в миллионы долларов.

Слуга, простершись перед ним ниц, говорил: "Потерпи с моим долгом! Я всё тебе верну!" – он к тому же пытается уверить царя, что в состоянии расплатиться – со временем! Но государь, сжалился над слугой, отпустил его и простил ему долг.

Тот же, выйдя, увидел своего товарища, который должен был ему… 100 денариев – это значительная сумма для того, кто своим трудом зарабатывает на жизнь, но вернуть ее вполне реально. Она в 600 000 раз меньше долга, который был прощен ему самому. Тогда он схватил его за горло и стал душить, приговаривая: «Верни мне долг!» Товарищ не мог этого сделать, и тогда слуга царя не проявил к нему милосердия, а посадил его в тюрьму, пока не вернет долга.

После этого разгневанный государь призвал слугу и сказал ему: «Негодный раб! Ты просил меня, и я простил тебе весь твой долг. Разве не должен был и ты проявить милосердие к собрату, как я проявил к тебе?» И тогда царь отменяет свое прежнее решение. За то, что негодный раб не проявил милосердие к своему должнику, он велел применить к нему пытки. (Пытки достаточно часто применялись на древнем Востоке по отношению к местным правителям, медлившим с уплатой подати, дабы заставить их или указать, где припрятаны деньги, или побудить их близких собрать нужную сумму.)

В качестве морали Иисус делает шокирующее заявление: «Так и Мой Небесный Отец поступит с вами, если не простите брата от всего сердца».

Как же так, Господи! Что Ты хочешь этим сказать? Какое представление о Небесном Отце Ты нам даешь? Может, это неправильный перевод? Нет, смысл сказанного вполне однозначен. По отношению к непростившим Бог будет выступать в роли жесткого и сурового агента по взысканию долгов.

Но, может быть, это преувеличение, как преувеличена сумма долга? А не говорит ли притча о жизни грядущей, о наказании нечестивых? Возможно. Но нам не надо ждать вечной жизни, чтобы увидеть, как сбываются слова Иисуса. Здесь и сейчас непрощеного и непростившего человека терзают вина и обида. Он живет в своеобразной тюрьме, где подвергается пыткам в виде различных внутренних эмоциональных мучений.

 

 

Обязанности и "долги"

 

Притча Иисуса — наглядная иллюстрация человеческих отношений. Мир сотворен для прощения, милосердия и любви.

Наша потребность в них велика, она вживлена в наше человеческое естество. Она в каждой клетке нашего тела, во всех межличностных отношениях. Мы созданы для милосердия, любви и согласия.

Одно из библейских определений греха — «нарушение Божьих законов». Нарушая законы, мы как бы оказываемся у них в долгу. Слова «должен» и «долг» имеют один корень. Сказать «Я должен это сделать» или «Я не должен этого делать» всё равно, что сказать «Я в долгу перед Богом» или «Я в долгу перед этим человеком» и «Мне надо сделать то-то» или «Мне не надо делать того-то».

Истина Божьих законов является также истиной человеческих отношений. Мы чувствуем свои обязанности и долги по отношению друг к другу. Согрешая против кого-либо, мы часто говорим: «Такое ощущение, будто я перед ним в долгу» или «Я чувствую, что обязана перед ней извиниться». Когда человек освобождается из тюрьмы, мы говорим, что он заплатил свой долг обществу.

В молитве «Отче наш» Иисус учит нас молиться так:

«И прости нам наши долги,
как и мы прощаем
тем, кто нам должен». (Мф.6:12)

В арамейском языке, на котором Он говорил, слово «долг» имеет также переносное значение «грех, проступок» (в Ев. от Луки в этом прошении как раз использовано слово «грехи»). Представление о долге встроено в человеческое естество. Когда у вас появляется ощущение долженствования, задолженности, срабатывает автоматический механизм, приводящий в действие встроенные сборщики долгов. Мы хотим загладить свои проступки, заплатить то, что должны другим, или получить долг с того, кто должен нам. Если мы гневаемся на себя, то говорим: «Я обязан расплатиться сполна». А если мы гневаемся на кого-то другого, то считаем, что расплатиться должен он. Именно так приводится в действие неминуемый процесс, в ходе которого личность попадает в руки своих внутренних мучителей — сборщиков долгов. Не принявшие Божьего прощения и непрощеные оказываются под воздействием вины, обиды, борьбы и тревоги. Эта четверка порождает стресс, конфликты и различные эмоциональные проблемы.

Доктор Дэвид Белджэм считает, что причина болезней 75% пациентов, находящихся в больницах с различными физическими заболеваниями, кроется в их эмоциональном состоянии. Своими болезнями они наказали себя сами. И их физические болячки и недомогания — это невольное признание собственной вины.

 

 

Причины эмоциональных проблем

 

Доктор Дэвид Симандз уверен, что две причины эмоциональных расстройств наиболее распространены среди евангельских христиан: 1) неспособность понять, принять и впустить в свою жизнь безоговорочную Божью милость и прощение; 2) неспособность проявить безоговорочную любовь, прощение и милость другим.

 

1. Неспособность принять прощение. Очень многие из нас напоминают слугу из притчи. Он не понял, что предложил ему государь, и попросил об отсрочке. И что случилось? Государь, сжалившись, дал ему больше, чем он просил, больше, чем он мог представить и о чём мог просить: прощение всех долгов.

Но слуга так и не услышал сказанного ему. Он подумал, что тот лишь дал ему просимое. А что он просил? — Отсрочки. «Государь, пожалуйста, не требуй с меня долг прямо сейчас. Немного продли мою долговую расписку, и, уверяю тебя, я отдам всё, что должен». Из-за гордыни и душевной тупости он полагал, что в состоянии вернуть 10 миллионов долларов, если ему дадут немного времени! Но государь по своей милости списал с него весь долг. Он не продлил срок долговой расписки — он разорвал ее. Он отменил ее действие и освободил человека от его долгов и от угрозы тюремного заключения.

Бедный слуга никак не мог поверить в эту замечательную новость, не смог ее принять, впустить в свою жизнь, насладиться ею. Он думал, что всё еще остается в должниках, что ему просто дали время, чтобы он мог работать, копя деньги на уплату долга. Т.к. он не осознал, что долг прощен ему, внутренние истязатели в виде обиды, вины, борьбы и тревоги продолжали в нём свою работу.

Ему казалось, что он всё еще должен, что ему придется платить, а потому надо собирать долги с других.

Многие из нас ведут себя так же. Мы слышим о Божьей благодати и вроде бы верим в нее. Но живем мы так, словно ее нет. Мы верим в благодать разумом, но не чувствуем ее душой, она не проявляется в наших отношениях с людьми. Мы читаем о благодати у ап. Павла, православные молятся о ней (в утренних молитвах, молитва 7: «И снова, Спаситель, молю Тебя: спаси меня по благодати! Ведь если бы Ты за дела мог спасти меня, это не было бы благодатью и даром», русский перевод иером. Амвросия (Тимрота)) — ибо мы спасаемся благодатью через веру (Еф.2:8). (Впрочем, в православии, в отличие от протестантизма, тема благодати поднимается, прямо скажем, редко, а само слово «благодать» нередко в «народном православии» используется совсем не в библейском смысле. Не случайно в новом переводе Нового Завете «Радостная Весть» В.Н. Кузнецова постаралась отказаться от этого слова… Напр., Еф.2:8: «Вы спасены — через веру — Его великой добротой!») Весть о евангельской благодати не достигла наших чувств, не проложила путь в наши отношения друг с другом. Мы выпаливаем одним духом определение: «Благодать — незаслуженный Божий дар». Но сами этого не чувствуем, не живем по благодати. Такая жизнь — слишком радикальна для нас. [См. тж. книгу Ф. Янси «Что удивительного в благодати».]

Благодать — Божий дар и милость, которые не заслужены нами, не заработаны и никогда не смогут быть оплачены. Неспособность увидеть, узнать и почувствовать благодать приводит многих христиан к однообразному механическому труду: они всё время что-то выполняют, чего-то добиваются и к чему-то прилагают усилия. Они стараются загладить вину, уплатить долг: прочитывают лишнюю главу из Библии и увеличивают на десять минут время молитвы, а затем снова свидетельствуют о своей виновности. Всё, что они получают, — это отсрочка уплаты долга. [См. тж.: К. Барт: "Верую... в крещение для прощения грехов".]


 

Доктор Дэвид Симандз рассказывает:

Многие христиане похожи на молодого священнослужителя, однажды пришедшего ко мне на прием. Ему было трудно ладить с людьми, особенно с женой и семьей. Я отдельно побеседовал с его женой; она была замечательная — приятная, отзывчивая, нежная, любящая — и целиком поддерживала мужа в его служении. Но он постоянно критиковал ее, превратил в козла отпущения. Что бы она ни сделала, всё было плохо. Он насмехался над ней, предъявлял ей претензии, игнорировал ее советы, отвергал ее любовь и ласки. И вдруг до него дошло, что он своими руками разрушает собственный брак.

Затем он понял, что и своими еженедельными пасторскими беседами он причиняет людям боль, так как ведет себя грубо и осуждающе. Он выплескивал все свои несчастья на других людей.

И вот, полностью отчаявшись, он пришел ко мне. В самом начале нашей беседы он воспринимал трудности, как «настоящий мужчина»: во всём обвинял жену! Но через некоторое время он разоткровенничался, и я понял, в чём корень его болезненного состояния.

В молодости он проходил военную службу в Корее. Получив двухнедельный отпуск, он решил посетить Японию. Там он бесцельно слонялся по улицам Токио, ему было одиноко, тоскливо, сильно тянуло домой, и он поддался искушению и несколько раз сходил в публичный дом.

Он так и не смог простить себе этого. Он просил прощения у Бога и разумом понимал, что получил его. Но чувство вины не покидало его, и он себя ненавидел. Каждый раз, глядя в зеркало, он не мог выносить вида собственного лица. Он ни с кем не поделился своей проблемой, и тяжесть стала невыносимой.

После службы он вернулся домой и женился на девушке, которая верно ждала его все эти годы. Но его внутренний конфликт усилился, потому что ему так и не удалось ощутить полного прощения. Он был не в состоянии простить себе то, что сделал себе и ей, а поэтому и не мог принять ее щедрый дар — нежность и любовь. Ему казалось, что у него нет права быть счастливым. Он сказал себе: «Я не имею права наслаждаться своей женой. Я не имею права наслаждаться жизнью. Я должен вернуть долг».

Грозные истязатели начали свою работу внутри него, и он старался наказать себя, заставить страдать, чтобы искупить вину. Все эти годы он жил в «темнице», и «сборщики налогов» ежедневно делали свое страшное дело. Молодой пастор «принимал нескончаемые упреки совести».

Как радостно мне было, когда этот человек получил полное, безоговорочное прощение от Бога, затем от жены и, наверное, самое главное — от себя самого. Вне всяких сомнений он был христианином. Он верил в Божью благодать и даже проповедовал о ней, но не мог до конца принять Божье прощение. Он пытался расплатиться по долговой расписке. Он неустанно искупал свой грех, а внутри него как бы работал генератор по производству чувства вины.

 

Господь говорит, что вам не будет прощения от Бога, пока вы «не простите брата от всего сердца». Но если вы и есть брат или сестра, нуждающийся в прощении, если вы должны простить прежде всего себя самого?! Разве эти слова не относятся и к вам?! Господь велел прощать и любить наших врагов (Лк.11:4; Мф.5:44). А если ваш злейший враг — это вы сами? Почему вы исключаете себя! Гнев, обида и горечь одинаково разрушительны и тогда, когда направлены против себя, и тогда, когда направлены против других. [См. тж. ссылки на материалы о любви к себе в темат. указателе сайта.]

 

2. Неспособность простить. Не принимая, «не впитывая» Божьей милости и прощения, мы не можем явить другим безоговорочную любовь, прощение, благодать. В результате в отношениях с людьми возникает напряженность, что приводит к конфликтам. Не принявшие прощения становятся непрощающими и замыкают порочный круг, так как не могут быть прощены.

Как трагична эта притча! Раб, не понявший, что полностью прощен, решил, что должен идти и собирать долги с тех, кто ему должен, чтобы заплатить государю свой долг — долг, который на самом деле был отменен. Он пришел домой, проверил свои записи и сказал: «Мне надо получить деньги со всех, потому что я пообещал государю заплатить долг». И что же случилось? Он нашел одного из товарищей своих и, схватив его, душил, говоря: «Отдай мне, что должен. Верни мои двадцать баксов».

Задумайтесь над этим. Он считал, что ему дали отсрочку по долговой расписке. Сам же он не дал товарищу ни минуты, а сразу сказал: «Заплати мне всё сейчас же, а не то отправишься в тюрьму».

Порочный круг стал еще более порочным. Не получивший благодать стал не дающим благодати. Результат такого поведения — эмоциональные конфликты и испорченные отношения.

Подумайте о том, что происходит в отношениях с самыми значимыми в вашей жизни людьми: с родителями, которые в детстве обижали вас; с братьями и сестрами, которые отказывали вам в помощи, дразнили вас и насмехались над вами; с другом, который предал вас; с любимым, который отверг вас; с супругом, который обещал любить, чтить, утешать и заботиться о вас, но вместо этого изводил вас придирками, делал из вас козла отпущения и причинял вам боль. Все они перед вами в долгу, не так ли?

Они задолжали вам ласку и любовь, поддержку и защиту. Но поскольку вы чувствуете себя должником — виноватым, обиженным, неуверенным и неспокойным, непрощеным и непризнанным, — то, в свою очередь, и сами становитесь непрощающим и непризнающим. Не получив благодать — как вы можете дать ее другим? А если вы терзаетесь сами, то причиняете боль окружающим: вы накапливаете недовольство и обиду. Вы хотите заставить людей, причинивших вам боль, заплатить то, что они задолжали вам. Вы — сборщик недовольства.

 

 

Брак "в долгу"

 

Многие из вступивших в брак не позволяют Богу сделать для них то, что только Бог и может сделать. И тогда они начинают требовать от своих супругов невозможного. Если очень постараться, то из мужчины выйдет хороший муж, а из женщины — хорошая жена. Но вот божки из мужчин и женщин получаются никудышные: люди не предназначены для обожествления. И все эти чудесные обещания, которые люди дают в день бракосочетания — «Обещаю нежно любить тебя и заботиться о тебе в радости и печали, несмотря ни на какие превратности судьбы», — возможны лишь тогда, когда сердце человека защищено Божьей любовью, благодатью и заботой. Только прощеная и помилованная душа может выполнить эти обещания. Чаще всего, говоря красивые слова обетов, человек имеет в виду следующее: «У меня масса внутренних потребностей, душевной пустоты и неоплаченных долгов, и я собираюсь предоставить тебе чудесную возможность заполнить мою «Марианскую впадину» и взять на себя заботу обо мне. Ну разве я не прелесть?»

Психолог Лэрри Крабб сравнивает поведение таких людей с поведением блохи на теле собаки. Блоха нисколько не заинтересована в том, чтобы у собаки была хорошая жизнь; она относится к собаке потребительски. Трагедия некоторых браков в том и состоит, что оба супруга лишь берут, и их брак уподобляется жизни двух блох при отсутствии собаки! Есть два сборщика — а собирать-то нечего.

 

Доктор Дэвид Симандз рассказывает:

Много лет назад ко мне обратилась одна пара. Они были женаты пятнадцать лет — пятнадцать лет супружеского пинг-понга. Муж делал удар — жена отбивала, и наоборот. Чередовались нападение и защита. Наши беседы протекали неспешно и были болезненными. Сначала пришлось разобрать нагромождение богословских терминов, за которыми обнаружились разочарование, боль и настоящая обида, которую супруги испытывали друг к другу. Она вышла за него замуж, считая его духовным лидером, — он активно участвовал в жизни университета и казался внутренне дисциплинированным, решительным и трудолюбивым молодым человеком, который воистину стремится к Господу.

Представляете потрясение молодой девушки, когда оказалось, что ее избранник — человек нерешительный, несобранный, ленивый и привыкший все откладывать на потом? Разгневанная, она, уподобившись знакомому нам рабу, «схватила его и стала душить», говоря: «Ты обманул меня. Ты обязан расплатиться со мной за те надежды, что я питала, выходя за тебя замуж». Она видела в нём своего должника. Постоянно ворча, она прожила с ним пятнадцать лет, повторяя: «Отдай мне то, что ты мне должен».

А парень женился на этой девушке из-за ее привлекательной внешности, опрятности и аккуратности. И его постигло жуткое разочарование, когда обнаружилось, что она неряшливая хозяйка, не следит за своей прической, одеждой и внешним видом. У него было ощущение, что она его надула. «Ты у меня за всё это в долгу, ведь, когда я ухаживал за тобой, ты именно это мне обещала; я считал, что ты таковой и являешься. Это были твои обещания». И он тоже «схватил ее за горло» и со свойственным ему сарказмом и язвительностью заявил: «Отдай мне то, что должна. Ты не рассчиталась по долговой расписке».

Пятнадцать лет каждый из них ждал перемен в другом. В этом и заключается трагедия межличностных отношений тех, кто претендует на звание христианина. Мы — сборщики долгов. Мы — сборщики недовольства. Почему? Потому что мы не понимаем, что наш долг полностью аннулирован, его больше нет. Несмотря на то что Бог порвал расписку на Голгофе, мы всё еще лезем из кожи вон, собираясь вернуть несуществующий уже долг.

Однажды на душепопечительской конференции, когда я закончил проповедь о взыскании долгов, ко мне подошла одна женщина. Она сказала: «Сама того не понимая, я именно так и вела себя с собственными детьми последние восемнадцать лет: взыскивала долги, требуя, чтобы они заплатили мне то, что должны, вместо того чтобы дарить им безоговорочную любовь». Вот что является причиной многих расстройств.

 

 

Тройное тестирование

 

Давайте проведем трехступенчатый тест, чтобы выявить, существует ли кто-то, кого вы должны простить (включая самого себя).

1. Прежде всего тест на выявление обиды. Есть ли кто-то, на кого вы обижены и кого никак не можете простить: родители, брат, сестра, любимый, супруг, друг, сослуживец, кто-то, кто поступил с вами плохо в детстве, учитель в школе или человек, который когда-то оскорбил вас в сексуальном плане?

2. Тест на ответственность чуть сложнее. Это выглядит примерно так: «Ох, если бы только Иван, Сергей или Наташа, родители, жена, дети, жизнь, Бог — если бы только они отдали мне всё, что должны, мне бы сейчас не было так плохо. У меня бы не было внутренних проблем. Если бы они заплатили мне, я бы смог расплатиться со своим господином».

Берете вы на себя ответственность за свои неудачи и промахи или в вас играет заезженная пластинка: «Они сделали меня таким. Он сделал… Она сделала…»? Во многих случаях прощать другого и брать ответственность на себя — две стороны одной и той же медали. И это нужно делать одновременно.

3. Тест на ассоциативность — самый сложный. Замечаете ли вы, что противитесь человеку только потому, что он вам кого-то напоминает? Может быть, вам не нравится, как муж воспитывает детей, так как он при этом напоминает вам собственного отца, который слишком давил на вас? Вам не нравится сосед, вы реагируете на коллегу с повышенной злобой или чрезмерной обидой, потому что вы так и не простили похожего на него человека. То есть воспоминания о непрощеном человеке из прошлого вызывают чувство гнева, объектом которого становится ни в чём неповинный человек, внешне напоминающий вашего обидчика.

 

 

Как поступать с "долгами"

 

Есть библейский способ, позволяющий разобраться со всеми этими переживаниями прошлого. Божий способ — нечто большее, чем просто прощение и подавление обиды. Бог берет грехи, неудачи и тяготы вашей жизни, окутывает их Своей любовью, наполняет их смыслом, и всё в жизни меняется.

Лучшая иллюстрация тому — Крест. То, что, с человеческой точки зрения, было величайшей несправедливостью и глубочайшей трагедией, Бог превратил в драгоценнейший из всех известных человеку даров — дар спасения.

После смерти отца, братья Иосифа задумались: "А что если Иосиф по-прежнему зол на нас и захочет отплатить за горе, которое мы ему причинили?" И они велели передать Иосифу:

— Перед смертью отец завещал сказать тебе: "Прошу тебя, прости братьям их грех, их вину — то зло, которое они тебе причинили". Так прости же нас, ведь мы рабы твоего отчего Бога!

Иосиф плакал, слушая эти слова.

Братья пришли, простерлись перед ним на земле и сказали:

— Отныне мы твои рабы!

— Не бойтесь, — ответил Иосиф. — Разве я Бог? Вы замышляли против меня зло, а по Божьему промыслу оно обернулось добром: сколько людей спасено из-за этого! Не бойтесь. Я буду заботиться и о вас и о ваших детях.

Эти слова успокоили братьев и тронули их сердца.

(Бытие, 50:15-21)

Есть и другие примеры — история Иосифа, которому старшие братья причинили огромное зло. Когда позже братья «простерлись перед ним на земле» и сказали, что теперь они его рабы, он не стал требовать от них возмещения долгов.

Являетесь ли вы частью свободного от "долгов" сообщества христиан? Свободен ли от "долгов" ваш брак? Ваша семья? Каждая церковь должна быть общиной, свободной от "долгов", где мы любим потому, что любимы; где мы относимся благосклонно к другим потому, что так относятся к нам; где мы милостивы к другим и другие милостивы к нам потому, что мы познали радость, увидев, как Господь рвет нашу долговую расписку, по которой мы задолжали больше, чем заработали. Она аннулирована. Обрывки развеял ветер.

Не будьте никому должны ничего, кроме долга взаимной любви.  (Рим.13:8)

Он освободил нас, и теперь мы можем освободить других, тем самым расширив область действия благодати и любви.

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/5/v07_173.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»