=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Эмоциональные расстройства: наш раненый Целитель

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 примерно равные части.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Составлено по книге: Д. Симандз. «Исцеление чувств», гл. 3.
Цитаты из книги в тексте выпуска даны курсивом.
Новый Завет цитируется по переводу В.Н. Кузнецовой; Псалмы – в "Современном русском переводе" (РБО, 2011 г.); Книга Исайи – в переводе А. Э. Графова (РБО, 2004).

 
серия "внутренний мир";
серия "духовная жизнь"
         
(приблизительно 2710 слов)

3. Раненый Целитель

 

Итак, раз у нас есть великий Первосвященник, поднявшийся выше небес, Иисус, Сын Бога, давайте будем крепко держаться веры, которую исповедуем. Ведь у нас не тот первосвященник, который неспособен посочувствовать нашим слабостям, нет, наш испытан, подобно нам, всеми испытаниями, кроме греха. Так приблизимся смело и бесстрашно к Престолу милости, чтобы обрести доброту и милость именно тогда, когда мы нуждаемся в помощи.

/…/ В дни Своей земной жизни Он вознес, с воплем и плачем, просьбы и мольбы к Тому, кто мог спасти Его от смерти, и был услышан за Свое благоговение. Хотя Он и был Сыном, но через страдания научился послушанию и, став совершенным, сделался для всех, кто Ему послушен, причиной их вечного спасения.

(Евреям 4:14–16; 5:7–9)

В Ветхом Завете человек, происходящий из священнического рода, но имевший какой–либо физический недостаток, не мог выполнять служение священника. Его телесный изъян не позволял ему «приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему» (см. Левит 21:16–24). Жертвенные животные также должны были быть «без порока». Множество указаний в книге Левит не оставляют сомнения в том, что животное с пороком не могло быть принесено как жертва Богу. Как жертва, так и приносящий жертвоприношение, должны быть лишены недостатков. 

 

В Новом Завете мы можем часто столкнуться с фигуральным значением слова «немощь». Греческое существительное «астэнэя» («астения») — буквально «бессилие», означает «отсутствие, недостаток силы, слабость, дряхлость». 

Часто в Новом Завете оно передает душевную, нравственную или эмоциональную слабость, недостаток силы. «Немощь» сама по себе не является грехом, но это то, что существенно подтачивает нашу стойкость перед лицом искушений. Это качество человеческой природы, которое предрасполагает или склоняет нас ко греху.

 

Если сформулировать отрицательное предложение из Послания Евреям 4:15 как утвердительное, то оно читалось бы так: «Ведь у нас есть первосвященник, который способен посочувствовать нашим слабостям».

Послание к Евреям больше, чем любая другая книга Нового Завета, связано с книгой Левит. Оно говорит нам, что описанная в Левите система жертвоприношений нашла свое завершение в лице Иисуса Христа — нашего Первосвященника. Священник Ветхого Завета имел недостатки, так как был обычным человеком. Поэтому, совершая жертвоприношения за своих соотечественников, он приносил жертву и за себя, чтобы покрыть свое несовершенство. Но, имея собственные недостатки, он был способен понять недостатки и искушения других людей, и потому относиться к ним мягче. 

Автор Послания к Евреям рисует такую же картину применительно к нашему великому Первосвященнику и Посреднику — Господу Иисусу Христу. Так как Он никогда не грешил и не поддавался искушениям в отличие от ветхозаветного священника, Ему не нужно было приносить жертву за Себя. Но и Он, как и мы, подвергался постоянным испытаниям и поэтому понимает, каково ощущать себя слабым.

Если бы Он только осознавал то, что у нас есть недостатки, это уже было бы хорошо. Но дело обстоит гораздо лучше. Он чувствует наши недостатки — не просто увечья, слабости, эмоциональные расстройства и внутренние конфликты, но и порождаемую ими боль. Он ощущает разочарование, тревогу, депрессию, обиду, забвение, одиночество, изоляцию, отверженность. Тот, Кому наши недостатки причинили страшные страдания, переживает всю гамму чувств, вызванных к жизни нашими слабостями, нашей ущербностью.

Но где доказательство того, что Иисус понимает, что мы чувствуем, когда переживаем свою слабость? Когда Иисус был человеком, «Он вознес, с воплем и плачем, просьбы и мольбы к Тому, кто мог спасти Его от смерти, и был услышан за Свое благоговение. Хотя Он и был Сыном, но через страдания научился послушанию» (Евреям 5:7–8).

Речь идет о Гефсимании, о страстях и страдании, о кресте нашего Господа. Библия как бы говорит: «Он пережил всё. Он знает, что значит плакать и молиться Богу с громкими рыданиями. Он боролся с чувствами, которые буквально разрывали Его на части. Он прошел через это и может чувствовать то же, что и вы. Ему так же больно, как и вам».

Из всех слов, характеризующих вочеловечение, величайшим является имя Эммануил, что значит «С нами Бог».

Бог с нами в страданиях. Прошедший через страдания Бог, знает, что мы чувствуем, и ощущает боль вместе с нами. Вот почему мы можем смело, уверенно приближаться к Нему. Бог не говорит нам: «Подходите со стыдом».

Значит, вам не следует говорить: «Со мной что–то не в порядке, потому что у меня депрессия. Я бездуховен». Мы, христиане, порой бросаем друг другу подобные жестокие упреки, но они противоречат духу Библии.

Бог — не родитель–неврастеник, отказывающийся выслушивать дурные вести от своих детей. Мы идем не такому к отцу, который говорит: «Не смей говорить такие слова. Будешь плакать, сделаю так, что станет еще хуже». Мы идем к Небесному Отцу, Который понимает наши чувства и предлагает разделить их с Ним. Поэтому мы можем уверенно приблизиться к престолу милости, зная, что получим милость в час нужды. Мы можем прийти, когда нуждаемся в прощении и когда чувствуем вину за свои грехи. Мы можем прийти и тогда, когда нас терзают и мучают собственные недостатки.

 

 

Гефсиманский сад

 

Чтобы понять, чего стоило Спасителю стать нашим Целителем, мы должны пройти вместе с Ним через Его страдания, о которых говорится в Евангелиях, в Псалтири и у пророка Исайи.

 

 Сначала мы отправимся в Гефсиманский сад и посмотрим, чего стоило нашему Спасителю быть Эммануилом — Богом, Который с нами. Послушайте Его молитвы так, будто слышите их впервые.

Ужас и тоска охватили Иисуса. И Он говорит им тогда: „Душа Моя томится смертельно…‟

(Матфея 26:37–38).

Что Ты произнес, Иисус? «Душа Моя томится смертельно»! Ты хочешь сказать, что Ты испытывал в этот ужасный час такую горечь и такую боль, что даже желал умереть? Ты хочешь сказать, Господь, что Ты понимаешь меня, когда я подавлен, когда мне жизнь не мила?

 

Прочитайте Псалом 21, один из так называемых псалмов–жалоб:

Я как пролитая вода,
кости больше не держат друг друга,
сердце, как воск свечи,
тает в моей груди.
Моя сила что сухой черепок,
мой язык к нёбу присох.
Ты низвел меня в прах могильный. (15-16)

 

И псалом 68:

Боже, спаси меня,
подступила к горлу вода. /…/
Я в глубине, под водой,
и уносит меня поток.
От крика я изнемог,
пересохшее горло горит. /…/
Поношенья сломили мое сердце, горько мне,
а сочувствия жду — его нет,
жду утешителя — нет никого. (2-4,21)

 

 И в Евангелии от Матфея (глава 26): «Он подошел к ученикам и застал их спящими.

    —  Вот как,  —  говорит Он Петру,  —  вы даже часа одного не смогли бодрствовать со Мною?» (ст. 40) Три раза Он обращался к Своим товарищам, но всё бесполезно. И вот «все ученики покинули Его и убежали» (ст. 56).

 

Если вам приходилось бороться со страшным одиночеством или жуткой пустотой, если вы испытывали жесточайшие приступы депрессии, то вы знаете: в моменты борения труднее всего молиться, ведь вы не чувствуете Божьего присутствия. Хочу вас заверить, что Он знает, понимает, чувствует вашу немощь. Он делит с вами все ваши чувства, ибо Он Сам испытал их.

 

 

Суд

 

Последуйте за Ним на суд, где Он выслушал ложные свидетельские показания. Вас когда–нибудь обвиняли несправедливо? Вы представляете, как это больно? «Потом они стали плевать Ему в лицо, бить по щекам» (Матфея 26:67). «Люди из стражи издевались над Ним и избивали Его» (Луки 22:63).

 

Дэвид Симандз пишет: «Очень часто во время беседы люди, испытывающие сильную душевную обиду, гнев или боль, сидят передо мной с каменными лицами, не выражая никаких эмоций. Но стоит задать вопрос: «Какое воспоминание является для вас самым ужасным? Какое причиняет вам самую сильную боль?», наступают перемены. Сначала они едва заметны. Затем глаза людей наполняются слезами; и вскоре даже крепкие сильные мужчины содрогаются от боли и гнева. «О, я знаю, какое. Когда отец ругал меня и бил по голове. Когда мама давала мне пощечины». Нет ничего более разрушительного для человеческой личности, чем удары по лицу. Пощечины унизительны, недостойны, глубоко бесчеловечны. Они разрушают что–то очень существенное в нашей личности. Но наш раненый Целитель понимает вас. Он испытал и пощечины, и удары по голове. Ему знакомы чувства, которые рождает боль. Он ощущает то же, что и вы. Он хочет исцелить вас, хочет, чтобы вы знали: Он не сердится на вас за ваши чувства. Он всё понимает».

 

 


Крест

 

Пойдем дальше — до самого креста. «Прохожие качали головами и бранили Его. „Ну что, разрушил Храм и в три дня построил?!  —  говорили они.  —  Спаси себя, если Ты  —  Сын Бога! Сойди с креста!‟» (Матфея 27:39-40). Они насмехались над Ним, поносили Его, издевались над Ним. Бранили, качали головами, насмехались, поносили, смеялись — эти слова рождают в памяти боль, унижение и обиду детских лет.

 

Нередко поразительные болезненные картины всплывают в памяти взрослых людей при воспоминании об отроческих годах. Жестокость детей по отношению друг к другу — часть жизни человека.

 

 Иисус знает, что вы чувствуете, когда вас отвергает друг, бросает любимый, высмеивает компания приятелей.

По словам Исайи:

Вида лишен и величья —
мы на него и не смотрели;
           не было в его облике такого,
           что привлекло бы нас.
Он был презираем, отвергнут всеми —
человек, познавший страданья, изведавший боль.
От такого отворачиваются люди — его презирали.
           Ни во что не ставили мы его. (Исайя 53:2–3)

 

Да, Он был человеком, познавший страданья, изведавшем боль. Если вы больны, то и Он чувствует то же, что и вы. Если вы одиноки, Он понимает, каково вам быть одному, чувствуя, что какая–то ваша часть словно оторвана от вас.

 

Исследования показывают, что двумя самыми сильными стрессовыми факторами для тела, разума и души являются смерть супруга и развод. В некоторых случаях развод даже сильнее. Смерть супруга наносит очень болезненную, но чистую рану. Развод же чаще всего оставляет рану грязную, инфицированную, пульсирующую болью. Иисус понимает, каково одинокому родителю быть и мужем, и женой, и матерью, и отцом в одном лице.

 

Боже мой! Боже мой! Почему Ты оставил меня?
Ты далек, не поможешь, далек от стонов моих.
Боже мой! Целый день я зову — нет ответа.
И ночами зову — но нет утешения мне»
(Псалом 21:2–3).

Но знает ли Он, каково изнемогающему человеку, который чувствует, что не может молиться? Когда он ощущает себя покинутым и оставлены Самим Богом? Когда Иисус висел на кресте, небеса казались пугающе глухими. Он взывал о помощи в Своих последних муках, но ответа не было. Бог понимает мольбу того, кто покинут. Он знает, каково чувствовать себя бессильным.

 

Древние символы веры говорят о том, что Христос спустился в ад. Это означает, что Иисус Христос понял страх, ужас, тревогу, которые мы с вами испытываем, погружаясь в пучину горя и депрессии. Нет ни одного чувства, о котором мы не могли бы рассказать Ему.

 

Мы идем к Нему не виноватыми и пристыженными, а смело и уверенно, зная, что Он не только чувствует так же, как и мы, но и хочет исцелить нас. И Он не оставляет нас одних, ибо Святой Дух приходит к нам на помощь (см. Римлянам 8:26). Опыт земной жизни Иисуса Христа приходит к нам в Духе Святом, Который поддерживает нас в немощах, соучаствуя в процессе нашего исцеления.

 

 

Молодая, красивая, жизнерадостная, спортивная женщина Джони Эриксон, нырнув в озеро, ударилась о камень. Результатом стал паралич всех четырех конечностей. Она рисует картины, держа кисть зубами. О ней знает весь мир благодаря ее книгам и фильму о ее жизни.

 

Однажды вечером Джони, осознав всю полноту своей беспомощности, пришла в отчаяние и попросила подругу дать ей повышенную дозу снотворного, чтобы умереть. Подруга отказалась, а Джони с ужасом осознала, что без посторонней помощи она не может даже умереть. Поначалу ее жизнь была адом. Боль, злоба, горечь и душевные терзания поколебали ее дух: она не чувствовала физической боли, но у нее было ощущение, что нервы пронзает насквозь что–то острое. Это продолжалось три года.

 

И вот как–то ночью с Джони произошла поразительная перемена, в результате которой она превратилась в прекрасную, верную последовательницу Христа.

 

Однажды вечером она особенно ясно почувствовала, что Бог всё–таки ее понимает. У нее мучительно болела спина. Для неподвижного человека такая боль превращается в пытку: здоровый, ощутив зуд, может почесаться, помассировать ноющие мышцы, растереть затекший сустав. А парализованному остается лишь беспомощно терпеть боль.

Рядом с Джони была Синди, одна из лучших ее подруг. Синди хотелось хоть чем–то ободрить Джони. И она вдруг поняла чем: «Джони, — выпалила она, — ты не одна так страдаешь. Иисус знает, что такое — быть парализованным. Он это пережил».

Джони изумленно взглянула на подругу: «О чём ты говоришь?»

— Вспомни, — продолжала Синди, — Его пригвоздили ко кресту. После бичевания Его спина стала кровавым месивом. Представь, как мучительно Ему хотелось хоть немного подвинуться, размять затекшие руки и ноги. Но Он не мог — Его держали гвозди. Он чувствовал то же самое, что ощущает парализованный.

Эта мысль так поразила Джони, что она на миг забыла о своей боли. Ей и в голову не приходило, что Бог мог испытывать такую же острую боль. Для нее это стало утешением.

«Бог стал мне очень близок. Я чувствовала, как благодаря любви родных и друзей мое сердце смягчается. Постепенно я стала понимать, что и Бог меня любит.

Немногие могут сказать о себе, что им довелось потерять всё, кроме Бога. Мне понадобилась целая вечность, чтобы сжиться с этими словами. До несчастья меня прежде всего интересовало, как воля Божья впишется в мои планы. Как она затронет мою личную жизнь? Как повлияет на мое будущее — карьеру, увлечения? Теперь многие вопросы отпали. У меня оставалось лишь беспомощное тело и Сам Бог. Возможно, именно такой полной зависимости от Бога добровольно стремятся достичь святые. Я же оказалась в полной зависимости от Него не по своей воле.

И вот, когда у меня не осталось ничего, кроме Бога, мне вдруг стало Его достаточно. Меня переполнило осознание, что Бог, сотворивший вселенную, живет во мне. Он лично участвует в моей жизни. Он способен превратить меня в привлекательную и достойную личность. Во всяком случае, без Него мне этого не достичь.

Первые месяцы и годы после трагедии я всё время пыталась понять, чему Бог пытается меня научить. Я втайне надеялась, что если догадаюсь и усвою урок, то Бог меня исцелит.

Пожалуй, каждый верующий, на долю которого выпадают сильные страдания, обращается за ответами к книге Иова. Иов — праведный человек, который вынес такие муки, которые мне трудно представить. Но к своему удивлению, я не нашла в этой книге ответа на свои «почему?». Я увидела лишь одно: несмотря ни на что, Иов держался за Бога, был верен Ему, и Тот вознаградил его за верность.

«Может быть, Бог хочет именно верности?» — думала я. И перестала требовать от Бога объяснений — я со смирением Ему доверилась. Пусть я парализована. Это ужасно. Меня это совсем не радует. Но может ли Бог что–то совершить через меня — инвалида? И могу ли я, совершенно беспомощный человек, поклоняться Богу и любить Его? Как только я изменила свое отношение к случившемуся, Бог показал мне, что возможно и то, и другое.

Вполне вероятно, что мое зависимое положение — это Божий дар. Я никогда не стану настолько самостоятельной, чтобы отодвинуть Бога в сторону. Я каждое мгновенье ощущаю Его милость и заботу. И каждую минуту я ощущаю свою зависимость от людей: я просыпаюсь и, лежа на спине, жду, когда кто–нибудь придет и оденет меня. Сама я не могу ни причесаться, ни даже высморкаться.

Но у меня есть друзья, которые обо мне заботятся. Я любуюсь красотой пейзажей, которые рисую. Я сама зарабатываю себе на жизнь — мечта каждого инвалида. Внутри у меня — целый мир. Мир, который даровал мне Бог.

И еще у меня теперь есть надежда на будущее. Библия говорит, что на небесах Бог оденет нас в славные тела. Когда я училась в старших классах, эта фраза казалась мне очень туманной. Но сейчас я ее понимаю: там я буду исцелена. Меня не обманули, посулив полноту и цельность — просто исполнение обещанного задерживается лет на сорок–пятьдесят. И Бог вместе со мной — и сейчас, и когда обещание будет выполнено.

Теперь я понимаю, что значит получить славное тело. Это значит, что после смерти я смогу танцевать».

(Филип Янси. «Где Бог, когда я страдаю», гл. 10, русский перевод: изд-во «Триада», М., 2009 г.).

 

Мы, христиане, часто благодарим Бога за то, что Иисус на кресте принял на Себя все наши грехи. Но мы должны помнить и кое–что еще. Полностью отождествившись с нашей человеческой природой — особенно на том кресте, — Он испытал и все наши чувства. Он познал наши немощи, чтобы нам не приходилось страдать в одиночку.

 

Многим англоязычным христианам известны слова старого народного спиричуэла «Одинокая долина».

Иисус брел одинокой долиной,
Ему пришлось идти по ней одному;
никто не мог разделить путь с Ним,
Ему пришлось идти одному.
Вам суждено предстать пред судом,
предстать пред судом одному;
никто не может пойти вместо вас,
вам суждено там быть одному.

Но когда Эрна Мурман добавила еще одно четверостишие, песня стала ближе к библейской вести: 

Мы бредем одинокой долиной,
Но мы идем не одни;
Бог послал нам Своего Сына,
Мы идем не одни.

   

«Ведь у нас не тот первосвященник, который неспособен посочувствовать нашим слабостям, нет, наш испытан, подобно нам, всеми испытаниями, кроме греха» (Евреям 4:15). И этот факт дает нам основание надеяться на исцеление. То, что Бог не только всё знает и заботится о нас, но и полностью понимает нас, является самым действенным фактором в исцелении наших эмоциональных расстройств.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/5/v09_195.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
NEW! >Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»