=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Декалог: День для Бога

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Составлено по материалам книги: Катехизис Католической Церкви. (Раздел II. Пункты 2168-2195).
Опубликовано: catholic.uz/tl_files/library/books/catechism/0321.htm.

 
серия "заповеди, добродетели";
серия "Богослужение, литургическая жизнь"
 (примерно 1360 слов)

<Четвертая Заповедь (Третья в западной традиции)>

 

Примечания
(> из ККЦ /
редактора рассылки)

> Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай в них всякие дела твои; а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела (Исх 20,8-10&98).
> Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы (Мк 2,27-28).

& В переводе РБО, 2000 г.: "Помни, что суббота — священный день. Шесть дней работай, занимайся делами, а седьмой день — суббота: он принадлежит Господу, твоему Богу. Работать в этот день нельзя никому..."
98 Ср. Втор 5,12-15.

I. День субботний

> <Четвертая> Заповедь Декалога напоминает о святости субботы. «Седьмой (день) – суббота покоя, посвященная Господу» (Исх 31,15).

> Священное Писание по этому поводу напоминает сотворение мира: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх 20,11).

> Кроме того, Священное Писание открывает нам в дне Господнем напоминание об освобождении Израиля из египетского рабства: «И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний и свято хранить его» (Втор 5,15).

> Господь даровал Израилю субботу, чтобы он соблюдал ее в знак нерушимого Завета99. Суббота для Господа – это день святой, хранимый для восхваления Бога, дела Его творения и спасительных деяний во благо Израиля.

99 Ср. Исх 31,16.

> Действия Бога – образец для действий человека. Если Господь «почил и покоился»& на седьмой день (Исх 31,17), то человек тоже должен отдыхать и дать возможность другим, особенно бедным, перевести дух (Исх 21,12). Суббота прерывает ежедневные труды и дает передышку. Это день протеста против рабства труду и культа денег100.

& В переводе РБО, 2000 г.: "пребывал в покое и отдыхал"
100 Ср. Неем 13,15-22; 2Пар 36,21.

> Евангелие повествует о множестве случаев, когда Иисуса обвиняли в нарушении закона субботы. Но Иисус никогда не нарушает святости этого дня101. Он авторитетно дает истинное толкование его: «Не человек для субботы, а суббота для человека» (Мк 2,27). Исполненный сострадания, Христос считает законным «в субботу добро делать», а не зло, «душу спасти»&, а не «погубить» (Мк 3,4). Суббота есть день Господа милосердного и почитания Бога102. «Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мк 2,28).

> 101 Ср. Мк 1,21; Ин 9,16.
& В переводе В.Н. Кузнецовой ("Радостная Весть", РВ): "Спасти жизнь..."
> 102 Ср. Мф 12,5; Ин 7,23.


II. День Господень

> Сей день сотворил Господь: возрадуемся и возвеселимся в оный (Пс 118,24).

День Воскресения: новое творение

> Иисус воскрес из мертвых «в первый день недели» (Мф 28,1; Мк 16,2; Лк 24,1; Ин 20,1). Будучи «первым днем», день Воскресения Христова <является напоминанием о первом дне сотворения мира>. Как «восьмой день», следующий за субботой103, он означает новое творение, начатое с Воскресением Христа. Для христиан он стал первым из всех дней, первым из всех праздников, Днем Господним (ή κυριακή ήμέρα – по-гречески, «dies dominica» – по-латыни: День Господень), «воскресеньем»:

103 Ср. Мк 16,1; Мф 28,1.

> Мы собираемся все вместе в день солнца, потому что это первый день [после еврейской субботы, но также первый день], когда Господь, вызволяя из тьмы вещество, создал мир, и потому что в этот же день Иисус Христос, наш Спаситель, воскрес из мертвых104.

> 104 Св. Иустин, Апологии 1,67.

Воскресенье – довершение субботы

 

> Воскресенье отчетливо отличается от субботы, за которой оно хронологически следует каждую неделю и которую оно заменяет для христиан с точки зрения обрядового предписания. Через Пасху Христову воскресенье исполняет духовную истину иудейской субботы и возвещает вечный покой человека в Боге. Ибо культ Закона подготавливал тайну Христа, и то, что совершалось в нём, было в определенном смысле прообразом, относящимся ко Христу105:

> 105 Ср. 1Кор 10,11.

106 Св. Игнатий Антиохийский, Послание к Магнезийцам 9,1.

> Те, кто жил по старому порядку вещей, обрели новое упование, не соблюдая более субботы, но празднуя День Господа, в который наша жизнь получила благословение от Него и от Его смерти106.

> Празднование воскресенья претворяет в жизнь моральное правило, естественно вписанное в человеческое сердце, «внешнее, видимым образом, публично и регулярно почитать Бога, чтобы сохранять память того великого всеобъемлющего благодеяния, какое он сотворил людям»107. Воскресное богослужение есть исполнение морального правила Ветхого Завета, ритм и дух которого оно продолжает, еженедельно прославляя Создателя и Искупителя своего народа.

> 107 <Summa theologiae — Св. Фома Аквинский, «Сумма теологии»> 2-2,122,4.

> Воскресная Евхаристия

 

> Воскресное празднование Дня Господня и Евхаристии Господа находится в самом сердце церковной жизни. «Воскресенье, когда по апостольской традиции прославляется Пасхальная тайна, должно соблюдаться во всей Церкви как самый главный из предписанных праздников».{}
<...>

110 Ср. Деян 2,42-46; 1Кор 11,17.
& В переводе РВ: "Не будем оставлять наших собраний, а то у некоторых есть такая привычка. Лучше будем ободрять друг друга..."

> Обычай христианского собрания датируется началом апостольского века110. Послание к Евреям напоминает: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга»& (Евр 10,25).

Предание хранит память об увещевании, неизменно живом: «Прийти в церковь рано, приблизиться к Господу и исповедоваться в грехах, молитвенно покаяться (...). Принимать участие в святой и божественной литургии, закончить молитву и не уходить до отпуста (...), Мы часто говорили: этот день дан вам для молитвы и отдыха. Это день, который сотворил Господь. Возрадуемся и возвеселимся в <этот день>»111.

111 Неизвестный автор, Проповедь воскресного дня.

 

> «Приходом является определенная община верующих христиан, постоянным образом учрежденная в отдельной Церкви, пастырское попечение о которой под руководством епархиального епископа доверяется приходскому настоятелю как ее пастырю».{} Это место, где все верующие могут собираться на воскресное совершение Евхаристии. Приход приобщает христианский народ к обычному выражению литургической жизни и собирает его на совершение литургии; он преподает спасительное учение Христа; он воплощает в жизнь милосердие Господне в добрых и братских делах:

 

> Ты не можешь молиться дома так, как в церкви, где собрано множество народа и где вопль к Господу взлетает единым сердцем. Тут есть нечто большее, союз духа, согласие душ, связь любви, молитвы священников113.

113 Св. Иоанн Златоуст, О непостижимом естестве Божием 3,6.

> Обязанность почитания воскресенья

<...>

 

> Воскресная Евхаристия – основа и утверждение всей христианской жизни в вере. Поэтому верные& обязаны участвовать в Евхаристии в дни предписанных праздников, если они не освобождены от этого обязательства по серьезной причине (например, болезнь или уход за грудным ребенком) <...>. Те, кто сознательно не выполняют этого обязательства, совершают тяжкий грех.

& В католической традиции это распространенное наименование христианина, члена Церкви.

&& "Литургия Слова" как часть мессы (литургии) в римокатолической традиции соответствует православной "литургии оглашенных" (см. здесь), но она может, по всей видимости, совершаться и вне мессы, без священника. Это аналогично православному чину "изобразительных" (см. ц.-слав. текст с русским переводом).

> Участие в общем совершении воскресной Евхаристии – это свидетельство принадлежности и верности Христу и Его Церкви. Верные подтверждают так свое общение в вере и любви. Они вместе свидетельствуют о святости Бога и о своей надежде на Спасение. Они поддерживают друг друга под водительством Святого Духа.

> «Если из-за отсутствия священнослужителя или по какой-либо другой серьезной причине участие в совершении Евхаристии невозможно, верным настоятельно рекомендуется участвовать в литургии Слова&&, если таковая совершается в приходской церкви или в другом освященном месте, согласно распоряжению епархиального епископа, или же посвятить приличествующее время молитве, в одиночку или в семейном кругу, или же, если это возможно, в собрании нескольких семей».{}

День благодати и отдыха от труда

> Как Бог «почил в день седьмой от всех дел Своих» (Быт 2,2), так и человеческая жизнь проходит в ритме труда и отдыха, сменяющих друг друга. Установление Дня Господня способствует тому, чтобы все имели время для отдыха и свободно избранных занятий, достаточное для того, чтобы посвящать себя семейной, культурной, социальной и религиозной жизни.{}

В воскресенье и другие дни предписанных праздников верные должны воздерживаться от трудов или деятельности, которые препятствуют должному почитанию Бога, радости, присущей Дню Господню, исполнению дел милосердия и необходимому отдыху тела и духа.{} Семейные обязанности или дело, приносящее большую общественную пользу, представляют собой законное основание для несоблюдения предписания о воскресном отдыхе. Верные должны следить за тем, чтобы эти законные причины не повлекли за собой привычек, вредных для религии, семейной жизни и здоровья.

<...>

> Христиане, располагающие временем для досуга, пусть помнят о братьях своих, у которых есть те же права и те же нужды, но которые не могут отдыхать из-за бедности и нищеты. Воскресенье традиционно посвящается, согласно принципам христианского благочестия, добрым делам и смиренному уходу за больными, инвалидами, стариками. Христиане освящают также этот день, даря своей семье и близким время и заботу, которые трудно предоставить в другие дни недели. Воскресенье – время размышления, молчания, чтения и раздумия, которые способствуют росту духовной и христианской жизни.

> Почитание воскресных и праздничных дней требует общих усилий. Каждый христианин должен избегать того, чтобы без нужды налагать на других дела, которые помешают блюсти День Господень. Когда обычаи (спорт, развлечения и т.д.) или причины социального характера (общественные службы и т.д.) требуют от некоторых воскресного труда, каждый несет ответственность за то, чтобы иметь достаточное время отдыха. Верные должны благоразумно и с любовью заботиться о том, чтобы массовый досуг не вызывал, как это иногда бывает, эксцессов и насилия. Несмотря на экономические трудности, власти должны стараться обеспечить гражданам свободное время для отдыха и для религиозной жизни. Работодатели имеют подобные же обязанности по отношению к своим служащим.

> В порядке уважения к религиозной свободе и к общему благу, христиане должны добиваться законного признания воскресных дней и церковных праздников нерабочими днями. Им надлежит подавать всем публичный пример молитвы, уважения и радости, а также защищать свои традиции как драгоценный вклад в духовную жизнь человеческого общества. Если законодательство страны или другие причины заставляют людей работать в воскресенье, этот день должен быть, тем не менее, прожит как день нашего освобождения, которое позволяет нам участвовать в «торжествующем соборе», «церкви первенцев, написанных на небесах»& (Евр 12,<23>).

& В переводе РВ: "к праздничному собранию Божьих первенцев, чьи имена записаны на небесах".

 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)  /  0 (неинтересно - не(до)читал)  /  1 (не понравилось / не интересно)  /

2 (малоинтересно)  / 3 (интересно)  /  4 (очень интересно)  /  (замечательно!) 

www.messia.ru/r2/5/z10_108.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Форум сайта< 


Буду рад прочитать Ваши мнения
о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме.

Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предш.  выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»