=рассылка *Христианское просвещение*=

Христос воскрес!

Тема выпуска: Библия: Книга Судей
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

По материалам книги Уолтер Брюггеман. "Введение в Ветхий Завет. Канон и христианское воображение" (гл. 11).

(Цитаты из книги выделены синим цветом; цитаты из Судей даем как правило в переводе М. Г. Селезнева (Российское Библейское Общество, 2003)).

 
серия "Библия"
 (примерно 2000 слов)

 

Книга Судей — часть корпуса Ранних Пророков, исторического повествования, посредством которого Израиль осмысляет полную противоречий жизнь в земле, обещанной ему ГОСПОДОМ. Основной акцент делается на переосмыслении древних преданий, так, чтобы описание соответствовало идее о правлении Яхве. Согласно преобладающей гипотезе, ставшей результатом критических исследований текста, Книга представляет собой часть девтерономической истории, богословской интерпретации истории Израиля, цель которой — показать, почему Израиль в VI веке до н. э. оказался в рассеянии.

*1 часть: 1:1–2:5. Рассказ о жизни Израиля в Ханаане «после смерти Иисуса Навина» (1:1) считается ранним свидетельством о жизни Израиля в Земле обетованной. Здесь уже есть тенденции, присущие всей традиции.

Можно выделить три основные темы:

 **1. Продолжается рассказ о захвате Земли обетованной у местного, «ханаанейского» населения (если имело место израильское вторжение) или об изменении «хананейской» политической системы (если происходил социальный переворот). Израиль втянут в кровопролитную войну (Суд 1:6). Жестокость Израиля по отношению к противнику допускается ГОСПОДОМ (1:2) и оказывается Его возмездием (Суд 1:7).

 **2. В 1:16–36 Израиль изображается как недавно сформировавшийся народ, вынужденный на Обетованной земле жить среди ханаанеев. Здесь видят попытку исправить образ быстрого захвата всей земли, созданный Книгой Иисуса Навина. Но текст носит богословский, а не исторический характер. Возможно, «хананеи» (как и «иевусеи») — идеологический, а не этнический, термин, обозначавший «другие» народы, непризнававшие ГОСПОДА и жившие иначе, чем евреи. Т.е., по мнению интерпретаторов, обещание Земли исполнилось не полностью. Его исполнение ограничено присутствием в земле народов, на которых «не распространяется обетование». Этот скорее идеологический комментарий служит введением к историям Книги о религиозных компромиссах, на которые шел Израиль, и о беспрестанных угрозах и испытаниях, которым «иные» народы подвергали веру евреев. Согласно мнению большинства ученых, окончательная версия Книги восходит к VI веку до н. э., когда главной целью депортированного в Вавилон Израиля было сохранение собственной веры среди «иных» народов, чьи религии были для евреев испытанием и угрозой.

 **3. Опасность вызова, брошенного Израилю «иными» народами, хорошо описана в заключительных стихах этой части  2:1–5: присутствие в Земле обетованной «иных» народов — временная аномалия на пути исполнения божественного обещания. Эти народы продолжают жить в Земле обетованной только потому, что Израиль не полностью подчиняется ГОСПОДУ. Эти стихи снова обращаются к идее Завета, служа ключом к дальнейшему повествованию (Суд 2:1b–2а).

Обе договорившиеся стороны, и ГОСПОДЬ, и Израиль, связаны обещанием послушания и верности (см. Втор 26:16–19). Вся история жизни евреев в Земле обетованной становится историей исполнения или нарушения первой заповеди: «Пусть у тебя не будет никаких богов, кроме Меня» (Втор 5:7). Последующие истории Книги объединяет одна мысль: причина бесконечной череды несчастий — несоблюдение основных требований Завета.

*2: 2:6–16:31. В основе этих материалов древние предания о героях, вмешивавшихся в судьбы общества, благодаря которым в беспокойной жизни Израиля, окруженного опасными и непримиримыми врагами, наступали периоды относительного покоя. Истории были местными преданиями отдельных колен, красочными и живыми. Бережно хранимые предания были упорядочены, став историей всего народа. Повествование дополнили определенной «философией истории». Вероятно, редакторские добавления — результат попытки выделить в героическом цикле «правдивое» ядро, хотя древний рассказ не имел жесткой богословской концепции. Т.о., процесс оформления и редактирования текста был связан со стремлением выявить смысл, изначально присущий этим историям.

Истории очень разнообразны. Среди них — рассказ о честолюбивом политике Авимелехе, сыне Гедеона (9:1–57); об Иеффае, известном неразумной клятвой, повлекшей смерть его дочери (11:1–40). Материал очень богат. Остановимся на трех его «жемчужинах».

1. Песнь Деворы (гл. 5) считается одним из главных и древнейших текстов, описывающих религиозные принципы Израиля (более позднее изложение того же сюжета в 4–й главе). Песнь знаменует победу Израиля над Ханааном. В песне невозможно провести четкую границу между хвалой ГОСПОДУ и хвалой вождям (ст. 11), поскольку основная цель песни — подчеркнуть значение обеих действующих сил. Риторика песни очень выразительна. В ней найдены слова как для выражения ощутимого присутствия ГОСПОДА в жизни Израиля, так и для описания исторических событий. Песнь — величайшее свидетельство о том, что жизнь Израиля зависит от ГОСПОДА и сохраняется Им.

2. Длинная история Гедеона наполнена множеством деталей, любимых устной традицией (гл. 6–8). В истории призвания будущего вождя подчеркивается не только его сдержанное отношение к повелению ГОСПОДА, но и дерзость, с которой он «обсуждает» призвание, переданное ему ангелом (6:11–27). Гедеон становится одним из самых ревностных защитников веры, разрушая «чужие» святилища (6:28–32, см. также Втор 7:5) и оскорбляя собственных врагов, которые считаются при этом врагами Бога Израиля и самого Израиля (Суд 8:7,16,21).

Средоточие истории Гедеона — великая победа над мадианитянами, одержанная благодаря умению, неожиданности и силе, данной ГОСПОДОМ, в войне которого участвует Гедеон. Однако у истории грустный конец (8:22–28): будучи изначально верным и удачливым воином, Гедеон становится самолюбивым и начинает заботиться только о собственном благе. История Гедеона (8:22) и его сына Авимелеха (9:1–6) говорит о том, что Израиль был очень близок к династическому правлению, об установлении которого рассказывается в 1Цар. Возможно, Гедеон, «возвеличившийся и павший», ревностный защитник ГОСПОДА и себялюбивый честолюбец, — воплощенный образ Израиля, постоянно возвращавшегося к ГОСПОДУ, но постоянно отпадавшего от Него. Неудивительно, что история Гедеона заканчивается компромиссом: Израиль поддается на искушения «иных народов», всегда живших рядом (Суд 8:33–35).

3. Заслуживает особого внимания и Самсон (гл. 13–16). Его уникальность подчеркивается, прежде всего, в рассказе о его чудесном рождении (гл. 13). Однако главная тема — взаимоотношения Самсона с филистимлянами, главным врагом Израиля, воплотившими представления о «чужом народе». Самсон, величайший воин ГОСПОДА, погиб, разрушив филистимский дом и убив множество филистимлян (Суд 16:28–30).

Отношения Самсона с филистимлянами оказываются трудными и странными, прежде всего, из–за его женитьбы на филистимлянке. Их взаимоотношения описаны в драматических, захватывающих сценах.

Далида поразила Самсона единственным имевшимся у нее оружием — своими речами. Она задавала ему вопросы до тех пор, пока у него не стало сил сопротивляться ей, она победила его своей назойливостью. Самсон уже бывал в подобных ситуациях. Обе его женщины задавали ему одни и те же вопросы. Обе обвиняли его в том, что он не любит их, снова и снова. Самсон оказался восприимчивым к подобным жалобам. Было бы несправедливым утверждать, что у него было много силы, но мало ума, однако он не сумел распознать тактику этих женщин. Их тактика была превосходной. /(Ср. Притч 21:9,19; 25:24.)/

История Самсона и Далиды — лучший пример «войны полов» из описанных в Библии, войны между женщинами и мужчинами, столь ярко запечатленной в греческой мифологии (Frymer–Kensky 2002, 82–83).

Самсон остается верным ГОСПОДУ, филистимляне погибают, Израиль спасается.

Каждая из историй о героях, благодаря которым Израиль сумел выжить среди враждебного окружения, — рассказ о тактике, выработанной евреями в ответ на вызовы, угрозы и соблазны «иных народов». Однако редактор-Девтерономист внес в них значительные изменения, сделав их иллюстрацией к идеям, представленным в центральной части Книги. Пример выражения таких идей видим в 3:7–11, где, как только основная формула выделена, следов повествования почти не остается. В этом фрагменте можно выделить четыре основные мысли.

1. «Начали израильтяне творить дела, ненавистные ГОСПОДУ» (3:7). Отправная точка богословского анализа — сообщение о том, что Израиль согрешил, нарушив первую заповедь, предполагающую исключительную верность ГОСПОДУ. В тексте подчеркивается, что израильтяне нарушили Завет, начав поклоняться ханаанейским богам (2:2). Однако здесь идет речь не просто о перемене культа, поскольку поклонение «ханаанейским богам» почти наверняка служило для того чтобы узаконить ханаанейскую социально–экономическую практику, не совместимую с предписанными Израилю заповедями добрососедских отношений между ближними. Т.о., обвинение обращено ко всей социальной системе, ассоциирующейся с поклонением определенным богам.

2. Реакция ГОСПОДА на отступничество:

ГОСПОДЬ разгневался на них. Он отдал их в руки Кушан-Ришатаима, царя Арам-Нахараима. Восемь лет израильтяне были под властью Кушан-Ришатаима (Суд 3:8).

В соответствии с богословской концепцией Девтерономиста, послушание ГОСПОДУ ведет к социально–политическому благополучию. Напротив, непослушание ведет к политической зависимости.

3. Перенеся страдания, Израиль приходит в себя, вспоминает о собственной самобытности и снова обращается к Богу, которому прежде отказывался подчиняться:

Потом они воззвали к ГОСПОДУ (Суд 3:9а)

«Вопль» отчаяния звучит как покаяние, как отказ от «ханаанейских» богов, на которых Израиль уповал (ст. 7), как возвращение к ГОСПОДУ и Синайским заповедям. Поскольку страдание — результат непослушания, путем к избавлению от страдания становится послушание, означающее, прежде всего, признание зависимости от ГОСПОДА, выраженное в соблюдении Завета.

4. ГОСПОДЬ отвечает на «вопль» Израиля и посылает «избавителя», спасающего от чужеземного гнета, благодаря чему начинается новый период благополучия (Суд 16:28–30).

«Избавитель», «судья» — человек, облеченный властью и силой Божьего духа, становящийся решающим фактором в перераспределении власти.

Эта последовательная богословская формула построена как сочетание двух принципов, прочно укоренившихся в сознании Израиля. Первый, исходя из богословия Завета, утверждает: непослушание всегда влечет за собой божественное наказание. Это основа девтерономического богословия, в соответствии с которым жизненные условия народа полностью зависят от послушания Завету (см. Втор 30:15–20). Второй принцип издавна был присущ традиции Псалмов: ГОСПОДЬ спасает народ, когда слышит его вопль, поскольку ГОСПОДЬ — Бог слышащий и отвечающий (см. Исх 2:23–25, Пс 106:4–7). Книга Судей объединяет принцип морального воздаяния и принцип божественного ответа.

Соединение богословской формулы с героическим циклом произошло, видимо, непосредственно перед кризисом 587 года до н.э. или сразу после него, в Плену. Если верно второе предположение, то эта четырехчастная формула могла восприниматься в условиях плена следующим образом:

1. Обвинение Израиля в грехе — главное послание допленных пророков и основная мысль девтерономического исторического цикла. Вплоть до 587 года Израиль в основе своей не подчинялся ГОСПОДУ. На это указывает вся история Израиля со дня его вхождения в Землю обетованную.

2. Израиль наказан рукой врага. В VI веке речь могла идти о руке главного врага Израиля — Вавилона и его жестокого царя Навуходоносора. Т.о., Плен воспринимался как божественное наказание за длительное нарушение Завета.

3. Вопль, раздавшийся в Плену, стал знаком возвращения к ГОСПОДУ, готовности снова соблюдать Его заповеди. Основной заботой Девтерономиста было покаяние, возвращение народа к ГОСПОДУ и Его заповедям. Он часто использует глагол shuv («возвращаться, оборачиваться»), особенно в 3Цар 8:31–53. Это понятие означает изменение направления движения и используется в богословии для обозначения «покаяния», возвращения к послушанию Торе. В Книге Судей та же идея передается словом «вопль».

Историю о возвращении к ГОСПОДУ, запечатленную в этом предположительно древнем тексте, можно прочитать как историю о прощении пленников.

4. В контексте истории Плена трудно увидеть фигуру «освободителя», облеченного божественным духом. Однако, вспоминая пророчество о Кире Персидском (Ис 41:25; 44:28; 45:1–7) и о надеждах, возлагавшихся пленниками на приход к власти Кира и возвышение персов (например, 2Пар 36:22–23), можно допустить, что ответом ГОСПОДА на вопль Израиля стало появление Кира, названного «мессией» в поэтических текстах (Ис 45:1).

Нет нужды доказывать связь девтерономической формулы с вавилонским пленом, достаточно отметить: основной принцип еврейской религии и связанные с ним риторические приемы в условиях Плена снова стали актуальными. Народные предания были соединены с богословской формулой, чтобы снова напомнить, что именно ГОСПОДЬ управляет историей, и, как следствие, о необходимости подчиняться постановлениям Торы.

*3. Заключительная часть Книги включает два странных и скандальных сюжета — 17:1–18:31 и 19:1–21:25. Это истории об идолопоклонстве в Израиле, о жестокой войне между коленами и об ужасающей истории левитской наложницы. Это примеры религиозного компромисса и распространенного в древнеизраильском обществе варварства. Между ними тесная связь. Обе истории сопровождает один и тот же комментарий:

В ту пору у Израиля не было царя и каждый делал, что хотел (Суд 17:6; 21:25, см. также 18:1 и 19:1).

Он говорит о беспорядке (религиозном и моральном), царившем в обществе, и о том, что дух прежних «избавителей» перестал действовать. Благодаря этому замечанию вводится идея монархии, утверждение которой описано в 1 и 2 Цар. Проводится мысль, что монархия может гарантировать порядок, который больше не в состоянии поддерживать «судьи». Предпочтение царей судьям может быть подлинной древней идеей, но в современной версии текста это скорее аргумент, заставляющий читателя разочароваться в судьях и исполниться надежды на царскую власть, в которой позже ему также предстоит разочароваться (см. 1Цар 8 и 12). Т.о., редакторы подготавливают нас к наступлению эпохи монархии.

Но и грядущие цари, и цари уже низверженные зависят от власти ГОСПОДА (Суд 5:3). Выбор «судьи или цари» меркнет перед ГОСПОДОМ, заповеди и Завет которого должны исполняться народом (Суд 2:1b–2).

Более того, выполнение предписаний Торы и соблюдение Завета должны осуществляться в мире, полном привлекательных богословских и политических альтернатив. Подчинение Израиля ГОСПОДУ в ханаанейском окружении не оказалось абсолютным: на деле Израиль исполнял Закон небрежно, искажая его и идя на компромиссы. Именно об этом пыталась рассказать девтерономическая традиция. Попытка пророков заставить народ переосмыслить жизнь, поставив во главе нее ГОСПОДА, шла вразрез с более заманчивыми альтернативами, к которым склонялось сердце Израиля, ведущими в итоге к внешней угрозе, подчинению, хаосу, жестокости и потере Земли обетованной. ГОСПОДЬ услышал вопль Израиля, оказавшегося в беде. И тот же ГОСПОДЬ, который не может оставаться осмеянным, оказался для Израиля единственным источником надежды на победу в войне за Землю обетованную.

 

См. также по теме:
М.Г. Селезнев. О книгах Иисуса Навина и Судей
прот. Мень Александр: Библия о временах от Судей до Давида (+ ссылки).
он же: Книга Судей должна была вызывать покаяние

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/b45_313.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«          »Форум сайта«


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
<= предыдущий выпуск по ВЗ 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»