=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Роль совести
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Автор: Николас Томас Райт.
Перевод с англ.: М. Завалов.
Из книги "Бог есть. Что дальше?
 
Как стать теми, кем мы призваны быть". (Гл. 5)

 
серия "Жизнь по Евангелию"

 (примерно 1650 слов)

Предыдущие части книги:
  (1a) Чем я должен заниматься в этой жизни.
  (1b) "Как узнать о том, как надо жить?"   (1c) Правила и характер
  (1d) То, что больше, чем счастье. Сила правильных привычек
(1e) Цель - преображение характера
(2a) Замысел Бога о мире и христианский характер
(2b) Три компонента в развитии характера
(2c) Что стоит за правилами?   (2d) Опасный «путь к себе»
(2e) Благодать и добродетель. Зная будущее, действовать сегодня
(3a) Как правильно управлять Божиим творением.   (3b) Кем мы призваны быть
(3c) Божий замысел о человеке.   (3d) Главные действующие лица на Страшном суде
(4a) Готовиться к новой реальности Царства Божьего.
(4b) Законы Царства Божьего и наш образ жизни. Где обитает Бог
(4c) Наступление Царства Божьего: реализм; Иисус — пример?
Христианская добродетель:
(5a) Новый день уже наступает / (5b) Логика правильного поведения / (5c) Обновление ума


> 5. Перемены

<.....>

> Загляни в свое сердце

> Мы иногда говорим, что кого-то «мучает совесть», хотя попытка понять концепцию совести у христианских писателей первых веков может вызвать интеллектуальные муки. Тем не менее, коль скоро ум, обновленный силой Бога, по мнению Павла и других христиан, так важен для формирования привычек подлинно человеческого поведения, то нам следует рассмотреть и эту способность, по-гречески syneidêsis, что в буквальном переводе означает «совместное ведение», «знание вместе с».

> Начнем с некоторых важнейших текстов. Павел, которого обвиняют в призыве к мятежу, на суде выступает перед иудейскими властителями в Иерусалиме, заверяя их, что всегда жил доброй совестью и продолжает жить так же, став христианином:

Братья! Всю свою жизнь вплоть до сегодняшнего дня я служил Богу честно и добросовестно (Деян 23:1; ср. 2Тим 1:3).

> Это заявление повлекло за собой неприятности для Павла: первосвященник велит бить его «по устам» за то, что тот дерзает говорить подобные вещи. Однако он повторяет эти слова через пять дней перед римским правителем Феликсом:

Я заявляю тебе: именно потому, что я придерживаюсь Пути, который они называют сектой, я почитаю Бога наших отцов. Я верю во всё то, что написано в Законе Моисея и у Пророков. У меня то же упование на Бога, что и у них самих, а именно: что будет воскресение как праведных, так и неправедных. Как и они, я всегда стараюсь, чтобы совесть моя была чиста перед Богом и людьми (Деян 24:14–16).

> Слово «<чистая>» в оригинале звучит как aproskopos, и то же самое слово в подобном контексте Павел употребляет в 1Кор 10:32:

Так вот, едите ли, пьете ли — что бы вы ни делали, всё делайте ради славы Божьей. Живите так, чтобы не вводить в грех [букв. "непорочными станьте (для...)  — aproskopos ginesthe"] ни евреев, ни греков, ни Церковь Бога. Как я, который старается угодить всем, ища не собственной пользы, а пользы многих, чтобы они были спасены.
Подражайте мне, как я подражаю Христу (1Кор 10:31–11:1).

> Иными словами, Павел не перестает следить за состоянием своего ума и сердца, наблюдая, нет ли там чего-либо такого, в чём его могли бы обвинить. Мы бы сказали, что он постоянно отдает отчет самому себе и Богу. И это мы видим в главе 23 Деяний святых Апостолов: когда Павел гневно реагирует на приказ первосвященника бить его по лицу, его обвиняют в хуле на первосвященника, после чего апостол тотчас просит прощения, говоря, что не знал, что бранит первосвященника. Он должен был оказать уважение его сану, говорит Павел, и приносит извинение.

> Подобное мы видим в другом отрывке из Первого послания к Коринфянам:

Меня меньше всего волнует, что меня будете судить вы или любой другой человеческий суд. Я даже себя самого не сужу. Хотя на моей совести ничего нет [букв. "ничего (во) мне самом (не) сознаю" — ouden emaytô synoida], это еще не значит, что я тем самым оправдан. Но мне судья — Господь. Так что ничему не выносите приговора до времени, пока не придет Господь. Он и выведет на свет всё, что скрыто во мраке, и сделает явными даже тайные помыслы. Вот тогда каждый получит от Бога свою похвалу (4:3–5)[10].

> Тут нам следует обратить внимание на два момента. Во-первых, слово synoida в стихе 4 родственно слову syneidêsis, которым обычно в греческом обозначали «совесть». Павел «ничего не знает за собой» – иными словами, относительно служения в Коринфе его совесть чиста. Однако, во-вторых, он здесь же говорит, что важнее всего окончательный суд, который прольет свет на скрытые тайны и откроет намерения сердец. Можно сделать косвенный вывод, что совесть, как думает Павел, иногда действительно дает путеводный свет и показывает то, что откроется на последнем суде, а иногда нет.

> В начале Второго послания к Коринфянам Павел снова оценивает свое служение при свете совести и не находит здесь черных пятен – несмотря на то, что он переживает смертельные мучения:

> <Ведь мы вот чем гордимся: наша совесть нам порукой в том, что мы ведем себя в мире с той открытостью и искренностью, которые исходят от Бога — особенно по отношению к вам, и полагаемся не на человеческую мудрость, а на Божью доброту> (1:12; ср. с подобным размышлением Евр 13:18).

> Снова мы видим, как Павел заглянул в свое сердце и заявил, что не мог найти там никакого повода для стыда. В этом случае совесть не только делает его свободным от потенциальных обвинений, но и свидетельствует <об открытости> (другой перевод – «простоте») и богоугодной искренности его поступков, которые отражают не только его человеческую мудрость, но и действие благодати Божьей.

> Похоже, Павел ясно представляет себе, что такое совесть – или какой она должна быть. Это внутреннее свидетельство, голос внутри человека, оценивающий нравственное достоинство сделанного и, вероятно, запланированных дел (хотя ни в одном из приведенных отрывков Павел не думает о будущем). Но хотя совесть действует в нём таким образом, у других людей это не всегда так:

Некоторые, до самого недавнего времени поклоняясь идолам, так привыкли к этому, что, когда едят жертвенную пищу, думают, что она действительно посвящена божеству, и это отягощает их совесть и делает ее нечистой [букв. "совесть их, будучи слабой, пачкается"]. Пища не приведет нас к Богу. Если мы не едим, мы ничего не теряем, если мы едим, ничего не приобретаем.
Но смотрите, чтобы эта ваша свобода не стала камнем преткновения для слабых. Ведь если кто-то увидит, как ты, обладающий таким знанием, сидишь за столом в языческом храме, не случится ли так, что совесть этого слабого человека смутится и подвигнет его тоже есть жертвенную пищу? И вот слабый человек погублен твоим знанием — брат, ради которого умер Христос. Греша таким образом против своих братьев и раня их смущенную совесть, вы грешите и против Христа. А поэтому, если пища может стать причиной падения моего брата, я лучше не буду есть мяса вовек, лишь бы не стать причиной падения моего брата (1Кор 8:7б–13).

> Для нас здесь не важны подробности о предмете данной дискуссии. Нас здесь должны заинтересовать слова о «<слабой> совести», которая может «оскверниться» (стихи 7,10,12). Павел считает, что каждый человек обладает совестью, к которой он может обращаться (см. также 2Кор 4:2 и 5:11). Однако идолопоклонство может извратить дарованные Богом свойства человека, и тогда совесть становится слепой игрушкой разных сил. Она изначально может одобрять какие-то сомнительные поступки, а затем, после обращения к Иисусу Христу, ее будет ужасать сама мысль о них.

> Павел хочет показать, что когда совесть под действием строгого монотеизма приобретает должные свойства, она позволяет понять, что всякое мясо сотворено Богом и потому пригодно для еды (1Кор 8:1–6; 10:25–30). Однако в приведенном выше отрывке, как и в 10:27–29, Павел говорит еще об одном соображении: если совесть твоего ближнего, который, прежде чем стать христианином, предавался идолопоклонству, в этих вещах немощна, надо с уважением относиться к такому человеку. Павел не призывает общину игнорировать подобные колебания совести «<слабых>», вероятно, потому, что это могло бы лишить слабого любых нравственных ориентиров вообще. И такое уважение к «<слабым>» – при том, что Павел продолжает учить христиан в надежде, что они глубоко обдумают этот вопрос и придут к иному выводу, – показывает, что для Павла внимание к совести ближнего важнее (по крайней мере, в отдельных предметах), чем мгновенное принятие «правильного» решения. Вероятно, Павлу непросто сохранить равновесие в такой позиции, но его подход отражает не просто пастырскую мудрость, но и ясное представление о формировании христианского характера: что когда под действием Святого Духа и христианского образа жизни у человека формируется нужный характер, следует принимать во внимание не только преображение обновленного ума, но и совесть, которую, разумеется, нужно воспитывать, но к которой в то же время следует прислушиваться.

> Вероятно, об этом же говорит данный текст из Первого послания к Тимофею:

Цель этого требования — чистосердечная любовь, незапятнанная совесть и неподдельная вера (1:5, ср. 3:9).

> Далее та же глава послания показывает, что нельзя просто отмахнуться от совести:

...вот какое поручение я даю тебе, полагаясь на слова пророчеств, что были когда-то о тебе сказаны! Веди с их помощью достойную битву — во всеоружии веры и чистой совести, потому что, отвергнув ее, некоторые потерпели крушение и в вере (1:18–19).

> Как видно, человек должен внимать своей совести, несмотря на то, что она нуждается в воспитании и, возможно, не всегда ясно освещает его путь или подает ложные сигналы. И Павел думал, что когда он проповедовал или говорил о себе, обращаясь к одной из созданных им церквей, он взывал не только к уму слушателей из язычников, но и к их совести. Внутри них, как он думал, есть способность оценивать сказанное им не только с интеллектуальной, но и с нравственной точки зрения. Все эти тексты вряд ли помогут нам разобраться в гораздо более поздних спорах о том, что же такое «совесть», как она работает, что доступно ее знанию, а что нет, следует ли ей всегда доверять, особенно в тех случаях, когда она  входит в противоречие с иными авторитетами, такими как Писание, Папа римский и так далее. К счастью, для наших целей достаточно собрать воедино то, что мы рассматривали выше. Взирая на последний день, когда Бог будет судить тайные намерения сердец, Павел понимает, что в программу надлежащей подготовки к этому дню входит и забота о чистоте совести. И он желал бы, чтобы люди хранили совесть незапятнанной, несмотря на то, что эта совесть может нуждаться в дальнейшем воспитании или даже перестройке.

> Вероятно, он не стал бы утверждать то же самое в любой ситуации. Допустим, человек, виновный в кровосмешении (1Кор 5), заявил бы, что стал жить с женой своего отца по велению совести (и подобное, к сожалению, нередко встречается. Я слышал недавно, как один служитель церкви, оправдывая свою незаконную связь с замужней прихожанкой, говорил, что эти отношения позволяли ему чувствовать присутствие Иисуса). Что бы здесь сказал Павел? Тем не менее он считал, что нравственное самосознание крайне важно для формирования нравственного характера в целом. Иными словами, это часть снаряжения, которое позволяет христианину в нынешнее время предчувствовать тот нравственный характер, который достигнет своего совершенства в будущем. И немаловажен тот факт, что в целом совесть присуща всем людям – иудеям, язычникам и христианам. Это универсальное свойство человека, подверженное тем же бедствиям, что и другие аспекты человеческой жизни, тем не менее достойное уважения, так что к ней следует обращаться, стремясь к тому, чтобы в итоге она пришла в соответствие с Евангелием.

> Конечно, нам бы очень хотелось попросить апостола Павла развить все эти темы, но поскольку данная возможность для нас закрыта, мы перейдем к родственному предмету, о котором Павел говорил гораздо больше. Мы вернемся к Посланию к Колоссянам и к теме, которая всё время парила в воздухе – так что теперь, наконец, ей пришла пора приземлиться. Послание к Колоссянам всё время говорило нам о христианской зрелости, о том, что нужно учиться благодарить Бога, и конечно, прежде всего, об Иисусе – и из всех этих тем вытекает, в свою очередь, проливая свет на них, тема мудрости.


10 Подобный ход мыслей можно найти в Рим 2:12–16, хотя туда входят и другие сложные темы, которые мы здесь не рассматриваем.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/de37_268.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«          »Форум сайта«


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
     
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»