=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
История православия в СССР/России: 5-е десятилетие XX века:
(а) создание РПЦ
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на что, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Автор: Л. Регельсон.
Из книги:
"Трагедия Русской Церкви. 1917-1953" (3.3)
.
Подчеркивание сделано редактором рассылки.

В приложении использованы следующие материалы:
* 20 век: Хронологический указатель в БЯК
.
* Там же – библиография по история Русской Церкви в ХХ в.: 1940-е.

 
серия "История христианства"

Последние выпуски исторической серии:

XII-XIII века:
XIV-XV века:
XVI-XVII века:
Русь   +
XVIII век:
Запад:
1700-1787; 1788-1800
Россия   +
Старообрядчество
XIX век:
Северная Америка (1) (2)
Европа (политика)
Латинская Америка (политика); протестантское богословие  
католическое богословие  
географическая экспансия: (1) (2) (3)
Россия:
(1)  (2)  (3)  (4)
ХX в.:
1-е десятилетие; 2-е десятилетие
3-е десятилетие:
Весь мир
Россия: 1921-5 гг., РПЦЗ; 1926; 1927; 1928; 1929-30.
4-е десятилетие
Весь мир
Россия (1)   (2)
5-е десятилетие
Весь мир: 1941-45; 1946-50.
 
    
 (примерно 1450 слов)

Освящая тему истории православия в СССР в период 1941-1950 гг., я решил остановиться лишь на двух ключевых событиях. А. Образование/легализация Русской православной Церкви. Б. Ликвидация греко-католичества на Украине (это делалось при участии духовенства РПЦ; об этом пойдет речь в следующем выпуске исторической серии). В приложении к этому выпуску – хронология.

Редактор рассылки

* * *

 

> Вопрос <о плодах политики митр. Сергия (Страгородского)> остается по крайней мере спорным. Мы полагаем, что никакой реальной пользы для легальной Церкви, никакого хотя бы замедления процесса ее разрушения митр. Сергий своими неканоническими действиями не принес. Но в то же время несомненно, что его действия нанесли огромный ущерб нелегальной Катакомбной Церкви, оторвав от нее значительную часть пастырей и особенно паствы: эта Церковь могла быть во много раз сильнее и многочисленней, если бы не существовало фиктивного сергианского центра церковной власти.

> И к моменту, когда советское государство было вынуждено обратиться к восстановлению Церкви, ее иерархический состав и духовная традиция могли быть совсем иными. На это также иногда приводится довод, что такую Церковь Сталин восстанавливать бы не стал, но обратился бы с этой целью, например, к обновленцам, несмотря на их непопулярность в народе. Всё это говорит лишь о том, что судьбы Церкви (и мира) решаются в конечном счете не нашим умом, но Божьим Промыслом: канонические правила Церкви указывают направление нашей активности и одновременно ставят ей пределы. Митр. Сергий дерзновенно эти пределы преступил, и с этой точки зрения можно выразить общее убеждение, что, затруднив проявление воли Божией в судьбах Церкви, митр. Сергий принес Церкви значительный вред. И этот вывод не зависит от наших предположений о том, как развивались бы события, если бы митр. Сергий не пошел на столь грубое нарушение церковной правды.

> Иерархическая структура нынешней Русской Церкви и доминирующие в ней типы духовности выросли из семян, посаженных митр. Сергием. Церковь начала восстанавливаться во время войны; по личному решению И. В. Сталина возродился и ее иерархический костяк. 8 сент. (н.с.) 1943 г. 19 архиереев избрали митр. Сергия Патриархом, а 15 мая 1944 г. в связи с его кончиной, Синод принял к сведению его "завещательное распоряжение" о Местоблюстительстве митр. Ленинградского и Новгородского Алексия (Симанского).

31 янв. – 2 февр. 1945 г. состоялся Поместный Собор, в котором участвовали 45 архиереев и 126 представителей клира и мирян и присутствовали в качестве гостей Патриархи Александрийский, Антиохийский и Грузинский, представители Константинопольского Престола и других Поместных Церквей.

Собор единогласно избрал митр. Алексия Патриархом Московским и всея Руси. Известно, что перед Собором архиеп. Лука (Войно-Ясенецкий) высказывался за избрание Патриарха путем жребия из нескольких кандидатов, по образцу Поместного Собора 1917-18 гг. Однако это предложение даже не рассматривалось, и Патриарх Алексий избирался путем открытого голосования.

> Перед "непоминающими" встал трудный вопрос: с избранием Патриарха Алексия отпадало прежнее каноническое основание для самостоятельного управления – узурпация Первосвятительской власти митр. Сергием; но в то же время вся практика митр. Сергия и в отношениях с государством, и во внутрицерковных делах была продолжена Патриархом Алексием. В этой ситуации часть Катакомбной Церкви осталась на прежних позициях, другая ее часть признала законность Патриарха Алексия и подчинилась его власти.

Против каноничности Московской Патриархии могли быть выдвинуты следующие возражения:
1. Собор 1945 г. состоял из архиереев, не самостоятельных в своих решениях, но целиком зависящих от государственной власти. Поэтому сам Собор и все его постановления недействительны.
2. Собор 1945 г. созван узурпаторами церковной власти, каковыми являлись все члены Синода при митр. Сергии, и в первую очередь митр. Алексий (Симанский), принявший Местоблюстительскую власть от узурпатора, и к тому же незаконным способом – по завещанию. При этом, конечно, предполагается, что Собор 1943 г. по той же причине, недействителен.
3. Из нескольких занимавших принципиально различные позиции иерархических групп Русской Церкви: "сергиан", "непоминающих", "парижан", "американцев", "карловчан" (приводим условные, но общепринятые в то время наименования) на Соборе 1945 г. была представлена лишь одна группа, "сергианская". Численность ее не имеет значения, как величина весьма непостоянная, определяеемая внешними факторами: так, в 1940 г. было лишь четыре правящих сергианских епископа, в 1943 г. – 19, в 1945 г. – 49.

> Все эти канонические дефекты Соборы 1943 и 1945 гг. разделяют с обновленческими Соборами 1923 и 1925 гг. Поддержка Восточных Патриархов в обоих случаях не решает дела.

> Единственным "преимуществом" Соборов 1943 и 1945 гг. перед обновленческими было отсутствие в 1943 и 1945 гг. законного Первоиерарха, в расколе с которым были бы эти Соборы. Мы думаем, что это обстоятельство было решающим и верим, что милость Божия покрыла все вопиющие канонические дефекты Собора 1945 г. и Патриарх Алексий был действительным Первоиерархом, т.е. получил харизму Первосвятительской власти.

> В связи с признанием этого факта один из авторитетных руководителей Катакомбной Церкви, архиеп. Афанасий (Сахаров), сразу после выборов Патриарха принял решение вместе с бывшими при нём иереями, что "должно возносить на молитве имя Патриарха Алексия как Патриарха нашего".

> Мы полагаем, что этот шаг владыки Афанасия был совершенно правильным, но совсем другой вопрос – о фактическом административном подчинении Патриарху Алексию. В решении этого вопроса вл. Афанасий повторил старую ошибку – чисто литургического понимания харизмы Первосвятительской власти. Ошибка эта выразилась в том, что, рисуя картину излияния Божественной Благодати через Предстоятелей Поместных Церквей на Епископов и далее – на иереев, вл. Афанасий подразумевал в этой картине именно благодать тайносовершительную. Однако, в соответствии с церковным преданием, подтвержденным решениями Поместного Собора 1917-18 гг. полнотой тайносовершительной харизмы обладает каждый правильно рукоположенный Епископ, без прямой связи с наличием или отсутствием Первоиерарха. Будучи главой Местной Церкви, каждый Епископ находится в общении со Вселенской Церковью.

> Между тем вл. Афанасий пишет:

"Помимо первоиерарха Русской Церкви никто из нас – ни миряне, ни священники, ни епископы – не может быть в общении со Вселенской Церковью. Не признающие своего первоиерарха остаются вне Церкви, от чего да избавит нас Господь".

> Возражая против таких выводов, мы еще раз вспомним об Указе 1920 г., который, предусматривая возможность длительного существования Епископов и епархий без Первоиерарха, никак не имел в виду, что они при этом остаются вне общения со всей Христовой Вселенской Церковью. Можно согласиться лишь с тем, что принципиальное отвержение Первосвятительской харизмы у законного Первоиерарха действительно означало бы отпадение от полноты благодатной церковной жизни; литургическое поминание Первоиерарха есть свидетельство о признании у него такой харизмы. Но рассуждения вл. Афанасия могут быть поняты как обоснование принудительной необходимости для каждого Епископа подчиняться всем распоряжениям Патриарха, независимо от того, соответствуют ли эти распоряжения канонической правде и религиозной совести Епископа.

> Именно такое понимание церковной дисциплины и характера власти Первоиерарха отстаивал митр. Сергий, именно против такого понимания боролись митр. Агафангел, митр. Кирилл, митр. Иосиф, митр. Евлогий, следовавшие духу Соборных и Патриарших установлений. Хотя вл. Афанасий, будучи продолжателем этой церковной традиции, подчеркивает, что вопрос признания или непризнания Патриарха Алексия, хождения или нехождения в храмы Московской Патриархии – есть "дело совести", так что он не осуждает непризнающих, однако такой вывод противоречит нарисованной им картине, ибо кому же религиозная совесть может позволить оставаться вне "общения со Вселенской Церковью", или, проще говоря, "вне Церкви"?

> Неясность экклезиологического сознания до сих пор препятствует борьбе против ложного учения о Церкви и приводит к своего рода "каноническому плену", когда ради требований церковной дисциплины заглушаются требования церковной совести. Такого положения в Церкви быть не может. Весь опыт Русской Церкви после Собора 1917-18 гг. свидетельствует о том, что преодоление этого ложного и нетерпимого положения возможно лишь на пути развития православного понимания сущности Первосвятительской власти и места Епископа в Церкви.

> Суть же этого понимания, как мы заключаем из рассмотрения этого опыта, сводится к тому, что харизматическая природа Первосвятительской власти проявляет себя именно в церквеустроительных действиях этой власти, в деле фактического управления Церковью. Признание этой харизмы за Первоиерархом, с одной стороны, исключает возможность создания ложных центров церковной власти и, с другой стороны, требует от всех членов Церкви, в первую очередь от Епископата, постоянного соборного контроля за действиями Первоиерарха. Церкви в целом принадлежит суждение о том, какие именно действия Первоиерарха соответствуют канонической правде и воле Божией о Церкви, а какие действия – есть плод чуждого влияния, личного произвола и канонических ошибок. В этом смысле оправдана позиция и тех Епископов, которые не подчинились распоряжениям Патриарха, продиктованным требованиями государства, или ошибочным суждением, или человеческим личным произволом Патриарха. Кощунственна мысль, что современный Обер-Прокурор, т.е. уполномоченный Совета по делам религий, имел власть распоряжаться Божественной Благодатью, или что Благодать могла содействовать актам, вредным и разрушительным для Церкви.

> Однако такое оставление за Епископом и церковным народом права суждения о действиях церковной власти не должно означать разрыва канонического или молитвенного общения с ней. Как только Первоиерарх начнет совершать действия, в которых религиозная совесть Епископа, опирающаяся на соборное суждение церковного народа, опознает участие Первосвятительской Божественной харизмы, Епископ должен подчиниться Первоиерарху и его велениям, как выражению и осуществлению воли Божией о Церкви. И неподчинение в этом случае действительно будет означать самочинное, раскольническое действие.

> Такой взгляд помогает сохранить оба важнейших вклада в понимание природы Церкви, которые внесены опытом Ее истории после 1917 г.: с одной стороны, высокое представление о Патриаршестве, как проводнике Боговластия и благодатном увенчании церковной жизни; с другой стороны, утверждение достоинства и церковной свободы каждого Епископа, как пастыря, несущего личную ответственность за вверенную ему малую Церковь. В основе же всего лежит соборность, которая должна проявляться непрестанно в каждом церковном действии, так что никакой акт церковной власти не может осуществляться помимо соборного "Аминь", свидетельствующего о присутствии в этом церковном акте Божественной Благодати.


приложение: Хронология:

1939-1945 гг. Вторая мировая война

1941 г.

22 июня. Нападение Германии на СССР.
Послание митр. Сергия Страгородского.

22 ноября. Послание митр. Сергия и митр. Николая румынским солдатам.

14 октября. Из Москвы в Ульяновск эвакуируют религиозных лидеров [Одинцов, 1994].

1943 г.

 4 сентября. Встреча Сталина с митр. Сергием Страгородским и др. иерархами Московской Патриархии [стенограмма; Д. Поспеловский об этом].
  8 сентября. Избрание патриархом Сергия Страгородского [Одинцов,1994].
 27 октября. Записка Сталина о политике в отношении РПЦ и прошение Страгородского об освобождении из концлагерей иерархов.
 29 октября. Встреча Карпова с иерархами Московской патриархии [стенограмма].

1944 г.

  5 мая. Стенограмма встречи патр. Сергия Страгородского с министром культов Карповым.

 15 мая. Умирает патр. Сергий Страгородский.

  7 июля. Письмо Л. Берии И. В. Сталину с просьбой санкционировать высылку «Истинно-Православных христиан».

1945 г.

  7 мая. Капитуляция Германии.

 17 декабря. Письмо Хрущёва Сталину о ликвидации греко-католической Церкви Украины

1946 г.

март. Доносы деятелей МП на оппозиционного священника П. Лигора. Попытка МП подчинить себе старообрядцев.

 26 ноября. Православные Мордовии пробуют вернуть мощи Серафима Саровского [Басин, 1997].

1948 г.

март. Документы Лубянки о порядке ликвидации греко-католичества в Закарпатье.

  9 июля. В Москве открывается Общеправославная Конференция.

  3 августа. Доклад совета по делам РПЦ о совещании православных лидеров.

1/14 октября. Открытие Св.-Троицкой Духовной семинарии в Джорданвилле.

 


См. также:
* Дмитрий Поспеловский. РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ХХ ВЕКЕ;
* Л. Л. Регельсон. Участие Церкви в культе Сталина;
* Лев Регельсон. Канонические основания Катакомбной Церкви;
* свящ. Яков Кротов о "катакомбных" православных в 40-80 гг.
* Документы по истории целиком и в выписках:
  1941; 1942; 1943, январь-август; сентябрь-декабрь; 1944; 1945; 1946; 1947; 1948; 1949; 1950.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
(В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.)

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/i08_124.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»