Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема выпуска:
История православия в СССР/России: 9-е десятилетие XX в. Христианство в мире в это время (кратко) Этот выпуск тройной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 3 примерно равные части. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
В связи с возникающими
порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:
Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую. Редактор |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1981.Издательский отдел РПЦ МП, закончил строительство обширного современного здания. До этого он ютился в нескольких тесных комнатках в Новодевичьем монастыре. У РПЦ не было своей издательской базы. Издательский отдел работал скорее на экспорт, выпуская грамзаписи церковных хоров и роскошные художественные альбомы. Правда, к концу 70-х началу 80-х гг. начал меняться в лучшую сторону «Журнал Московской Патриархии»: там начали публиковаться материалы, рассчитанные на повышение знаний священнослужителей. Но его тираж в доперестроечные годы был всего ок. 15-20 тысяч. Главное достижение эпохи патр. Пимена переквалификация доходов священнослужителей с 1981 г. с 19-й статьи налогового законодательства (частнопредпринимательская деятельность, налог до 81%) на 18-ю (свободные профессии; до 69%). Об этом руководство РПЦ ходатайствовало еще с 1930 г. 13 мая покушение на Папу
Иоанна Павла II. 1982.Грузия. Патриарх Илия за 5 лет сумел удвоить количество открытых храмов и семинаристов. Патр. Пимен выступает на Генеральной ассамблее ООН. (В 1973 г.
в ответ на призыв генерального секретаря ВСЦ «постараться
расширить права человека в Советском Союзе, а также и во всём
мире /…/ Пимен прочитал заранее заготовленный
и составленный "кем-то" текст, в котором напрочь
отрицался факт ущемления прав человека и гражданина в СССР
и превозносился "социалистический образ жизни, который в значительной
степени соответствует христианским По решению Синода РПЦЗ в Москве состоялась тайная хиротония епископа Лазаря (Журбенко) для окормления катакомбной паствы в России. 1983.Май. Передача РПЦ Данилова монастыря в Москве. («В последнее время в некоторых его зданиях (вернее в том, что от них осталось) размещался отдел металлообрабатывающего предприятия "Искра"; в одном из флигелей был устроен приют для беспризорных подростков. Ремонт должен был закончиться к празднованию Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году и по причине громадного объема работ по восстановлению развалин, несмотря на достойную восхищения, бескорыстную работу верующих, должен был стоить (в середине 80-х годов) около 60 миллионов рублей» /РПЦвСВ/.) ФРГ. «В 1983 году правительство и Церкви,
в том числе Католическая, заключили нелегкий союз, чтобы отметить
пятисотлетие со дня рождения Лютера. Несмотря на потрясения,
вызванные крупными и даже гибельными событиями XX века,
несмотря на сокращение в некоторых местах его численности,
европейский протестантизм не утерял своей жизненной «Прошедшая в 1961 году ассамблея <Всемирного Совета Церквей>, как и предыдущая, большое внимание уделила Церкви на приходском уровне, заявив о необходимости единства "всех и повсюду". На последующих ассамблеях в Упсале (1968), Найроби (1975) и Ванкувере (1983) эти тенденции получили дальнейшее развитие. В Ванкувере делегаты заострили внимание на взаимосвязи борьбы за мир с установлением справедливых отношений и говорили о "черной тени" несущей в себе огромную опасность гонки вооружений и о крайне пагубных, "построенных на несправедливости системах", которых мир доселе не знал. К тому времени благодаря новому курсу открытости Католической церкви, связанному с деятельностью Иоанна XXIII и результатами работы II Ватиканского собора, Всемирный Совет Церквей установил также плодотворные контакты с Католической церковью, часто приводившие к сотрудничеству в реализации различных проектов и исследовательских работ» /Гонзалес/. Архиерейский Собор РПЦЗ анафематствовал экуменизм. 1984.30 марта умер Карл Ранер. 19 октября убийство о. Ежи Попелюшко. («Католический священник из Варшавы, активно поддерживавший антикоммунистическую "Солидарность", произносивший с амвона проповеди против коммунизма. 19 октября 1984 г. он был убит офицерами польской тайной политической полиции. Тело нашли 11 дней спустя. Еще при коммунистическом режиме прошел процесс над убийцами».) 1985.Наиболее красочно униженное положение РПЦ отражено в телеграммах
соболезнования советскому правительству от имени патр. Пимена
по случаю кончины советских лидеров. Июль. Управляющий делами Московской Патриархии Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий просит председателя СДР К. М. Харчева о включении иерархов на санаторно-курортное обслуживание Четвертого управления Минздрава РСФСР (см. РПЦвСВ, Док. 242). 1986.«Как и следовало ожидать, Программа КПСС, принятая на XXVII партсъезде,
составлена была в старом атеистическом ключе. На одном дыхании
она говорит о распространении "научно-атеистического
мировоззрения для преодоления религиозных предрассудков"
и о "широком распространении новых советских обрядов
и обычаев", т. е. продолжает намеченный уже около двух
десятилетий назад курс на превращение атеизма из отрицания
Бога в новый культ мифологизации коммунизма того
самого богостроительства Горького, Луначарского и пр., которое
решительно осуждал и даже запрещал «Лично Горбачев, правда, избегает впоследствии делать прямые выпады
против веры, за исключением одного его выступления в Ташкенте
в ноябре 1986 г., когда он призвал улучшить идеологическую
борьбу против религии и усилить атеистическую пропаганду".
Но возможно, это было вызвано его опасением роста мусульманского
национализма и относилось к специфическим местным условиям.
Более показательно то, что он воздержался от антирелигиозных
выпадов на совещании глав кафедр общественных наук в конце
сентября начале октября, где Егор Лигачев, тогда второй
секретарь ЦК, резко порицал российскую творческую интеллигенцию за "заигрывание
с боженькой", за "выступления в пользу терпимого
отношения к религиозным идеалам, в пользу возвращения к религиозной
этике". Антирелигиозная кампания превратилась в фарс: «интеллигенция
ее просто не приняла всерьез, высмеяв в «Новом мире»
присяжного атеистического религиоведа Крывелева и его безграмотные
выпады против писателя Астафьева за глубоко христианские «Материализм был окончательно скомпрометирован, а разные формы
богоискательства () стали широко распространенным
явлением во всех слоях общества. А тут еще случился
Чернобыль, который ударил по всем принципам советской структуры,
доказывая ее некомпетентность, безответственность и трусливую
1987.Горбачев нуждался в поддержке общественности, что было бы
невозможно при гонениях на религию. «Кроме того, экономический
кризис, растущее технологическое отставание и финансовое банкротство,
сделавшее невозможной дальнейшую гонку вооружений, заставляли Горбачева
идти на мировую с Америкой; а для развития отношений
с Америкой надо было убедить ее в отсутствии притеснений
верующих. Тут как раз приближалось тысячелетие крещения Руси
удобный момент для демонстрации веротерпимости; а после торжеств
удобно было приступить к изменению законов в соответствии
с новыми взаимоотношениями Церкви Этот год стал переломным в религиозной политике СССР. «Неким прорывом в положении Церкви в государстве надо считать
включение Горбачевым в число сопровождающих его в Вашингтон
представителей советской общественности и науки многочисленной
делегации представителей главных конфессий СССР, из коих, естественно,
самой многочисленной была делегация РПЦ. Пока между Рейганом и Горбачевым
шли переговоры, в национальном соборе Вашингтона (Епископальная
церковь) происходило совместное моление духовенства СССР и США.
В результате было оглашено совместное Послание, подписанное митрополитом
Филаретом Минским, тогдашним председателем Отдела внешних церковных
сношений, и генеральным секретарем Национального совета Церквей
Христа в США Ари Брауэром. Это был первый такой документ,
подписанный одним из руководителей РПЦ, где содержалась
прямая, хоть и очень осторожная, критика не только правительства
другой страны, но и собственной, а также делалась попытка
размежевания политики и роли Церкви и государства.
/…/ Послание упрекало оба правительства в распространении
ужасного оружия, продаже его в страны, где оно несет смерть
и горе: "Мы будем молиться о том, чтобы вы,
руководители наших стран, услышали вопль боли и смерти...
чтобы вы... прекратили торговлю Ежемесячник «Наука и религия» быстро преобразовался из злобно-антирелигиозного издания в форум верующих и неверующих. На свободу вышел о. Глеб Якунин (осужден в 1980 г.) 1988.В 1986-88 гг., в преддверии Собора, посвященного 1000-летию Крещения Руси, состоялись три международные богословские конференции, организованные Московским патриархатом. Они позволяют проследить постепенную "реабилитацию" Церкви в СССР. Первая, проходившая в Киеве, была исключительно внутрицерковным событием. На ней было немало гостей и участников из-за рубежа, но ни одного докладчика из советских гражданских научных центров. Во второй конференции (в Москве) уже участвовали советские ученые из институтов Академии наук и университетов. То же самое относилось к третьей, ленинградской конференции, посвященной теме "Литургическая жизнь и церковное искусство РПЦ", где, в частности, доклад на тему "Богословие иконы" сделал академик Борис Раушенбах, один из главных научных руководителей советской космической программы. Но эта конференция отличалась от обеих предыдущих тем, что первые две освещались только в церковной прессе, а ленинградская и в светской прессе. 29 апреля состоялась историческая встреча Горбачева с Синодом
РПЦ, «первая встреча такого рода со времени сталинских встреч
1943 Март. Выступление председателя СДР К.С. Харчева в Высшей
партийной школе: Апрель. В интервью "Известиям" Патриарх Пимен упомянул Декларацию митрополита Сергия 1927 года как основополагающую для РПЦ в СССР. "...Чада РПЦ, являющиеся гражданами Советского Союза, живут в условиях социалистического общества, программа которого, по нашему мнению, действительно высокогуманна и тем близка христианским идеалам" /РПЦвСВ, 265/. «За несколько недель до начала празднования Тысячелетия, Горбачев принял в Кремле Патриарха Пимена и членов Священного Синода. Эта встреча состоялась перед телекамерами всего мира шеф партии и Патриарх, улыбаясь, подали друг другу руки. Именно тогда Горбачев определил Крещение Руси в Киеве 1000 лет назад следующим образом: "...это знаменательная веха на многовековом пути развития отечественной истории, культуры, русской государственности". Однако, в основном, его речь представляла собой типичный образец советской фразеологии, предназначавшейся для описания отношений между Церковью и государством в СССР ("Во имя реального равноправия и реальной свободы верующие и неверующие трудящиеся совершили первую в истории социалистическую революцию, бок о бок трудились, возводя здание социализма"). Еще до начала празднования юбилея Церкви были переданы
мощи, находившиеся на хранении в государственных музеях
Московского Кремля... Значительный "подарок" сделал Церкви
Горбачев накануне самого Тысячелетия он вернул РПЦ
Киево-Печерскую лавру, сперва старейшую ее часть, потом позднейшие
постройки и более крупные 23 мая. Обращение верующих к Патриарху Пимену и архипастырям Русской Православной Церкви с провозглашением необходимости массового открытия новых храмов, значительного увеличения тиражей Библии, пересмотра законодательства о религии, разрешения проводить внебогослужебные беседы в храме, устранения давления на детей, родившихся в верующих семьях или желающих быть христианами, возвращения Церкви ряда монастырей, закрытых в последние десятилетия, а также святых мощей, находящихся в Успенском Соборе в Кремле, и особо чтимых икон из музеев, предоставления Церкви доступа к государственным СМИ и др. (см. РПЦвСВ, Док. 251; ср. письмо свящ. Глеба Якунина и других патриарху Пимену с призывом покаяться от 11 мая.) 6-9 июля проходил Поместный собор РПЦ, первый собор с XVII
в., не связанный с избранием нового патриарха. «Хотя Устав
и не восстановил во всей полноте соборность, которая
была принята Собором 1917–1918 гг., но он явился крупным шагом
в этом направлении, как и в отношении восстановления
канонического положения настоятеля прихода, лишенного всякого права
управления приходом правилами, навязанными Церкви советским правительством
в 1961 г.», – пишет На Соборе звучала критика со стороны делегатов, мирян и епископов,
она касалась в основном бюрократичности и бессердечности
Центра… Архиепископ Смоленский Кирилл (Гундяев) «напомнил, что на составе
паствы сказывается вымирание последних дореволюционных поколений,
а ищущая путь к Церкви молодежь отталкивается непонятностью,
архаичностью богослужения. Он призывал к созданию литургической
комиссии, которая занялась бы очень серьезно пересмотром литургии,
с тем чтобы сделать ее более доступной и понятной современному
человеку без потери ее внутреннего богатства и красоты.
Архиепископ Кирилл напомнил, что литургическое творчество всегда развивалось,
и было бы трагедией, если бы оно прекратилось
в XX веке. "Церковь не музей, и богослужение
не экспонат", сказал он. Так что свежих
мыслей и идей было высказано на Соборе немало. Другой
вопрос, как они воплощались в жизнь". Следует отметить,
что на конференции, посвященной 1000-летию Крещения Руси, в феврале
1988 г. в Ленинграде архиепископ Кирилл подверг резкой критике
использование церковно-славянского как единственного литургического
языка в РПЦ, указав, что он непонятен сегодня не только
народу, но и интеллигенции: "отказ от попыток перехода
на понятный для современников язык означает отказ от кирилло-мефодиевской
«Одновременно с собором в Москве 11 июня <>
был проведен неофициальный семинар, посвященный проблемам
христианства в России в 1000-летие русского православия.
Участники его видные православные инакомыслящие, в том
числе священники Георгий Эдельштейн, Глеб Якунин, миряне В. Аксючиц,
Зоя Крахмальникова, Виктор Попков и другие. Участники семинара
высказывали опасения, что епископат не сумеет воспользоваться
появившимися возможностями и что Церковь не подготовлена
к встрече с современным советским человеком, воспитанным
в атеистическом обществе. Значительная часть советских людей
религиозна, полностью отрицает материалистическую философию, "но Церковь
для них слишком узка". Говорилось, что Церковь не осмыслила
атеистический опыт и не выработала концепцию человека-мирянина.
Духовенство с недоверием относится к движению апостольства
мирян, не приближает его к себе. О мирянах было сказано,
что среди традиционно-церковного люда широко распространено обрядоверие,
отрицательное отношение к любой внехрамовой и общественной
христианской деятельности. Была высказана мысль о некоем внутреннем
духовном разрыве в современной Русской православной церкви, вызванном
непризнанием, непрославлением новомучеников, что является мистической
самоизоляцией Церкви от связи через этих новейших святых со всем
сонмом святых, со святыми отцами. () На семинаре
раздались обвинения в политической заангажированности современной
РПЦ, выразившейся в политических канонизациях Дмитрия Донского
и митрополита 1 июля. Папа Иоанн Павел II отлучает
от Церкви архип. Марселя (Лефевра), не признавшего
реформ Второго Ватиканского собора и начавшего организовывать
собсвенную церковную структуру. 1989.«Если в течение почти всего 1987 года обещанная генсеком либерализация
проходила больше на словах и состояла из небольших
государственных уступок Церкви, то после юбилея это положение
изменилось. Почти не стало препятствий для регистрации новых
приходов, хотя трудности в получении верующими в свое пользование
храмов сохранились. Власти часто отказывались передавать церковные
здания, занятые под государственные конторы, научные учреждения
или музеи. Были, конечно, и объективные проблемы в нахождении
подходящих помещений для этих учреждений, но во многих случаях
чиновники-атеисты не были готовы пойти навстречу Церкви. Между верующими
и властями дело иногда доходило до конфликтов, которые в некоторых
случаях принимали острый характер, например голодовки и сидячие
забастовки перед храмами, о чём сообщалось в печати
(в 1989 году в Иванове
Док. 265 и в Новосибирске). Однако храмы, монастыри
и другие церковные здания, находившиеся в разрушенном состоянии,
возвращались охотно, поскольку государство таким образом перекладывало
на Церковь крупные расходы по реставрации замечательных
архитектурных памятников. «На протяжении XIX века и также XX века
греко-католиков несколько раз насильственно присоединяли к православию.
Так было в 1946 году, когда советское правительство заставило
целую группу верующих вернуться в православие и отречься
от унии, принятой в Брест-Литовске, что закончилось
их насильственным подчинением Московскому патриархату. Многие
священники и епископы во главе с Митрополитом Иосифом
Слипым, оказавшие сопротивление этому решению, оказались в заключении.
Восстановление независимой Греко-католической Церкви Украины началось
после крушения коммунизма «Одним из результатов горбачевской политики гласности стала легализация в конце 1989 г. Греко-католической церкви Украины. К 1987 г. стало более чем очевидно, что греко-католики выйдут из катакомб и попытаются вернуть себе храмы, некогда им принадлежавшие, а теперь находящиеся в руках православных. Если бы Московская патриархия взяла инициативу в свои руки и предложила решить вопрос мирно, путем переговоров, она завоевала бы громадный моральный авторитет и сумела бы избежать последующих печальных событий. К сожалению, такого предложения не последовало. В 1987 г; и затем вторично, в 1988 г., глава Украинской католической церкви кардинал Мирослав Любачивский и устно, и письменно обратился в Московскую патриархию с предложением, чтобы обе стороны православные и католики совершили публичный и формальный жест взаимного прощения. Ответа не последовало. Нетрудно понять, что это молчание глубоко уязвило греко-католиков. Так благоприятная возможность была упущена. С 1989 г. и позднее начались острые локальные столкновения, часто сопровождавшиеся насилием, по поводу принадлежности церковных зданий. Страсти накалились с обеих сторон, и примирение шло очень трудно» /Уэр/. 16 октября. Возродилась Украинская автокефальная церковь, при поддержке заштатного епископа Московского патриархата Иоанна (Боднарчука). Антикоммунистическая революция в Восточной Европе "якобы главный вдохновитель Папа" /Кротов/. 1990.«В середине 1980-х годов на Западной Украине (три области
Галиции и Закарпатская область) действовало около 800 священников
УГКЦ. Некоторых из них время от времени сажали, но принципиально
от этого ситуация не менялась. Население Западной Украины
в массе своей относилось к советской власти совсем не так,
как «братья-украинцы» с другого берега Днепра. Те же передовые
механизаторы и доярки, чинно сидевшие на партийных собраниях
и с гордостью носившие ордена, хорошо представляли себе,
у кого из односельчан хранятся ключи от закрытого храма,
ходили на тайные службы, крестили детей у «правильных» священников
и исправно платили десятину церковному старосте. «13 мая 1990 года скончался Патриарх Пимен (Сергей
Извеков, род. 1910, Патриарх 1971–1990). Он довольно долго болел
во время всё более редких публичных выступлений его нужно было
поддерживать. Последние годы своей жизни он не мог уделять достаточно
внимания вопросам собственно церковного управления. Церковь с 1987 года
уже не испытывала сильного государственного давления, но внутри
нее самой в некоторых регионах начали создаваться структуры мафиозного
характера. Некоторые люди из близкого окружения самого Патриарха
были запутаны в подобные дела престарелый Патриарх
явно не видел всего этого. У сознающих свою ответственность
иерархов было мало шансов воспрепятствовать такому развитию
руководство Церкви было в значительной степени парализовано и не могло
воспользоваться появившимися в результате перестройки возможностями. 19 мая. Постановление Карловацкого Синода об открытии в России параллельных Московскому патриархату приходов и епархий. В нём повторяется утверждение об отсутствии благодати у РПЦ МП. Подлинные пастыри с чистой совестью Московского патриархата призывались переходить в юрисдикцию РПЦЗ (через покаяние). 9 сентября. Убит свящ. Александр Мень. 28 сентября. Шамбезийское соглашение между византийскими православными и коптами против несторианства.
См. также:
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск
рассылки.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
www.messia.ru/r2/6/i30_381.htm
Архив рассылки, формы подписки » www.messia.ru/r2/
|
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник* | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
|
<= предыдущий выпуск серии | ||||