=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Процесс исцеления от перфекционизма

Этот выпуск двойной, и для того, чтобы было удобней читать его частями, текст разделен чертой на 2 приблизительно равные части.

В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контакты указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

Составлено по книге: Д. Симандз. «Исцеление чувств», гл. 8.
Цитаты из книги в тексте выпуска даны курсивом.
Новый Завет цитируется по переводу В.Н. Кузнецовой;
Книга прор. Исайи – в переводе А. Э. Графова.

 
серия "внутренний мир"
       
NB! Эта глава в аудиоверсии radioteos.ru/rrbi/mp3/RBI196.mp3 (radioteos.ru/rrbi/?p=92)
(приблизительно 3180 слов)

 

8. Процесс исцеления от перфекционизма

 

Он был презираем, отвергнут всеми —
человек, познавший страданья, изведавший боль.
От такого отворачиваются люди — его презирали.
     Ни во что не ставили мы его.

 

Но это нашу боль на себя он принял,
     на себя страданья наши взял!
Мы думали, на него обрушилась кара,
     мученье, наказанье от Бога,
а он был изранен за наши грехи,
     терпел удары за нашу вину.
Муки его принесли нам благо,
     его раны нас исцелили.
Мы все заблудились, как овцы,
     разбрелись кто куда,
но за наши грехи ГОСПОДЬ покарал его. ...

 

Поэтому Я ему долю дам средь великих,
     и вместе с сильными будет он делить добычу.
Ведь он на смерть себя отдал,
к преступникам был причислен —
он принял на себя грехи многих людей,
за преступников ходатайствовал он. (Исайя 53:3–6,12)

Перфекционизм — постоянное, преобладающее над всем чувство собственной ущербности. Перфекционист ощущаеет, что не может никому угодить или понравиться. Но он испытывет потребность угодить всем — себе, людям, Богу. Такой человек умаляет свои возможности, презирает себя, болезненно зависит от мнения окружающих — их похвалы и критики. И это всё сопровождается чувством вины. Перфекционист не может не чувствовать себя виновным. Если же ему не в чем себя упрекнуть, он ощущает вину даже за то, что не чувствует себя виновным!

Перфекционизм порождает искаженное представление о Боге: человек сомневается в Нём, протестует и раздражается на Него, ведь он никак не может Ему угодить.

Но лекарство от перфекционизма есть. Это — Божья благодать, пришедшая к нам в Иисусе Христе. Чтобы излечиться, вы должны знать, из чего состоит процесс исцеления.

 

Исцеление — это процесс

Прежде всего не стоит обольщать себя надеждой на быстрое излечение. Между прочим, одно из проявлений болезни состоит в поиске легких способов лечения. Ведь перфекционизм — это болезнь под названием «если бы»: «Если бы я только мог .............................., у меня всё было бы хорошо». Чем вы заполните пустую строку? Позитивным действием? «Если бы я только мог… читать, молиться, жертвовать, свидетельствовать, служить»? Или негативным? «Если бы я только мог отказаться…» «Если бы я только мог перестать…» «Если бы я только мог покончить с…»

Отчаянное стремление к быстрым результатам — это поиск волшебной палочки. Исцеление — это процесс: вы же не стали перфекционистом в одночасье, и исцеления в одночасье тоже не произойдет! Оно включает ряд элементов: возрастание в благодати, переосмысление ценностей, исцеление всех составляющих вашей личности. Вам потребуется избавить разум от ложных представлений, чувства — от нездоровых эмоций, восприятие — от заниженной самооценки, отношения с людьми — от разрушительных противоречий. Вам не обойтись и без глубокого внутреннего исцеления: предстоит исцелить память, стереть замедленные «видеоповторы», которые вносят помехи в ход вашей жизни.

Это очень похоже на капитальный ремонт личности. Приступайте к нему, и это станет началом вашего исцеления от перфекционизма.

 

Бог будет доволен вами

Бог и Его благодать не только будут с вами на каждом этапе исцеления, но Бог будет доволен вами на каждом этапе этого процесса. В Библии слово «благодать» неразрывно связано с Дарующим благодать. Страшная ошибка — смотреть на благодать как на некий товар, распределяемый Богом. Благодать — это когда Сам благой Бог приходит к вам. (В переводе Нового Завете, сделанного В.Н. Кузнецовой, греческое "харис", которое традиционно передается на руссом словом "благодать", как правило переводится словами "любовь" или "милость". Это, видимо, сделано как раз из-за того, что современный читатель может ошибочно воспринять привычное слово "благодать" в его светском, повседневном значении.) «Довольно для тебя благодати Моей» (= "Тебе достаточно Моей любви", 2 Коринфянам 12:9). Не благодати, а «благодати Моей». Одна из любимейших фраз Павла — «благодать Господа нашего Иисуса Христа» (= "Милость...", см. 1 Коринфянам 16:23; Галатам 6:18; Филиппийцам 4:23; 1 Фессалоникийцам 5:28; 2 Фессалоникийцам 3:18). Благодать — не предмет потребления, это Сам Господь, приходящий к нам в Своей милости. Любящий, милосердный Бог принимает нас такими, какие мы есть, с любовью предлагает нам Себя прямо здесь и сейчас, а не тогда, когда мы добьемся каких–то успехов.

Когда вы приступаете к процессу исцеления, Бог радуется, как радуются родители малышу, делающему первые шаги. Это незабываемое для семьи время: малыш спотыкается, стукается о мебель, иногда что–то разбивает. Но разве родители бранят его, разве высказывают недовольство тем, что он еще далек от совершенства? Разве папа кричит: «Мог бы ходить получше»? Разве мама твердит: «Глупо с твоей стороны делать этот шаг. Неудивительно, что ты упал и ушибся»? Как часто мы представляем себе Бога в виде родителя-неврастеника! Если бы Иисус сейчас произносил Нагорную проповедь, Он мог бы перефразировать Свою мысль так: «Если вы, люди дурные, умеете дать своим детям что-то хорошее, уча его ходить, то тем более ваш Небесный Отец одарит вас добром на каждом этапе вашего процесса исцеления» (ср. Матфея 7:11). Бог будет доволен каждым сделанным вами шагом!

Предлагаю вам сопровождать исцеление молитвой. Читайте ее по мере необходимости. «Благодарю Тебя, Господи, за то, что Ты исцеляешь меня в соответствии со Своим совершенным планом». Это поможет вам не будете раздражаться из–за сроков, а благодарить Бога за милость, которую Он дает вам на каждом шагу.

 

Источники перфекционизма

Эмоциональные проблемы часто вырастают из ложных представлений о Боге, людях и жизни, которые мы получаем в детстве. Чувства, связанные с нашим Небесным Отцом, у большинства из нас развились под влиянием земных отца и матери, и эти чувства бывают крайне противоречивыми. Но ни чувство вины, ни смятение не являются голосом Божьим. Чаще всего они — всё еще звучащий в памяти голос матери, или отца, или брата, или сестры, или какого–то глубокого внутреннего впечатления. Помните: стереотипы в наших отношениях с людьми — это копии тех стереотипов, которые существовали в нашей семье.

 1. Родители, которым невозможно угодить. Одна из самых распространенных причин возникновения перфекционизма и депрессии — недовольные родители, родители, которые любят ребенка лишь на определенных условиях, только при соблюдении их требований, соответствия определенным стандартам: если дети получают отличные оценки, добиваются высоких результатов в спорте или в духовной жизни. Детей редко хвалят — а то и не хвалят вообще, — зато постоянно критикуют. Похвалу надо заслужить. Если родители и решаются сказать ребенку доброе слово, то только чтобы в очередной раз напомнить: «Ты должен был бы и мог бы сделать это лучше». Когда в дневнике пятерки, мать не обращает на них внимания, зато по поводу единственной четверки ворчит: «Думаю, ты вполне мог бы и по этому предмету иметь пять, а не четыре…» И когда вы действительно получаете одни пятерки и показываете дневник маме в полной уверенности, что теперь она будет довольна, она, едва заглянув в него, вдруг хмурит брови и восклицает: «Батюшки! Где ты посадил это пятно? Должно быть, компот пролил на себя в столовой. И что, ты так и ходил целый день с пятном на рубашке?», что означает: «Отвратительный, неблагодарный ребенок. В каком виде ты выставляешь меня перед людьми?»

Вечно недовольные родители и зависящая от множества условий любовь заставляют человека ставить перед собой неосуществимые цели и стремиться к недостижимому совершенству.

Доктор Дэвид Симандз:

Несколько лет назад одна женщина сказала мне, что каждый раз, когда во время проповеди я произношу слова «слушаться» или «послушание», она ощущает беспокойство и чувство вины. В детстве, прежде чем отправить дочку гулять, мама наряжала ее в затейливые наряды, и приговаривала: «Когда выйдешь на улицу, не запачкай свое красивое платье. Что я зря старалась, разглаживая все эти рюши?» Легко представить себе, во что превращалось платье к вечеру. Когда девочка возвращалась домой, ее неизменно встречало мамино злобное ворчанье: «Ты плохая девочка, ты никогда меня не слушаешься». То есть мать выдвигала абсурдные, нереальные, невыполнимые требования. Их невозможно было соблюсти, а потому следовало наказание. Но семья эта была очень религиозной, и стоит ли удивляться, что девочка, ставшая взрослой женщиной, страдает теперь от ложных представлений о Боге, заниженной самооценки и постоянно борется с неизбывным чувством вины?

2. Непредсказуемое поведение членов семьи. В одном из своих произведений Чарльз Диккенс сказал: «В мире маленьких детей самая большая обида — это несправедливость». Непредсказуемое поведение родителей порождает ощущение несправедливости. Если родители не могут контролировать свои эмоции, то ребенок никогда не знает, чего от них ожидать.

Доктор Дэвид Симандз:

Христианская жизнь Бет не была ровной и гладкой. Она очень старалась, но вера давалась ей с трудом. Временами чувство вины становилось настолько сильным, что ей невмоготу было идти в церковь. В конце концов, мы с ней договорились: она будет сидеть на заднем ряду около выхода, и, когда что–то в моей проповеди покажется ей невыносимым, она может просто встать и уйти. Много раз в разгар проповеди, когда, как мне казалось, я не говорил ничего особенного, Бет вставала и уходила.

Что у нее была за семейка! День и ночь проходили на «пороховой бочке». Отец был алкоголиком. Мать принадлежала к числу тех тихих и спокойных людей, которые «тихи и спокойны», как спящий вулкан, готовый начать извергаться в любую минуту. Не забуду слов Бет: «Я никогда не знала, будут меня сегодня целовать или бить. И никогда не могла понять причину ни того ни другого». Совершенно естественно, что она и Бога считала таким же непредсказуемым, лишенным логики и ненадежным, как родители.

Кроме душевных, были у нее и физические шрамы: удар одного из родителей повредил ей челюсть, пришлось делать операцию. В душе остались болезненные воспоминания, от которых предстояло избавиться, прежде чем она смогла поверить, что от Бога исходит всякое благое даяние и всякий совершенный дар, что у Бога нет ни перемен, ни затмений (ср. Иакова 1:17).

Нетрудно понять, что именно нездоровая обстановка в семье — причина появления на свет эмоциональных калек и перфекционистов. Недовольные родители, отсутствие признания, нереальные и недостижимые цели, неясные задачи, невыносимые конфликты — вот причины неадекватной реакции человека на то, что с ним происходит.

Теперь вы понимаете, почему исцеление — процесс, требующий времени, усилий, помощи душепопечителя и поддержки членов Тела Христова? Как мы нуждаемся в участии, заботе и помощи таких же, как мы, христиан! Апостол Иаков подчеркивал: во многих случаях процесс переосмысления, обновления и исцеления начинается с молитвы и беседы с братьями по вере (см. Иакова 5:16).


Сила сжатия

Испытываемые нами обиды трудно распределить по категориям. Без них жизнь в грешном мире невозможно представить.

Дэвид Симандз:

Бен был одним из самых робких созданий, с которыми мне довелось беседовать. Он говорил еле слышным голосом. «Что ты сказал, Бен?» Я хотел помочь Бену говорить громче и просил, чтобы он читал мне вслух. «Погромче, Бен. Говори уверенней и четче!» Но он так боялся быть обузой для окружающих! Люди даже испытывали неловкость в его присутствии. В его взгляде читалось: «Извините, что я живу на свете».

Вы слышали о существовании «Ордена истинно кротких и застенчивых душ»? Если взять первую букву каждого слова этого названия на английском языке и сложить их вместе, то получится слово «doormat», которое переводится на русский язык как «тряпка», «безвольный, бесхарактерный человек». Знак отличия «тряпок» — предупреждающий желтый цвет. Их официальный девиз: «Землю должны унаследовать кроткие, если никто против этого не возражает!» Это общество было создано Аптоном Диксоном, написавшим памфлет под названием «Сила сжатия». Бен вполне мог бы быть членом этой организации.

В процессе наших бесед наметились улучшения в состоянии Бена, но истинное исцеление началось лишь в один из выходных дней, когда мы проводили семинары для семейных пар. Бен ощутил любовь, признание и симпатию со стороны участников семинара, и в его памяти воскрес ряд болезненных воспоминаний. Он вспомнил, как соседи судачили о его семье. Дело в том, что его мать была болезненной, истеричной женщиной. Она так и не смогла оправиться после нервого срыва и осталась полуинвалидом. Бен вспомнил, как соседи распускали слух, будто бы причина нервного расстройства матери — ее маленький мальчик, который не давал ей проходу, постоянно цеплялся за юбку и ни на минуту не отпускал от себя. Слишком тяжелое бремя для малыша — да и для подростка — осознавать, что ты являешься причиной маминой болезни, что из–за тебя она стала инвалидом. И теперь, выплакавшись, Бен почувствовал облегчение. А скакой любовью и пониманием отнеслись к нему члены группы! С плеч упала огромная тяжесть: он наконец–то перестал мучить себя упреками, поняв, что обвинения в его адрес были несправедливы.

Какой огромный ущерб может нанести неосторожно брошенное слово! Семена обиды, унижения и ненависти попадают в детское сознание, вызывая нагноение, затем гангрену, — и однажды происходит общее заражение личности.

Достаточно бросить мимоходом: «Боюсь, что он вырастет таким же, как его дядя Эд». А кто этот дядя Эд? Оказывается, дядя Эд — ни много ни мало — провел десять лет в тюрьме и умер в психиатрической лечебнице.

Или так: «Ну и внешность у этого мальчика, ну и лицо! Так обидно, что он ни капельки не похож на своего красавца–брата».

Или маленькая девочка, у которой сестра — красавица, услышала, как родственники шушукаются за ее спиной: «А эта такая дурнушка».

А что сказать по поводу обид и страданий, вины, страха и ненависти, связанных с сексом, ставшим в наше время каким–то наваждением? Весь путь от детского любопытства, когда дети изучают тела друг друга, до подкупа и угроз старших братьев и сестер, пытающихся воспользоваться младшими, порождает в детях сильнейшие чувства, разрушительные в этом возрасте. Это всё равно, что пропустить ток напряжением в 1000 вольт по проводу, рассчитанному на 220. Я уже не говорю об отцах и отчимах, которые обращаются со своими дочерьми не как с дочерьми, а как с женами и любовницами. Секс в том виде, в каком он есть, порождает страшную борьбу противоречивых чувств: ужаса и желания, страха и удовольствия, любви и ненависти, что приводит к сильнейшим эмоциональным потрясениям, разрушению личности.

 

Ярость

Говорить о ненависти непросто. Гнев, возмущение и ненависть запрятаны глубоко внутри.

Доктор Дэвид Симандз:

Иногда я задаю своим собеседникам следующий вопрос: «Не кажется ли вам, что слово «ярость» несет в себе чрезмерный эмоциональный заряд?» Чаще всего они смущенно отвечают: «Нет. Не кажется». Пусть внешняя кротость человека не вводит вас в заблуждение. Мне как–то пришлось иметь дело с мучжиной, у которого была масса эмоциональных проблем, но внешне он казался абсолютно "непробиваемым".

Ярость может прятаться под слоями робости, кротости и благочестия, но она навещает каждого из нас.

Процесс исцеления начинается с честного осознания своей проблемы: вам предстоит рассказать о ней Богу, принести ее ко Кресту. Исцеления не наступит, пока вы не признаетесь себе в собственных чувствах, не разберетесь в них. Чтобы избавиться от приступов ярости, нужно простить каждого человека, который причинил вам боль, унизил вас; оставить всякое желание отомстить этому человеку; позволить всепрощающей Божьей любви омыть вашу зараженную чумой вины душу.

Доктор Дэвид Симандз приводит случай из своей практики:

Я был сильно удивлен, когда мне позвонил преподаватель христианского колледжа. Он напомнил мне одно мое высказывание, прозвучавшее на евангелизационном собрании в его школе: «Я помню ваши слова: «Как только почувствуете, что ваша реакция несоразмерна раздражителю, будьте начеку. Вполне вероятно, что в вас зашевелилась глубоко засевшая эмоциональная обида». Думаю, именно это случилось со мной». После телефонного разговора он приехал в наш город, и мы провели с ним вместе почти неделю. Он был эрудированным, высокодуховным человеком, хорошо знающим Писание. Но вот среди сотрудников их колледжа возникли некоторые разногласия — и неожиданно для всех этот ученый муж и умеющий держать себя в руках христианин пришел в безудержную ярость. Именно ярость! Он сам себе дивился и чувствовал себя крайне виноватым. Он не знал, что делать. Сколько бы он ни читал Писание, сколько бы ни молился и ни пытался отдаться на волю Божью, ничего не помогало. Он был на грани отчаяния и мучительно выдавил из себя: «Не могу поверить, но, когда всё это случилось, мне хотелось кого–нибудь убить».

Корни его проблемы было нетрудно найти, но он никак не хотел взглянуть в лицо действительности. Он не переставал повторять: «Нет, это слишком глупо… этого не может быть».

Я говорил: «Глупого ничего нет. Расскажите мне обо всём».

В детстве этот человек был смышленым, не по годам развитым ребенком, эрудитом почти с рождения. Знаете, бывают такие дети — ему шесть лет, а он умен как пятнадцатилетний. Он был настолько толковым, что ему нелегко жилось бок о бок с детьми, не обладающими подобными способностями. Он всегда был первым в классе, но последним на детской площадке. Каждая перемена была для него невыносима. Он помнил, как сотни раз его — разумного, но неуклюжего мальчика — дразнили и поднимали на смех. Грубые и задиристые мальчишки и девчонки издевались над ним, дразнили, пинали, били. Так его превратили в эмоционального калеку. Он дивился способностям своей памяти: он помнил обидчиков по именам, помнил даже, во что они были одеты. Воспоминания не оставляли его все эти годы, и вот низверглись водопадом ярости. Мы прорабатывали эпизод за эпизодом: он называл каждого ребенка по имени. Мы перечислили всех обидчиков, и каждого он простил. «Вы простите Дэна? Вы простите Салли? А вы простите…» Вы думаете, это были малозначащие слова? Как раз наоборот. Процесс оказался крайне болезненным. Но в молитве он обрел благодать, которая помогла ему простить всех детей, сделавших его жизнь невыносимой. Дух Святой вытащил жало из его памяти и лишил воспоминания их навязчивой остроты. Так начались глубокие перемены, и через некоторое время целительная сила Бога залечила болезненные раны его души.

Оправдание Бога

Такая глубокая внутренняя обида — это гнев на несправедливость. Душа кричит: "Я — жертва. У меня не было выбора. Я не просился на этот свет. Я не выбирал родителей. Я не выбирал ни братьев, ни сестер. Я не выбирал ни свои недостатки, ни болезни. Я — жертва, и несправедливо то, что я испытываю боль и унижение, что изрезан шрамами». Мы часто видим, как гнев поднимается в перфекционистах, желающих исправить каждую замеченную ошибку и искоренить всё зло мира.

Место исцеления человека с такими расстройствами — Крест, высшая точка несправедливости. В своей глубоко проникновенной книге П. Форсайт назвал крест «оправданием Бога» («Оправдание Бога», London, Independent Press). На кресте Бог полностью отождествился с нами, взял на Себя как наше незаслуженное страдание, так и наказание, которое мы заслужили. Голгофский крест — самая большая несправедливость мира. Все отвернулись от Богочеловека. Его обвинили, Его судили, Его распяли — предел несправедливости.

Бессмысленные слова — «Бог не знает, что такое страдание». Нелепо думть, что Бог позволяет нам страдать так, как не страдал Сам. Он был как кроткий агнец, ведомый на заклание, бесправный и обессиленный. Он был лишен поддержки друзей — они Его бросили и убежали, когда Он был унижен, растоптан, осмеян и выставлен на посмешище: «… Спаси себя, если Ты — Сын Бога! Сойди с креста!» (Мф 27:40)

Глядя на Крест, мы видим, насколько глубока истина Иисуса Христа. Это не только яркая, сверкающая, прекрасная истина Бога, обращенная ко всем нам. Его крест — это еще и страшная, отвратительная истина обо всех нас: истина о зависти, ненависти, похоти, эгоизме и ярости, пропитавших падшую, грешную землю, населенную людьми. Истина об этом мире раскрылась нам в крестной смерти Божьего Сына. Мы знаем: Бог понимает, что значит жить в миру. Он — наш раненый Целитель, наш Первосвященник, сострадающий нашим слабостям (ср. Евр 4:15).

Есть невероятная и прекрасная весть для каждого перфекциониста — для того, в ком кипят противоречивые чувства, которые, как ему кажется, невозможно разделить с Богом. Многие говорят: «Как я могу сказать об этом Богу? Как я могу излить свою боль, унижение, гнев, обиду на людей, да и на Него? Как я могу поделиться этим с Ним?» Неужели вы не понимаете? На кресте Он уже пережил все ваши чувства.

На кресте Бог в Иисусе Христе полностью впитал всю вашу боль. Она стала частью Его любви. Боль проникла в Его сердце, пронзила Его душу и растворилась в океане Его прощения и в море Его забвения.

Апостол Павел, некогда злейший враг христианской веры, был одним из тех, кто ненавидел Иисуса Христа, оскорблял Его. Во время убийства первомученика Стефана он кипел яростью. Когда Павел обнаружил, что вся его злоба поглощена милостивым сердцем Бога, он написал: «Бог через Христа примирил с Собой весь мир, не вменяя им больше в вину их преступлений, и поручил нам нести весть о примирении» (2 Коринфянам 5:19).

Нет ничего такого, чем вы не могли бы поделиться с Богом. Бог понимает, что такое мучительная обида, душевная тяжесть, ненависть и злоба. Нет ничего, что Он не в состоянии понять. Он примет вас с любовью и милостью.

Иисус знал: нам трудно будет поверить в столь прекрасную правду. Поэтому в ночь перед крестной казнью, Он учредил Тайную вечерю. Он взял хлеб и вино — то, что мы можем увидеть, и пощупать, и попробовать, и понюхать, и съесть, — и сказал: «Возьмите, вкуситете, это Мое тело… Пейте из нее [чаши] все» (см. Матфея 26:26–27).

Принимая и вкушая Тело, преломляемое* за нас, мы обретаем исцеление и душевное равновесие. Отпивая вино из чаши, мы впускаем в душу и тело Его всепрощающую и исцеляющую любовь.

 

«О раненый Целитель, чье тело ломимо было за нас! Отдаем Тебе осколки своей разбитой жизни и просим, чтобы Ты склеил их и вернул нам жизнь. Аминь».


* Слово "ломаемое" есть в некоторых рукописях 1Кор 11:24.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/v03_205.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru
>Страничка сайта в facebook<    >Форум сайта<


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
     
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»