=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Приближение Страстей (2)
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его (или решите, что читать не будете). Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.

Редактор

протопресвитер Александр Шмеман.
беседы 'Вглядеться снова' и «Чертог Твой»
(оп. в сб. "Беседы на Радио Свобода", т. 2, раздел "Приближение Страстей").

вне серий
 
 (примерно 1570 слов)

> Вглядеться снова

> Мы приближаемся к Страстной неделе и к Пасхе – к самым святым, самым заветным дням для всех, кто верят в Христа или хотя бы помнят Его образ.

> Образ Христа... Доходит ли он еще до современного человека, не имеющего времени ни на что, кроме изнуряюще-ежедневной борьбы за существование? Этому человеку говорят иногда о религии, о ее взаимоотношениях с наукой, о невозможности доказать существование Бога и т.д. Но ему не говорят, что христианство – не просто религия, не просто учение о Боге, но в самом средоточии ее – образ Христа и что образ этот – человеческий. Вот парадокс христианства. Все религии всегда учили и учат о запредельном, непостижимом, недоступном Боге. Все они так или иначе старались окружить идею Бога тайной. В этом был смысл древних храмов с их непонятными церемониями, с их жрецами, отделенными от толпы высокими стенами святилищ, с их сложными посвящениями. Бог на небе, люди на земле, а между ними – система таинственных взаимоотношений, в которые посвящены лишь немногие. Но мы проповедуем религию, в корне отличную от всего этого, больше того – всему этому противоположную.

> Около двух тысячелетий назад простые, бедные рыбаки, увидев идущего к ним такого же простого, бедного Человека, последовали за Ним. То, чему Он учил и к чему призывал, было так ново и необычно, так далеко от общепринятого понимания религии, что Человека этого, не имевшего ни силы, ни власти, ни влиятельных друзей, испугались всё – и власть имущие, и священники, да и большинство рядовых людей. Он ничего не говорил о ритуалах и жертвах, правилах и законах. Он говорил только о любви и прощении, о Царстве Божием как торжестве добра, о жизни с избытком и о радости, которую никто не сможет отнять. При внимательном чтении Евангелия не перестаешь удивляться, почему Человека этого так возненавидели, что в конце концов осудили, как страшного преступника, на позорную казнь. Еще удивительнее, что учение Его, несмотря на полное одиночество, в котором Он остался в конце жизни, не только не забылось, но распространилось во всём мiре и без малого две тысячи лет всё так же владеет сердцами миллионов.

> Мы живем в эпоху новой и неслыханной по масштабам попытки уничтожить, вытравить из сознания и памяти людской этот образ. Казалось бы, за долгую и так часто кровавую свою историю человечество смогло дорасти до простейшего принципа религиозной свободы. Почему же снова люди, с виду нормальные и знающие, задались безумной попыткой уничтожить то, чего никому до сих пор уничтожить не удавалось? Ответ может быть только один: они ненавидят сам образ Христа, и ненавидят потому, что Он лишает их власти над человеческими душами. Если Христос хоть в чём-то прав, тогда они неправы во всём, чему учат. Поэтому нужно убрать Христа из человеческой истории, нужно представить Его учение в виде карикатуры, а его последователей – в виде преступников.

> Но что же вызывает в них, властителях этого мiра, такую страшную ненависть к Христу? Над этим стоит задуматься, потому что никогда, наверное, не были мы так близки к окончательному выбору, от которого зависит судьба всего человечества. Ибо выбор у нас только один, как ни странно это звучит для громадного большинства: между религиозным и внерелигиозным подходом к человеку. Иными словами, речь не столько о том, каково место религии в жизни человека, сколько о религиозном понимании его природы и назначения. А религия, точнее, христианство понимает человека, во-первых, как личность и, во-вторых, как личность, имеющую вечную ценность и вечную судьбу.

> Христос повсюду в Евангелии говорит о человеке как о ценности, превышающей всё в мiре. Это и вызывает такой испуг и такую ненависть у всех, стремящихся к неограниченной власти над людьми, ибо внерелигиозное понимание человека видит в нём лишь часть целого, безраздельно этому целому подчиненную. А добиться, чтобы человек только такой частью себя и ощущал, можно при условии, что он не имеет ценности вечной и абсолютной. Если есть Бог – тот Бог, о котором учил Сам Христос, тогда есть и человек как личность. Если этого Бога нет, то нет и человека как не сводимой ни к чему в мiре личности. Но в зависимости от того или иного восприятия человека люди и будут строить мiр, либо постоянно принося личность в жертву целому, либо видя назначение целого в том, чтобы каждая личность раскрылась в своей неповторимой ценности.

> Вне религиозного понимания человека защищать личность рано или поздно станет невозможно – вот что важно понять и чего столь многие, даже благонамеренные и свободолюбивые люди до сих пор не понимают. Нельзя верить в то, что человек – случайный пузырек на поверхности мирового океана, и одновременно в то, что у него есть какие-то «неотъемлемые права». Ни пузырек, ни колесико, ни винтик прав не имеют. Имея лишь некую функцию, они по исполнении ее исчезают. Именно к такому пониманию человека мы приблизились вплотную, и пора понять, что отсюда же – гонения на Христа и ложь о Нём. Ибо все, кому неугодна свободная личность, знают: если увидят люди образ Христа, если услышат Его слова, то ничто и никогда не сможет до конца их поработить. Этой-то внутренней, духовной свободы и боятся больше всего идеологи муравейника.

> И потому в дни, к которым мы приближаемся, так важно снова вглядеться в образ Христа!

 

> «Чертог Твой»

> Я говорил о раскаянии и спрашивал: «Но откуда берется, как совершается оно? Как, когда доходит до нашего сердца, до нашего сознания голос пробудившейся совести?»

> Ответ на этот вопрос лучше всего, пожалуй, начать словами песнопения, которым вскоре откроет Церковь Страстную неделю, вплотную приближая нас к Пасхе. В первые дни этой недели, которые на языке Церкви называются святыми и великими, слышим мы, как некий лейтмотив, каждый вечер: «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь. Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя»37. Чертог украшенный... Через всё Священное Писание проходит этот образ извечно приготовленного пира в украшенном дворце, сияющем всем светом, всей радостью, всей бесконечной красотой Божественной любви. Это образ встречи, примирения, совершенного воссоединения в любви, это торжество и победа Царства Божия. И вот всё это перед моим внутренним взором, всё это видит и созерцает моя душа. И, видя, созерцая это, к великому горю своему узнаёт, что нет у нее одежды в чертог тот войти, в божественном пире том участвовать.

> Но это же песнопение, которое начинается с видения украшенного чертога и вобрало в себя вздох души, сознающей свое ничтожество, и ее мольбу о спасении, объясняет и то, каким образом приходит и воцаряется в нас раскаяние. Только видя то, чего мы лишены, узнаём мы о своем лишении. Слепорожденный не знает света, но ослепший, тот, кто некогда видел над собой голубое небо и солнце, уже не забудет о нём. И тот, кто живет в лачуге и никогда не видел прекрасных светлых дворцов, не знает, что живет в грязи и потемках. Но вот увидели мы, вот узнали. Увидели ослепительный свет, узнали красоту добра, почувствовали благоухание истины, и вся наша жизнь перед нами во всём своем убожестве, и плачет сердце, и это есть раскаяние. Для нас, христиан, этот чертог украшенный, этот всепроникающий свет, эта красота добра и истины вошли в мiр с Христом.

> Многие из нас с детства слышали о Христе, знают чуть ли не наизусть Евангелие. Но невозможно привыкнуть к Христу, ибо, придя в мiр почти две тысячи лет назад, Он снова и снова приходит к нам, дает видеть Себя, чтобы радостью и раскаянием содрогнулась душа, чтобы зазвучали и никогда уже не смолкали в мiре слова о чертоге украшенном. Вот подлинное раскаяние от встречи с Богом! Не от знакомства с отвлеченной идеей Вседержителя, с книжной истиной о Нём, а от явления Его в образе единственного на земле Человека, вся жизнь Которого – сплошной свет, сплошная любовь, сплошное добро. И только затем, чтобы не погас этот свет, не исчезла в мiре эта любовь, не скрылось это добро, только затем, чтобы всегда слышался этот к каждому из нас обращенный призыв: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3:2), – только для этого существует в мiре Церковь и все ее установления. Или еще проще: для того и существует она, чтобы могли мы видеть чертог украшенный и желать его и всякий раз заново узнавать, что, несмотря на всю глубину нашего падения, всегда возможно пробуждение души.

> Вот приближаемся мы к святым и великим дням Страстной недели. Уже прозвучали в церкви слова Христа: Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть; и предадут Его язычникам на поругание и распятие; и в третий день воскреснет (Мф. 20:18–19). Через несколько дней нам надлежит снова стать свидетелями события, перед которым меркнет всё в человеческой истории, – отвержения Того, Кто пришел открыть и даровать людям украшенный чертог Божественной любви, т.е. Самого Себя. И не только «древние и прекрасные обряды» призваны мы совершать в эти дни, но и понять всей силой души и сердца, что совершившееся тогда, в те далекие от нас времена, совершается всегда, что именно тогда вошел в мiр и навсегда в нём остался суд над нашей жизнью и нашей совестью. «Все вы оставите Меня» (ср.: Ин. 16:32). Это сказано не только тогда, не только тем одиннадцати ученикам – это сказано и всегда говорится мне и моей совести. Как и другое: «Неужели не могли вы пободрствовать со Мною?» (ср.: Мф. 26:40) И как страшная правда обо всех нас падают слова: Тогда все... оставив Его, бежали (Мф. 26:56).

> И вот страдает и мучается на кресте распятая Любовь, но не перестает быть Любовью. И когда доходит до меня правда всего, что совершилось тогда; когда снова узнаёт душа, что это для меня открыт чертог украшенный той единственной Жизни, что ко Мне обращены слова: «Если любите Меня, заповеди Мои соблюдете» (ср.: Ин. 14:15), то что же остается мне, как не пасть ниц, как не каяться в растраченной попусту жизни и молить: «Просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя».

Се, мы восходим в Иерусалим... О, если бы услышал каждый из нас это «мы»; если бы могли мы понять свою включенность в это восхождение к Кресту и к Гробу, к Пасхе и к торжеству Жизни; если бы могла душа наша пробиться сквозь суету и низость жизни, увидеть этот свет, услышать этот призыв и захотеть отозваться на него! Так начинается раскаяние, так наступает воскресение нашей совести.

 


37 Утреня в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. Ексапостиларий. <[Русский перевод (иером. Амвросия (Тимрота)): "Чертог Твой вижу я, Спаситель мой, украшенным, но одежды не имею, чтобы войти в него. Сделай светлым одеяние души моей, Податель света, и спаси меня" – прим. ред. рассылки.]>

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

? (затрудняюсь ответить)0 (неинтересно - не(до)читал)1 (не понравилось / не интересно) /

2 (малоинтересно)3 (интересно)4 (очень интересно)(замечательно!) 

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/6/x03_292.htm

Архив рассылки, формы подписки —> www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —> www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«          »Форум сайта«


Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
     
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»