=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Преображение: увидеть жизнь как таинственный рост Царства
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

Автор: протопресвитер Александр Шмеман.
Опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II, стр. 284–288.

 
серия "Православный церковный календарь"
Аудиоверсия:
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2236147 (скачать все беседы).

 (примерно 1740 слов)

 

 

> Таинственный рост

> В середине августа празднует Церковь светлый и радостный праздник Преображения Господня. О чём этот праздник? В чём его свет и радость? Почему его особенно любили на нашей земле?

> Уже в самом слове «Преображение» звучит какая-то небесная музыка. Это слово не из тех, к которым мы уже привыкли, – не просто «перемена» (мало ли, какие бывают перемены!), не «видоизменение», не «эволюция», не «трансформация». За ним скрывается то, чего нет в нашей будничной жизни, то, что противостоит обыденщине и будням, преображая их изнутри.

> Нам, живущим почти через две тысячи лет после событий, о которых рассказывает Евангелие, трудно представить реальную их обстановку. Мы видим Иисуса Христа на иконах и сотнях картин всегда как бы преображенным – преображенным нашей любовью, нашей верой и благоговением. Но Христос, по Евангелию, был нищим, не имел где приклонить голову (Мф.8:20). Церковь сознательно применяет к нему слова пророка Исаии о страждущем служителе, которые мы слышим в Великую пятницу: Нет в Нём вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его (Ис.53:2-3). Вот каким видело Христа пророчество о Нём и каким призывает видеть Его Церковь. Но это образ не одного лишь Христа, а миллионов и миллионов тех, над кем властвует горстка «великих мiра сего».

> Жизнь этих миллионов – незаметная, серая, будничная, всегда исполненная лишений, страданий, болезней. Так было и во времена Христа, когда Он, нищий и безвестный, бродил с горсткой учеников по отдаленному захолустью великой империи, вдали от Рима с его блистательной жизнью, в которой гремели ораторы, боролись политические партии, строились грандиозные планы. Так и теперь: где-то наверху – громкие речи и мирового масштаба замыслы, а внизу – серые будни, нищета, страх. Но жизнь этих самых миллионов, одинаковую во все времена, взял на себя, именно ею захотел жить Христос. Ни разу не соблазнился Он земным величием, земной славой, о которых всё время трубят радио и газеты как о пределе человеческого счастья.

> Но значит ли это, что Христос учил просто-напросто примириться с судьбой, принять эти будни, эту приниженность, о которой так выразительно писал Блок: «Будьте ж довольны жизнью своей, ниже травы, тише воды...»? Нет! Всё Его учение было о радости и победе. Он говорил, что принес людям жизнь, и жизнь с избытком. Он звал увидеть и полюбить то самое Царство Божие, о котором человек и тогда и теперь спрашивает: «Что это за Царство?» И ему постоянно лгут, что Царство Божие – это «равноправие», «материальное благосостояние», «научно-техническая революция»... Были когда-то великие империи, но их величие никак не сказывалось на будничной жизни миллионов, были великие революции и всё те же страдания масс, чья жизнь оставалась «тише воды, ниже травы». Под маленьким городком Верденом во Франции погибли в общей сложности миллион – миллион! – молодых французов и молодых немцев. И вот спустя пятьдесят лет мы всё еще никак не можем понять, во имя чего они погибли. Во имя чего миллионы людей умирали от голода во время коллективизации или от холода и мучений в концлагерях за Полярным кругом? Но вожди всё так же кричат: «Мы наш, мы новый мiр построим!»

> Христос ничего такого не говорил, ничему такому не учил, но однажды, незадолго до Своего страдания и смерти на кресте, явил трем Своим ученикам то самое Царство Божие, к которому звал. Он взял их на гору, и там они внезапно увидели Его преобразившимся: «Лицо Его просияло как солнце, а одежда стала такой белой, как белильщик на земле не может выбелить» (ср. Мф.17:2; Мк.9:3). Ослепленные этим светом, ученики пали на землю, и один из них произнес самые прекрасные слова, когда-либо сказанные на земле: Господи! хорошо нам здесь быть (Мф.17:4). Не извне, а изнутри просиял этот свет. Это был свет той любви, которой любил Христос и которой Он преображал всё, на что смотрел, к чему прикасался, о чём говорил. И с тех пор в мiре остался и таинственно светит этот свет, радость этого Преображения. Сами будни сияют изнутри этим сокровенным праздником. И какой скучной, нелепой оказывается вся трескотня о том «величии», которым хотят вдохновить нас бесчисленные «вожди» и «пророки» человечества, и каким великим, радостным, мудрым предстает то, что казалось малым или далеким – «и в поле каждая былинка, и в небе каждая звезда»2.

> Есть маленькое стихотворение Бунина, в котором больше этого преображенского света, чем во многих богословских трактатах. Вот оно:

> День наступит, Господь сына блудного спросит:
> «Был ли ты счастлив в жизни земной?»
> И забуду я всё – вспомню только вот эти
> Полевые пути меж колосьев и трав –
> И от сладостных слёз не успею ответить,
> К милосердным Коленам припав3.

> Вот в лесной глуши является светоносный облик преподобного Серафима Саровского; вот вся великая русская литература с такой любовью, с таким трепетом склоняется над «маленькими людьми» и, пристально вглядываясь, находит в них – в них, а не в наполеонах – величие и силу жизни.

> Преображение – это данная нам Христом возможность разглядеть в будничном – вечное, увидеть всю жизнь как таинственный рост Царства, как преодоление мiра через наполнение его любовью, радостью и светом. Вот о чём этот августовский праздник, в богослужении которого так часто и так радостно повторяется слово «свет» и которое само есть радостное повторение всё того же возгласа: Господи! хорошо нам здесь быть!

 

> «Господи! Хорошо нам здесь быть»

> В Евангелии рассказывается, как Христос взял трех учеников своих на высокую гору и там, на вершине, они внезапно увидели Его преобразившимся. Лицо Учителя просияло, как солнце, а одежда стала такой белой, какой не может сделать ее человек. И, увидев это, ученики сказали: Господи! хорошо нам здесь быть (Мф.17:4). Это событие, Преображение Господне, вспоминает Православная Церковь в середине лета каждый год и, празднуя воссиявшую на земле славу Господню, утверждает Божественный свет добра, радости и любви как основу, содержание и цель всей жизни, всего мироздания.

> Нам всё время стараются внушить представление о христианстве как о чём-то темном, а светом и просвещением призывают считать освобождение от веры во Христа. И это странно, потому что ни одна религия, ни одна культура, ни одна идеология не говорят о свете столько, сколько христианство, не утверждает божественный свет так, как делает это Церковь. Бог есть свет, и нет в Нём никакой тьмы (1Ин.1:5) – эти слова читаем мы в первых строках Евангелия от Иоанна. Всё христианство – всегда о свете, всегда о просветлении, озарении. Антирелигиозная пропаганда, которая наводнила мiр миллионами брошюр, вдохновленных самым что ни на есть «научным» подходом – а научность предполагает объективность и непредвзятость, просто умалчивает о свете как основной, центральной теме христианства. Она поступает как тот, кто показывая сырые подвалы лучшего в мiре дворца, умалчивает о наполненных светом залах. Да, конечно, у христианства, как и у всего на земле, есть свои «подвалы», есть своя темная сторона, на нём наросло множество темных суеверий, его часто употребляли для вполне земных и даже злых целей. Но судить-то о нём нужно не по тому, как его извращали, а по тому, что составляет его сущность, по основному его вдохновению и устремлению. А тут возможно только одно слово, и слово это – свет. «Я свет, пришедший в мiр, чтобы зрячие стали слепыми, а слепые прозрели» (ср. Ин. 9:39; 12:46), «Идите к свету, пока с вами свет» (ср. Ин.12:35-36), – говорит Христос.

> Но, согласно Его же словам, люди более возлюбили тьму (Ин.3:19). И в это страшное отвержение света, в это предпочтение свету тьмы нужно вдуматься, если только сами мы не хотим быть поглощенными этой тьмой. Предпочтение тьмы выражается в том, что Бога гонят, хотят убрать Его из мiра и жизни. Об этом надо сказать очень ясно и определенно, и этому нужно снова и снова поражаться. В самом деле, почему люди, всё время провозглашающие, что они хотят человечеству добра и счастья, задались целью искоренить религию и так страстно ее ненавидят? Нужно понять, что это главный, центральный вопрос нашего времени, от которого, в сущности, зависит всё остальное.

> Откуда эта ненависть? Ведь те же люди утверждают, что никакого Бога нет, что это окончательно доказано наукой и не может вызывать ни малейших сомнений. Но если так, то сто́ит ли копья ломать? Ведь никто еще не считал злом, заслуживающим борьбы и обличения, игру детей в песчаные замки на морском берегу. Вырастут – перестанут играть! Если Бога нет и вся религия – плод невежества и недоразвитости, то она и исчезнет рано или поздно, как исчезают песчаные замки, когда повзрослеют их строители. Но возьмите любую антирелигиозную книгу, прочтите любую в ней страницу, и вы увидите там совсем другое. Это не просвещение, не наука, не забота о росте, а темная, безысходная ненависть. «Нет Бога, не было Христа, святые притворялись, священники обманывали, верующие совершали преступления!» Какое-то почти садистское желание всё испачкать, унизить, разрушить и истребить. Почему? Да потому, конечно, что в том «счастье» и в том «добре», которые хотят насадить эти люди, нет света свободы, нет ничего возвышающего душу, нет ни единого луча, ни просвета, ни проблеска сверху, но всё «снизу», всё сплошь земное, материальное и бесконечно скучное. И знают они, эти люди, что никогда не назовет человек счастьем и добром эту скуку и эту тьму, пока будет он хотя бы подсознательно помнить о совсем ином свете, который некогда увидел, ощутил, запечатлел в сердце.

> Господи! хорошо нам здесь быть (Мф.17:4), – воскликнул ученик, увидев Христа в осиянии небесной славы. Вот восклицание действительно счастливого человека, вот полнота счастья и радости, которой не найти в громоздких томах о счастье «научно обоснованном» и каким-то образом произрастающем из «освобождения трудящихся» и уничтожения в исправительных лагерях всех инакомыслящих. И пока это восклицание звучит в мiре, пока есть люди, день за днем с радостью и благодарностью поднимающие глаза к небу со словами «Слава Тебе, показавшему нам свет!»4, пока совершается на земле исполненный солнца и радости праздник Преображения и воспевают в храмах: «Да возсияет и нам, грешным, свет Твой присносущный...»5, пока хотя бы горстка верующих помнит, что созданы они для света, – пока всё это так, идеологи безбожного счастья понимают, что цели своей не добьются. И со скрежетом зубовным ополчаются на этот свет, желая затмить или хотя бы скрыть его. И лгут, лгут, лгут, ибо свет этот светит, и миллионы людей видят его и верят в него.

> Опять Преображение, опять зовет нас Христос подняться с Ним на высокую гору и, значит, осознать, что жизнь есть восхождение и подвиг. Вглядитесь в эти храмы, наполнившие собой землю, или еще проще – в лицо погруженного в молитву человека, и вы скажете, как веками говорит Церковь: «Слава Тебе, показавшему нам свет!»


> 2 Из поэмы А.К. Толстого «Иоанн Дамаскин» (1859).

> 3 Из стихотворения «И цветы, и шмели, и трава, и колосья...» (1918). Следует: «Срок настанет – Господь сына блудного спросит...»

> 4 Слава Тебе, показавшему нам свет! – 1) возглас священника, предваряющий пение Великого славословия на праздничной утрене; 2) cтих, произносимый чтецом и предваряющий чтение вседневного славословия на будничной утрене.
> 5 Тропарь Преображения Господня.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно - не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

messia.ru/r2/7/lp28_101.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«      »Форум сайта«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
   
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»