=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска: Успение Богородицы: Не разлука, а соединение
В связи с возникающими порой недоразумениями, помещаю следующее предуведомление:

Редактор-составитель рассылки (чьи контактные данные указаны в конце этого письма – выпуска рассылки), не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Пожалуйста, не пожалейте полминутки на то, чтобы оценить выпуск после того, как прочитаете его, или решите, что читать не будете. Хотя бы чтобы знать, что вы читаете рассылку, и я не трачу время впустую.
Благодарю всех, кто откликается на эту просьбу! :-)

Редактор

Автор: протопресвитер Александр Шмеман.
Опубликовано в сборнике "Беседы на Радио «Свобода»", Т. II, стр. 290–4.

 
серия "Православный церковный календарь"
Аудиоверсия:
rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2236147 (скачать все беседы).

 (примерно 1500 слов)

 

 

> Не разлука, а соединение8

> Через несколько дней после Преображения Господня наступает праздник Успения Божией Матери – тоже один из самых любимых, самых радостных праздников церковных. О событии в жизни Христа, что вспоминается на Преображение, мы знаем из Евангелия. Но о том событии, которое составляет сущность праздника Успения, в Евангелии не сказано ничего. В Евангелии вообще так мало сказано о Марии, Матери Иисуса, что многим даже верующим, даже церковным людям кажутся преувеличенными то почитание, та поистине удивительная любовь, которыми окружен в Православии образ Марии.

> Что же знаем мы о Марии, Матери Иисуса? Мы видим Ее в са́мом начале Евангелия принимающей со смирением и послушанием Свое материнство: Се, раба Господня, буди Мне по глаголу твоему (Лк.1:38), – говорит Мария в ответ на услышанный Ею зов свыше. Мы видим Ее дальше в смиренной пещере, у яслей Ребенка, для Которого, по словам церковного песнопения, «место ни едино же бе обиталищу»9, т.е. не нашлось в мiре крова. Затем видим Марию приносящей Младенца в Храм и посвящающей Его Богу, слышим и обращенные к Ней пророческие слова старца Симеона: И Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец (Лк.2:35). А потом cовсем мало, совсем скудно. Вот просит Она Своего Сына на браке в Кане Галилейской не дать омрачиться радости человеческой, нарушиться празднику. Вот издалека следит за Его проповедью. И только в самом конце находим мы Ее стоящей у креста, сострадающей всеми брошенному и распятому Сыну. Так мало, а вместе с тем так много, что многие века обращена к Ней бесконечная любовь, неиссякающее умиление, непрекращающееся приветствие: «Радуйся, радосте наша…»10, «Радуйся, радости приятелище…»11 И исполняются слова, сказанные Ею Самой: Се бо отныне ублажат Мя вси роди (Лк.1:48).

> И вот каждый год в конце августа празднует Церковь конец земной жизни Марии, смерть Ее, которую называет «успением» – словом, соединяющем в себе и сон, и блаженство, и мир, и упокоение, и радость. Повторяю: мы ничего не знаем об обстоятельствах смерти Марии, Матери Иисуса Христа. От раннего христианства дошли до нас разные рассказы о Ней, разукрашенные поистине детской любовью и нежностью. Но именно потому, что рассказы эти разные, нам нет нужды отстаивать историчность ни одного из них. И не на историческую обстановку, не на время и место земной Ее кончины направлены в день Успения память и внимание Церкви, а на то, что составляет сущность и смысл этой смерти, где и когда бы она ни наступила. Ибо это смерть Той, Чей Сын, согласно нашей вере, победил смерть, воскрес из мертвых и нам обещал торжество общего воскресения и жизни неумирающей.

> И, может быть, лучше всего сущность и смысл этого события переданы на иконе, которая в день Успения полагается в центре храма и составляет как бы средоточие всего празднования. Здесь изображена Божия Матерь на смертном одре. Вокруг Нее стоя́т апостолы, а над Ней – Сам Христос, Который держит на руках Свою Мать, живую и навеки с Ним соединенную. Итак, мы видим смерть и то, что совершилось в этой смерти, – не разлуку, но соединение, не печаль, но радость, не смерть, но жизнь. «По рождестве Дева и по смерти жива»12, – поет Церковь, взирая на эту икону. И еще: «В рождестве Ты сохранила девство, а в успении мiр не оставила»13. И вот приходят на память слова одного из самых глубоких и прекрасных обращений к Марии: «Радуйся, заре́ таинственнаго дне…»14 Поистине свет зари изливает праздник Успения, и, созерцая этот свет, которым сияет смертный одр, мы понимаем, что смерти больше нет, что само умирание стало здесь актом жизни, вхождения в бо́льшую жизнь – жизнь жительствующую. Ту, Которая всю Себя отдала Христу, встречает Он у светлых дверей этой жизни, и вот смерть становится радостной встречей, и вот жизнь одолевает, и над всем воцаряются радость и любовь.

> Она, Мария, Дева, Мать, – Одна из нас. Ей все мы в лице возлюбленного ученика усыновлены были распятым Сыном Ее. Ей открылись в страдании у креста, в этом оружии, пронзающем сердце, помышления многих наших сердец. Ее видели святые молящейся за нас перед Престолом Божиим. Она, Мать Иисуса, не может, любя Его, не любить всех тех, кого возлюбил и за кого предал Себя Он. Всё это знает вера знанием непреложным, и потому из всех радостей христианства нет большей, чем знание Марии, Матери Божией. Тут сердце мiра, тут красота его, тут само творение Божие переживается как невеста Бога, как брачное торжество, как исполнение всего и навеки в любви. И потому, празднуя каждый год бессмертное Ее Успение, мы погружаемся в самую последнюю, самую глубокую радость всей нашей жизни, созерцаем зарю таинственного дня, отсвет которой лежит на мiре и побеждает тьму и страх смерти.

 

> В сердце Руси

> Не только в древности, но еще и сравнительно недавно мало было церковных праздников, более любимых народом, чем праздник Успения Божией Матери, приходящийся на конец августа.

> Праздник этот, можно сказать, был национальным праздником Руси, и неспроста главным храмом Московского Кремля стал Успенский собор. «В молитвах неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование, гроб и умерщвление не удержаста...» Мало какие песнопения звучали такой радостью, такой усладой, как это – кондак Успения. Что же означало многовековое почитание на нашей земле Девы Марии, Богородицы, Богоматери? Почему с таким усердием строили Ей храмы, Родину свою называли «дом Пресвятой Богородицы», слагали в Ее честь песнопения?

> Все мы знаем, как ответит на эти вопросы казенная идеология: «Суеверие, многовековая отсталость и невежество, ныне рассеянные подлинно научным мировоззрением». Но ответ этот, сколько бы ни вдалбливали его, не есть ответ. Из отрицательного не может родиться положительное, из зла не может выйти добро, из невежества и суеверия не могут вырасти величайшие достижения культуры. И если есть в нашей жизни что-то подлинно прекрасное, то это как раз то, что выросло из почитания Матери-Девы. Поэтому оставим давно всем оскомину набившую пропаганду, посмотрим дальше и глубже.

> Известно, что Древняя Русь сравнительно легко и без сопротивления приняла христианство таким, каким оно было принесено к нам из соседней Византии. Известно также, что на протяжении веков Русь бережно и заботливо хранила это византийское Православие, стараясь ни в чём от него не отступать. И в Византии, которая до мелочей разработала православное вероучение, православное богослужение, православную аскетику, также до мелочей разработано было и учение о Матери Иисуса. Но на Руси, которая приняла христианскую веру целиком и не рассуждая, образ Марии полюбился особо, ударил в самое сердце народа и породил в нём небывалую любовь. Я говорю: «образ». И действительно, как скоро наполнилась вся страна иконами Божией Матери! Как скоро каждая из них стала центром особого рода притяжения, почитания и любви! Владимирская, Казанская, Иверская, Смоленская, Курская, Тихвинская, «Умиление», «Всех скорбящих Радость», «Неувядаемый цвет», «Взыскание погибших» – поразительные словосочетания, как живо ощущается в них трепетная радость!

> Как же всё это родилось? Откуда возникло? У такого почитания Божией Матери было два главных источника. Первый – это откровение красоты, и красоты духовной, небесной. Не умом и рассуждением приняла Русь богословски и философски разработанное Византией христианство. Образованности на первых порах не хватало. Не было у Руси за плечами, как у Византии, тысячелетней греческой культуры, совершеннейшего языка, философских взлетов Платона и Аристотеля. И ум русский долго молчал. Христианство же было воспринято сердцем, и прежде всего – как неземная, совершенная красота, воссиявшая в темной, злом отравленной жизни. И в этой красоте как предельно человеческое и земное, но вместе с тем и божественное ее воплощение – образ смиренной, сквозь всё Евангелие светящей Своим молчанием Девы-Матери. Если есть Она – так, пожалуй, можно выразить восприятие Богоматери народной душой, – если есть эта красота, это добро, это совершенство, то не может жизнь быть до конца злой, и сколько бы ни побеждало зло, оно никогда не восторжествует в ней окончательно. Княжеские междоусобия, потом страшное татарское иго, потом безрадостное тягло – это с одной стороны. А с другой – лютые зимы, частая голодуха, грубость и серость жизни. Мы знаем, что прав был поэт, обратившийся к Руси с такими словами: «Край родной долготерпенья...»15 И вот над этим долготерпением, в котором, может быть, самым трудным было сносить зло и несправедливость, засиял смиренный образ Девы Марии, Заступницы усердной, Неувядаемого цвета. И к ней стала возноситься эта неустанная, бескорыстная хвала: «Радуйся, Ею же радость возсияет... Радуйся, заре́ таинственного дне»16.

> Вторым источником почитания Богоматери, сродным первому, было переживание Ее помощи и заступления. Так часто неоткуда было их ждать, не на что надеяться, так часто жизнь казалась и на деле была сплошным торжеством грубой силы! И вот эта уверенность: Она тоже страдала, Она стояла у креста распинаемого Сына, Она смотрела на Его мучения, Она в Свою душу приняла всю боль, всё страдание мiра... И потому Она поймет, и потому Она поможет!

> С какой надеждой и радостью пели у гроба Христа в Великую субботу: «Егоже Мати зрящи на кресте висяща, рыдающи вопияше... увы Мне, Чадо мое, увы мне, Свете мой! Симеоном бо предреченное... днесь собыстся: Мое сердце оружие пройде...»17

> Так красотой и состраданием вошла Богоматерь в сердце и душу народа. И Ее бессмертное Успение – этот летне-голубой, радостный праздник, праздник конечного торжества красоты и любви – стал праздником нашей земли. И что же? Нет в нём нужды в наши времена, когда торжествует уродство и ненависть? Не нужно этой радости, этого света, этого заступничества? И потому, что бы ни твердила антирелигиозная пропаганда, остается и эта «летняя Пасха», и эта любовь в молитвах неусыпающей Богородицы.


> 8 Частично опубл. как: Успение // Шмеман А., прот. Воскресные беседы. С. 244–246.

> 9 Тропарь предпразднства Рождества Христова.

> 10 Акафист Покрову Пресвятой Богородицы. Припев.

> 11 Суббота Недели 5-й Великого поста. Утреня. Канон. Песнь 1, тропарь 1-й.

> 12 Успение Пресвятой Богородицы. Утреня. Первый канон. Песнь 1, ирмос.

> 13 Церковнослав.: «В рождестве девство сохранила еси, во успении мiра не оставила еси…» (Тропарь Успения Пресвятой Богородицы).

> 14 Акафист Пресвятой Богородице. Икос 5.

> 15 Из стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья...» (1855).

> 16 кафист Пресвятой Богородице. Икосы 1 и 5.

> 17 Великая суббота. Утреня. Стихира на целование Плащаницы.

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Здесь вы можете оценить прочитанный выпуск рассылки.
Заранее благодарен всем, кто выразит свое мнение.

Голосование эл. почтой: нажмите на ссылку, соответствующую выбранной Вами оценке, и отправьте письмо!
В теле письма можно оставить свои комментарии.
При этом, если Вы расчитываете на ответ, не забудьте подписаться и указать свой эл. адрес, если он отличается от адреса, с которого Вы отправляете письмо.
NB! На мобильных устройствах этот метод отправки письма может не работать. Поэтому, если Вы хотите задать вопрос редактору рассылки или сообщить что-то важное, надежней будет написать обычное письмо на адрес mjtap@ya.ru.

(затрудняюсь ответить)(неинтересно - не(до)читал)(не понравилось / не интересно) /

(малоинтересно)(интересно)(очень интересно)(замечательно!)

[при просмотре выпуска на сайте доступна функция "поделиться"]

www.messia.ru/r2/7/lp29_105.htm

Архив рассылки, формы подписки —» www.messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» www.messia.ru

 »Страничка сайта вКонтакте«
»Страничка сайта в facebook«      »Форум сайта«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах –
в письме, в icq или на форуме. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения!  
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник*
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии