Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами! | ||||||||
Тема выпуска:
| ||||||||
Редактор-составитель рассылки, не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом. | ||||||||
С Крещением Господним (по юлианскому календарю), дорогие читатели! [ По традиции
даю ссылки на материалы об этом празднике:
Зачем Иисус принял крещение (омовение) от Иоанна?Это один из тех вопросов, на которые нет конкретного ответа ни у библеистов, ни у богословов. Хотя, конечно, на эту тему произносятся несчетное количество риторически красивых и убедительных проповедей... Но нас интересует, так сказать, фундамент, факты, на которых хорошо бы основывать наши духовные рассуждения.. Итак, что говорят нам толкователи Библии о значении события, которое мы празднуем в день Богоявления? "Иисус пришел к Иоанну для того
же, для чего приходили к нему тысячи для омовения.
И тот омыл Его. У всякого христианина,
читающего эти строки, тотчас возникает вопрос: «А зачем?» Безгрешность
Иисуса это неколебимый догмат христианства, об этом часто
говорится в Новом Завете (см. Деян 3.14; Ин 8.46; 2Кор 5.21;
Евр 7.26; 1Петр 1.19). А Иоанн, как мы знаем, омывал в знак
очищения и для прощения грехов. /В.Н.Кузнецова. "ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. Комментарий" (1:9-11), подчеркивание — редактора рассылки./
"Ответ Иисуса загадочен. Возможно, слова «Пусть теперь будет так», означают, что такое подчинение Иоанну возможно лишь теперь, во время земного служения Иисуса, но немыслимо в будущем, после Его воскресения и прославления. Этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог (дословно: «ведь так приличествует нам исполнить всякую праведность») — это один из наиболее трудных текстов Евангелия. Во-первых, мы — это Иисус с Иоанном или Иисус с Богом? Во-вторых, что значит в этом контексте слово «праведность»? Праведность, ключевое понятие библейской религии, понималось евреями прежде всего как исполнение воли Бога, изложенной в Священном Писании, прежде всего в заповедях Закона Моисея. Можно ли утверждать, что принятие Иисусом омовения от Иоанна означает исполнение заповеди Бога? Есть ли такая заповедь? Тем более, что здесь дословно говорится о «всякой праведности». Значит, Иисус вкладывает в эти слова гораздо более глубокий смысл. Многие ученые видят возможную разгадку в слове «исполнить», чрезвычайно важном для богословия Матфея. Мы уже встречали это слово в формулах исполнения, вводящих библейские цитаты. Совершив омовение, Иисус исполняет Писание (...). Воля Бога для Иисуса заключается в том, что Он должен осуществить Божий замысел спасения человечества. Иисус и Иоанн оба исполнили то, что им было поручено Богом, став проводниками спасительной деятельности Бога. /В.Н.Кузнецова. "ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий" (3:15)./ Итак, евангелисты еще не знали, что Иисус "единосущен Отцу", "Бог истинный от Бога истинного", но Его непричастность греху для них несомненна. То, что Иисус приходит к Иоанну, чтобы пройти через совершаемый им обряд очищения от греха и возвращения к Богу, — с одной стороны, это известный им несомненный факт, с другой — смысл его им неясен. И для нас он сегодня всё так же по-настоящему непонятен. * * * Почему воскресшего Христа ученики (иногда) не сразу узнавали?Эпизоды, где Иисуса не узнавали после Его воскресения: У Иоанна: Мария Магдалина принимает Воскресшего за садовника, но узнаёт Его после того, как Он называет ее по имени (20:14-16); Иисус является апостолам у Тибериадского моря, Его узнаю́т только после того как, забросив сеть по Его слову, они поймали в нее так много рыбы, что не могли ее вытащить... (21:1-7; в этом случае объяснение неузнавание простое: Он был на берегу, они — в лодке, вполне могли не рзглядеть). У Луки: двое из учеников идут в деревню Эммаус, встречают путника... "Но глаза их были словно поражены слепотой, и они Его не узнали", "глаза открываются" лишь после того, как незнакомец произнес молитву и преломил хлеб (24:13-31; Марк, видимо, имеет в виду эту встречу, когда пишет, что Иисус явился двум ученикам "в другом облике" — 16:12; точнее, эти слова, судя по всему, принадлежат позднейшему редактору Евангелия от Марка, т.к. в древнейших рукописях их нет.). Позже, когда эти двое учеников, вернувшись в Иерусалим, рассказывают о случившемся другим ученикам, Иисус оказывается среди них и сперва Его принимают за призрак (буквально: «дух»)... (Лк.24:26-43). Матфей: сцена прощания воскресшего Господа с учениками: одни ученики, увидев Его, поклонились, а другие "засомневались" (28:16-17). В.Н.Кузнецова: Комментируя
фразу Мф. "Хотя некоторые и засомневались", она пишет: "... одной из причин, почему эти ученики не узнали Иисуса, может быть временное ослепление (24:31; ср.: 4Цар.6:17). Последующее исчезновение Иисуса также, по-видимому, свидетельствует о Его новом теле — таком, какое получат по обетованию праведники в грядущем воскресении". /Крейг Кинер, Новый Завет. Культурно-исторический контекст, Лк./ Митр.
Иларион (Алфеев): "... наиболее очевидное объяснение вытекает из сопоставления
этого явления с другими явлениями Воскресшего: изменился Его внешний
вид. То, что Иисус уже ранее являлся им дважды и что они услышали
Его голос с берега, не помогло им узнать Его. "В тексте <эпизода по дороге в Эммаус> понимание путников сопровождается использованием мотива неузнавания, а затем узнавания Иисуса. В первой половине рассказа они «удержаны от узнавания», и это напоминает, что ученики нуждаются в Божественном откровении для того, чтобы понять предсказания о Страстях (<Лк.>9:45; 18:34). Несомненно, так читатель подготавливается к сцене, в которой «открылись у них глаза» (см. Слепота и глухота) при провозглашении Слова (24:25-27,32) и преломлении хлеба (24:30-31,35). Постепенное понимание Иисуса учениками раскрывается во всём повествовании 24:17-27, начиная с пересказа событий, связанных с гробницей, затем с исповеданием Иисуса «пророком, сильным в деле и слове» (24:19; ср. 24:20-24) и кончая развитием темы исполнения Писания (24:25-27)". /G.R.Osborne, ст. "Воскресение" в словаре "Иисус и Евангелия"./ "Духовная слепота" — частая метафора в Евангелиях. В эпизодах с неузнаванием воскресшего Иисуса она словно бы сливается воедино с физической слепотой. Суть того, что ученики порой не узнавали Воскресшего, — в том, что даже лучшие из нас всё еще духовно слепы, и чтобы узнать Его всё еще нуждаемся в помощи Бога, в чуде прозрения. | ||||||||
Буду благодарен за материальную
поддержку проекта. | ||||||||
Поделиться
(при просмотре выпуска на сайте):
| ||||||||
messia.ru/r2/8/_01_003_btn.htm
Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/ |
Божьего благословения! | |
редактор-составитель рассылки | |
Александр Поляков, священник | |
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com) |
<= предыдущий выпуск серии | ||||