=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Зачем Иисус принял крещение от Иоанна?
Почему воскресшего Христа ученики не сразу узнавали?

Редактор-составитель рассылки, не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Предисловие к 8-му циклу рассылки читайте здесь.

С Крещением Господним (по юлианскому календарю), дорогие читатели!

[ По традиции даю ссылки на материалы об этом празднике:
 • Иисус принимает эсхатологический призыв Иоанна вернуться к Богу & Тварь познаётся отныне свободной...
(Ханс Кюнг, преп. Иоанн Дамаскин, свящ. Антоний Лакирев. + ссылки на др. материалы)
 • священник Александр Шмеман: 4 темы праздника Крещения (+ ссылки)
 • он же: Крещение Господне (1)   (2)
 • В.Н.Кузнецова: Иоанн Креститель и Сын Бога (+ ссылки)
 • преп. Иоанн Дамаскин, митрополит Сурожский Антоний (+ ссылки на др. материалы) ]


 

серия/тег "Трудные страницы Библии: Новый Завет"

 (примерно 1.6 тысячи слов)

 

Зачем Иисус принял крещение (омовение) от Иоанна?

Это один из тех вопросов, на которые нет конкретного ответа ни у библеистов, ни у богословов. Хотя, конечно, на эту тему произносятся несчетное количество риторически красивых и убедительных проповедей... Но нас интересует, так сказать, фундамент, факты, на которых хорошо бы основывать наши духовные рассуждения..

Итак, что говорят нам толкователи Библии о значении события, которое мы празднуем в день Богоявления?

"Иисус пришел к Иоанну для того же, для чего приходили к нему тысячи – для омовения. И тот омыл Его. У всякого христианина, читающего эти строки, тотчас возникает вопрос: «А зачем?» Безгрешность Иисуса – это неколебимый догмат христианства, об этом часто говорится в Новом Завете (см. Деян 3.14; Ин 8.46; 2Кор 5.21; Евр 7.26; 1Петр 1.19). А Иоанн, как мы знаем, омывал в знак очищения и для прощения грехов.
 Существует множество предположений о том, зачем Иисус пришел принять омовение. Возможно, Он понимал омовение, которое совершал Иоанн, как начало собирания святого «остатка» перед наступлением суверенного правления Бога, и Иисус приходит, чтобы присоединиться к этому остатку. Возможно, Он отождествляет себя с грешниками, и тогда омовение становится началом искупительного крестного пути. Или же Он смиренно исполняет Свой религиозный долг, так как видит в омовении волю Небесного Отца. Будучи Мессией и Сыном человеческим, Иисус становится представителем народа, нуждающегося в прощении. Сохранился небольшой отрывок из апокрифического Евангелия евреев, где говорится о том, что Иисус пошел к Иоанну по настоянию семьи: «Мать и братья Господа сказали Ему: «Иоанн Креститель крестит в отпущение грехов, пойдем и крестимся». Но Он сказал им: «Какой грех Я совершил, что Я должен креститься от него? Разве только Мои слова есть грех по неведению»». Юстин Мученик сообщал, что, по мнению некоторых, Мессия должен быть помазан Ильей и только после этого Он осознаёт себя Мессией и обретет силу (ср. Ин 1.32-33; см. также экскурс Христос ¤). В таком случае Иисус приходит на Иордан, чтобы Иоанн, отождествляемый с Илией, явил Его миру.
 Итак, мы видим, что предположений было высказано много и что на этот вопрос очень трудно дать однозначный ответ. Вероятно, евангелисты, писавшие немного позже Марка, тоже не совсем понимали смысл этого события, потому что каждый слегка по-иному рассказывает о нём: у Матфея Иоанн Креститель говорит о том, что он недостоин омыть Иисуса (3.14-15); рассказ Луки позволяет понять, что омовение Иисуса совершилось не руками Иоанна (3.21); в 4-м Евангелии сцена омовения не изображена вовсе (1.31)".

/В.Н.Кузнецова. "ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. Комментарий" (1:9-11), подчеркивание — редактора рассылки./

 

13  Тогда появляется на Иордане Иисус из Галилеи, пришедший к Иоанну для омовения. (14) Иоанн сначала этому противился, говоря:
  — Это я нуждаюсь в том, чтобы Ты меня омыл, а Ты пришел ко мне!
15 — Пусть теперь будет так, — возразил ему Иисус. — Этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог.
  И тогда Иоанн согласился.

(Мф.3:13-15, перевод В.Н.Кузнецовой.)

"Ответ Иисуса загадочен. Возможно, слова «Пусть теперь будет так», означают, что такое подчинение Иоанну возможно лишь теперь, во время земного служения Иисуса, но немыслимо в будущем, после Его воскресения и прославления. Этим мы исполним то, чего хочет от нас Бог (дословно: «ведь так приличествует нам исполнить всякую праведность») — это один из наиболее трудных текстов Евангелия. Во-первых, мы — это Иисус с Иоанном или Иисус с Богом? Во-вторых, что значит в этом контексте слово «праведность»? Праведность, ключевое понятие библейской религии, понималось евреями прежде всего как исполнение воли Бога, изложенной в Священном Писании, прежде всего в заповедях Закона Моисея. Можно ли утверждать, что принятие Иисусом омовения от Иоанна означает исполнение заповеди Бога? Есть ли такая заповедь? Тем более, что здесь дословно говорится о «всякой праведности». Значит, Иисус вкладывает в эти слова гораздо более глубокий смысл. Многие ученые видят возможную разгадку в слове «исполнить», чрезвычайно важном для богословия Матфея. Мы уже встречали это слово в формулах исполнения, вводящих библейские цитаты. Совершив омовение, Иисус исполняет Писание (...). Воля Бога для Иисуса заключается в том, что Он должен осуществить Божий замысел спасения человечества. Иисус и Иоанн оба исполнили то, что им было поручено Богом, став проводниками спасительной деятельности Бога.

/В.Н.Кузнецова. "ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ. Комментарий" (3:15)./

Итак, евангелисты еще не знали, что Иисус "единосущен Отцу", "Бог истинный от Бога истинного", но Его непричастность греху для них несомненна. То, что Иисус приходит к Иоанну, чтобы пройти через совершаемый им обряд очищения от греха и возвращения к Богу, — с одной стороны, это известный им несомненный факт, с другой — смысл его им неясен. И для нас он сегодня всё так же по-настоящему непонятен.

* * *

Почему воскресшего Христа ученики (иногда) не сразу узнавали?

Эпизоды, где Иисуса не узнавали после Его воскресения: У Иоанна: Мария Магдалина принимает Воскресшего за садовника, но узнаёт Его после того, как Он называет ее по имени (20:14-16); Иисус является апостолам у Тибериадского моря, Его узнаю́т только после того как, забросив сеть по Его слову, они поймали в нее так много рыбы, что не могли ее вытащить... (21:1-7; в этом случае объяснение неузнавание простое: Он был на берегу, они — в лодке, вполне могли не рзглядеть). У Луки: двое из учеников идут в деревню Эммаус, встречают путника... "Но глаза их были словно поражены слепотой, и они Его не узнали", "глаза открываются" лишь после того, как незнакомец произнес молитву и преломил хлеб (24:13-31; Марк, видимо, имеет в виду эту встречу, когда пишет, что Иисус явился двум ученикам "в другом облике" — 16:12; точнее, эти слова, судя по всему, принадлежат позднейшему редактору Евангелия от Марка, т.к. в древнейших рукописях их нет.). Позже, когда эти двое учеников, вернувшись в Иерусалим, рассказывают о случившемся другим ученикам, Иисус оказывается среди них и сперва Его принимают за призрак (буквально: «дух»)... (Лк.24:26-43). Матфей: сцена прощания воскресшего Господа с учениками: одни ученики, увидев Его, поклонились, а другие "засомневались" (28:16-17).

В.Н.Кузнецова:
"Внезапно Иисус присоединился к ним и пошел рядом, но они Его не узнали. У Марка говорится, что Иисус был в другом облике (16.12), а у евангелиста Иоанна Мария Магдалина принимает Иисуса за садовника (20.15). Глаза их были словно поражены слепотой... — дословно: «Глаза их были удерживаемы, чтобы не узнать Его». Страдательный залог говорит о том, что это сделано Богом". /Комментарий на Лк., 24:15-16./

Комментируя фразу Мф. "Хотя некоторые и засомневались", она пишет:
"Это очень трудное место, так как греческий текст позволяет понять его по-разному: 1) все одиннадцать простерлись перед Иисусом, но некоторые из них всё же усомнились; 2) сомнение было у всех одиннадцати; 3) часть ученых предполагает, что, хотя говорится только об одиннадцати учениках, вместе с ними пришло большее количество братьев (ср. 1Кор 15.6) и сомнение было у некоторых из них. Например, Феофилакт считает, что присутствовали семьдесят, об избрании которых говорится у Луки (10.1). Какой бы вариант понимания мы ни выбрали, трудность остается, так как непонятно, какой смысл вкладывал евангелист в слово «засомневались», тем более что это слово больше нигде в Новом Завете не встречается, кроме этого места и 14.31. Что было причиной сомнений? Отсутствие веры в реальность воскресения, сомнение, что перед ними сам Иисус, страх, что Он не простит их за отступничество? Или, может быть, так названо состояние людей, переживших страшный психологический шок от всех событий: ареста, казни, смерти Иисуса и собственной трусости? Кто бы на их месте не испытал потрясения и растерянности? О том, что некоторые ученики сначала не узнали Иисуса, говорится и в других Евангелиях (...); там же Иисус укорял их за маловерие и сомнения (Мк 16.14; Лк 24.38). К сожалению, евангелист слишком краток и не пытается объяснить, что было причиной сомнений. Вот почему мы ни в чём не можем быть уверены, хотя, с другой стороны, краткость и отсутствие деталей придает этому тексту, завершающему собой Евангелие, ни с чем не сравнимое величие, красоту и совершенство". /Комментарий на Мф., 28:17./

"... одной из причин, почему эти ученики не узнали Иисуса, может быть временное ослепление (24:31; ср.: 4Цар.6:17). Последующее исчезновение Иисуса также, по-видимому, свидетельствует о Его новом теле — таком, какое получат по обетованию праведники в грядущем воскресении". /Крейг Кинер, Новый Завет. Культурно-исторический контекст, Лк./

Митр. Иларион (Алфеев): "... наиболее очевидное объяснение вытекает из сопоставления этого явления с другими явлениями Воскресшего: изменился Его внешний вид. То, что Иисус уже ранее являлся им дважды и что они услышали Его голос с берега, не помогло им узнать Его.
 Каким образом Иоанн узнал Учителя? Вероятно, не столько по голосу или внешнему виду, сколько благодаря тому же внутреннему чувству, которое охватило двух учеников из Евангелия от Луки, когда они встретили Иисуса на пути в Эммаус". /Евангелие от Иоанна. Исторический и богословский комментарий, ##/

"В тексте <эпизода по дороге в Эммаус> понимание путников сопровождается использованием мотива неузнавания, а затем узнавания Иисуса. В первой половине рассказа они «удержаны от узнавания», и это напоминает, что ученики нуждаются в Божественном откровении для того, чтобы понять предсказания о Страстях (<Лк.>9:45; 18:34). Несомненно, так читатель подготавливается к сцене, в которой «открылись у них глаза» (см. Слепота и глухота) при провозглашении Слова (24:25-27,32) и преломлении хлеба (24:30-31,35). Постепенное понимание Иисуса учениками раскрывается во всём повествовании 24:17-27, начиная с пересказа событий, связанных с гробницей, затем с исповеданием Иисуса «пророком, сильным в деле и слове» (24:19; ср. 24:20-24) и кончая развитием темы исполнения Писания (24:25-27)". /G.R.Osborne, ст. "Воскресение" в словаре "Иисус и Евангелия"./

"Духовная слепота" — частая метафора в Евангелиях. В эпизодах с неузнаванием воскресшего Иисуса она словно бы сливается воедино с физической слепотой. Суть того, что ученики порой не узнавали Воскресшего, — в том, что даже лучшие из нас всё  еще духовно слепы, и чтобы узнать Его всё еще нуждаемся в помощи Бога, в чуде прозрения.


Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Новое: прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk
Поделиться (при просмотре выпуска на сайте):

messia.ru/r2/8/_01_003_btn.htm

Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» messia.ru

 »Тг-канал сайта«
»Страничка сайта вКонтакте« / »Страничка сайта в facebook«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах —
в письме, в icq или в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск серии
 
 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»