=рассылка *Христианское просвещение*=

Благодать Господа Иисуса Христа, любовь Бога Отца и общение Святого Духа да будет с вами!

Тема выпуска:
Практикум молитвы-созерцания от Энтони де Мелло:
0-1. Бог как воздух. Сокровище безмолвия

Редактор-составитель рассылки, не является, как правило, автором текстов, которые в рассылке используются. Автор текста указывается перед текстом.

Предисловие к 8-му циклу рассылки читайте здесь.

Я решил начать этот выпуск обзором "курсов молитвы" от различных авторов, которые в разные годы были в этой рассылке. Включил в перечень и несколько отдельных выпусков.

митрополит Сурожский Антоний (Блум). "Мужество молиться"
  (ссылка на последний выпуск серии, см. там оглавление)
• он же: "Как быть христианином вдали от храма"
  (ссылка на последний выпуск серии, см. там оглавление)
• он же: Молитва и жизнь / Молитва Вартимея / Богомыслие и молитва / Молитвы и прошения, оставшиеся без ответа / Встреча с Богом. Безмолвная молитва / Молитва для начинающих
• он же: Молитва и жизнь — одно! / О молитве Господней (1)   (2) / Молитва и верность / Молиться Богу истиной / Молитва — встреча (1)   (2)  /  Молитва и время (1)   (2)

свящ. Анри Каффарель. В присутствии Бога. Сто писем о молитве
   [1–10]  [11–20]  [21–30]  [31–40]  [41–50]  [51–60]  [61–70]  [71–80]  [81–90]  [91–100]
   (книга, ссылки на выпуски, содержащие оглавление 9 предыдущих)

Филип Янси. (книга, ссылка на последний выпуск серии, см. там оглавление)

К.С.Льюис (книга, ссылка на последний выпуск серии, см. там оглавление)

протоиерей Александр Мень. Практическое руководство к молитве
   (книга, ссылка на последний выпуск серии, см. там оглавление)

протоиерей Вячеслав Рубский. Православная молитва нашего времени / Схема духовного пути в современности

Жанна Гийон (ссылка на последний выпуск серии, см. там оглавление)

Ж.-Р.Буше (1)   (2)

свящ. Георгий Чистяков: По книге и без. Молитвенный опыт в XX веке

 


Автор: Энтони де Мелло. Перевод: А.А.Малыгин. Из книги "Садхана: Путь к Богу".
 Англ. оригинал: Sadhana: A Way to God. PDF.
Курсив — по англ. версии. По ней же при подготовке выпуска выверены места постановки разреженного многоточия, которым автор выделяет места для пауз при чтении книги при проведении групповых упражнений. Примечаения в {} сделаны редактором рассыкли.

серия/тег "Молитва";
серия/тег "Внутренний мир"

 (примерно 1.2 тысячи слов)

 

{День 1.
25–30 минут}

> Предисловие

>  В течение последних пятнадцати лет я являюсь духовным наставником и обучаю молитве. Десятки людей жаловались мне на то, что они не знают, как молиться; на то, что молитва вызывает у них лишь скуку и разочарование. Мне также приходилось слышать признания многих духовных наставников в том, что они оказываются беспомощными, когда им приходится обучать кого-либо молитвенной практике или, точнее, обучать тому, как обрести в молитве удовлетворение и переживание духовной наполненности.

> Это всегда меня удивляло, поскольку я полагаю, что научить людей молиться — достаточно просто. Дело не в некоей личной харизме, которой я якобы обладаю. Дело в тех очень простых идеях, которыми я руководствуюсь, когда молюсь сам и когда наставляю других. Во-первых, я исхожу из того, что молитва есть упражнение, которое по самой своей сути должно приносить удовлетворение и переживание духовной наполненности. Во-вторых, я утверждаю, что молитву нужно творить не головой, а сердцем, тогда она принесет вам радость и пользу. Большинство священников и монахов отождествляют молитву с мышлением. В этом их проблема.

> Мой друг, иезуит, однажды рассказал мне, как он обращался с просьбой посвятить его в искусство молитвы к индийскому гуру. Тот сказал: «Сконцентрируйся на дыхании». Мой друг выполнял это задание примерно пять минут. Затем гуру произнес: «Воздух, которым ты дышишь, и есть Бог. Ты вдыхаешь и выдыхаешь Бога. Всё, что тебе нужно, — постоянно осознавать это». Мой друг, осмыслив слова гуру с позиций теологии, последовал совету. Спустя какое-то время он, к своему удивлению, обнаружил, что молиться так же просто, как вдыхать и выдыхать воздух. Благодаря этому упражнению он обрел глубокое удовлетворение и такую духовную поддержку, которой не получал за многие годы в течение долгих часов, проведенных в молитве.

>  Упражнения, предложенные мною в данной книге, по сути, очень близки к тому, что говорил упомянутый выше индийский гуру, которого я никогда не видел и о котором ничего больше не слышал. У меня есть еще ряд идей по поводу молитвы, но ими я поделюсь, когда буду описывать сами упражнения; я поясню, почему эти идеи составляют основу упражнений.

>  Я часто использую данные упражнения, когда работаю с группами, которые называю группами молитвы, или более точно — группами созерцания. Вероятно, то, что я сейчас скажу, противоречит общепринятым представлениям, — существует такая вещь, как групповое созерцание. И на самом деле в определенных обстоятельствах лучше практиковать созерцание не в одиночку, а в группе. В книге я описываю упражнения в той форме, в какой они применяются мною в процессе групповой работы. Если вы решили вести группу созерцания и собираетесь использовать эту книгу, всё, что вам нужно, — обратиться к описанию того или иного упражнения и вслух прочитать его членам группы, давая им возможность следовать указаниям, которые вы зачитываете. Очевидно, читать нужно медленно, с паузами, особенно в тех местах, которые обозначены в тексте многоточием.

>  Конечно, чтение книги вслух не сделает вас хорошим руководителем группы созерцания. Вы должны обладать определенным опытом. Сперва вам придется испробовать на себе то, чему вы будете учить других. К тому же вам понадобятся некоторые навыки духовного наставничества. Книга не может заменить личный духовный опыт. Но она послужит хорошим толчком и, конечно, принесет пользу как вам лично, так и вашей группе. Я постарался исключить упражнения, которые необходимо выполнять под контролем специалиста, обладающего большим практическим молитвенным опытом. Упражнения, которые при невнимательном к ним отношении могут причинить вред, выделены мною отдельно, при этом я рассказываю, как избежать возможной опасности.

> Я посвящаю эту книгу святой Деве Марии, которая всегда являлась для меня объектом созерцания. Убежден, что только благодаря Ее заступничеству я сам и те, кого я наставлял в молитве, смогли снискать милость Божью. Мой первый совет: если вы хотите преуспеть в практике созерцания, ищите покровительства Девы Марии и проси́те Ее заступничества. Благодаря Деве Марии на вас снизойдет Святой Дух, точно так же, как это происходило при Благовещении и на Пятидесятницу, когда Она молилась с апостолами. Если Она будет молиться за вас и вместе с вами, вы, без сомнения, будете счастливы.

> Осознание

> Упражнение 1: Сокровище безмолвия

>  «В безмолвии — величайшее откровение», — говорит Лао-Цзы. Мы полагаем, что откровение содержится в Писании. Так оно и есть. Однако сейчас я хочу, чтобы вы получили откровение, которое сокрыто в безмолвии.

>  Чтобы постичь откровение, которое содержится в Писании, нужно раскрыться навстречу Писанию. Чтобы постичь откровение, сокрытое в безмолвии, следует раскрыться для безмолвия. Давайте попробуем это сделать при помощи первого упражнения.

>  Пусть каждый примет удобную позу. Закройте глаза.

>  Сейчас я собираюсь пригласить вас побыть в тишине в течение десяти минут. Сначала постарайтесь достичь тишины — той глубины внутреннего безмолвия, которая только возможна для сердца и ума. И, достигнув безмолвия, раскройтесь навстречу откровению, которое оно несет.

> Через десять минут я попрошу вас открыть глаза и рассказать, что вы делали и что вы при этом испытывали.

. . . . . . . . . .

 > Сообщая нам о том, что с вами происходило, расскажите, какие усилия вы прилагали, чтобы достичь внутреннего безмолвия, и насколько это у вас получилось. Если сможете, опишите свое состояние. Что вы испытывали? Что вы чувствовали и о чём думали во время упражнения?

>   Опыт, получаемый людьми в процессе выполнения этого упражнения, бесконечно разнообразен. Некоторые обнаруживают, к своему удивлению, что им не удается погрузиться в безмолвие; они не могут прекратить блуждание ума или утишить смятение чувств в сердце. Другие подходят к самому порогу безмолвия, однако в какой-то момент их охватывает паника, и они возвращаются обратно. Воистину, безмолвие может быть пугающим.

>   Возможная неудача  не повод для того, чтобы сдаться. Убедиться в том, что мысли блуждают, — уже откровение, не правда ли? Знать об этом теоретически — мало. Вам потребуется некоторое время, чтобы испытать блуждание своего ума и осознать, как именно он блуждает. Именно это становится откровением.

>   Есть еще нечто такое, что должно вас подбодрить. Сам факт того, что вы осознали блуждание своего ума, свое душевное смятение, свою неспособность пребывать в покое, доказывает, что в действительности в вас есть хотя бы проблеск безмолвия, — по крайней мере, этого безмолвия достаточно, чтобы вы могли осознавать всё вышеупомянутое.

>  Закройте глаза и осознавайте блуждание своего ума . . . в течение двух минут . . .
> Затем ощутите безмолвие, которое дает вам возможность осознавать блуждание ума . . .

>  <Именно на этом минимальном безмолвии, которое есть у вас внутри>, мы будем строить все последующие упражнения. Погружаясь в безмолвие всё глубже и глубже, вы будете всё больше и больше познавать себя.

>  Точнее говоря, вы обретете себя в безмолвии. Таково откровение — вам откроется ваше истинное Я. {... silence will reveal yourself to you. That is its first revelation: your self.} Это откровение даст вам то, чего не купишь ни за какие деньги, — мудрость, спокойствие, радость, Бога.

>   Если вы действительно желаете получить всё это, не следует ограничиваться одними разговорами. Необходима внутренняя работа. Так что прямо сейчас беритесь за дело.

>  Закройте глаза.
>  Погружайтесь в безмолвие в течение пяти минут.
. . .

>  Заканчивая упражнение, спросите себя, удалось ли вам достичь успеха на этот раз.
>  Открыло ли вам Безмолвие нечто такое, чего вы не заметили при первой попытке?

>  Не ищите в безмолвии ни вдохновения, ни виде́ний, ни каких-то сияющих огней. Вообще ничего не ищите. Ограничьтесь созерцанием того, что всплывает в вашем сознании. <Всё, как бы это ни было банально и обыденно, что таким образом открывается вам.>

>  Возможно, вы будете сознавать, что ваши руки холодные и липкие и что вам очень хочется сменить позу, или вы не ощутите ничего, кроме беспокойства о своем здоровье. Важно не содержимое вашего сознания, а сам процесс созерцания. Чем больше вы сосредоточены, тем глубже вам удастся погрузиться в безмолвие. И тогда вы почувствуете перемену. Вы обнаружите, что откровение есть нечто большее, чем знание. Откровение — это <энергия, непостижимая энергия>, ведущая к духовной трансформации.


 

Буду благодарен за материальную поддержку проекта.
Как это можно сделать, описано на странице messia.ru/pomoch.htm.

Вы можете материально поддержать проект "Христианское просвещение", разово или подписавшись на регулярные донаты. Как это можно сделать, описано на странице
www.messia.ru/pomoch.htm.
Прокомментировать или обсудить этот выпуск в соцсетях:
fb / tg / vk
Поделиться:
[эта возможность доступна только при просмотре выпуска на сайте]

messia.ru/r2/8/dmpb01_085_mv.htm

Архив рассылки, формы подписки —» messia.ru/r2/
Сайт "Христианское просвещение" —» messia.ru

 »Тг-канал сайта«
»Страничка сайта вКонтакте« / »Страничка сайта в facebook«

Буду рад прочитать Ваши мнения о представляемых в рассылке текстах —
в письме, в icq или в соцсетях. Постараюсь ответить на вопросы.


Божьего благословения! 
редактор-составитель рассылки
Александр Поляков, священник
(запасной адрес: alrpol0@gmail.com)
<= предыдущий выпуск о молитве
<= предыдущий выпуск о внутреннем мире 
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»