=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

№06   11 марта 2002г.   Размышление Н.Бердяева - о вере и знании

> Почему мы знаем этот видимый, эмпирический мир, в мир же иной, мир невидимый мы только верим? Почему бытие этого мира кажется нам таким несомненным, таким принудительным, бытие же мира иного кажется сомнительным и необязательным? Актом нашей умопостигаемой воли, в таинственной глубине бытия, до времени, предмирно совершили мы избрание этого мира, поверили в него, определили себя к бытию в данной действительности, связались с этим миром тысячами нитей. Воля наша избрала данный нам в опыте мир, "этот" мир, объектом своей любви, и он стал для нас принудителен, стал навязчив. "Поверив" в этот мир, мы стали "знать" его; от силы веры нашей в этот мир знание наше этого мира стало обязательным и твердым. От мира же иного воля наша отвернулась, наша вера в иной мир или слаба, или совсем отсутствует, поэтому мы не знаем иного мира, наше отношение к нему необязательно и непринудительно. Разгадки двойственности мира этого и мира иного, вещей видимых и вещей невидимых нужно искать в тайне нашей умопостигаемой воли. Мы видим и знаем то, что полюбили и избрали, а то, от чего отпали, что отвергли, то перестаем видеть и знать. Лишь новым актом избрания, лишь новым актом любви можно сделать невидимые вещи видимыми и узнать их. Воля наша связала себя с так называемой "действительностью", и всё в этой действительности кажется нам достоверным и твердым. Все же относящееся к забытым, иным мирам кажется нам зыбким, неопределенным, проблематическим, сомнительным; с мирами иными у нас нити порваны, воля наша отвращена от этих сфер бытия. Так тверда наша вера в этот мир, что наше отношение к этому миру принимает форму принуждающую, обязывающую, связывающую, т.е. форму знания. Мы не говорим уже, что верим в видимые вещи, мы знаем их; все, что к ним относится, обладает доказательной силой. Только о мире вещей невидимых говорим мы, что верим в них, а не знаем их, т.е. свободно избираем их или не избираем. Для данного мира действительности, мира видимого, объекта знания, волевой акт свободного избрания, т.е. акт веры, уже совершен, совершен в таинственной глубине бытия; для мира же иного, мира невидимых вещей, мы вновь должны совершить акт свободного волевого избрания, избрания того мира предметом своей любви, т.е. акт веры. Мир невидимых, нами утерянных вещей дается нам лишь вольным подвигом отречения, лишь риском и опасностью веры. Для обличения мира невидимых вещей нужна активность всей человеческой природы, общее ее напряжение, а не активность одного лишь интеллекта, как то мы находим в знании мира видимого. Знание этого мира основано на исконной и исключительной вере в него; знание мира иного предполагает прежде всего отречение от этой исключительной и исконной веры и свободную веру в иной мир.

> Попробуем характеризовать еще с другой стороны психологическую противоположность знания и веры. Знание носит характер насильственный и безопасный, вера - свободный и опасный. В вере, в обличении невидимых вещей, в волевом избрании иных миров есть риск и опасность. В дерзновении веры человек как бы бросается в пропасть, рискует или сломать себе голову, или все приобрести. В акте веры, в волевой решимости верить человек всегда стоит на краю бездны. Вера не знает гарантий, и требование гарантий от веры изобличает неспособность проникнуть в тайну веры. В отсутствии гарантий, в отсутствии доказательного принуждения - рискованность и опасность веры, и в этом же пленительность и подвиг веры. Человек поверивший есть человек свободно дерзнувший, преодолевший соблазн гарантирующих доказательств. Требование от веры гарантий, даваемых знанием, представляется похожим на желание пойти ва-банк в азартной игре, предварительно подсмотрев карту. Вот это подсматривание карты, эта боязнь риска, эта неспособность к свободному дерзновению есть у всех подменяющих веру знанием, у всех согласных верить лишь с гарантией. Обеспечьте надежность результатов, гарантируйте, докажите, т.е. принудьте нас, - тогда поверим! Но тогда поздно уже будет поверить, тогда не нужно уже будет веры, тогда будет знание. В акте веры есть подвиг отречения, которого нет в акте знания; акт веры есть акт свободной любви, не ведающей доказательств, гарантий, принуждений. Я верю в Бога моего не потому, что доказано мне бытие Его, что принужден к принятию Его, что гарантирован я залогами с небес, а потому, что люблю Его. Я ставлю все на карту, рискую, отрекаюсь от благоразумной рассудочности. Потому только и получаю. Нужно совершить переизбрание, избрать новый объект любви, т.е. отречься от старой любви к данной действительности, уже мне гарантированной, мне навязанной, сбросить с себя ветхого человека и родиться к новой жизни в новой, иной действительности. Подмена же веры знанием в данных условиях мира есть отказ от свободного выбора, есть трусость перед опасностью, перед проблематическим, предпочтение гарантированного и безопасного, т.е. жизнь под принуждением данной природной действительности. Но, как увидим, и замена знания верой была бы отказом нести бремя мировой фактичности, с которой мы связаны по собственной вине. Знаменитое и непонятое выражение, приписываемое учителю церкви Тертулиану, - "credo quia absurdum est"{Верую - ибо нелепо (лат.).} - характеризует психологическую природу веры. Нужно рискнуть, согласиться на абсурд, отречься от своего разума, все поставить на карту и броситься в пропасть, тогда только откроется высшая разумность веры. Но до этого акта веры, до вольного отречения и согласия на все во имя веры не может открыться разумность веры, так как это было бы принудительным знанием. Нужно распластаться в акте веры, отречься от себя, тогда поднимаешься, тогда обретаешь высший разум. В вере индивидуальный малый разум отрекается от себя во имя разума божественного и дается универсальное, благодатное восприятие. В последней же глубине вера и знание - одно, т.е. обладание полнотой реального бытия.

[ Н.Бердяев. "ФИЛОСОФИЯ СВОБОДЫ", Гл. II. Вера и знание;
  http://www.krotov.info/berdyaev/1911/pil_sv02.html &
  http://i4j.net/forum/?f=00001&m=8793&s=i4J ]


Тому, у кого нет фактов, с которыми нужно считаться, легко быть простым и доступным". (К.Л.:ПХ4.2)

^архив рассылки^

=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

№07   12 марта 2002г.   Как спасти человека, не насилуя его свободу?

> Не меч и насилие, а вера побеждает, и эта вера — вера в Распятого и Воскресшего. Бог любит человека и распахивает перед ним Себя — в Иисусе. Бог отныне открылся до конца — как Иисус, которого каждый может произнести, каждый может призвать. Не один какой-то народ хочет спасти Бог, но всех людей, и каждому Он открыл Свое Царство — каждый может войти, получить прощения, получить дар Святого Духа. Может, не обязан; воскреснув, Иисус подарил человечеству свободу от небытия; вознесшись — подарил свободу от Самого Себя для встречи с Собой. Свобода неотделима от спасения — и поэтому не Иисус, а люди, обычные люди несут спасение, говорят о нём; людям свободно можно не поверить, а Иисусу теперь, после Воскресения, не поверить нельзя. Лишь тогда, когда о спасении внятно и чисто будет сказано всем, Иисус вернётся — на этот раз во славе Отца, вернётся, чтобы судить и преобразить не только отдельных людей, но всё человечество.

> Распятие, Воскресение и Вознесение решают неразрешимую логикой загадку: как спасти человека, не насилуя его свободу величием Божиим. До сих пор Бог открывался как Тот, с Кем нельзя спорить. Теперь Бог открылся как Тот, Кого можно отвергнуть, можно распять и убить — а можно принять. Ад, о котором говорили как о месте серости, месте вечных мук, о котором Сам Иисус говорил как о куче огня, теперь — после огня Пятидесятницы — потерял все свое “демоническое величие” и видно: ад — просто место, где нет Христа, где нет веры, это просто свалка для прячущихся от Бога. Бог никого не убивает, и ад — всего лишь место, где можно свободно и бесконечно долго пытаться убить в себе Бога, мучаясь и проклиная все на свете. Само Воскресение остаётся недоказуемым, чтобы человек остался свободным отвергнуть или принять Воскресшего. Смерть Иисуса делает каждого из нас свободным верить или не верить. Воскресение — свободным жить с Богом и человечеством или прозябать в холодном огне одиночества.

[ www.krotov.info/yakov/past/01/Gospel.html#свободу ]

-=* Бог исполняет желания верующих и атеистов. То Он есть, то Его нет. (С.Е.Лец) *=-

^архив рассылки^

=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

№08   13 марта 2002г.   Христианская мораль

>... Люди часто думают о христианской морали как о сделке. Бог говорит: "Если вы выполните столько-то правил, я награжу вас. А если вы не будете их соблюдать, то поступлю с вами иначе". Я не думаю, что это самое лучшее толкование христианской морали. Скорее, делая выбор, вы чуть-чуть преобразуете основную, истинную часть самого себя, ту часть, которая ответственна за выбор, во что-то новое. Если взять всю вашу жизнь, со всеми бесчисленными выборами, то окажется, что вы медленно обращали эту главную часть либо в небесное, либо в адское существо; либо в такое, которое пребывает в гармонии с Богом, с другими, себе подобными созданиями, и с самим собой, либо в иное, пребывающее и с Богом, и с себе подобными, и с собою - в состоянии войны. Относиться к первой категории - значит быть на небе, то есть вкушать радость и мир, обретать знание и силу. Быть же существом другой категории, второй, - значит терзаться безумием и страхом, страдать от гнева, бессилия, вечного одиночества. Каждый из нас в каждый миг своей жизни движется либо в том, либо в другом направлении.

> Так объясняется одна особенность, которая постоянно озадачивала меня у христианских авторов: то они кажутся крайне строгими, то - чересчур снисходительными, либеральными. Они говорят о грешных мыслях с невероятной серьезностью; а затем, перейдя к самым страшным убийцам и предателям, вдруг скажут: стоит им только раскаяться, и они получат прощение. Позднее я понял, что они правы. Ведь они думают о той зарубке, которую оставляет каждый наш поступок на крошечной, но главной части человеческого "я"; никто в этой жизни его не видит, но все мы будем им терзаться или, наоборот, радоваться ему вечно. Один человек занимает такое положение, что его гнев приведет к кровопролитию и гибели тысяч; другой - такое, что, каким бы гневом он ни пылал, над ним будут только смеяться. Однако маленькая зарубка на внутреннем "я" может быть одинаковой у обоих. Каждый из них причинил себе вред, и если он не покается, то в следующий раз ему будет еще труднее противиться искушению гнева, гнев его будет все яростнее. Однако если каждый из них всерьез, по-настоящему обратится к Богу, то сумеет выпрямить вывих, который исказил его внутреннее "я"; и каждый из них обречен, если этого не сделает. Масштабы поступка, как они видятся со стороны, роли не играют.

> И еще одно, последнее. Помните, я говорил, что правильное направление ведет не только к миру, но и к знанию? По мере того как человек становится лучше, он яснее видит то зло, которое еще остается в нём; становясь же хуже, меньше замечает его в себе. Умеренно плохой человек знает, что он не очень хорош, тогда как человек, насквозь испорченный, полагает, что с ним всё в порядке. О том, что это так, говорит нам здравый смысл. Вы понимаете, что значит спать, когда бодрствуете, а не когда спите. Вы заметите арифметические ошибки, когда голова ваша работает четко и ясно: делая ошибки, вы их не замечаете. Вы можете понять природу опьянения только трезвым, а не когда пьяны. Хорошие люди знают и о добре, и о зле; плохие не знают ни о том, ни о другом.

[ К.С.Льюис "Просто христианство",
  кн.3, гл.4 ("Мораль и психоанализ");
  в 8-томнике - т.1, стр.93-4 ]

-=* "Кто только на себя надеется - глуп, :: а спасётся тот, кто ходит путями мудрости". (Пр28:26) *=-

^архив рассылки^

=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

№09   14 марта 2002г.   C.S.L. "Бог инкогнито"

> ... Почему Бог сходит на оккупированную территорию инкогнито и основывает своего рода тайное общество, чтобы одолеть дьявола? Почему Он не сходит в силе, чтобы ее завоевать? Может быть, Он недостаточно силен? Что ж, христиане считают, что Он и сойдет в силе, только мы не знаем, когда. Однако мы можем догадываться, почему Он медлит. Он хочет, чтобы мы стали на Его сторону добровольно. Я не думаю, что мы с вами отнеслись бы с большим уважением к тому французу, который прождал бы, пока армии союзных держав оккупируют Германию, и только тогда заявил бы, что он - на нашей стороне.

> Бог завоюет этот мир. Но мне интересно, понимают ли те люди, которые просят у Бога открытого и прямого вмешательства в наши дела, что произойдет, когда это случится. Ведь это будет конец мира. Когда автор выходит на сцену, это значит, что спектакль окончен.

> Бог собирается завоевать этот мир; но какая для вас будет польза говорить, что вы на Его стороне, когда на ваших глазах будет плавиться и исчезать Вселенная? Что-то, о чем вы никогда не задумывались, войдет в наш мир, сокрушая всё на своем пути. Оно столь прекрасно для одних, ужасно - для других, что ни у кого уже не останется никакого выбора. На этот раз Бог придет не инкогнито, а в такой силе, что в каждом вызовет либо непреодолимую любовь, либо непреодолимый ужас. Но выбирать, на чьей вы стороне, будет слишком поздно. Бессмысленно говорить, что вы лучше ляжете, когда встать уже невозможно. Это не будет время выбора; это будет время, когда нам станет ясно, чью сторону мы избрали, независимо от того, сознавали мы это или нет. Сейчас, сегодня, в этот самый миг у нас еще есть возможность сделать правильный выбор. Бог медлит, чтобы предоставить ее нам. Но это не будет длиться вечно. Мы должны принять ее или отвергнуть.

[ К.С.Льюис, ПХ 2.5 ]

-=* "Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа". (Пр.19:3) *=-

^архив рассылки^

=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

№10    15 марта 2002г.   Платье невидимого Царя

*> "Естественно, народ почитал Иоанна гораздо выше Христа", - пишет Златоуст. "Естественно" - потому что человеку естественно встречать по одежке, а власяница Предтечи явно была внушительнее одежды провинциального работяги. Так замечательная способность человека познавать мир оборачивается против Создателя мира. Нужно быть ребенком, чтобы увидеть: невидимого платья не существует. И нужно быть вдвойне ребенком, чтобы увидеть, что всё видимое - лишь платье невидимого Царя.

[ Опубл. на сайте www.krotov.info
11/11/01 (рубрика "Новое о Христе")* ]

-=* "Кто только на себя надеется - глуп, :: а спасётся тот, кто ходит путями мудрости". (Пр.28:26) *=-

^архив рассылки^

=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

№11   16 марта 2002г.   Придется просить Божьей помощи...

> Мы можем быть уверены в том, что совершенного целомудрия, как и совершенного милосердия, не достигнуть одними человеческими усилиями. Придется попросить Божьей помощи. Даже после того, как вы ее попросили, вам долго может казаться, что вы этой помощи не получаете или получаете мало. Не падайте духом; всякий раз, когда оступитесь, просИте прощения, собирайтесь с духом и делайте новую попытку. Очень часто Бог поначалу дает не самую добродетель, а силы на всё новые и новые попытки. Какой бы важной добродетелью ни было целомудрие (как храбрость, или правдивость, или любое другое достоинство), самый процесс развивает в нас такие душевные навыки, которые еще важнее. Этот процесс освобождает нас от иллюзий и учит во всём полагаться на Бога. Мы учимся тому, что не можем положиться на самих себя даже в наши лучшие моменты; тому, что при самых ужасных неудачах не надо отчаиваться, ибо они прощены. Единственной роковой ошибкой было бы успокоиться на том, какие мы есть, и не стремиться к совершенству.

[ К.С.Льюис, "ПХ" 3.5 (в 8-томнике - 1.101) ]


"Тому, у кого нет фактов, с которыми нужно считаться, легко быть простым и доступным". (К.Л.:ПХ4.2)

^архив рассылки^


=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

№12   17 марта 2002г.   Человеческое достоинство и достоинство Бога

* 4 марта ст.ст., вс - Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье.
на литургии: Рим.13:1-14; Мф.6:14-21.

>... надо помнить, что человек - не пресмыкающееся, что мы стоим во всём достоинстве нашего человечества. Мы для Бога значим очень много. Когда Он нас творил, Он нас возжелал. Он нас сотворил, не просто по власти Своей введя нас в жизнь, чтобы мы маялись и в какой-то день предстали перед судом; Он нас сотворил по любви. Его зов, приведший нас к жизни, это зов стать во веки вечные Его друзьями; Он нас призывает стать родными Ему, детьми, сыновьями, дочерьми Его, стать по отношению к Нему такими же близкими, дорогими, как Единородный Сын Его Иисус Христос, стать местом вселения Святого Духа, приобщиться Самому Божеству. И если ставить вопрос о том, как расценивает Бог человека, который от Него отпал, ответ такой простой и такой страшный: цена человека в глазах Божиих - это вся жизнь, всё страдание, вся смерть Иисуса Христа, Сына Его, ставшего человеком. Вот что мы для Бога значим. И поэтому мы не смеем стоять перед Богом, будто мы рабы, будто мы наемники, клянча, моля, пресмыкаясь; мы должны научиться стоять перед Ним с сознанием своего достоинства и говорить Богу, как сын или дочь говорит с отцом, которого уважает, но и кого отец уважает, чье достоинство для отца значит очень много.

> И поэтому, когда мы обращаемся с мольбой к Богу о том, чтобы то или другое случилось, или тот или другой ужас миновал, мы должны думать о том, соответствует ли это нашему человеческому достоинству и достоинству Бога. Это очень важно. В молитве можно всё сказать Богу, просить Его о самом малом, как будто ничтожном, потому что для любви нет великого и малого; но есть достойное или недостойное человека. Мы не можем молить Бога о том, чтобы Он нам помог сделать что бы то ни было, что унизит наше человеческое достоинство, но мы можем просить Его о помощи в самом мелком, самом малом, потому что самое малое, самое, как будто, ничтожное, может иметь громадное значение. Ведь песчинка может ослепить человека, маленькая деталь жизни может открыть перед ним возможности или закрыть перед ним возможности жить, вырасти в меру своего человечества. Поэтому каждый из нас должен задуматься: кто он для Бога, кто он перед собой - и молиться достойно своего величия, своего великого призвания, и любви Божией, и величия Божия.

[ митр. Сурожский Антоний,
  цикл радиобесед "Попробуем молиться Богу истиной..." (8),
  в кн.: "Может ли еще молиться совр. человек?..", Клин, 1999,
  стр. 118-119 ]


"<Братья,> ... настал час вам пробудиться от сна, наше спасение теперь ближе
к нам, чем тогда, когда мы только обрели веру". (Рим.13:11)

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»