****************************************************************************
Subject: цд (45) -22/4/02- ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА (3)
****************************************************************************
                          !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*!

*   9  апреля  ст.ст.,  пн  --  церк.  чтения:  Ис.48:17-49:4;  Быт.27:1-41;
                                                Пр.19:19-25.

(Продолжение предыдущего отрывка...)
> <...> в конечном счете, пост состоит в одном: в том, чтобы испытать голод,
> алкать,  и  это  значит  -  достичь  предела  той жизни в нас, что зависит
> всецело  от  пищи,  и,  взалкав,  открыть,  что  эта  зависимость  не есть
> последняя  истина  о  человеке, что сам голод есть, прежде всего, духовное
> состояние  и что на последней глубине своей он есть алкание Бога. В ранней
> Церкви  пост  означал  совершенное  воздержание  от  пищи,  т.е. состояние
> голода,  доводящее  тело  до крайнего предела. <....> без соответствующего
> духовного  усилия,  без  укрепления  себя  Божественной  Реальностью,  без
> сознания   своей  совершенной  зависимости  от  Бога  и  только  от  Бога,
> физический   пост   станет   на   самом  деле  самоубийством.  <....>  Всё
> великопостное   богослужение   постоянно   напоминает  нам  о  трудностях,
> препятствиях  и  искушениях, которые встают перед тем, кто рассчитывает на
> собственные силы, а не на Бога.
> 
> Вот  почему  нам  необходима духовная подготовка для постного подвига. Она
> состоит  в  том,  чтобы, во-первых, просить помощи Божией, а, во-вторых, в
> том,  чтобы  весь наш постный подвиг был сосредоточен на Боге, устремлен к
> Нему.  Мы  должны поститься ради Бога. Мы должны ощутить Его присутствие в
> нашем  теле,  которое становится Его храмом. Поэтому и к телу, и к еде, ко
> всему  образу  жизни  нашей, мы должны относиться с религиозным уважением.
> Всего  этого надо достичь еще до начала поста, чтобы к началу самого поста
> мы были духовно вооружены, предвидя духовную борьбу и победу.
> 
> И  вот  наступает сам пост. Согласно тому, что было сказано выше, его надо
> исполнять  на  двух  уровнях: на уровне, во-первых, аскетического поста; а
> во-вторых  -  совершенного. Аскетический пост состоит в сильном сокращении
> пищи,  так  чтобы постоянное состояние некоторого голода переживалось нами
> как  память  о  Боге  и поддерживало постоянное усилие хранить эту память.
> Всякий,  кто  исполнял  такой  пост  -  хотя  бы немного - знает, что этот
> аскетический  пост,  вместо того, чтобы ослаблять, создает в нас известную
> легкость,  собранность,  трезвость,  радость  и  чистоту. Пища принимается
> действительно,  как  Божий  дар.  Мы постоянно направлены в тот внутренний
> мир,  который  необъяснимо  сам  питает  нас.  Мы не будем обсуждать здесь
> количество  и  качество  пищи, распределение ее в течение дня во все время
> аскетического поста; всё это зависит от наших индивидуальных возможностей,
> от  условий  нашей  жизни.  Но  принцип  ясен:  это  постоянное  состояние
> полуголода,   "отрицательная"  природа  которого  преображается  молитвой,
> памятью о Боге, вниманием и сосредоточенностью в положительную силу. Тогда
> как   продолжительность   совершенного   поста   необходимо   ограничивать
> соответственно  с  Евхаристией,  к  которой  он  нас  готовит. В настоящих
> условиях  нашей  жизни  это, прежде всего, день перед совершением Литургии
> Преждеосвященных  Даров.  Постимся  ли  мы  с  раннего  утра  или только с
> полудня,  главная  цель  этого  поста  -  провести  этот  день в ожидании,
> надежде,    "алчущи"    насытиться    Самим    Господом.    Это   духовная
> сосредоточенность  на  ожидаемом, на том даре, который мы должны получить,
> ради которого мы готовы отказаться от всех других даров. 
                [ Александр Шмеман. ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Гл. 5;
                  Париж, 1986, стр. 141-4;
                  www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_20.html ]
(продолжение следует!)

 
"Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом". (Пр.19:21)

^архив рассылки^

****************************************************************************
Subject: цд (46) -23/4/02- ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА (4)
****************************************************************************
                          !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*!

* 10 апреля ст.ст., вт -- церк. чтения: Ис.49:6-10; Быт.31:3-16; Пр.21:3-21.

Вот уже последняя седмица Великого Поста.

(Продолжение предыдущего отрывка...)
> <..>  сколь  бы  ни  был  ограничен  наш пост, если это настоящий пост, он
> поведет к искушениям, к слабости, к сомнениям и к раздражительности. Иными
> словами, он будет борьбой, в которой мы, вероятно, не раз будем побеждены.
> Но  если  пост наш, по существу своему, настоящий, то тут и обнаруживается
> наша жизнь во Христе, жизнь борьбы и подвига. Вера, не победившая сомнений
> и  искушений,  редко  бывает  настоящей  верой. Возрастание в христианской
> жизни, увы, невозможно без горького опыта ошибок и падений. Как часто люди
> начинают  поститься  с  энтузиазмом,  но  отпадают после первой неудачи. Я
> сказал  бы,  что настоящее испытание веры наступает после первого падения.
> Если  после  такой  неудачи, уступив своему голоду и страстям, мы начинаем
> всё снова, не обращая внимания на то, сколько ошибок мы совершили, то рано
> или  поздно  наш  пост принесет духовные плоды. Между святостью и цинизмом
> разочарования  находится  великая  и  божественная  добродетель терпения -
> прежде   всего,  терпения  по  отношению  к  самому  себе.  Не  существует
> сокращенных  путей  к  святости, мы должны заплатить полную цену за каждый
> шаг,  за  каждую ступень. Поэтому лучше и безопаснее начинать с минимума -
> только  слегка  выше  наших  естественных  возможностей  -  и  мало-помалу
> усиливать  пост,  чем  сразу,  в  начале поста вознестись слишком высоко и
> затем разбиться, падая назад на землю.
> 
> Итак,  от  символического  и  номинального  поста,  мы  должны вернуться к
> настоящему  посту.  Пусть  он  будет  ограниченный  и  скромный,  но  зато
> последовательный  и  серьезный.  Надо  честно  оценить  свои  духовные   и
> физические  возможности и способности и действовать соответственно с ними,
> не  забывая  в  то  же  время,  что,  постясь,  надо  не  страшиться своих
> ограниченных   способностей,   а   видеть   в   своей  жизни  божественное
> доказательство  того,  что  невозможное  для  человека  -  возможно  Богу.
                [ Александр Шмеман. ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Гл. 5;
                  Париж, 1986, стр. 144-5;
                  www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_20.html ]


 
"Кто любит веселье, не знает достатка,| кто любит вино да умащения - не разбогатеет". (Пр.21:17)

^архив рассылки^

****************************************************************************
Subject: цд (47) -24/4/02- богослужебное *сегодня* (1)
****************************************************************************
                              !ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*!

*  11  апреля  ст.ст., ср -- церк. чтения: Ис.58:1-11; Быт.43:26-31;45:1-16;
                                           Пр.21:23-22:4.

> <…>  Вспоминая  события  жизни  Спасителя,  Церковь часто, если не всегда,
> заменяет  прошедшее  время  - настоящим. Так, в день Рождества Христова мы
> поем:  "Дева  днесь (сегодня)... рождает..."; в Великую Пятницу: "днесь Он
> (Христос)  стоит  перед  Пилатом...";  в  Вербное Воскресенье: "_днесь_ Он
> приходит  в  Иерусалим..."  Что же означает эта перестановка времени , это
> богослужебное _сегодня_?
> 
> Огромное   большинство  церковных  людей  понимают  это  как  риторическую
> метафору,  поэтическое  образное  выражение.  Современный  подход        к
> богослужению  либо рационалистичен, либо сентиментален. Рационалистический
> подход   сводит  смысл  богослужения  к  _идеям_.  <...>  Для  этого  рода
> богословия   богослужение   в  лучшем  случае  сырой  материал  для  чисто
> интеллектуальных  определений.  То,  что  в  богослужении  не  может  быть
> определено  как  интеллектуальная  реальность,  называется "поэзией", т.е.
> чем-то,  что  не  должно приниматься всерьез. А так как ясно, что события,
> вспоминаемые  Церковью,  относятся к прошлому, то богослужебному _сегодня_
> не придается серьезного значения.
> 
> _Сентиментальный_     подход    является    результатом    индивидуального
> эгоцентричного   благочестия,   которое   во   многих   отношениях  служит
> противовесом  интеллектуальному  богословию.  Для  такого рода благочестия
> богослужение  служит  полезной  рамкой  для  личной молитвы, вдохновляющим
> фоном,  цель  которого  -  "согреть"  наше  сердце и направить его к Богу.
> Содержание и значение служб, богослужебные тексты, обряды и действия здесь
> имеют   второстепенную   важность;  они  полезны  и  соответствуют  своему
> назначению,   поскольку  они  заставляют  меня  молиться!  Таким  образом,
> богослужебное _сегодня_ растворяется здесь, как и все другие богослужебные
> тексты,   в   какой-то   недифференцированной,  благочестиво  вдохновенной
> молитве.

> Благодаря  долгой поляризации нашего церковного сознания между этими двумя
> "подходами",  очень  трудно  показать, что настоящее богослужение не может
> сводиться  ни  к  одному  из  этих  "подходов"  -  ни к идеям, ни к личной
> молитве.  Нельзя прославлять идеи! А про личную молитву разве не сказано в
> Евангелии:  "...  когда  молишься,  войди в комнату свою и, затворив дверь
> твою,  помолись  Отцу твоему, Который втайне..." (Матф.6,6). Самое понятие
> богослужебного  воспоминания  подразумевает  одновременно  и  определенное
> событие,  и  нашу общую, соборную реакцию на него. Совершение богослужения
> возможно, только если люди собираются вместе и, побеждая свое естественное
> разъединение  и  обособленность,  реагируют  как  одно  тело,  как  единая
> личность  на какое-либо событие (приход весны, свадьбу, похороны, победу и
> т.п.).  Естественное  чудо  всякого празднования заключается именно в том,
> что оно преодолевает, трансцендирует, хотя бы на время, как просто "идеи",
> так и индивидуализм. Действительно, во время богослужения забываешь самого
> себя  и  соединяешься  с другими особенным, только этому единству присущим
> образом.  <...>
                [ Александр Шмеман. ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Гл. 4;
                  Париж, 1986, стр. 117-9;
                  www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_19.html ]
(продолжение следует!)
 
Господь говорит: "Вот какой пост угоден Мне:| разреши оковы неправды,| развяжи узы ярма,| угнетенных отпусти на свободу,| расторгни всякое ярмо;| раздели с голодным хлеб твой,| скитающихся бедных введи в дом;| когда увидишь нагого, одень его,| от единокровного твоего не скрывайся". (Ис.58:6-7)

^архив рассылки^

****************************************************************************
Subject: цд (48) -25/4/02- богослужебное *сегодня* (2)
****************************************************************************
                          !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*!

*   12   апреля   ст.ст.,  чт  --  церк.  чтения:  Ис.65:8-16;  Быт.46:1-7;
                                                   Пр.23:23-24:5.

(продолжение предыдущего отрывка)
> <…>  Вспоминая  события  жизни  Спасителя,  Церковь часто, если не всегда,
> заменяет   прошедшее  время  -  настоящим.  <....>  Что  же  означает  эта
> перестановка времени , это богослужебное _сегодня_?
> 
> Огромное   большинство  церковных  людей  понимают  это  как  риторическую
> метафору,  поэтическое  образное  выражение.  <.....>  так  как  ясно, что
> события,  вспоминаемые  Церковью,  относятся к прошлому, то богослужебному
> _сегодня_ не придается серьезного значения.
> 
> <.....>    Самое   понятие   богослужебного   воспоминания   подразумевает
> одновременно  и  определенное  событие,  и нашу общую, соборную реакцию на
> него. Совершение богослужения возможно, только если люди собираются вместе
> и, побеждая свое естественное разъединение и обособленность, реагируют как
> одно  тело,  как  единая  личность  на  какое-либо  событие (приход весны,
> свадьбу,  похороны, победу и т.п.). Естественное чудо всякого празднования
> заключается именно в том, что оно преодолевает, трансцендирует, хотя бы на
> время,  как  просто  "идеи",  так и индивидуализм. Действительно, во время
> богослужения  забываешь  самого  себя  и соединяешься с другими особенным,
> только  этому  единству  присущим  образом.  Каково  же в свете сказанного
> значение  богослужебного  _ныне_  (сегодня), которым Церковь вводит нас во
> все события? В каком смысле события прошлого вспоминаются _ныне_?
> 
> Без  преувеличения  можно  сказать,  что  вся жизнь Церкви составляет одно
> непрерывное   поминовение   и  воспоминание.  В  конце  каждой  службы  мы
> перечисляем  имена святых, "память которых мы совершаем". Прежде же всего,
> сама  Церковь  есть  _воспоминание_  _Христа_.  С чисто естественной точки
> зрения,  память  - способность двузначная. Вспоминать кого-нибудь, кого мы
> любили и кого больше нет, означает две вещи. С одной стороны, память - это
> гораздо  больше, чем просто знание того, что было. Когда я вспоминаю моего
> отца,  я вижу его; в моей памяти он сохраняется не как все то, что я о нем
> знаю,  но  как  живая  реальность.  В  то  же  время  эта самая реальность
> заставляет  меня  так  остро  чувствовать, что его больше нет, что никогда
> больше  на  этом свете, в этой жизни я не коснусь этой руки, которую я так
> ясно  вижу  в своей памяти. Таким образом, память - самая удивительная и в
> то  же  время  самая  трагическая изо всех человеческих способностей, т.к.
> ничто так не показывает нам ущербленную природу нашей жизни, невозможность
> для  человека  что-либо  действительно  хранить,  чем-нибудь действительно
> обладать  на  этом  свете. Память являет нам, что "смерть и время царят на
> земле".   Однако  именно  потому,  что  память  присуща  только  человеку,
> христианство  в  нём  имеет  свою основу, ибо в сердцевине его - память об
> одном  Человеке, об одном событии, об одной ночи, в глубине и тьме которой
> нам  было  сказано:  "Сие  творите  в Мое воспоминание". И вот, происходит
> чудо!  Мы  вспоминаем  Его, и Он здесь, не как туманный образ прошлого, не
> как  грустное  "никогда больше", но с такой силой присутствия, что Церковь
> может вечно повторять то, что сказали ученики после Его явления в Еммаусе:
> "... не горело ли в нас сердце наше?" (Лука 24,32).
                [ Александр Шмеман. ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Гл. 4;
                  Париж, 1986, стр. 117-20;
                  www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_19.html ]
(продолжение следует!)
 
"Приобретай истину и не растеряй * ни мудрости, ни воспитания, ни разума". (Пр.23:23) "Кто мудр, тот силен, * кто обладает знанием, тот могуч". (Пр.24:5)

^архив рассылки^

****************************************************************************
Subject: цд (49) -26/4/02- богослужебное *сегодня* (3)
****************************************************************************
                          !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*!

*  13  апреля  ст.ст.,  пт  --  церк.  чтения: Ис.66:10-24; Быт.49:33-50:26;
                                               Пр.31:8-31.

(продолжение предыдущего отрывка)
> <…>  Вспоминая  события  жизни  Спасителя,  Церковь часто, если не всегда,
> заменяет   прошедшее  время  -  настоящим.  <....>  Что  же  означает  эта
> перестановка времени , это богослужебное _сегодня_?
> <....>
> 
> Без  преувеличения  можно  сказать,  что  вся жизнь Церкви составляет одно
> непрерывное  поминовение  и  воспоминание.  <...>  Прежде  же  всего, сама
> Церковь  есть  _воспоминание_  _Христа_.  <.....>  Память  являет нам, что
> "смерть  и время царят на земле". Однако именно потому, что память присуща
> только  человеку,  христианство  в нём имеет свою основу, ибо в сердцевине
> его - память об одном Человеке, об одном событии, об одной ночи, в глубине
> и  тьме которой нам было сказано: "Сие творите в Мое воспоминание". И вот,
> происходит  чудо!  Мы  вспоминаем  Его,  и Он здесь, не как туманный образ
> прошлого,  не как грустное "никогда больше", но с такой силой присутствия,
> что  Церковь  может  вечно  повторять  то,  что  сказали ученики после Его
> явления в Еммаусе: "... не горело ли в нас сердце наше?" (Лука 24,32).
> 
> Природная  память  есть,  прежде всего, "присутствие отсутствия", ибо, чем
> более  тот,  кого  мы  вспоминаем,  "присутствует",  тем  острее  боль его
> отсутствия.  Но  во  Христе  память  вновь  получила  силу исцелять время,
> разорванное  грехом,  смертью, ненавистью и забывчивостью. И сердцем этого
> богослужебного  празднования,  этого  богослужебного  "_сегодня_" является
> именно эта новая память, имеющая власть над временем, и она стоИт в центре
> богослужебного  празднования  литургического  "днесь".  О, конечно, святая
> Дева  не  рождает  Младенца  сегодня,  никто  "фактически"  не стоИт перед
> Пилатом;  и, как "факт", события эти принадлежат прошлому. Но _сегодня_ мы
> творим  память этих фактов, Церковь и есть, прежде всего, дар и сила этого
> воспоминания,  которое  претворяет  факты  прошлого в вечно знаменательные
> события. Богослужебное празднование, таким образом, вновь вводит Церковь в
> событие,  и  это  значит  - не только в "идею" события, но в его радость и
> печаль,  в  его  живую,  конкретную  реальность.  Одно - знать, что, когда
> распятый  Христос возгласил: "Боже мой, Боже мой, для чего (вскую) Ты Меня
> оставил?"  -  Он  проявил Свой "kenosis", свое смирение. Но совсем другое,
> когда  мы  ежегодно, в единственную из всех Пятниц вспоминаем эти слова, и
> не  умствуя,  с полной уверенностью знаем, что, произнесенные однажды, они
> вечно  остаются  действенными,  так  что  никакая  победа и слава, никакой
> "синтезис"  никогда  не  изгладят  их.  Одно  - объяснять, что воскресение
> Лазаря было "уверением", т.е. удостоверением общего воскресения. Но совсем
> другое  -  творить  память день за днем, на протяжении целой недели, этого
> постепенного  приближения  встречи жизни и смерти, становиться частью его,
> видеть  собственными  глазами,  чувствовать  всем  своим существом то, что
> передают  нам  словА  апостола  Иоанна:  "Иисус...  восскорбел  духом и...
> прослезился"  (Иоанн 11,33-35). Для нас все это случается _сегодня_. Мы не
> были  тогда  в  Вифании,  у  гроба, вместе с плачущими сестрами. Мы только
> знаем  об  этом  из  Евангелия.  Но  сегодня в церковном богослужении этот
> исторический  факт  стал _событием_ для нас, для меня, силой в моей жизни,
> памятью,  радостью.  Богословие  не  может идти дальше "идеи", мысли. И, с
> точки  зрения  "идеи", смысла, зачем нужны эти долгие пять дней, когда так
> просто  сказать только: "чтобы подтвердить общее воскресение"? Но в том-то
> и  дело, что сама по себе эта фраза ничего не подтверждает. Действительное
> _подтверждение_ исходит  из  богослужения  этих  пяти дней, когда мы, как
> свидетели,  присутствуем при смертельной схватке жизни и смерти и начинаем
> не столько понимать, сколько соучаствовать и видеть, как Христос побеждает
> смерть.
                [ Александр Шмеман. ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Гл. 4;
                  Париж, 1986, стр. 117-22;
                  www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_19.html ]
(окончание завтра!)

"Как новое небо и новая земля,/ которые Я сотворю,|
 всегда будут пред лицом Моим, - говорит Господь, -/
      так будет и семя ваше и имя ваше". (Ис.66:22)

^архив рассылки^

****************************************************************************
Subject: цд (50) -27/4/02- богослужебное *сегодня* (4) + Лазарева суббота
****************************************************************************
                          !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*!

* 14 апреля ст.ст., сб -- Воскрешение прав. Лазаря (Лазарева суббота)
                          на литургии читается: Евр.12:28-13:8; Ин.11:1-45.
                          
                Душеполезную совершивше четыредесятницу,
                и святую седмицу страсти Твоея просим видети, Человеколюбче,
                еже прославити в ней величия Твоя
                и неизреченное нас ради смотрение Твое,
                единомудренно воспевающе: Господи, слава Тебе.
                          
(продолжение предыдущего отрывка)
> Без  преувеличения  можно  сказать,  что  вся жизнь Церкви составляет одно
> непрерывное  поминовение  и  воспоминание.  <...>  Прежде  же  всего, сама
> Церковь есть _воспоминание_Христа_. <.....> Память являет нам, что "смерть
> и  время  царят на земле". Однако именно потому, что память присуща только
> человеку,  христианство  в  нём  имеет свою основу, ибо в сердцевине его -
> память  об  одном  Человеке,  об одном событии, об одной ночи, в глубине и
> тьме  которой  нам  было сказано: "Сие творите в Мое воспоминание". И вот,
> происходит  чудо!  Мы  вспоминаем  Его,  и Он здесь, не как туманный образ
> прошлого,  не как грустное "никогда больше", но с такой силой присутствия,
> что  Церковь  может  вечно  повторять  то,  что  сказали ученики после Его
> явления в Еммаусе: "... не горело ли в нас сердце наше?" (Лука 24,32).
> 
> Природная  память  есть,  прежде всего, "присутствие отсутствия", ибо, чем
> более  тот,  кого  мы  вспоминаем,  "присутствует",  тем  острее  боль его
> отсутствия.  Но  во  Христе  память  вновь  получила  силу исцелять время,
> разорванное  грехом,  смертью, ненавистью и забывчивостью. И сердцем этого
> богослужебного  празднования,  этого  богослужебного  "_сегодня_" является
> именно эта новая память, имеющая власть над временем, и она стоИт в центре
> богослужебного  празднования  литургического "днесь". <....> Богослужебное
> празднование,  таким образом, вновь вводит Церковь в событие, и это значит
> -  не  только  в  "идею"  события, но в его радость и печаль, в его живую,
> конкретную   реальность. <.....>
> 
> Воскрешение  Лазаря,  изумительное празднование этой единственной субботы,
> уже  вне  Великого  Поста.  В  пятницу,  накануне,  мы поем: "Душеполезную
> совершив  четыредесятницу..."  ("закончив  полезный для души сорокадневный
> пост..."). В богослужебных терминах Лазарева Суббота и Вербное Воскресенье
> суть  уже  "предначинание Креста". Последняя неделя Великого Поста есть, в
> сущности,  непрерывное  предпразднество  этих  дней,  и потому - последнее
> откровение  значения Великого Поста. <..> Великий Пост - это приготовление
> к  Пасхе;  однако,  на самом деле, в нашей обычной и ставшей уже привычной
> жизни  это приготовление остается номинальным, отвлеченным. Великий Пост и
> Пасха  стоЯт  как  бы  рядом,  каждый  на  своем  месте, но без настоящего
> понимания  их  связи  между  собою  и зависимости друг от друга. Даже если
> Великий  Пост не рассматривается всего лишь как время исполнения ежегодных
> обязанностей исповеди и причастия - раз в год! - его все-таки почти всегда
> воспринимают как индивидуальный, на себя обращенный личный подвиг. Другими
> словами,  что  действительно  отсутствует в обычном опыте Великого Поста -
> это  именно  физическое  и духовное усилие, направленное на наше участие в
> "сегодня"   Христова  Воскресения,  направленное,  иными  словами,  не  на
> отвлеченную  мораль,  не на стремление к личному исправлению или обузданию
> страстей,  и  даже  не  на  личное  самосовершенствование, но на участие в
> высшем  и  всеобъемлющем  _сегодня_  Христа.  Христианская  духовность, не
> направленная  к этой цели, рискует стать псевдо-христианской, потому что в
> конечном  счете  она  обращена  на  себя,  а не на Христа. Опасность здесь
> состоит  в том, что когда "храмина" сердца очищена, убрана, освобождена от
> нечистого  духа,  жившего  в  ней,  она  остается  пуста,  и  нечистый дух
> возвращается,  взяв... "с собой семь других духов, злейших себя, и вошедши
> живут  там;  и  бывает  для  человека  того  последнее хуже первого" (Лука
> 11,26). В этом мире все, даже "духовность", может быть от диавола. Поэтому
> так важно восстановить значение и нарастание Великого Поста как подлинного
> приготовления к великому _сегодня_ Пасхи. <.....>
                [ Александр Шмеман. ТОЛКОВАНИЕ ВЕЛИКОГО ПОСТА. Гл. 4;
                  Париж, 1986, стр. 119-24;
                  www.krotov.info/libr_min/25_sh/shme/man_19.html ]

 
"Иисус Христос - тот же самый вчера, сегодня и вовеки!" (Евр.13:8)

^архив рассылки^

****************************************************************************
Subject: цд (51) -28/3/02- Хвала младенцев...
****************************************************************************
                           !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*!

* 15 апреля ст.ст., вс -- Вход Господа в Иерусалим (вербное воскресенье)
                          на литургии читается: Флп.4:4-9; Ин.12:1-18.

*>  Мф.21:15,16  "Видев  же  первосвященники  и  книжники  чудеса,  которые Он
*>  сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: осанна Сыну Давидову!
*>  --  вознегодовали  и  сказали  Ему:  слышишь ли, что они говорят? Иисус же
*>  говорит  им:  да!  разве  вы никогда не читали: из уст младенцев и грудных
*>  детей Ты устроил хвалу?"
> 
> Странно:  в  день входа Господня в Иерусалим слова "Осанна Сыну Давидову!"
> раздавались  и  на  улицах  города, когда "множество народа постилали свои
> одежды  по  дороге,  а  другие резали ветви с дерев и постилали по дороге,
> народ  же,  предшествоавший  и  сопровождавший, восклицал..." и - в Храме,
> когда  тот  же  призыв  раздался  из  уст детей. Но в церковной традиции -
> прежде  всего,  в  богослужебных  гимнах  -  только  о  детях  вспоминают,
> вспоминают усиленно. В этой избирательности поклоняющиеся Христу смыкаются
> с  врагами  Христа,  которые  тогда  же, в тот самый день, упрекали Его за
> крики не взрослых, а именно детей.
> 
> Казалось  бы,  что взять с детей: они-то просто обезьянничали. Они вряд ли
> понимали,  что  означает "сын Давидов" так, как понимали это взрослые. Они
> просто   радовались   и   радость   свою  выражали,  повторяя  за  другими
> приветствие,  не подозревая, что "осанна" означает "спаси" или, по крайней
> мере,  не  слишком  понимая,  от  чего  нужно  просить спасения. Им просто
> нравился Иисус. Но первосвященники и книжники болезненно восприняли именно
> детские  восклицания.  Это  не  очень  понятно логически, но очень понятно
> психологически. Враги Иисуса точно почувствовали символическое величие Его
> въезда  в  город  и психологическую ничтожность публики, которой был явлен
> этот символ.
> 
> Иногда  говорят,  что  "та  же самая толпа, которая приветствовала Христа,
> через  несколько  дней  требовала  распять  Его". Это, конечно, фактически
> может быть и неточно: Иерусалим город достаточно большой, чтобы можно было
> собрать  две  огромных толпы совершенно противоположных убеждений (так оно
> часто и собиралось), но психологически абсолютно верно: приветствия Иисуса
> шли  от  такой  части  сердца, которая именно готова была и предать Его на
> распятие. Это - жадная и корыстная часть. Накануне Иисус воскресил Лазаря.
> Это  чудо  пробудило  самую  глубокую жажду человека - жажду избавления от
> смерти.  Но  когда  пять дней спустя люди кричали: "Распни Его" - они тоже
> жаждали, жаждали досадить ненавистной римской власти, жаждали освобождения
> Варравы,  в  котором  были  готовы видеть - обоснованно или нет, неважно -
> освободителя  от оккупации, а кто-то, может быть, жаждал и освобождения от
> Иисуса,  как  жаждут  иногда,  чтобы  совесть  исчезла  вместе со всеми ее
> безмолвными укорами.
> 
> И  только  дети  говорили  "Осанна",  "Спаси",  без всякой корысти, так же
> символически,  как  символически  Иисус  въезжал  в  Иерусалим.  Только их
> возгласы  были  "хвалой"  -  а  не  прошением,  вопреки своему буквальному
> смыслу.  Только  они  бескорыстно  радовались и любили этот удивительный и
> светлый  лик. Нужно понять эту детскую радость и разделить ее, чтобы и для
> нас,  как для всей Церкви, Вход Господень в Иерусалим стал праздником. Ибо
> праздник  -  радость,  торжество,  веселье.  Чему  мы-то  радуемся в день,
> который  открывает  Неделю Страстей? У нас, знающих, чем кончились все эти
> "осанны",  как  язык  поворачивается  просить  о  чем-то  Иисуса? Как язык
> поворачивается о чем-либо молить умолять Его, предсмертно молящегося Отцу?
> Нет,  только став как дети, только полностью изгнав всякую корысть, только
> превратив даже призыв "спаси" в хвалу, не требуя спасения себе и никому, а
> лишь  следуя  за  Спасителем  в  крестном  Его  пути  и  созерцая  Его без
> потребности  выпросить  что-то  себе,  мы  окажемся  способны  и  достойны
> продержаться до Воскресения. Хотя бы раз в год - не клянча, а просто глядя
> на  Иисуса - рядом с Ним, бесконечно ниже Его, но все же рядом, бездумно и
> отчаянно - рядом, без удивления и восторга - рядом. Рядом с Распинаемым на
> Голгофе - и в Пасхе.
                        [ Я.Кротов.
                          www.krotov.info/yakov/4_evang/1_mt/21_16.htm ]


"Ни о чем не заботьтесь. Но если есть у вас в чем-либо нужда, с благодарностью поверяйте в молитвах и прошениях свои просьбы Господу. И тогда мир Божий, который выше всего, что может представить себе человеческий ум, сохранит ваши сердца и мысли в единении с Христом Иисусом". (Флп.4:6,7)

^архив рассылки^

****************************************************************************
Subject: цд (52) -29/4/02- Проси без сомнения!
****************************************************************************
                           !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*!

* 16 апреля ст.ст., пн -- понед. Страстной седмицы;
                          церк. чтения: Мф.21:18-46; Мф.24:3-35.


> Отринь  от  себя  сомнения  и  нисколько  не колеблись просить чего-либо у
> Господа,  говоря  себе: каким образом могу я просить у Господа и получить,
> столько согрешив пред Ним? Не помышляй этого, но от всего сердца обращайся
> к  Господу  и проси без сомнения - и познаешь великую благость Его, потому
> что  Он не презрит тебя, но исполнит прошение души твоей. Ибо Бог - не как
> люди,  которые  помнят  обиды,  Он  не  помнит  зла  и милосерден к своему
> созданию.  Итак,  очисти сердце свое от всех сует настоящего века и прежде
> всего  выполняй  данные тебе данные от Бога наказы - и получишь все блага,
> которых  просишь,  и  все  прошения  твои  не будут оставлены, если будешь
> просить  у Господа без сомнения. Те же, которые сомневаются, совсем ничего
> не  получают  из  того,  о  чём  просят.  Исполненные  веры всего просят с
> упованием   и  получают  от  Господа,  ибо  просят  без  сомнения.  Всякий
> колеблющийся  человек  с трудом спасется, если только не покается. Поэтому
> очисти сердце свое от сомнения, облекись в веру и, веруя Господу, получишь
> всё,  о  чём  просишь.  Но если иногда, прося о чём либо Господа, долго не
> получаешь,  не  колеблись  оттого,  что сразу не выполняются прошения души
> твоей.  Ибо,  может  быть,  для  испытания  или  за грех твой, которого не
> знаешь,  позднее получишь то, что просишь. Но ты не переставай высказывать
> желание  души  своей  и  будешь  вознагражден.  Если же придешь в уныние и
> перестанешь  просить,  то  жалуйся  на  себя, а не на Бога, что Он не дает
> тебе.  Итак, видишь, как гибельно и ужасно сомнение, и многих даже твердых
> в  вере совсем отторгает от веры. Ибо сомнение - это дочь дьявола и сильно
> злоумышляет  на  рабов  Божиих.  Итак,  отвергни  сомнение и одолей его во
> всяком  деле,  вооружившись  сильной  и могущественной верой. Ибо вера всё
> обещает и всё совершает, сомнение же ни в чём не доверяет себе и оттого не
> имеет успеха в делах своих. Итак, видишь, что вера исходит свыше от Бога и
> имеет  великую  силу.  Сомнение  же есть земной дух, от дьявола, и силы не
> имеет.  Поэтому  служи  вере,  имеющей  силу, и удаляйся от сомнения, крой
> бессильно, и будете жить с Богом - ты и все люди, поступающие так же.
                                [ "Пастырь" Гермы. (кн. II заповедь 9)
                                  М.: "Присцельс", 1997, стр.44-45. ]


"Иисус сказал им в ответ: 'Верно вам говорю, если есть у вас вера и не будет сомнений, то сделаете не только то, что Я сделал со смоковницей, но даже если скажете этой горе: "Поднимись и бросься в море!", так и будет. И всё, о чём ни попросите в молитве, получите, если будете верить'". (Мф.21:21-22)

^архив рассылки^

****************************************************************************
Subject: цд (53) -30/4/02- о последнем суде над миром
****************************************************************************
                          !Это ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*!

* 17 апреля ст.ст., вт -- вторник Страстной седмицы;
                          церк. чтения: Мф.21:15-23:39; Мф.24:36-26:2.


> Что  за сознание! Здесь стоит Человек <…>, учение Которого не принимается.
> Влиятельные  люди твердо решили Его убрать. Настоящие вожди не заботятся о
> Нём  и  не  будут вмешиваться. Сначала народ очень радовался Ему, а теперь
> уже  отступает  от  Него.  Его  друзья беспомощны; судьба Его в опасности.
> Катастрофа  должна  наступить в кратчайшее время - а этот человек говорит:
> когда-нибудь  Я  вернусь  из  вечности. УзнАю всех людей до самой их сути.
> Буду судить о том, чего они стОят перед Богом и укажу им их вечную участь.

> А  по  какому критерию Он будет судить людей? По тому, как каждый исполнил
> свой  долг?  По  тому, как он стремился, боролся, страдал, творил добро на
> земле?  Также  и по этим критериям; но то, что выражают прежде всего слова
> Христа  и  чем  христианское  понятие  суда отличается от всех этических и
> мифологических  представлений,  это другое... Или человек судится по тому,
> как он кормил и одевал других людей и помогал им в одиночестве? Конечно, и
> по  этому  так  же; но Христос сперва говорил другое. Судья не скажет: "Вы
> сохранены,  ибо вы проявляли любовь, - вы отвергнуты, ибо вы отделились от
> любви",  но:  "Придите, благословенные Отца Моего, ибо Я был голоден, и вы
> накормили  Меня;  идите  от  Меня,  проклятые,  ибо Я жаждал, и вы Меня не
> напоили".  Итак, не просто любовь, а та любовь, которая идет ко Христу. Он
> -  мера. Не только мерящий, который мерит; не только судья, который судит,
> а  Сам  масштаб, по которому, перед Богом и на вечность, люди и дела имеют
> ценность или нет. Как говорит то, другое таинственное слово: "Я есмь путь,
> истина  и  жизнь"  (Ин.14.6),  так  это  слово  говорит:  "Я - благо". Это
> сознание  недоступно разуму, и у нас остается только один выбор - видеть в
> Том  кто  так  говорит, или бедного глупца, или же Откровение, из которого
> говорит Живой Бог, отметая все человеческие мысли, возвещает, кто Он есть.
* * *
> Одновременно  эта  связь показывает нам с новой стороны, как серьезно надо
> относиться  к  искуплению.  В  каждодневной  жизни  мы  общаемся,  по мере
> надобности,  с другими людьми. За ними, говорит Иисус стоит Его образ. Что
> случается  с  этим  человеком,  случается  с  Ним.  В определенном смысле,
> превосходящем  всё,  что  мы  могли  бы  думать  о Нём, Господь стал нашим
> братом.  Не  просто одним из нас; не просто взял на себя наши грехи, но Он
> стал защитником каждого человека, и его дело взял на себя как свое.

> Каждый человек, будь он самым сильным и добродетельным, в чём-то не был на
> высоте,  потому  что грех бросил его на бесплодную почву. Христос пришел и
> сделал  своим  дело  каждого человека. Теперь он стоИт за каждым из них, и
> что происходит с ними - переходит на Христа и в Нём находит свою подлинную
> ценность.  Доброе,  совершаемое  каждым  человеком,  совершается  Им и так
> получает  свою  вечную  ценность - "награду", утверждает Священное Писание
> <…>.  Что  случается  плохого  с человеком, опять же случается с Ним, и Он
> будет  определять  вечное  искупление  через  отпущение  грехов  или через
> наказание,  в  зависимости  от  того,  как  это  согласуется  с Его святой
> истиной.
                        [ Р.Гвардини. "ГОСПОДЬ"
                          (Брюссель: Жизнь с Богом, 1995)
                          ч.5 гл.5 (стр.505-6)
                          www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_5.html ]


      
И скажет им Царь в ответ: "Говорю вам, всё, что вы сделали для одного из самых малых братьев Моих, вы сделали для Меня". (Мф.25:40)
на первую страницу сайта
^архив рассылки^
дальше (054)=>
=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=
  Каталог Христианских Ресурсов «Светильник» ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU