=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
 Христос воскрес! 

* 26 апреля ст.ст., чт -- Четверг Светлой седмицы
на литургии читается: Деян.2:38-43; Ин.3:1-15.

<см.начало><см.предыдущий отрывок>

Переданы эти события по-разному: некоторые рассказы - короткие, почти бесцветные описания - приводят лишь необходимый минимум фактов, другие - пространны, подробны и нарочито искусны. Но схема одна и та же ученики "осиротели" <..>, потеряв своего Наставника. И вдруг Он появляется - в комнате, на дороге, в саду, на склоне холма, на берегу озера, если они там. Сначала все изумлены, некоторые сомневаются, колеблются <..>, а потом вдруг узнают Его. Сомнений уже нет. В Евангелии от Луки мы читаем, как два странника заговорили с незнакомцем, он сел поужинать с ними, и вдруг "глаза у них открылись - они узнали Его". У Матфея (где повествование гораздо суше) - о том, как в Галилее ученики Иисуса вдруг ощутили Его присутствие, но лишь немногие сразу Его узнали, "хотя некоторые и засомневались", тогда Он заговорил, и тут Его узнают все. Согласно Евангелию от Иоанна, Мария Магдалина в неясном свете раннего утра заметила кого-то в саду. Она думала, что это садовник, но Он обратился к ней: "Мария". "Учитель" - ответила она. Рыбаки плывут в лодке по озеру, возвращаясь с неудачной ночной ловли, и видят на берегу незнакомца, окликающего их. Он говорит им, чтобы они еще раз закинули сети, они так и делают - на сей раз сети полные. "Это Господь!"- восклицает один из них. И правда, это Он... Вот основной мотив всех рассказов. В деталях они различаются, и попытка согласовать их друг с другом довольно безнадежна. При описании явлений, лежащих, ex hypothesi {=гипотетически}, на границе нормального человеческого опыта, если не за нею, едва ли можно требовать от авторов непререкаемой точности. <....> Ученики были абсолютно уверены в том, что видели самого Иисуса. Больше сюда добавить нечего. Они снова обрели столь дорогую им личную связь с Иисусом, казалось бы, навеки утерянную. <...> Теперь они были новыми людьми в новом мире - смелыми, верными, предприимчивыми - и возглавили движение, которое тут же распространилось с невиданной быстротой.

> Несомненно, что-то изменило этих людей. Сами они говорили, что то была встреча с Иисусом. Проверить их слова нам не под силу. Предлагать другие объяснения, основываясь на какой-либо предвзятой концепции, вряд ли стоит. Ведь мы действительно не знаем, каков был характер этой встречи, что было "на самом деле". Если под этим мы подразумеваем то, что мог увидеть любой случайный наблюдатель, - вопрос останется без ответа. Но история не состоит из "голых фактов". В нее входит и то, какой смысл придавали событиям их участники; а реальность событий познается через доступные наблюдению последствия. В нашем случае значение и последствия "фактов" яснее, нежели сами факты. Впрочем, такое уже бывало и с другими значительными явлениями в истории. Так что мы имеем дело с действительно "историческим" событием. Оно было высшей точкой всего, что случилось жизни первых христиан, и жило в их памяти об Иисусе. Оно же стало точкой отсчета для событий, открывшихся вскоре всему миру. Именно из-за него ученики Иисуса сделались новыми людьми и родилась новая община, или, как сказали бы сами ученики, заново родился Народ Божий. Израиль восстал из мертвых, и они были в нем. Свидетельство их столь ценно именно потому, что они говорят из самого сердца нового творения. Они сами прошли через смерть к новой жизни. Тьма и отчаяние Страстной пятницы и горечь субботы лишили их жизнь всякого смысла. На "третий день" они, как сказал Павел, "воскресли со Христом"{Кол.3:1}; и это - исповедание веры едва ли менее значительное, чем провозвестие: "Христос воскрес".

[ Ч.Г.Додд. ОСНОВАТЕЛЬ ХРИСТИАНСТВА. (гл.9)  
М., 1993. стр. 163-5 ]


Рече Господь: "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю". (Мф.5)

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»