* дополнения к № 072 *

В начале повествований о воскресении Господа мы встречаем Марию из Магдалы (Ин 20.1-2,11-18). Ранним утром она с другими женщинами пришла ко гробу, чтобы помазать тело, нашла гроб открытым и пустым и побежала сказать об этом ученикам. Тогда Петр и Иоанн поспешили ко гробу, услыхали там слова ангела, и вернулись с этой вестью. Тем временем Мария опять приходит ко гробу и в сердечном смятении пытается обнаружить тело. Тут она видит Его Самого. Он спрашивает, почему она плачет и кого ищет, а она принимает Его за садовника и отвечает: «Господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». Тогда Иисус говорит: «Мария!» Она узнает Его: «Раввуни, Учитель мой!» падает ниц и хочет обнять Его ноги. Но Он говорит: Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему. Как замечательны оба эти возгласа: «Мария!» - «Учитель мой!»... Наши мысли возвращаются к той трапезе в доме Симона Фарисея, когда под презрительным и наглыми взглядами гостей выступает вперед «грешница», склоняется к ногам Господа, целует их, орошает слезами, обтирает своими волосами, помазывает драгоценным миром и узнаёт, что ее грехи прощены. Так начиналась эта святая история (Мф 26.6-13). Позже мы услышали, что когда все разбежались и народ, будучи во власти тьмы, обратился против Иисуса, эта женщина - вместе с Марией, Матерью Господа, с другой Марией, матерью Иоанна (будущего евангелиста Марка), и с учеником Иоанном - выстаивает до конца у креста, под бурей ненависти и с мукой в сердце (Ин 19.25). Эта безмерно любящая женщина, для которой всё ничтожно в сравнении с ее любовью, теперь снова стоит перед Ним. Он называет ее по имени, и она отвечает. Эти два слова - как бы итог всего, что произошло. Всё подтверждено, всё воспринято и перенесено в иное измерение. Не сказано ли: «Не прикасайся ко Мне ибо Я еще не восшел к Отцу Моему»? Но однажды это случится и Он воссядет по правую руку Всевышнего. Туда Он возьмет с Собой всё, в том числе и эту любовь, и тогда всё исполнится (Ин 20.15-17). Разве переход не выступает здесь вполне явственно?

[ Романо Гвардини. ГОСПОДЬ. ч. 6 гл. 3; www.krotov.info/libr_min/g/guardini/gosp_6.html ]


При всех разночтениях в евангелиях ясно, что поведение мироносиц довольно странное. Как они могли не знать, что гробница опечатана? Как они себе представляли: придут, пройдут как невидимые сквозь солдат, сломают печати? Можно предположить, что печати накладывались без огласки. Но про камень они точно заранее знали, что не смогут его сдвинуть - и тем не менее, идут и только размышляют, кто, мол, нам поможет (Мк. 16, 3). Ну не советские же они были люди, в конце концов, откуда же такая иррациональность поведения?! А с другой стороны: ну кому нравится обмывать покойника? Может, они оттягивали этот неприятный момент и надеялись, что придут, камень отвалить не удастся... Солдаты... Печати... И вряд ли любовь к Иисусу снимала этот сугубо физиологический момент. Скорее, наоборот. Когда от любимого человека остается лишь оболочка... Конечно, речь может идти лишь о подсознательном сопротивлении этой идее - подсознание ведь и до Фрейда было. Кстати, не стоит думать, что нам это сопротивление подсознания неизвестно. Встреча с Воскресшим тоже не такая уж мечта поэта. Воскресший прошел через опыт, которого у нас нет - так что и Лазарь страшен, и апостолы не случайно разделяли традиционный страх перед воскресшими покойниками. Тем более страшен воскресший Бог. Сомнения, уныние, маловерие у христианина - часто признак именно этого страха встречи с Воскресшим не из-за того, что не верится, а именно потому, что Дух дает веру, а плоть этой веры выдержать не может. Ну не можем мы сами отвалить такой камень! Какое счастье, что Воскресение выворачивает вселенную: уже не мы куда-то там пытаемся войти, а Творец прорубается нам навстречу.

[ Я.Кротов. Опубл. на www.krotov.info 20/4/02 ]


Мы празднуем сегодня день святых жен-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима. Они еле упоминаются в Евангелии до страстных дней, когда Христос был предан, взят, оставлен, распят, убит; но вот в это время они вдруг появляются. У креста - апостолов не было; Иуда повесился; и только Иоанн стоял с Божией Матерью: потому что он был апостолом любви, как и Матерь Божия была любовью воплощенной, выражением любви всей земли к Богу и всей любви Божественной к нам, людям. И когда была по видимости одержана победа зла над Христом, когда Он был предан и распят, когда Он умер, как бы бесповоротно пораженный, тогда появились Иосиф и Никодим, которые оказались верными Ему не только во дни Его учительства, но во дни Его поражения: кажущегося, но очевидного поражения, в котором никто не мог сомневаться и которое могли победить только любовь и верность до конца.

И вот встает вопрос перед каждым из нас: мы знаем, что Христос одержал победу; мы не можем уподобиться ни женам-мироносицам, ни Иосифу Аримафейскому, ни Никодиму в том смысле, что мы не можем вернуться даже воображением к страшным дням кажущегося поражения Спасителя. Он сказал нам: то, что вы совершили над самым малым, самым ничтожным человеком, вы сделали для Меня... И мы все, все без исключения бываем постоянно пораженными; мы устремлены к добру - и отпадаем от добра; мы верим в добро - и изменяем добру; мы стремимся изо всех сил к тому, чтобы быть достойными человеческого звания, - и это нам не удается.

И вот в эти моменты - а они случаются постоянно в нашей среде, в среде всего человечества - мы должны подумать о женах-мироносицах, подумать об Иосифе Аримафейском, о Никодиме, и как скала твердая стоять, поддерживая друг друга. Друг друга тяготы носите, и так вы исполните закон Христов, - говорит апостол Павел. Если мы не будем друг друга тяготы нести, если мы не будем изо всех сил поддерживать друг друга, если мы не будем постоянно, милосердно, вдумчиво, щедро относиться друг ко другу именно в моменты, когда нам кажется, что наш ближний, наш друг не достоин ни себя, ни нашей дружбы, мы не исполним закона Христова.

Подумаем о себе, и о каждом человеке, который вокруг нас находится, о самых близких - и о случайных встречах; подумаем о хрупкости человеческой, о том, как легко поскользнуться и упасть; и в момент поражения останемся верными до конца, любящим сердцем не изменим, и из страха - не отвернемся. И тогда действительно, понеся друг друга тяготы, мы исполним закон Христов; тогда мы войдем в сонм тех жен-мироносиц, соединимся с Иосифом и Никодимом, и останемся с теми, кто в течение всей истории жизни человечества не стыдился пораженных, не отворачивался от падших, был Божией любовью и Божиим промыслом. Аминь.

[ Митрополит Антоний Сурожский. ВОСКРЕСЕНЬЕ ЖЕН -МИРОНОСИЦ.  
  из рассылки электронной библиотеки "Митрополит Сурожский Антоний"  
www.mitras.ru
  
(1991; опубл. в сб. ВОСКРЕСНЫЕ ПРОПОВЕДИ)   ]


"Дни человека -- как трава; как цвет полевой он цветёт..."
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»