=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

* 12 июля ст.ст., чт - на литургии читается: Рим.15:17-29#; Мф.12:46-13:3#.

> Евангелие св. ап. Павла не только формально, но и по существу является органической частью Библии, обоих ее Заветов. Тем не менее, оно имеет собственный облик, отличающий его от богословия других свящ. писателей, напр., ап. Иакова или ап. Иоанна. Впрочем, привести его в стройную логическую систему до конца едва ли возможно. Ап. Павел, как и большинство библ. авторов, не был философом или теологом-систематиком. Поток его мыслей — живое целое, полное антиномий, диалектики, парадоксов, многозначных понятий. В целях полемики апостол нередко заострял свою мысль, что подчас приводило к ее одностороннему пониманию (против такого искажения мысли Павла направлено Иак.2:14-26). Попытки до конца исчерпать глубину Откровения ап. Павла так и не дали полных результатов, хотя споры вокруг него шли, начиная со времен “апостольского собора” (49 г.). Трудность связного концептуального изложения Евангелия ап. Павла усугубляется еще и тем, что оно запечатлено в письмах, за к-рыми сто`ит много невысказанного. Однако христианское сознание не может этим смущаться. Тех, кто верит в промыслительность истории библ. текста, верит и в то, что уцелело самое необходимое для Церкви.

> а) Прежде всего очевидно, что апостол не проповедовал совершенно нового учения о Боге: он получил его из Писания ВЗ (к-рое цитирует ок. 90 раз) и отеческой религиозной традиции. Он говорит о едином Боге-Творце, Чья “вечная сила” проявляется в творении (Рим.1:20), о Боге, Который осуществляет в истории Свои замыслы, непостижимые для ограниченного естественного разума (Рим.11:33-36), о Боге, сделавшем израильский народ инструментом Домостроительства, “корнем” освященной мессианской общины (Рим.11:16). Человеческая греховность ее членов не смогла стать неодолимой преградой для свершения Божьих замыслов, ибо Его “дары и призвание” остаются “непреложными” (Рим.11:29 <..>).

> Из ВЗ, иудейского Предания и собств. наблюдений Павел знал о греховном состоянии человечества. Но он осознал силу зла с необыкновенной остротой и конкретностью, не просто как несовершенство, а как универсальную болезнь. Он знал также, что воля Божья заключается в освобождении людей от этого недуга. Воля Сущего выражена в заповедях Писания, к-рое ап. Павел обычно называет “Номос”, Закон. Закон “свят” и “духовен” (Рим.7:12-14). В согласии с пророками ап. Павел учил, что не формальная принадлежность к общине, а исполнение воли Господней есть истинная верность Завету. “Обрезание ничто и необрезание ничто, но все — в соблюдении заповедей Божьих” (1Кор.7:19). Подобно мн. мудрецам иудейства и Самому Господу, ап. Павел считал, что основу заповедей Закона составляет любовь к Богу и человеку: “Заповеди: “не прелюбодействуй”, “не убивай”, “не кради”, “не лжесвидетельствуй”, “не пожелай чужого” и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя” (Рим.13:9).

> <...>

> б) Савл-гонитель был побежден Христом, познал на себе силу Его превозмогающей благодати. Эта сила стала для Павла проявлением “тайны”, предначертанной от века, тайны спасения мира. Апостол употребляет слово “тайна” (греч. musthrion), не имея в виду какие-то секретные обряды, подобные эллинистич. мистериям. Согласно его учению, тайна — это благое Домостроительство Творца, к-рое прежде было сокрытым (Рим.16:25), но во Христе явило себя в своей покоряющей мощи.

> <.....>

> з) Обращение Павла тесно связано с призывом идти на проповедь к язычникам (Гал.1:16). Уже в ВЗ прозвучали первые мотивы библ. универсализма. Но чаще всего он толковался так, что язычники, познавшие Бога, должны войти в уже существующую Церковь народа Божьего (ср., напр., Ис.2:2-4). Такое понимание осуществилось в прозелитизме междузаветного периода. Но для апостола прозелитизм был лишь преходящей фазой. Поскольку спасение идет не от Закона, а от спасающей силы Христовой, Закон не может рассматриваться в сотериологич. перспективе. Создается новая общность, для к-рой “нет различия между иудеем и эллином” (Рим.10:12). В истории Домостроительства евреи остаются “возлюбленными Божьими ради отцов”, ибо им было “вверено слово Божье” (Рим. 11:28; 3:2). Даже отказ большинства иудеев принять распятого Мессию не уничтожает этого факта. Апостол образно сравнивает Израиль с садовой маслиной, а “эллинов” — с привитыми ветвями дикой маслины. Когда привитые ветви, “эллины”, войдут в силу, оживет и корень древа Божьего — Израиль (Рим.11:24-26). Тем не менее в свете спасительной эсхатологич. тайны все барьеры между народами рушатся; Церковь есть родной дом для каждого, кто призывает имя Господа Иисуса. При всей любви ап. Павла к собственному народу (Рим.10:1), в его учении безраздельно царит евангельский универсализм. Стена, отделявшая израильтян от других народов, является для него лишь преходящим историч. наследием, ибо “конец Закона — Христос” (Рим.10:4). Более того, делом всей жизни апостол, по велению Спасителя (Деян.22:21) и с согласия Церкви (Гал.2:9), сделал именно проповедь иноплеменникам.

> Тема “конца Закона” при жизни апостола стала предметом острой внутрицерк. полемики, поскольку его взгляды опирались гл. обр. на личное Откровение. Ап. Иаков, напротив, считал, что христиане-евреи и христиане из язычников должны жить по собств. независимым принципам (ср. Деян.15:19-21). Однако, если сегодня трактовать эту проблему в ее узко историч. смысле, т.е. в рамках проблем 1 в., то существенная часть посланий ап. Павла превратится в документ, говорящий лишь о далеком прошлом. На деле же за полемикой стояла более широкая проблема, к-рая имеет непреходящее значение. А.Швейцер показал, что ап. Павел дал пример Церкви в том, чтобы смело следовать внутренней логике веры, невзирая на устоявшиеся традиции. Антиномизм ап. Павла противостоял законнической психологии как таковой, выходящей далеко за пределы старого иудейского законничества. Мысль о “законе” как о неподвижной ритуально-этической системе, обеспечивающей спасение, была постоянным соблазном для церковного сознания. “Законничество, — пишет еп. Кассиан (Безобразов), — наблюдается нередко и в христианстве, как его искажение, вызываемое человеческой немощью”. Поэтому Евангелие ап. Павла, к-рое Глубоковский назвал “благовестием христианской свободы”, навсегда остается актуальным.

[ Из "Библиологического словаря" свящ. Александра Меня  
ст. ПАВЛА СВ. АПОСТОЛА ПОСЛАНИЯ (6)  
www.krotov.info/spravki/persons/01person/pavel.html ]

 
Ответил этому человеку Иисус: "Кто Моя мать и кто Мои братья?" —
и, указав рукой на учеников, сказал: "Вот Мои мать и братья.
Кто исполняет то, что велит Мой Небесный Отец, тот Мне и брат, и сестра, и мать". (Мф.12:48-50)
* * *
*Да будет Бог, источник мира, со всеми вами.* (Рим.15:33)

 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»