=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

* 28 июля ст.ст., сб - на литургии читается: Рим.12:1-3#; Мф.10:37-11:1#.

> Путь христианина пролегает от отпущения грехов к воскресению плоти и вечной жизни. <.....>

> "Верую в отпущение грехов" <*слова "Апостольского символа веры"*> — здесь христианин очевидным образом оглядывается назад, на тот путь, которым он прошел. Не только в мгновение своего "обращения", но всегда, когда он оглядывается назад, христианин видит отпущение грехов. Данное событие его утешает и поднимает, оно — и ни что иное. Ничто к нему не может добавиться, например отпущение грехов и мой опыт или отпущение грехов и мои достижения! То, что мы узнаём о самих себе, оглядываясь, всегда может быть лишь одним — мы живем отпущением. Мы — нищие, и это правда.

> Если отпущение грехов — это всё, что лежит позади нас, то тем самым выносится суждение относительно всей нашей жизни. В любом случае нельзя говорить о заслуге, скажем заслуге благодарности, с которой я преподносил любимому Богу всевозможные вещи. "Я был бойцом! Я был теологом! Возможно, даже писал книги!" Нет, так дело не пойдет. Всему, чем мы были и что мы делали, будет вынесено суждение — это был грех. А грех означает выхождение за пределы, отклонение. А если и было что-то иное, то оно приходило сверху, у нас нет оснований похваляться этим, даже если речь идет о милосердии Бога. Каждый день мы должны и можем начинать словами символа: "Верую в отпущение грехов". И в минуту своей смерти мы не должны будем говорить чего-либо другого. Вероятно, понятие отпущения, remissio, можно лучше всего прояснить следующим образом. Есть что-то написанное, и это наша жизнь, а теперь через всё проводится жирная черта. Оно заслуживает быть зачеркнутым и — слава Богу! — будет зачеркнуто. Вопреки моему греху я имею теперь возможность получить свидетельство того, что мой грех не будет поставлен мне в вину. Я сам не в состоянии сделать этого. Ведь грех означает вечный проигрыш человека. Как могли бы мы устранить его своими силами? Ведь то, что я согрешил, означает, что я есть грешник.

> Несмотря на это и вопреки этому происходит свидетельство Святого Духа, свидетельство об услышанном Слове Божьем и свидетельство о крещении. Ведь значение святого крещения как раз и состоит в том, что мы вправе всю жизнь размышлять о том, что мы крещены. <...> Крещение касается всего меня, независимо от того, всегда ли я одинаково остро воспринимаю свидетельство Святого Духа. С нашим восприятием не всё ладится. Оно становится то сильнее, то слабее. Есть времена, когда Слово для меня не имеет живого значения, и именно здесь должно вмешаться осознание того, что я крещен. В моей жизни был однажды дан знак, за который я имею возможность держаться, причем и тогда, когда свидетельство Святого Духа не достигает меня. <....> Крещение вновь призывает меня к службе свидетельствования, поскольку напоминает мне о необходимости ежедневного покаяния. <....>

> Этим свидетельством является для нас обращенное к нам Слово Божье: ты, человек, со своим грехом принадлежишь целиком и полностью как собственность Иисуса Христа сфере непостижимой милости Бога, который не желает воспринимать нас как тех, кто живет так, как они живут, и поступает так, как они поступают, но говорит им: "Вы оправданы". Ты для Меня больше уже не грешник, на твоем месте уже Другой. И Я воспринимаю этого Другого. И если ты беспокоишься о том, как тебе следует приносить покаяние, то будет тебе сказано: за тебя уже принесено покаяние. И если ты спрашиваешь о том, что бы ты мог сделать, каким образом мог бы устроить свою жизнь в совместности с Богом, то будет тебе отвечено: искупление за твою жизнь уже принесено и твоя совместность с Богом уже достигнута. Твое деяние, дитя человеческое, может заключаться лишь в том, что ты принимаешь ту ситуацию, что Бог тебя как <сотворенное существо, каковым> ты являешься, видит в новом свете и принимает тебя заново. "Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть" (Рим.6:4). Крещение есть представление смерти Христа в средоточии нашей жизни. Оно говорит нам, что там, где умер и погребен Христос, и мы умерли и погребены, мы — преступившие и грешники. Как крещенный, ты вправе рассматривать себя как умершего. На том и покоится отпущение грехов, что это умирание свершилось тогда, на Голгофе. Крещение говорит тебе о том, что та смерть была и твоей смертью.

> Бог Сам в Иисусе Христе заступил на место человека. Поразмыслим вновь относительно нашего объяснения примирения как замены. Бог берет на Себя ответственность за нас. Мы представляем сейчас Его собственность, и Он распоряжается нами. Наша собственная недостойность уже не касается нас. Мы имеем сейчас возможность жить тем, что Он делает. Это означает не пассивное, а в высшей степени активное существование. <.....>

> И не следует говорить, что недостаточно жить "лишь" отпущение грехов. <...> Что за глупость! Как будто бы как раз оно — отпущение грехов — не является тем единственным, чем мы живем, источником всякой силы. Как будто бы этим не сказано всё! Именно тогда, когда мы знаем, что Бог за меня, мы ощущаем ответственность в подлинном смысле. <.....>

[ Карл Барт. ОЧЕРК ДОГМАТИКИ. (23)  
СПб., 1997; стр. 258-64 ]

* Выделения в тексте в виде жирного шрифта и отступа абзаца сделаны редактором рассылки.
*Братья, ради милосердия Божьего к нам, я вас прошу:
отдайте себя, свое тело Богу как живую жертву, освященную и угодную Ему.
Только такое служение истинно духовно.
Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира,
но преобразите себя, обновив свой ум, чтобы постичь, чего хочет от вас Бог,
что для Него хорошо, угодно и совершенно.
... не ставьте себя выше, чем следует.
Будьте скромны и судите о себе здраво,
по мере той веры, которую Бог дал каждому из вас.*
(Рим.12:1-3)

 

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»