=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2)

* 28 сентября ст.ст., пт - на литургии читается: Флп.1:27-2:4#; Лк.6:17-23#.
{седмица 16-я по Пятидесятнице, рядовые чтения 19-й седмицы}

> <...> У Луки <блаженство нищих> проще и, возможно, первоначальной: «Блаженны нищие»; а противопоставлено оно словам: «Напротив, г`оре вам, богатые!» (Лк.6,24).

> Такую простоту, почти грубость, не надо списывать со счетов. Ту же самую мысль (точнее — весть) мы находим в притче о богаче и Лазаре (Лк.16,19-31): если ты преуспеваешь в этом мире, ты расплатишься в «мире ином», и наоборот. Можно морализировать по поводу притчи, но сама она не дает для того оснований. Суть ее — не в том, что богач был плохим, а бедняк — хорошим, а в том, что один был богат, а другой — беден. Вот и всё. Г`оре богатым.

> Простота эта поражает, но соответствия ей мы находим и в иудействе. Согласно преданию, раввин Иуда, прозванный «Царевичем», учил: «Тот, кто наслаждается в этом мире, лишится наслаждений в будущем; тот, кто в этом мире лишен наслаждений, обретет их». По-видимому, такая мысль вполне привычна и породила множество притч, похожих на анекдоты. Например, раввин Ханина, измученный своей бедностью, помолился о помощи, и увидел руку, которая протягивает ему золотую ножку от стола; а потом, во сне, узрел иное: на небе, в будущей жизни, он ест за столом, у которого не хватает ножки.

> Конечно, это совсем не похоже на первые книги Ветхого Завета, где земное благополучие прекрасно сочетается с праведностью, более того, — оказывается естественной наградой (см. напр. Втор. 6,3; 11,13 и др.).

> Проблема поставлена иначе, и очень остро, в Книге Иова. Герой ее весьма хороший человек, но на него валятся всевозможные беды. Друзья настаивают на том, что это — расплата за грехи, но он так же твердо повторяет, что не провинился перед Богом. По замыслу автора, прав он, а не друзья. Тем самым ситуация оказывается непонятной, если не бессмысленной. Правда, в конце Иов обретает всё утраченное, но до этого его представления о Боге поколеблены и сменены гораздо более глубокими.

> По всей вероятности, мысль о том, что земное благополучие не связано с праведностью, развивалось в века, разделявшие оба Завета; иудеи всё яснее понимали, что человек, преданный Закону Господню, обычно оказывается среди изгоев этого мира.

> Поначалу, конечно, это было простым наблюдением, но со временем обобщилось, особенно потому, что мир сей всё больше воспринимался как княжество сатаны. В иудейском сознании (быть может, под влиянием персидских учений) усилилось резкое разделение между нынешним и будущим веком. Те, кто верен Богу, считали они, получат награду не теперь, а позже.

> Раннее христианство приняло это деление. Христиане верили, что тот мир, который мы видим и знаем, подчинен «князю мира сего». Отсюда неизбежно следует, что земное благополучие дается лишь тем, кто удовлетворяет требованиям этого князя. Поразительно место из «Пастыря» Ермы, где говорится, что христианин не может участвовать в «экономической системе» мира сего, ибо она целиком подчинена сатане. «Властитель этой страны, — учит Ерма, — прав, когда говорит: «Или следуйте моим законам, или покидайте мою землю». Что же нам остается делать? У нас свои законы и свой град. Неужели мы отвергнем свой закон ради полей и других владений и станем жить по закону чужого града?

> С точки зрения Ермы, именно это — самый опасный соблазн для христианина. Самый тяжкий грех — нарушить завет с Богом; а это неизбежно, если мы стремимся к земному преуспеянию, так как невозможно служить двум господам.

> Ни в коем случае нельзя забывать о том, как серьезно это учение. Перед каждым из нас сто`ит чрезвычайно реальный вопрос: в какой мере мы вправе стремиться к земному преуспеянию любого рода, не изменяя Богу? Ответить на него совсем непросто. «Талант», который мы должны приумножить, так или иначе приведет нас к соприкосновению с «маммоной неправедным». Если дойдет до прямого конфликта («или — или») — нам придется, как всегда знала Церковь, выбирать между отступничеством и мученичеством. Но обычно вопрос сто`ит не столь явно, и все наши мирские дела — под вопросительным знаком. Поскольку мы живем в этом мире, мы непрестанно рискуем послужить маммоне. Это полностью относится к таким «добрым делам», как, скажем, учительство. Что бы мы ни делали, мы в той или иной степени вынуждены считаться со «здешними» законами.

> Незачем отрицать, что Церковь никогда не могла требовать от своих членов полного разрыва с миром. В ней всегда существовали преуспевающие и богатые люди. Но Церковь неустанно предупреждала их об опасности. Ерма говорит, что богатые обязаны своим спасением молитвам бедных. И это можно сказать о каждом из нас, в той или иной мере вписанных в «приличное общество».

[ Саймон Тагуэлл. БЕСЕДЫ О БЛАЖЕНСТВАХ (III)  
messia.ru/bibliotk/t/taguell-bob.htm#g3 ]

 

*Иисус, устремив глаза на учеников, заговорил:
"Как счастливы бедные! Царство Бога ваше.
Как счастливы те, кто голоден теперь! Бог вас насытит.
Как счастливы те, кто плачет теперь! Вы будете смеяться.
Так будьте же счастливы, когда ненавидят вас люди
и когда изгоняют вас, оскорбляют и чернят ваше имя —
и всё это из-за Сына человеческого.
Радуйтесь в тот день, прыгайте от радости! Вас ждет на небесах великая награда!
Ведь точно так же поступали с пророками отцы этих людей".* (Лк.6:20-23)

* * *
*Живите достойно Вести Христовой! ...
Будьте всегда и во всём согласны, равно любите друг друга всей душой,
одинаково и чувствуйте, и мыслите!
Ничего не делайте из своекорыстия и тщеславия.
Пусть каждый смиренно считает другого выше себя!
Пусть каждый из вас думает не о собственном благе, а о благе других!* (Флп.1:27,2:2-4)


Этот день в российском правосл. церк. календаре: 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2002/Oct/11.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»