=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа! (Флп.1:2)

*  13 октября ст.ст., сб - на литургии читается: 2Кор.3:12-18#; Лк.6:1-10#.
{седмица 18-я по Пятидесятнице, рядовые чтения 21-й седмицы}

> Человек не может быть самодостаточен, это означало бы, что его нет. В этом тайна человеческого существования: оно доказывает существование высшего, чем человек, и в этом достоинство человека. Человек есть существо, преодолевающее свою ограниченность, трансцендирующее к высшему. Если нет Бога, как Истины и Смысла, нетвысшей Правды, всё делается плоским, нет к чему и к кому подыматься. Если же человек есть Бог, то это есть самое безнадежное, самое плоское и ничтожное. Всякая качественная ценность уже показывает, что в человеческом пути есть то, что выше человека. И то, что выше человека, т.е. божественное, не есть сила внешняя, над ним сто`ящая и им господствующая, а то, что в нём самом делает его вполне человеком, есть его высшая свобода. Тут самое различие трансцендентного и имманентного терминологически условно и указывает на непреодолимую парадоксальность в условиях нашего времени. Человек с зари своего существования предполагал существование божественного, хотя бы в самой грубой форме. Если нет Бога, если нет Правды, возвышающейся над миром, то человек целиком подчинен необходимости или природе, космосу или обществу, государству. Свобода человека в том, что кроме царства Кесаря существует еще царство Духа. Существование Бога обнаруживается в существовании духа в человеке. И Бог не походит ни на силу природы, ни на власть в обществе и государстве. Тут нет никакой аналогии, все аналогии означают рабий космоморфизм и социоморфизм в понимании Бога. Бог есть свобода, а не необходимость, не власть над человеком и миром, не верховная причинность, действующая в мире. То, что теологи называют благодатью, сопоставляя ее с человеческой свободой, есть действие в человеке божественной свободы. Можно сказать, что существование Бога есть хартия вольностей человека, есть внутреннее его оправдание в борьбе с природой и обществом за свободу. Достоинство человека в том, чтобы не подчиняться тому, что ниже его. Но для этого должно быть то, что выше его, хотя и не вне его и не над ним. Ошибка гуманизма была совсем не в том, что он утверждал высшую ценность человека и его творческое призвание, а в том, что он склонялся к самодостаточности человека и потому слишком низко думал о человеке, считая его исключительно природным существом, не видел в нём духовного существа. Христос учил о человеке как образе и подобии Божьем, и этим утверждалось достоинство человека как свободного духовного существа, человек не был рабом природной необходимости. Свобода возможна лишь в том случае, если кроме царства Кесаря существует еще царство Духа, т.е. царство Божье. <.> Бог – не объективное бытие, к которому применимы рациональные понятия, Бог есть Дух. Основное же свойство Духа есть свобода. Дух не есть природа. Свобода не может быть вкоренена в природе, она вкоренена в Духе. Связь человека с Богом не природно-бытийственная, а духовно-экзистенциальная, глубинная. Если нет Бога, то нет Тайны. Если нет Тайны, то мир плосок и человек двухмерное существо, неспособное восходить в гору. Если нет Бога, то нет победы над смертью, нет вечной жизни, то всё лишено смысла и абсурдно. Бог есть полнота, к которой не может не стремиться человек. Существование человека не доказывает путем мертвой логической диалектики существование Бога, а показывает, свидетельствует о Нём. <...> Дуализм между царством Духа и царством Кесаря – совершенно необходимое утверждение свободы человека. Но это не есть окончательный дуализм, это дуализм в духовном и религиозном пути человека. Окончательный монизм утвердится в царстве Божием, он обнаружится лишь эсхатологически.

[ Николай Бердяев. ЦАРСТВО ДУХА И ЦАРСТВО КЕСАРЯ (I)  
www.krotov.info/berdyaev/1947/1947k_01.html ]


Выделение жирным шрифтом сделано редактором рассылки

*Поскольку у нас есть такая надежда, мы говорим открыто и бесстрашно.
И не как Моисей, который закрывал покрывалом лицо,
чтобы сыны Израиля не увидели конца того, что идет к упразднению.
Но и теперь разум их ослеплен.
Вплоть до нынешнего дня это покрывало
при чтении текста Ветхого Договора остается неснятым,
потому что удаляется оно только благодаря Христу.
До сегодняшнего дня, когда читается Закон Моисея,
это покрывало лежит на их сердцах.
"Но всякий раз, когда человек обращается к Господу, покрывало убирается".
Господь, о котором здесь говорится, это Дух, а где Дух Господа, там свобода.
Мы же все, не закрывая лиц`а покрывалом,
видим, как в зеркале, сияние славы Господней
и преображаемся, становясь Его подобием и сияя все более яркой славой.
Это совершает Господь, а Он есть Дух.* (2 Кор.3:12-18)

* * *
*Если божественное Проведение не будет участвовать в наших делах,
чтобы извлекать добро из нашей порочности,
то порочность нашей добродетели
легко может поразить самые высокие наши порывы
и разбить самые лучшие надежды.* (Р.Нибур)


Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2002/Oct/26.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»