=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

* 17 октября ст.ст., ср - (пам. пророка Осии, 820 г. до Р.Х.)
на литургии читается: Кол.3:17-4:1#; Лк.9:44-50#.
{седмица 19-я по Пятидесятнице, рядовые чтения 22-й седмицы}

> Падшесть человека более всего выражается в том, что он тиран. Есть вечная тенденция к тиранству. Он тиран если не в большом, то в малом, если не в государстве, не в путях мировой истории, то в своей семье, в своей лавке, в своей конторе, в бюрократическом учреждении, в котором он занимает самое малое положение. Человек имеет непреодолимую склонность играть роль и в этой роли придавать себе особое значение, тиранить окружающих. Человек — тиран не только в ненависти, но и в любви. Влюблённый бывает страшным тираном. Ревность есть проявление тиранства в страдательной форме. Ревнующий есть поработитель, который живет в мире фикций и галлюцинаций. Человек есть тиран и самого себя и, может быть, более всего самого себя. Он тиранит себя, как существо раздвоенное, утратившее цельность. Он тиранит себя ложным сознанием вины. Истинное сознание вины освободило бы человека. Он тиранит себя ложными верованиями, суевериями, мифами. Тиранит себя всевозможными страхами, болезненными комплексами. Тиранит себя завистью, самолюбием, ressentiment {злоба, зависть, злопамятство (фр.)}. Больное самолюбие есть самая страшная тирания. Человек тиранит себя сознанием своей слабости и своего ничтожества и жаждой могущества и величия. Своей порабощающей волей человек порабощает не только другого, но и себя. Существует вечная тенденция к деспотизму, жажда власти и господства. Первоначальное зло есть власть человека над человеком, унижение достоинства человека, насилие и господство. Эксплуатация человека человеком, которую Маркс считает первичным злом, есть зло производное, это явление возможно, как господство человека над человеком. Но человек становится господином другого потому, что по структуре своего сознания он стал рабом воли к господству. Та же сила, которой он порабощает другого, порабощает и его самого. Свободный ни над кем не хочет господствовать. <...> Когда сущность человека переживается им, как противоположная ему, то он может испытать угнетение рабьего сознания зависимости. Но тогда он часто отыгрывается, компенсируя себя порабощением других. Страшнее всего раб, ставший господином. В качестве господина всё-таки наименее страшен аристократ, сознающий своё изначальное благородство и достоинство, свободный от ressentiment. Таким аристократом никогда не бывает диктатор, человек воли к могуществу. <.....> Вождь толпы находится в таком же рабстве, как и толпа, он не имеет существования вне толпы, вне рабства, над которым он господствует, он весь выброшен вовне. Тиран есть создание масс, испытывающих перед ним ужас. Воля к могуществу, к преобладанию и господству есть одержимость, это не есть воля свободная и воля к свободе. Одержимый волей к могуществу находится во власти рока и делается роковым человеком. Цезарь-диктатор, герой империалистической воли, ставит себя под знаком фатума. Он не может остановиться, не может себя ограничить, он идет всё дальше и дальше к гибели. Это человек обреченный. Воля к могуществу ненасытима. Она не свидетельствует об избытке силы, отдающей себя людям. Империалистическая воля создает призрачное, эфемерное царство, она порождает катастрофы и войны. Империалистическая воля есть демониакальное извращение истинного призвания человека. В ней есть извращение универсализма, к которому призван человек. <...> Человек призван быть царем земли и мира, идее человека присуща царственность. Человек призван к экспансии и овладению пространствами. Он вовлечён в великую авантюру. Но падшесть человека придает этой универсальной воле ложное порабощающее направление. <.....> экзальтация империалистической воли, воли к могуществу и к порабощению во всяком случае означает разрыв с евангельской моралью. <...> Порабощающий жест насилия хочет быть жестом силы, но он в сущности всегда есть жест слабости. Цезарь самый бессильный из людей. Всякий казнящий есть человек, утерявший силу духа, потерявший всякое сознание о ней. <...>

[ Николай Бердяев.  
О РАБСТВЕ И СВОБОДЕ ЧЕЛОВЕКА (I.2)  
www.krotov.info/berdyaev/1939/36_01.html ]


*Пусть живет в вас слово Христа во всём его богатстве.
Тогда вы сможете учить и увещевать друг друга с совершенной мудростью
и петь Богу псалмы, гимны и духовные песнопения с благодарностью в сердце.
Пусть всё — и слов`а ваши, и поступки — будут во имя Господа Иисуса,
потому что через Него вы благодарите Бога Отца.
Жёны, повинуйтесь мужьям, это ваш долг перед Господом.
Мужья, люб`ите жен и не будьте с ними резки.
Дети, во всём повинуйтесь родителям, ведь это приятно Господу.
Отцы, не раздражайте детей, не то они станут малодушными.
Рабы, во всём подчиняйтесь своим земным господам.
И не напоказ, как это делают подхалимы,
но от чистого сердца и из благоговения перед Господом.
Что бы вы ни делали, труд`итесь от всей души —
как если бы это было для Господа, а не для людей.
Ведь вы знаете, что Господь даст вам в награду наследие.
Ваш Господин — Христос, вы служите Ему.
А кто причиняет зло, тому в той же мере воздастся злом, у Бога нет пристрастий.
И вы, господа, поступайте с рабами по правде и справедливости.
Помните, что и у вас есть Господин на небе. (Кол.3:16-4:1)

***
*Среди учеников произошел спор, кто из них больше.
Иисус зная, о чём они про себя думают, взял ребенка, поставил рядом с собой
и сказал им:
"Кто примет этого ребенка ради Меня,
тот принимает Меня,
а кто примет Меня,
принимает и Того, кто послал Меня.
Ведь тот из вас, кто меньше всех,
больше всех".
Тогда Иоанн сказал Иисусу:
"Наставник, мы видели одного человека, который Твоим именем изгоняет бесов,
но мы ему запретили, раз он с нами не ходит".
Иисус ответил ему:
"Не запрещайте. Кто не против вас, тот за вас".* (Лк.9:46-50)


Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2002/Oct/30.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»