=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

* 18 октября ст.ст., чт - (память евангелиста Луки)
на литургии читается: Кол.4:2-9#; Лк.9:49-56#.
{седмица 19-я по Пятидесятнице, рядовые чтения 22-й седмицы}

> Сущность истинного христианства есть перерождение человечества и мира в духе Христовом, превращение мирского царства в Царство Божье (которое не от мира сего). Это перерождение есть сложный и долгий процесс, недаром же оно в самом Евангелии сравнивается с ростом дерева, созреванием жатвы, вскисанием теста и т. п. {Мф.13:24-49} Но разумеется, христианское перерождение человечества не может быть только естественным процессом, не может совершаться само собою, путем бессознательных движений и перемен. Это перерождение есть процесс духовный ("Истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится водою и духом, не может войти в Царствие Божие") {Ин.3:5}, в нём должно непременно участвовать само человечество своими собственными силами и своим сознанием. Существенное и коренное отличие нашей религии от других восточных, в особенности от мусульманской, состоит в том, что христианство как религия богочеловеческая предполагает действие Божие, но вместе с тем требует и действия человеческого. С этой стороны осуществление самого Царства Божия зависит не только от Бога, но и от нас, ибо ясно, что духовное перерождение человечества не может произойти помимо самого человечества, не может быть только внешним фактом; оно есть дело, на нас возложенное, задача, которую мы должны разрешать. Не менее ясно и то, что за раз, одним актом эту задачу не только разрешить, но и сознать во всём ее значении невозможно. Обращение и перерождение даже единичного человека вдруг не совершается. Возьмем личных учеников Христа. Если кто, то они имели все удобства для полного и быстрого духовного возрождения. И однако, во всю земную жизнь Спасителя и потом до самой Пятидесятницы мы такого возрождения не замечаем. Они остаются такими, какими были. Явление Христа поразило их {Деян.2:1-12}. Его духовная сила привлекла их и привязала к Нему, но не переродила. Они верили в Него как в факт высшего порядка и ждали от Него установления Царства Божия, так же как внешнего факта. И именно на них, на этих избранниках, на этой соли земли, мы лучше всего можем видеть, как мало значит такая вера в Божественное как во внешний сверхъестественный факт. Не случайно, конечно, в знаменитой гл. 16 Матфея поставлены рядом: величайшая похвала Петру за его горячее исповедание правой веры и затем <упрек> тому же Петру: "Отойди от меня, сатана; соблазн ты мне, потому что мыслишь не по-божески, а по-человечески" {Матф.16:23}. Значит, можно иметь самую ревностную, самую пламенную и самую православную веру и, однако же, не иметь Духа Божия и уподобляться сатане, как и в другом месте Нового завета говорится: "И бесы веруют и трепещут" {Иак.2:19}. И чем с большею ревностью и прямолинейностью проявляется внешним образом такая вера, тем она не только противнее Духу Христову, но тем менее в ней самой внутренней мощи и прочности. Не напрасно опять-таки рассказано в евангелиях, как тот же ревностный ученик Христов отрубил ухо слуге первосвященника для защиты своего Учителя, а затем в ту же ночь три раза отрекся от Него {Мф.26:34,69-75}. Приписывать эту несостоятельность веры Петровой его особенному характеру - это всё равно, что вину псевдохристианского фанатизма и насильничества сваливать, как это у нас принято, на одну западную католическую церковь, для которой апостол Петр признается специальным прототипом. Но в Евангелии нечто подобное рассказывается и о любимом ученике Христовом - об Иоанне, этом прототипе, как иные думают, нашего восточного православия.

> "Заговорил Иоанн и сказал: Наставник! Мы видели какого-то человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не следует за нами. И сказал ему Иисус: Не запрещайте, ибо, кто не против нас, тот за нас".

> "И было, что исполнялись дни взятия Его (от земли), и Он уставил лице Свое идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим. И, идя, вошли в село самарянское, чтобы приготовить Ему. И не приняли Его (там), потому что лице Его было, как у идущего в Иерусалим. Видя же (это), ученики Его Иаков и Иоанн сказали: Господи, хочешь, скажем, чтоб огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? - Обернувшись же, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын человеческий пришел не погублять души человеческие, но спасать.  - И пошли в другое село" (Лук.9:49-56).

> Если главное дело в вере, то уж на что, кажется, сильнее веры, когда сейчас же, без малейшего сомнения готовы огонь с неба низводить; и, однако, при такой великой, по-видимому, вере Иаков и Иоанн не знали духа Христова, и именно потому не знали, что верили более всего в Его внешнюю чудодейственную силу. Эта сила была, но не в ней было дело.

[ Владимир Соловьев.  
ОБ УПАДКЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРОСОЗЕРЦАНИЯ (I)  
www.krotov.info/library/s/solov_vl/ob_upadke.html ]


*Иоанн сказал Иисусу:
"Наставник, мы видели одного человека, который Твоим именем изгоняет бесов,
но мы ему запретили, раз он с нами не ходит".
Иисус ответил ему:
"Не запрещайте. Кто не против вас, тот за вас". ...

Иисуса <в самарянской деревне> не приняли:
по Нему было видно, что Он направляется в Иерусалим.
Его ученики Иаков и Иоанн, увидев это, сказали:
"Господь, хочешь, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и уничтожил их?"
Но Иисус, обернувшись, запретил им.* (Лк.9:49-50,53-55)

* * *
*Постоянно мол`итесь, бодрствуйте во время молитвы и благодарите!
Мол`итесь также и о нас, чтобы Бог открыл нам двери для слова
и дал нам возвестить тайну Христа. ...
Мол`итесь, чтобы я смог возвестить ее и раскрыть так ясно, как я должен.
Ведите себя мудро с посторонними, используйте любую возможность.
Пусть ваша беседа будет всегда приятна и остроумна,
и пусть для каждого у вас найдется нужный ответ.* (Кол.4:2-9)


Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2002/Oct/31.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»