Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (1Тим.1:2) * 17 ноября
ст.ст., сб - на
литургии читается: Гал.3:8-12#;
Лк.9:57-62#. > <Гал.3:9>. Итак верующие благословляются с верным Авраамом {досл.: "с Авраамом, который имел веру". - Перев.} > <.....> > <.....> Мы не отрицаем того, что благочестивые люди должны подражать примеру Христа и что добрые дела должны совершаться, но <мы лишь подчеркиваем, что> богобоязненные люди не становятся праведными в глазах Божьих за счет этого. Павел не обсуждает вопроса о том, что нам следует делать. Нет, он <говорит> о том, каким образом мы должны быть оправданы. И здесь должен рассматриваться только Христос, умирающий за наши грехи и воскресающий вновь для <нашего оправдания>. Он должен быть принят как дар, а не как пример для подражания. Разум не понимает этого. И как иудеи не подражают Аврааму, который имел веру, но подражают Аврааму, творящему дел`а, так и паписты и все самоправедные люди не взирают на Христа, Который <дает оправдание>, и не принимают Его, но смотрят и принимают Христа, Который совершает добрые дела. И тем самым они еще дальше отступают от Христа, от праведности и спасения. Но если те и другие хотят спастись, то необходимо, чтобы первые подражали Аврааму, имевшему веру, а последние ухватывались за Христа, Который <дает оправдание> и спасает - за Того Христа, за Которого и сам Авраам ухватился и через Которого он был благословлен. > Конечно, то, что Авраам принял обр`езание, когда Бог заповедал его, <то>, что он обладал выдающимися добродетелями и что он во всём был покорен Богу - всё это очень веские основания для того, чтобы хвалиться. Поэтому весьма похвально подражать примеру Христа во всех своих делах, любить ближнего своего, творить добро по отношению к тем, кто заслуживает зла, молиться за врагов и сносить с терпением неблагодарность тех, кто <платит> злом за добро. Но ничто из перечисленного не прибавляет праведности в глазах Божиих. Выдающиеся добрые деяния Авраама ничем не помогли ему в провозглашении его праведным перед Богом. Также и подражание примеру Христа не делает нас праведными в глазах Божиих. <.....> > <.....> > <Гал.3:11-12. А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет. А закон - не от веры>, но кто исполняет его, тот жив будет им. > Я понимаю эту часть утверждения <("но кто исполняет его...")> как иронический пассаж <....>. Я понимаю данный фрагмент так же, как и общее утверждение, подобное следующему высказыванию Христа (Лк.10:28): "Так поступай, и будешь жить" - что это своего рода ирония, или насмешка. "Да-да, дескать, давай делай!" Павел хочет показать точно, что такое праведность Закона и что такое праведность Евангелия. Праведность Закона заключается в соблюдении Закона <...>. Праведность веры заключается в веровании, соответственно утверждению: "Праведный верою жив будет". Таким образом, Закон требует, чтобы мы совершали что-то для Бога. Вера же не ждет от нас деяний. Она требует, чтобы мы веровали в обетование Божие и приняли что-то от Него. Посему высшая функция Закона - порождать действие, в то время как функция веры - уступать [соглашаться, принимать]. Итак, Закон производит деяние, а вера порождает упование. <.....> > <...> > Таким образом, вера всегда оправдывает и животворит. И всё же она не остается одинокой, то есть тщетной и бесполезной. <"На своем собственном уровне и в своей функции" - как средство оправдания - она единственна.> Но она воплощается, <обретает плоть в делах>. <...> <Это можно сравнить с тем, как> Христос, по Своей Божественности, является Божественной и вечной <сущностью>, не имеющей начала, однако Его человеческая природа является сущностью, созданной в [какое-то определенное] время. Эти две сущности во Христе не смешаны и не спутаны, и свой ства каждой из них должны ясно пониматься{Цитата из догматического постановления Халкидонского Собора, состоявшегося в 451г. [<...> "В двух естествах, неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого..." <..>]}. Иметь начало во времени - это характеристика человеческой сущности, но быть вечным и не иметь начала - это характеристика божественности. Тем не менее две эти сущности объединяются, и Божественность, не имеющая нач`ала, соединяется с человеческой сущностью, имеющей нач`ало. Как я обязан проводить грань между человеческой сущностью и Божественностью, говоря: "Человеческая сущность - это не Божественность, но всё же этот Человек есть Бог", так же я должен проводить грань здесь, говоря: "Закон - это не вера, но всё же вера производит дел`а". Вера и дел`а согласуются во взаимодействии, но всё же каждое из этих явлений имеет и сохраняет собственную сущность и надлежащую функцию.
*Писание предвидело, что Бог за веру оправдает языческие народы, * * * Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2002/Nov/30.htm |
|
![]() |