=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (2Тим.1:2)

* 2 января ст.ст., ср - (Предпразднство Богоявления.
Память: прп. Серафима Саровского, †1833; прав. Иулиании Лазаревской, †1604) -
на литургии читается: 1Пет.4:1-11#; Мк.12:28-37#*.

> <Мк.>12:28-34 ВОПРОС О ПЕРВЕЙШЕЙ ЗАПОВЕДИ

> (Ст.28) <...>

> Вопрос о том, какая заповедь первейшая, широко обсуждался богословами того времени. Они подсчитали, что в Законе Моисея содержится 365 запрещающих и 248 предписывающих заповедей. Было множество попыток свести эти сотни заповедей к одному или нескольким положениям или основным принципам, найти заповедь-первоисточник, из которой проистекали бы все остальные. Это вовсе не значило, что учителя и богословы рассматривали одни заповеди как важные, а другие как несущественные, которыми можно пренебречь. Все заповеди важны, и соблюдать их нужно все. Такие попытки не преследовали практических целей, а были, так сказать, упражнением ума, чистым теоретизированием. Талмуд говорит, что Давид сводил все 613 заповедей к одиннадцати, Исайя – к шести, Михей – к трем, Амос и Аввакум – к одной. Всем известны знаменитые слова рабби Гиллеля, который объяснил прозелиту суть Закона: «Не делай другому того, что ненавистно тебе. В этом состоит весь Закон, а всё остальное – комментарий. Иди и изучай его».

> (Ст.29-30) Иисус отвечает учителю Закона <.> словами, <которыми> всегда начиналась служба в синагоге и которую всякий благочестивый еврей читал каждый день, потому что она представляет собой символ библейской веры в Единого Бога. Это «Шем`а»: «Слушай, Израиль! Господь наш Бог – единственный Господь. Люби Господа Бога всем сердцем, всеми мыслями и всеми своими силами» (Втор. 6:4-5; 11.13-21). Первая заповедь – любовь к Богу, любовь всем существом человеческим. Под любовью всегда понимается прежде всего исполнение воли Божьей, а не эмоции.

> (Ст.31) Но хотя учитель Закона спрашивал об одной первейшей заповеди, Иисус сразу же добавляет еще одну: «Люби ближнего, как самого себя» (Лев.19:18). Он говорит, что нет заповеди больше, чем эти. Не "заповедей", а "заповеди"! Для Иисуса любовь к Богу и к ближнему – это одна, двуединая заповедь, разъединить которую невозможно. Он отказывается противопоставить заповедь любить Бога заповеди любить людей. Этому есть множество примеров в учении Иисуса. В 10:21 Он предложил богачу, любящему Бога, отдать свое имущество нуждающимся ближним. Он исцеляет больных в субботу, хотя предания людей запрещают делать это якобы из любви к Богу. Он негодует, когда корбан оказывается выше, чем обязанность сына помогать родителям (7:11-12). Надо отметить еще одну важную вещь: в Книге Левита ближним называется сородич, соплеменник, но Иисус расширил это понятие, включив в него всех людей (ср. Лк.10:29-37). Иисус не был первым, кто соединил эти две заповеди в одну. В Завещаниях Двенадцати Патриархов (II в. до н.э.) сущность Закона также определена как любовь к Богу и к человеку, во II веке до н.э. рабби Акива отвечал на подобный вопрос словами Лев.19:18. Кроме того, в варианте Луки их соединил учитель Закона. Но только Иисус всей Своей жизнью и смертью исполнил их до конца.

> Человечество всегда стремилось разделить двуединую заповедь. Теократически настроенное общество поступалось интересами людей во имя любви к Богу. Об этом лучше всего говорит Иоанн: «Если кто говорит: «Я люблю Бога», и при этом ненавидит своего брата, которого видел, то не может любить Бога, которого не видел. У нас есть заповедь, которую мы получили от Него: тот, кто любит Бога, должен любить и своего брата» (1Ин.4:20). Строились роскошные храмы, а люди умирали с голоду. Агностики же довольствуются в религии лишь нравственным учением, отбрасывая Бога. Часто можно услышать, как современные люди говорят, что они верят во что-то: в добро, справедливость, истину. Не в кого-то, а во что-то. Что-то такое есть… - говорят они. Но они не верят в Бога как личность, не испытывают к Нему благодарность за великий дар жизни.

> Слов`а Иисуса не отменяли Закон, именно так понял их Матфей, сказавший: «пока не исчезли земля и небо, даже самая малая буква не исчезнет в Законе» (5:18). Но они послужили причиной того, что Церковь, выйдя за пределы Палестины, постепенно отказалась от большинства заповедей, касающихся ритуала (Рим.13:9; Гал.5:14).

[ В.Н.Кузнецова. ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. КОММЕНТАРИЙ.  
М., 2000; стр.218-20 ]

-------------------------------------
*параллели к еванг. чтению: Мф.22:34-46; Лк. (10:25-28); 20:41-44;
эпизод №133(в,г) по "Брюссельскому согласованию"
(ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СИНОПСИС, (ПСТБИ, 2001): эпизоды 135.3, 135.4)


*Один из учителей Закона, ... подошел к Иисусу и спросил:
"Какая заповедь первейшая?"
Иисус ответил:
'Первейшая заповедь:
"Слушай, Израиль! Господь наш Бог – единственный Господь.
Люби Господа Бога всем сердцем, всей душой,
всеми помыслами и всеми своими силами".
А вот вторая: "Люби ближнего, как самого себя".
Нет заповеди больше, чем эти'.
Учитель Закона ответил:
'Хорошо сказано, Учитель.
Правду Ты говоришь, что "Он один и нет никого, кроме Него"
и что "любить Его всем сердцем, всеми помыслами и всеми своими силами"
и "любить ближнего, как самого себя" важнее всех всесожжений и жертв'.
Иисус, видя, как умн`о тот ответил, сказал ему:
'Ты недалек от Царства Бога'.
После этого уже никто не осмеливался задавать Ему вопросы.*
(Мк.12:28-34)

* * *
*Близится конец всему.
Так будьте разумны и трезвы, и тогда сможете молиться.
И прежде всего от всей души люб`ите друг друга,
потому что любовь покрывает множество грехов. ...
Каждый из вас получил свой особый дар,
так разумно распоряжайтесь этим многообразием Божьих даров
для служения друг другу.
Если кто проповедует, пусть проповедует Слово Бога;
кто служит, пусть укрепляет себя силой, которую предоставляет ему Бог.
Пусть всё служит прославлению Бога через Иисуса Христа!
Ему слава и сила во веки веков, аминь!* (1Пет.4:7-8,10-11)


Этот день в российском правосл. церковном календаре 212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jan/15.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»