=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

Любовь, милость и мир от Бога Отца и Христа Иисуса, нашего Господа! (2Тим.1:2)

* 15 января ст.ст., вт -
на литургии читается: Евр.12:25-26#,13:22-25#; Мк.10:2-12# *.
{седмица 32-я по Пятидесятнице; рядовые чтения 31-й седмицы}

> <.> об установлении брака Библия говорит <отдельно от благословения человеку "плодиться и размножаться">. Как Христос (Мф.19:5; Мк.10:4), так и апостол Павел (Еф.5:31) находят это установление в той главе, где говорится о творении человека как существа особого от остального мира. <.....>

> <.....>

> <...> О <браке> говорится во 2-й главе Бытия, где речь идет о человеке как существе, отличном от остального животного и растительного мира. О размножении здесь не упоминается. Человек здесь берется не с бессознательной, инстинктивной стороны своего бытия, а как носитель сознания и свободы. Человек берет здесь на себя задачу подчинения себе всего внешнего мира - макрокосмоса, работая в Раю и охраняя его, а вместе с тем он берет на себя и задачу подчинения высшим духовным целям своей внутренней физической жизни - микрокосмоса, принимая заповедь о невкушении плода с дерева познания добра и зла. Свою творческую свободу человек обнаруживает в создании языка и в подчинении себе животного мира (Быт.2:19). И только после этих актов сознания и свободы человека как наиболее яркое их проявление является брак. По Библии, Бог не творит жену вместе с мужем и таким образом не принуждает на брак человека, а только тогда, когда Адам, этот еврейский Фауст, проявил свою свободу, когда он создал идею жены и пожелал ее осуществления, Бог дает бытие мысли человека, человек становится мужем и женой.

> Говоря о свободе как основной черте брака, Библия в то же время говорит и о его главной цели. Она указывает только одну цель брака - жена творится для того, чтобы быть "помощницей" мужа. В чём же должна состоять эта помощь? Употребленное в русском и славянском переводе слово "помощник" подает мысль о помощи в тех трудах, которые Бог возложил на мужа (Быт.2:15), и обычное понимание его таково. Но в таком случае вполне уместно возражение Блаженного Августина, повторенное Фомой Аквинатом, что для помощи во всяком другом деле, кроме рождения, другой мужчина был бы пригоднее женщины. Однако слово "помощник", так же как и соответствующие слова в переводе семидесяти <..> и в Вульгате, не передает точно глубокого смысла еврейского подлинника. Более точный перевод был бы: "сотворим ему восполняющего, который был бы перед ним". Таким образом, здесь говорится не о восполнении в труде, а о восполнении в самом бытии, так что помощь в труде может мыслиться лишь как последствие восполнения в бытии. Жена прежде всего нужна мужу как его "alter ego".

> Библия не говорит: "не хорошо человеку трудиться одному", а говорит: "не хорошо человеку быть одному"; не говорит: "который трудился бы с ним", а говорит: "который был бы перед ним". Еврейское слово nehed означает то, что впереди, на лицо (Быт.31:32; Исх. 19:2; 34:10; Чис. 2:2; 25:4; Неем.19:9; Дан.6:10). <.....>

> Но это сопребывание с мужем не есть лишь пространственная близость. Нет, это есть полное метафизическое вышеличное единение в одном существе. На эту сторону цели брака указывает Библия, говоря: "и будут одна плоть" (Быт.2:24), то есть одно существо. Здесь вовсе нельзя видеть, как это иногда делают, указание на родовую жизнь. Эту жизнь здесь мы разумеем лишь постольку, поскольку она может быть последствием единства супругов, но прямой и основной смысл этих слов другой. Его непререкаемым образом объясняет сам Господь, говоря: "так что они уже не двое, но одна плоть" (Мф.19:6), то есть указывает не на какое-либо временное телесное единение в родовом, акте, а на постоянное метафизическое единство супругов. Употребленное как в Ветхом, так и Новом Завете слово "плоть" (sarx) вовсе не означает в данных местах лишь т`ела (swma), a означает одно существо, одного человека, как то прекрасно выясняет, например, Блаженный Августин. <....> И так же как апостол Павел заменяет слово "плоть" словом "человек", говоря "не оправдается человек от дел Закона" (Гал.2:16 <ср. с Рим.3:20>), так точно делает это и Библия, называя Адама и Еву то одной плотью (Быт.2:24), то одним человеком: "Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек" (Быт.5:1-2). Когда говорится лишь о физическом единении мужчины и женщины (не в браке, а в блуде), не говорится, что они "одна плоть", а говорится, что они - "одно тело" - не sarx, а swma (1Кор.6:16).

> Это метафизическое единение мужчины и женщины есть таинство, поскольку оно превышает категории нашего разума и может быть пояснено лишь сопоставлением этого таинства с таинством Пресвятой Троицы и догматом <о> Церкви, а психологически это единение является источником таких чувств <супругов>, которые по самому своему характеру исключают вопрос о целях брака вне его самого, ибо эти чувства есть чувства удовлетворенной любви, а потому - полноты и блаженства.

[ С.Троицкий. ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ БРАКА. (III)  
в сб.: В.Соловьев. С.Троицкий. Прот. И.Мейендорф.  
М.: Путь, 1995; стр.80,82-4 ]

-------------------------------------
* Рядовые чтения седмиц с 31 по 33 в этом году те же, что были в седмицы 27-29 по причине т.наз. "Крещенской отступки". Так ряд. чтения этого дня совпадают с 31/12/02 (ср. с вып. №297 *Изобретатель человека сказал...* - К.С.Льюис о христианском понимании брака) .
Параллели к еванг. чтению: Мф. 19:3-12; Лк.16:18; 1Кор.7:10
эпизоды №118 по "Брюссельскому согласованию"
(ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СИНОПСИС, (ПСТБИ, 2001): эпизод 120)


Иисус сказал:
'... с самого начала, со времен сотворения мира,
Бог "создал мужчину и женщину.
Поэтому оставит человек отца и мать и привяжется к жене,
и станут двое одной плотью".
Итак, их уже не два человека, а одно существо.
То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает'. (Мк.10:6-8)

* * *
"Заповедь — это молитва Бога к человеку". (Я.К.)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Jan/28.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»