=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

*  9 февраля ст.ст., сб - {Отдание праздника Сретения Господня} -
на литургии читается: 2Тим.3:1-7#; Лк.20:45-21:4# *.

> <Мк. 12:40 ||Лк. 20:47>Иисус продолжает пророческую традицию обличения (ср., например, Мал. 3:5, где подвергаются резкой критике те, кто "притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца"). Он также защищает права угнетенных, а такими чаще всего были вдовы. Неизвестно, что имеет в виду Иисус, говоря о том, что учителя Закона пожирают имущество (буквально: "дом`а") вдов. Были высказаны различные предположения: мужья перед смертью часто назначали их опекунами своих вдов, но те вели себя нечестно или же требовали больших комиссионных за юридические услуги, хотя это и было запрещено. Возможно, вд`овы разорялись потому, что учител`я излишне часто и расточительно пользовались их гостеприимством или присваивали себе имущество тех вдов, которые, подобно Анне (Лк. 2:36-37), посвящали себя служению Храму, или брали с вдов большие деньги за молитвы, которые они якобы возносили за них Богу. Иосиф Флавий утверждал, что женщины были в полном подчинении у фарисеев (Иуд.Древн.,XVII,2,4). Всё это и есть та фарисейская закваска, от которой Господь Иисус предостерегал Своих учеников (<Мк. 8:15>).

> Но есть также предположение, что рассказ о бедной вдове, отдавшей Храму свои последние деньги (<Мк. 12:42>), иллюстрирует слов`а о пожирании имущества вдов, так как именно учителя Закона научили ее отдать всё Храму, над которым уже вынесен грозный приговор и от которого вскоре не останется камня на камне. {A.G. Wright, The Widow’s Mites: Praise or Lament. Catholic Biblical Quarterly, 44 (1982), p.256-265.} Хотя такое толкование поддерживается лишь немногими учеными, оно согласуется с более широким контекстом Евангелия, где неоднократно говорится о приоритете человеческой нужды над чисто религиозными установлениями (см. <Мк.> 7:10-13; 2:23-27; 3:1-5 и др.).  

> Потом напоказ долго молятся – эти слова могут быть поняты так: "и для этого долго молятся", то есть своим показным благочестием хотят вызвать к себе доверие.

Кроме того, существует и другое понимание <Мк.12:40> – в нём видят самостоятельное речение, не связанное с предыдущим (ст. 38-39): "а тех, кто пожирает имущество вдов..., их ждет самый суровый приговор!"

> Отец Александр Мень говорит: "Читая сегодня грозные речи Иисуса, направленные против фарисеев и книжников, многие христиане усыпляют свою совесть, думая, что они относятся лишь к верхушке иудейского общества I века. Но тогда за этими речами остался бы только исторический, преходящий смысл. Между тем каждое их слово полностью приложимо к недостойным представителям любой религии и церкви, к их самодовольству, ханжеству, консерватизму, обрядоверию. Законники и клерикалы всех мастей легко превращались в гонителей. Вспомним хотя бы участь Афанасия Великого и Златоуста, Саванаролы и Гуса, митрополита Филиппа и многих других, кто прошел свой крестный путь по воле "лжебратий". Извращение веры, гордыня, дух культового формализма, расчеты "задобрить" Бога исполнением внешних уставов живучи, как и все человеческие грехи. Древних фарисеев больше нет, но отнюдь не умерло само "фарисейство" {А. Мень, Сын Человеческий, с. 406.}.

> <.....>

> <Мк. 12:43 ||Лк. 21:3> – Эта история должна была научить учеников истинному самопожертвованию и самоотдаче <...>. Некоторые толкователи даже считают, что рассказ о вдове (как и о женщине в <Мк.14:3-9>) имеет дополнительное символическое значение и является еще одним предсказанием о жертвенной смерти Иисуса, который тоже отдал всё, включая саму жизнь.

> Если даже понять этот эпизод как иллюстрацию к ст. 40 (см. выше), Иисус обличает тех, кто научил вдову отдать всё, на что она жила, Храму, "осуждает систему ценностей, которые мотивируют ее поступок". {A.G. Wright, The Widow’s Mites: Praise or Lament. Catholic Biblical Quarterly, 44 (1982), p. 256-265}, но восхваляет женщину. Ее поступок говорит о ее глубокой вере и преданности, и она не виновата, что эти ее качества люди иногда используют в своих целях и на ее гроши благоденствуют богачи.

> Существует много похожих рассказов в еврейских и индийских легендах, а также в греческой литературе. Например, есть история о священнике, который с презрением отнесся к женщине, принесшей в дар горсть муки, но ночью ему было видение, в котором Бог ему сказал: "Не презирай ее, дар у нее такой, как если бы она отдала свою жизнь". <...>

[ В.Н.Кузнецова.  
ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАРКА. КОММЕНТАРИЙ  
М., 2000; стр.225-8 ]

-------------------------------------
* Параллели к еванг. чтению: Мк. 12:38-44; Лк. 20:45 - 21:4; 11:37-52;
эпизоды №№134,135 по "Брюссельскому согласованию"
(ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СИНОПСИС, (ПСТБИ, 2001): эп. 36, 37)

// Об обличении Иисусом книжников (учителей Закона) \\
// см. тж. в вып. №313 (Набожность, разъединяющая с Богом) \\


*В то время, когда весь народ слушал Его, Иисус сказал Своим ученикам:
"Остерегайтесь учителей Закона, которые расхаживают в длинных одеждах;
любят, чтобы их почтительно приветствовали на площадях;
любят сидеть в синагогах в первом ряду и на почетных местах — на пиру.
Они пожирают имущество вдов, а потом напоказ долго молятся.
Этих ждет самый суровый приговор".
Иисус, взглянув, увидел богачей, клавших дары в сокровищницу.
Он увидел и нищую вдову, опускавшую туда две медные монетки, и сказал:
"Верно вам говорю, эта бедная вдова больше всех положила.
Все клали в дар излишек, а она, такая нищая, положила всё, на что жила".
(Лк. 20:45 - 21:4)

* * *
*В последние дни наступят тяжкие времена.
Люди будут любить только себя и деньги, будут хвастливы, заносчивы, грубы;
непочтительны к родителям, неблагодарны, в душе у них не будет ничего святого.
Это будут люди бессердечные, безжалостные, клеветники,
несдержанные, жестокие, враги добра, предатели, необузданные, чванливые,
они будут любить удовольствия больше, чем Бога,
будут держаться внешней набожности,
но откажутся от внутреннего смысла богопочитания.
Держись от них подальше.
Такого же рода и люди, которые втираются в дома и пленяют глупых бабенок.
У этих женщин куча грехов и масса желаний,
сегодня их влечет к тому, завтра к другому,
и они вечно чему-то учатся, но никак не могут прийти к познанию истины.*
(2Тим.3:1-7)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Feb/22.htm  http://www.DAYS.ru/Days/fewral'9.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»