=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир да будут с вами полной мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)

* 25 марта ст.ст., пн - Благовещение Богородицы -
на литургии читается: Евр.2:11-18#; Лк.1:24-38#.
{5-я седмица Великого поста}

> Новозаветные апокрифы. Нередко в антирелигиозной литературе и вообще в исторической литературе можно найти следующие замечания: <.> Церковь сурово расправлялась с раннехристианскими Евангелиями, апокрифами, уничтожая их и отбирая только те, которые соответствовали ее взглядам. В какой-то степени это верно. Да, отбирали. И отбирали то, что соответствовало. Но давайте посмотрим, что же получилось в результате этого отбора.

> Вот перед нами апокрифические Евангелия. Они всё-таки сохранились. Более того, они бесконечное количество раз переводились почти на все древние языки, на все языки, на которых говорили в средние века. Весь цивилизованный мир Старого света читал эти апокрифы на своих языках! В библиотеке Соловецкого монастыря ученые еще в прошлом веке нашли огромное собрание этих апокрифов, и оказалось, что кроме ветхозаветных апокрифов <...> там масса новозаветных, написанных в первые века христианства. Те самые, которые назывались "отреченными", которые считались неканоническими, псевдописаниями. Однако их любили и их сохранили. Потому что это была  -  литература. Это была древняя художественная литература.

> Самое раннее из них - "Евангелие Иакова". Его иногда называют протоевангелием, потому что ученый, обнаруживший эту книгу, считал, что это Евангелие самое древнее. "Евангелие Иакова" написано в Египте, по-видимому, где-то в середине или начале II века.

> Существует египетская рукопись этого Евангелия, которая принадлежит 200-му году, а может быть, и раньше. О чём она повествует? О том, о чём молчат евангелисты. О юности Девы Марии, о Ее родителях - об Иоакиме и Анне (Евангелия не называют имен Ее родителей). Рассказывает о том, что Иоаким и Анна были бездетными, а это считалось тогда знаком Божьего гнева. И вот однажды Иоаким пошел в храм приносить жертву вместе со всеми, а его оттолкнули и сказали: "Ты последний грешник, у тебя и детей нет". И он настолько огорчился этим, что не вернулся домой, а пошел в пустыню, сидел и плакал там. И тогда ему явился ангел и сказал: "Не плачь, потому что у тебя родится дивная Дочь". <.....>

> И рождается у них девочка. Называют Ее Марией. И отдают в Храм. Согласно апокрифу, тогда при храмах существовало что-то вроде монастырей. Ничего этого не было в истории, это беллетристика, но беллетристика, которая пыталась увидеть за Евангелием то, о чём там не сказано. Девочка остается в Храме. Причем, в тот день, когда родители повели Ее (Она была трехлетним ребенком), Ее подвели к ступеням, ведущим к зданию Храма, и оттуда вышел священник Захария. И девочка, вместо того чтобы побежать от чужого человека, поднялась по ступенькам к нему навстречу. Он Ее взял и, по велению Божию, повел внутрь святилища, куда никто, кроме священнослужителя, никогда не входил. А потом ввел Ее в Святая Святых, где обитал невидимо Дух Божий, где некогда стоял Ковчег Завета, - за завесу. Конечно, простой священник не мог туда войти, первосвященник входил туда только раз в год и, конечно, он не мог туда никого ввести. Но для нас это неважно. А важен смысл легенды. Потому что Дева Мария является как новый Божественный храм! И Она уже Сама становится Святая Святых! Она входит туда, потому что Она имеет право, ибо Она  -  будущая Мать Избавителя.

> А потом Ее оставляют при храме, где Она расшивает драгоценные завесы. И однажды Ей является ангел, и совершается тайна Благовещения: ангел вещает Ей, что у Нее должен родиться Сын по имени Иисус, Который принесет спасение миру. Но Она должна выйти за кого-то замуж, чтобы не быть в глазах людей униженной. Кто-то должен стать нарицательным отцом Ее Ребенка. И вот священник собирает народ, и люди решают, кто же это будет. И по древнему обычаю, метают жребий: ставят посохи, и посох плотника Иосифа, старца из Назарета, расцвел. Из сухого дерева появились живые побеги. Он-то и стал мужем Марии (хотя у него были взрослые дети, среди них был Иаков, от лица которого ведется повествование).

> Вся эта история наконец насытила и любопытство и воображение и, так сказать, желание заглянуть туда, в эту тайну, куда евангелисты нас не пустили. Здесь работало воображение людей. Это литература. Это литература, которая потом отразилась на другой огромной литературе  -  на нашей древней церковной православной поэзии, и потом на христианской поэзии средних веков. И, наконец, на искусстве. Потому что те из вас, кто помнит произведения Дионисия, Джотто и многих других мастеров, знают, что они шли по той канве, которую им подсказал апокриф "Евангелие Иакова". Более того, наш праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы построен на этом апокрифе. Пусть он и не принят Церковью в число Писаний как произведение богодухновенное и достойное доверия, но это была не осужденная книга, а книга, являющаяся частью христианской литературы, частью христианской культуры: богослужение, поэзия, живопись, пластика, немало есть средневековых скульптур на эту тему.

[ Александр Мень.  
БИБЛИЯ И АПОКРИФЫ ДРЕВНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.  
Беседа 8-я из цикла  
НИКЕО-ЦАРЕГРАДСКИЙ СИМВОЛ ВЕРЫ.  
опубл. в сб. МИРОВАЯ ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА  
www.krotov.info/library/13_m/myen/00049.html ]

     ************************** ************************
    **                   СМОТРИ ТАКЖЕ:                 **
   **   ***   ***   ***   *** * ***   ***   ***   ***   **
  ** ¤ Благовещение - версия Якова Кротова:              **
 ** www.Krotov.info/yakov/past/01/Gospel.html#Благовещение**
  ***   ***   ***   ***   *** * ***   ***   ***   ***   ***
 ** ¤ вып. расс. № 32: «Воплотился от Девы Марии»        **
  **              (на Благовещение в прошлом году)        *
  ***************************** ***************************

*Бог послал ангела Гавриила в галилейский город под названием Назарет
к девушке, обрученной с человеком по имени Иосиф, потомком Давида.
Девушку звали Мариам. Придя к ней, он сказал:
"Приветствую тебя, благословенная Богом! С тобой Господь!"
Она в растерянности гадала, что значат эти слова, с которыми он к ней обратился.
Ангел сказал ей:
"Не бойся, Мариам! / Ты обрела милость Бога.
Ты забеременеешь и родишь Сына / и дашь Ему имя Иисус.
Он будет велик, / Его будут звать Сыном Всевышнего,
Ему даст Господь Бог трон праотца Его Давида, /
Он будет вечно царствовать над потомками Иакова, /
и царству Его не будет конца".
Но Мариам спросила ангела:
"Разве такое может быть? Я еще не замужем!"
Ангел ответил:
"Дух Святой сойдет на тебя, / Сила Всевышнего осенит тебя,
поэтому ребенок, которого ты родишь, будет свят — /
Он будет зваться Сыном Бога.
Возьми, к примеру, Елизавету, свою родственницу:
она, хоть и стара, ждет ребенка и уже на шестом месяце,
а ее называли бесплодной.
Для Бога нет ничего невозможного".
Мариам ответила:
"Я во власти Господа. Пусть всё будет так, как ты сказал".
И ангел удалился.* (Лк.1:26-38)

* * *
"Не любят Бога по одной причине: Его не знают". (Иоанн Шаховской)


Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Apr/7.htm     www.DAYS.ru/Days/mart25.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»