=Ежедневная
рассылка *Мысли о вере и Церкви*=
Милость и мир да будут с вами полной
мерой - через познание Бога и Иисуса, Господа нашего! (2Пет.1:2)
* 12 апреля ст.ст., Страстная Пятница,
Воспом. Страстей Господа нашего Иисуса Христа
Евангельские фрагменты о страстях Господа нашего Иисуса Христа:
Ин.13:31-18:1; Ин.18:1-28; Мф.16:57-75; Ин.18:28-19:16; Мф.27:3-32;
Мк.25:16-32; Мф.27:33-54; Лк.23;32-49; Ин.19:25-37; Мк.25:43-47;
Ин.19:38-42; Мф.27:62-66.
> Бог попускает зло для нашей же пользы либо когда учит нас, либо
> когда хочет, чтобы с нами не случилось чего-либо еще худшего -
> так учили еще со времен средневековья и Византии богословы прошлого,
> и мы так утверждаем следом за ними. Мертвые дети - школа Бога? Или
> попущение меньшего зла, чтобы избежать большего?
> Если Бог всё это устроил, хотя бы для нашего вразумления, то это
> не Бог, это злой демон, зачем ему поклоняться, его надо просто
> изгнать из жизни. Если Богу, для того чтобы мы образумились, надо
> было умертвить Антошу, Сашу, Женю, Алешу, Катю и т.д., я не хочу
> верить в такого Бога. Напоминаю, что слово "верить" не значит
> "признавать, что Он есть", "верить" - это "доверять, вверяться,
> вверять или отдавать себя". Тогда выходит, что были правы те,
> кто в 30-е годы разрушал храмы и жег на кострах иконы, те, кто храмы
> превращал в дворцы культуры. Грустно. Хуже, чем грустно - страшно.
> А, может быть, не думать об этом, а просто утешать? Давать тем, кому
> совсем плохо, этот "опиум для народа", и им всё-таки хотя бы не так,
> но будет легче. Утешать, успокаивать, жалеть. Но опиум не лечит,
> а лишь на время усыпляет, снимает боль на три или четыре часа,
> а потом его нужно давать снова и снова. И вообще страшно говорить
> неправду - особенно о Боге. Не могу.
> Господи, что же делать? Я смотрю на Твой крест и вижу,
> как мучительно Ты на нем умираешь. Смотрю на Твои язвы и вижу Тебя
> мертва, нага, непогребенна... Ты в этом мире разделил с нами нашу
> боль. Ты как один из нас восклицаешь, умирая на своем кресте: "Боже,
> Боже мой, почему Ты меня оставил?" Ты как один из нас, как Женя,
> как Антон, как Алеша, как, в конце концов, каждый из нас, задал Богу
> страшный этот вопрос и "испустил дух".
> Если апостолы утверждают, что Иисус умер на кресте за наши грехи
> и искупил их Своею кровию, то мы выкуплены (см. 1Кор.6,20; а также
> 1Пет.1,18-19), значит, мы страдаем не за что-то, не за грехи -
> свои, родительские, чьи-то. За них уже пострадал Христос - так учат
> апостолы, и на этом зиждется основа всего их богословия. Тогда
> выходит, что неизвестно, за что страдаем мы.
> Тем временем Христос, искупивший нас от клятвы законныя честнОю
> своею кровию, идет по земле не как победитель, а именно как
> побежденный. Он будет схвачен, распят и умрет мучительной смертью
> со словами: "Боже, Боже мой, почему Ты меня оставил?". Его бросят
> все, даже ближайшие ученики. Его свидетелей тоже будут хватать
> и убивать, сажать в тюрьмы и лагеря. Со времен апостолов и вплоть
> до Дитриха Бонхоффера, матери Марии и Максимилиана Кольбе, вплоть
> до тысяч мучеников советского ГУЛАГа.
> Зачем всё это? Не знаю. Но знаю, что Христос соединяется с нами
> в беде, в боли, в богооставленности - у гроба умершего ребенка
> я чувствую его присутствие. Христос входит в нашу жизнь, чтобы
> соединить нас перед лицом боли и беды в одно целое, собрать нас
> вместе, чтобы мы не остались в момент беды один на один с этой
> бедой, как некогда остался Он.
> Соединяя нас в единое целое перед лицом беды, Он делает то,
> что никто другой сделать не в силах. Так рождается Церковь.
> Что мы знаем о Боге? Лишь то, что явил нам Христос (Ин.1,18).
> А Он явил нам, кроме всего прочего, и свою оставленность Богом
> и людьми - именно в этой оставленности Он более всего соединяется
> с нами.
> Грекам, а вслед за ними и римлянам всегда хотелось всё знать.
> На этом основана вся античная цивилизация. Именно на этой неуемной,
> бурлящей и неутомимой жажде знания. И о Боге, когда они стали
> христианами, им тоже захотелось знать - может Он всё или нет. Отсюда
> слово "Всемогущий" или Omnipotents, один из эпитетов Юпитера
> в римской поэзии <...>. А Бог "неизречен, недоведоь, невидимь,
> непостижимь" (это мы знаем не из богословия, нередко попадавшего
> под влияние античной философии, а из молитвенного опыта Церкви,
> из опыта Евхаристии - не случайно же каждый священник непременно
> повторяет эти слова во время каждой литургии), поэтому мы просто
> не в состоянии на вопрос "Может ли Бог всё?" - ответить ни "да",
> ни "нет". Поэтому, кто виноват в боли, я не знаю, но знаю,
> кто страдает вместе с нами - Иисус.
> Как же понять тогда творящееся в мире зло? Да не надо его понимать -
> с ним надо бороться. Побеждать зло добром, как зовет нас апостол
> Павел: больных лечить, нищих одевать и кормить, войну останавливать
> и т.д. Неустанно. А если не получается, если сил не хватает, тогда
> склоняться перед Твоим крестом, тогда хвататься за его подножие
> как за единственную надежду.
> "Бога не видел никто никогда". И только одна нить соединяет нас
> с Ним - человек по имени Иисус, в Котором вся полнота Божия
> пребывает телесно. И только одна нить соединяет нас с Иисусом - имя
> этой нити любовь.
> Он умер на кресте как преступник. Мучительно. Туринская плащаница
> со страшными следами кровоподтеков, со следами от язв, по которым
> современные патологоанатомы в деталях восстанавливают клиническую
> картину последних часов жизни Иисуса - вот действительно подлинная
> святыня для ХХ века. Весь ужас смерти, никем и никак не прикрытый!
> Посмотрев на картину Гольбейна "Мертвый Христос", герой Достоевского
> воскликнул, что от такой картины можно веру потерять. А что бы он
> сказал, если бы увидел Туринскую плащаницу, или гитлеровские
> концлагеря, или сталинщину, или просто морг в детской больнице
> в 1995 году?
(окончание в след. выпуске)
[ Свящ. Георгий Чистяков. НИСХОЖДЕНИЕ ВО АД
в кн. РАЗМЫШЛЕНИЕ С ЕВАНГЕЛИЕМ В РУКАХ
М.: Путь, 1997; стр.44-50 ]
--
Best regards,
redaktor rassylki mailto:alr_pol@pochtamt.ru
Alexandr Polyakov My ICQ # 112678438 ---------------------------------------------
«... за преступления народа Моего Он претерпел казнь.
Ему назначали гроб со злодеями, / но Он погребен у богатого,
потому что не сделал греха, / и не было лжи в устах Его.
Но Господу угодно было поразить Его, / и Он предал Его мучению;
когда же душа Его принесет жертву умилостивления, /
Он узрит потомство долговечное,
и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его.
На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством;
чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, / оправдает многих /
и грехи их на Себе понесет». (кн. прор.Исаии, 53:8-11)
*********************************************
Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/Apr/25.htm
http://www.DAYS.ru/Days/aprel'12.htm
|