=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 2 мая ст.ст., чт - {пам. свт. Афанасия Великого, †373}
литургич. чтения: Деян.8:26-39; Ин.6:40-44.
{Седмица 3-я по Пасхе}

> Если наша вера есть вера в Кого-то, в Живого Бога, то домыслы, направленные против нее, не могут ее поколебать; если же вся наша вера заключается только в том, что мы верим в те или другие богословские или полу-богословские или просто суеверные предпосылки, они могут быть колебаемы — причем суеверие держится крепче, чем богословские выкладки.

> ///см. вып. 117./// И вот вспомните Авраама, первую его встречу с Богом, как Господь его по имени позвал: Аврам!.. И голос был такой своеобразный — это не был просто один из голосов человеческих, он прозвучал не только в его ухо; это имя “Аврам” ударило его в сердце, и он узнал непосредственным чутьем, что с ним говорит Бог.

> И первое, что ему сказал Бог: Оставь свое родство, оставь страну, в которой ты родился и живешь, и иди, куда Я тебя поведу... <..> Бог ему ничего, в сущности, не обещает. Он ему говорит: Оставь то, что у тебя есть, и пойди туда, куда ты не знаешь, туда, куда Я тебя поведу, и на что и куда — Я не объясняю тебе... Единственное, что Авраам знает, это что с ним говорит Бог; он знает, что с него требуется уйти; он знает, что он куда-то будет приведен; но только отрицательное ему опытно известно: бросить родную землю; <...> отойти от своих самых близких, от всей семьи, от всего своего народа. А то, что будет — “известно” только в общих каких-то чертах, т.е. именно в порядке того, что мы называем верой, доверием: ... куда Я тебя поведу... <...> в такой мере можно довериться тому, кто говорит, а не какому-нибудь руководящему принципу.

> И вот Авраам идет, находит землю обетованную; и тут Господь ему обещает сына, который будет началом великого, несметного народа. И рождается сын, Исаак. Короткое время проходит, каких-то десять-двенадцать лет, и Тот же Бог, Который обещал Аврааму в лице этого сына наследие вечное, ему повелевает: сына взять и принести в кровавую жертву... И снова сказывается это качество, это свойство подлинной, основной веры в Бога, а не в то, что Он так или иначе выразил. Неверующий, вернее, каждый из нас, вероятно, обратился бы к Богу и сказал: Господи — Ты Себе противоречишь, что же Твое обетование — как же из Исаака может родиться потомство мне, если я сейчас его принесу в кровавую жертву?... Это было бы разумно, но это было бы актом недоверия к Богу. И Авраам не ставит этого вопроса, потому что его вера обращена не на то, что говорит Бог, а на Того, Кто говорит. Он не ставит вопроса о том, что Бог Себе противоречит, он предоставляет Богу знать, противоречит Он или нет, и что Он имеет в виду. Авраам поступает так: я доверился этому Богу, я и теперь доверяюсь... И он берет своего мальчика и ведет на заклание, и мы знаем, как это кончается: Господь заменил Исаака животным; это — дело Божие; но дело Авраама было — совершенная вера, понятая именно как доверие — безграничное, полное, спокойное доверие. Причем “спокойное”: не без боли, не без ужаса, не без содрогания. Но только такое доверие, которое давало возможность не то чтобы превозмочь, а оставить душу совершенно открытой и для боли, и для чуда.

> И вопрос, который в Евангелии Христос ставит в области веры, это именно вопрос: как ты относишься ко Мне? Не к Моим обетованиям, а ко Мне лично… Вы, наверное, помните рассказ о том, как Христос на пути в Иерусалим говорил Своим ученикам, что Ему надлежит идти во Святой Град, быть предану в руки грешников, быть убиену и воскреснуть. И в этот момент двое из Его учеников вышли к Нему: дай нам сесть одесную и ошуюю от Тебя!.. Во всём, что Христос говорил о восхождении Своем в Иерусалим, о грядущих страстях, о Воскресении после страшной голгофской смерти, они услышали только то, что относилось к ним: Он воскреснет, Он победит; и тогда Он будет царем, и тогда настанет наша очередь торжествовать... Они совершенно пропустили страшное благовестие о страстях и смерти. Они пережили только то, что касалось их, а мимо Христа и Его судьбы — прошли. И вот они просят, чтобы когда настанет победа — забывая, какой ценой она будет получена — сесть им по правую и левую руку Христа в славе Его... Христос им не отказывает, Он <...> спрашивает: Способны ли вы, готовы ли вы погрузиться в этот ужас, в который Я буду погружен, креститься тем крещением, каким Я буду креститься (по-гречески слово, которое мы переводим “крещение”, значит просто “погружение с головой”)? Другими словами: Готовы ли вы остаться при Мне, когда ночь сойдет и ужас окутает Меня? Останетесь ли вы при Мне в Моей оставленности, когда Я буду побежден, поруган, убит? Пройдете ли вы через всё то, что есть Моя судьба, пока Я не стану победителем? И ученики отвечают согласием. Своим утверждением они свидетельствуют, что готовы быть Его друзьями, что бы ни случилось; ибо это-то и делает <человека другом>: готовность не уйти, что ни случись... И Христос в этот момент им говорит: Крещением, которым Я крещусь, вы будете креститься, чашу, которую Я пью, вы будете пить — а что касается до седения по правую и левую руку от Меня — не от Меня зависит дать... Иначе говоря: Христос им обещает крестный путь — именно путь, но ничего дальше; только то, что если говорит Бог, то, конечно, это будет добро: почему вы беспокоитесь о победном дне? Разве Я забуду тех, кто остался Мне верным другом в дни испытания? — но никакого земного обещания, никакой “приманки”...

> В этом, мне кажется, первое, самое существенное, что можно сказать о вере; что нет веры, которая основана, которая обращена на мировоззрения, на понятия. То, что, скажем, миллионы людей считают христианское мировоззрение самым убедительным или самым соответствующим — или не соответствующим — данным науки — не представляет собой веры, пока нет встречи с Богом или пока нет такого личного отношения к Нему. Потому что мировоззрение, в порядке вероучения, в порядке догматики, за двадцать веков развивалось и расцветало; скажем сейчас мы <(в Сурожской епархии)> принимаем инославных в Православие после долгой вероучительной подготовки; в Деяниях же апостольских мы читаем рассказ (см. 8,26-40) о том, как Филипп встретил евнуха, читавшего Исайю; он ему объяснил, что Тот, о Котором говорится в книге Исайи — Христос. Этот человек каким-то чудом, прозрением этому поверил, уловил какую-то несомненную убедительность в том, что говорил Филипп, и говорит: Вот здесь вода, что мне мешает креститься? Всё, что он знал вообще о Евангелии, это то, что Иисус Христос есть тот самый Муж скорбей, Который описан в конце 52 и 53 главе Исайи. Вся его вера была только в личность Христа, о Котором, в сущности, он знал так мало, по сравнению с тем, что средний культурный европеец может знать. Но это было личное: он Христа нашел, и на этом можно было совершить его крещение.

> И в этом отношении, например, Послание апостола Павла к римлянам, шестая глава, которая относится именно к крещению, говорит о том же: можно крестить человека, который умирает со Христом и оживает с Ним, человека, который в себе носит мертвость Иисуса Христа и вечную жизнь Иисуса Христа; и нельзя крестить человека, который приобрел точку зрения на жизнь, где есть место для Бога, для Христа, для Церкви, для таинств и для других объектов. Вот почему можно было, в разные века, крестить людей с очень разным богатством знания, конкретной, умственно разработанной веры; не в этом было дело. Тот, кто умер со Христом, тот, кто ожил с Ним, принадлежит тому миру; тот же, кто только имеет об этом представление и считает, что это достаточно достоверно и убедительно, или кто просто слишком ленив, чтобы поднимать вопросы и, живя в обществе, которое не ставит этих вопросов, самотеком удовлетворяется этим наследством — не христианин еще.

[ Митр. Сурожский Антоний.
О ВЕРЕ (Доклад в МДА, 1971)
www.mitras.ru/besedy/besedy3.htm
www.mitras.ru/prop/prop_29.htm  ]

     // *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** *** *** *
    *  СМ. ТАКЖЕ - в арх. расс.:  чт 3-й седм. по Пасхе **
   *   вып. №76: Симеон Новый Богослов                 **
    *   *всякий верующий получает вечную жизнь*         **
     *      с. Христ.Просвещ./rasylka/002/076.htm#0      **
      \\ *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** *** *** *
      // *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** *** ***
     *   вып. №117: митр. Антоний Блум:                **
    *   *дело Авраама - безграничное доверие Богу*    **
     *      с. Христ.Просвещ./rasylka/002/117.htm#0    **
      \\ *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** *** ***
       // *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** *** *** *** ***
      *  О свт. Афанасии Великом, еп. Александрийском,          **
     *     и нек-рые его тексты см.:                           **
      *   www.Krotov.info/spravki/persons/04person/afan_vel.html**
       \\ *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** *** *** *** ***

Best regards,  
redaktor rassylki
Alexandr Polyakov
My ICQ # 112678438

*В это время возвращался домой евнух-эфиоп ...;
он приезжал в Иерусалим как паломник.
Евнух, сидя в колеснице, читал пророка Исайю.
Филипп, подбежав к колеснице, услышал, что тот читает пророка Исайю.
Он спросил евнуха: "А тебе понятно то, что ты читаешь?"
Тот ответил: "Как мне понять, если некому объяснить?" –
и пригласил Филиппа подняться в колесницу и сесть с ним рядом.
Вот отрывок из Писания, который он читал:
"Его, как овцу, вели на заклание,
как ягненок безропотен перед стригущим его,
так и Он не отверз Своих уст.
Он унижен был и лишен правосудия.
И что говорить о потомстве Его,
если жизнь Его на земле пресеклась?"
Евнух спросил Филиппа:
"Прошу тебя, ответь мне, о ком это говорит здесь пророк?
О себе или о ком-то другом?"
Филипп заговорил и, начав с этого отрывка Писания,
поведал ему Радостную Весть об Иисусе.
Продолжая путь, они подъехали к месту, где была вода.
сказал евнух: "Вот вода! Что препятствует мне креститься?"
Он приказал остановить колесницу,
и оба они, Филипп и евнух, вошли в воду, и Филипп его крестил.*
(Деян.8:27-38)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/May/15.htm   http://www.DAYS.ru/Days/may2.htm
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»