=Ежедневная рассылка *Мысли о вере и Церкви*=

ХРИСТОС ВОСКРЕС!!!

* 10 мая ст.ст., пт - {пам. ап. Симона Зилота, Iв.} -
литургич. чтения: Деян.10:44-11:10; Ин.8:21-30.
{Седмица 4-я по Пасхе}

> <Вот>  главная  проблема,  проблема проблем <книги Иова ...>: почему
> вообще  есть  зло,  если мироздание сотворил и правит  им  Всеблагой
> и  Всемогущий Бог? <Фома> Аквинат с предельной четкостью формулирует
> это  <..>:  "Если одна из двух противоположностей бесконечна, другая
> уничтожается.  Бог — бесконечное благо. Следовательно, если Он есть,
> зло должно исчезнуть.  Однако  зло  существует.  Значит,  нет  Бога"
> ("Сумма  теологии"  1, 2, 3 Возр. 1). Августин изложил  всё  длиннее
> и  немного подробнее: "Если бы Бог был всеблагим, Он хотел бы только
> блага,  а  если  бы  Он  был  всемогущим, Он  мог  бы  сделать  всё,
> что  хочет.  Но   существует   зло.  Значит,  Бог  или  не  всеблаг,
> или   не   всемогущ,  или  и  не  всеблаг  и  не  всемогущ".  Третья
> формулировка  —  скорее практическая: как мог всеблагой и всемогущий
> Бог  допустить,  чтобы  плохие вещи  случались  с  хорошими  людьми?
> Это  близко  к  жалобам  Иова. Здесь ставит в тупик не существование
> зла,  зла  вообще,  а  личный  опыт  зла,  зло неправды. Заслуженное
> наказание в определенном смысле  —  зло,  оно  причиняет  страдание,
> но  в другом смысле это — благо,  ибо  не  нарушает  справедливости.
> Иов же  испытывает  несправедливость.  "Плохие  вещи" — очень, очень
> плохие  —  случаются  с ним, а он — "хороший", очень, очень хороший,
> если верить авторам книги (Иов 11) и даже автору Иова (Иов 18).

> Ответа  —  только  четыре.  Первый  —  простой,  но  неверный      —
> подсказывает,  что Иов "плохой". Так отвечали его друзья, и отвечали
> разумно.  Автору  книги  приходится возразить им заранее и  призвать
> в  свидетели  Бога  (см. 1:8). Иначе мы тоже ответили бы именно так.
> Поразительное  несходство  между  таким  очевидным ответом и правдой
> придает  книге  особую,  драматическую  остроту.   Друзья   Иова   —
> не  дураки,  если  мы  так видим их, мы не заметим драмы, контраста,
> иронии.  Мы  должны им сочувствовать, иначе  Бог  не  потрясет  нас,
> как  потряс  их.  В  определенном  смысле книга для того и написана,
> чтобы потрясти читателя Богом, настоящим Богом,  совсем  не  похожим
> на  удобного  и пристойного героя наших выкладок и ожиданий. Если бы
> Сам  Господь,   мудрейший   Создатель   того,   что   мы  и  читаем,
> был   не   Господином  Абсурда  <...>,  а  разумным,  предсказуемым,
> приличным,  жизнь  была  бы  не  тайной,   которую   надо   прожить,
> а  проблемой,   которую   надо   решить;   не   любовной   повестью,
> а    детективом;   не   трагикомедией,  а  формулой.  Ведь  трагедия
> и  комедия  —  те  формы, в которые прежде всего  облачается  тайна,
> а  если Иов нас чему-нибудь учит, то одному: мы в тайне живем. Итак,
> первый ответ ("Иов — плохой") придется отвергнуть, поскольку:
> 1) с этим не согласен автор книги;
> 2) Сам Бог не согласен с этим ответом и в начале, когда говорит
> с сатаной о добродетели Иова, и в конце, когда хвалит Иова
> и осуждает его друзей,
> 3) такой ответ свел бы главную тайну жизни к сухой проблеме.

> Берем  второй  ответ: может быть плохой — Бог. Именно с этим ответом
> так  опасно  играет Иов, когда мечтает вызвать Бога в суд и признать
> виновным,  но жалеет, что между  ними  нет  беспристрастного  судьи,
> так  что  на  стороне  Бога  —  сила  (а не справедливость). Другими
> словами,  Бог  плохой,  но  сильный;  благо  (справедливость) и сила
> разделены, не едины. Какая страшная философия! Только честность Иова
> и    его    сомнения   в   своей   невинности  спасают  его  от  нее
> <..... см. Иов.9:14-23,32-33>.

> Воскресение  Христово  так  радует  нас,  потому   что  окончательно
> и  конкретно  опровергает  несказанно страшную мысль о разделенности
> добра и силы. Воплощенное Добро, единственный совсем хороший Человек
> восторжествовал  над  смертью,  великой  и  злой  силой,  "последним
> врагом".  Мы  настолько привыкли к вере в  Воскресение,  что  обычно
> не  видим  здесь  пропасти  между  "Да"  и  "Нет". Попробуйте только
> представить:  вдруг  вы  узнаете,  что  Богу   нет   до   нас  дела;
> что  Всемогущий  не  ведает разницы между добром и злом; что историю
> мирозданья  и   вашу   историю   рассказывает   равнодушный  хозяин,
> а  не любящий Отец. Вот какой ужас маячил перед Иовом. <...>

[ Питер Крифт. ИОВ. Жизнь - это страдание  
/пер. с англ. Н.Л.Трауберг/  
"Мир Библии", вып.4 (1997); стр. 5-6  ]

•• продолжение – в след. выпуске ••

    // *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** *** *** *** ***
   *  СМ. ТАКЖЕ - в арх. расс.: П.Крифт о книге Иова         **
  *  вып. №435: *Книга Иова — загадка в ответ на загадку*   **
   *      с. Христ.Просвещ./rasylka/003/435.htm#0            **
    \\ *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** *** *** *** ***
   // *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** *** *** *** ***
  *  СМ. ТАКЖЕ - в арх. расс.: (пт 4-й седмицы по Пасхе)    **
 *    вып. №84: "Вера в Иисуса" (Я.Кротов)                 **
  *      с. Христ.Просвещ./rasylka/002/084.htm#0            **
   \\ *** *** *** ***  *** *** *** ***  *** *** *** *** *** ***

Best regards,  
redaktor rassylki
Alexandr Polyakov
My ICQ # 112678438

*Иисус стал говорить им:
'Вы из мира, который внизу, / Я же – свыше.
Вы из этого мира, / а Я не из этого мира.
Я сказал вам: "Умрете в грехах!"
Если не верите, что ЭТО – Я, / умрете в грехах!'*
(Ин.8:23-24)

Этот день в российском правосл. церковном календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/May/23.htm   http://www.DAYS.ru/Days/may10.htm

ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Каталог Христианских Ресурсов «Светильник»