ХРИСТОС ВОСКРЕС!!! * 13 мая ст.ст., пн – > "Иов" — книга Библейская, не потому, что она — в Библии, а потому, > что она ей не противоречит. Пытаясь противопоставить их, будто "Иов" > учит тому, что Бог не всемогущ, или тому, что он прав, а Бог неправ, > или что жизнь — проблема, а не тайна (всё это есть у Кушнера), > мы грубо разрушим прочную основу библейских предпосылок, которую > ни разу не оспаривали ни автор книги Иова, ни герой. > Если мы не можем разрешить "проблему зла", давая такие ответы, > остается четвертый — Бога нет. Однако он просто увеличит все > страшные выводы из трех первых. К тому же ни Иов, ни книга о нём > так не отвечают, ведь ни герой книги, ни автор — не "безумец". > Возможен ли пятый ответ? > Может быть, проблему вообще нельзя решить. Может быть, это — > не проблема, а тайна. Может быть, наконец, ее можно решить частично > даже на уровне разума. Рассмотрим подробно доводы трех друзей. > Вот они: > Посылка веры: Бог справедлив. > Посылка разума: Справедливость означает награду хорошим и кару плохим. > Посылка разумности: От награды мы радуемся, от кары — страдаем. > Посылка опыта: Иов страдает. > Вывод: Иов плохой. > В этом рассуждении, если раскрыть его логически, четыре разные > посылки. Первая — от веры, неистощимой иудейской веры в эмет — Божью > правду, справедливость, надежность. Человек не сомневается, что Бог > реален, праведен, добр, всемогущ и справедливо правит Своим миром. > Именно об этом Иов и спрашивает. Каждому, кто страдает, как он, > захочется об этом спросить, а уж кто-то — устоит, кто-то — спросит. > Допустим, что у трех друзей достаточно веры, чтобы устоять. Конечно, > они обижают Иова, а это — не лучше, чем обидеть Бога, но Бога они > не обижали. Иов снова и снова с этим заигрывает. Он говорит, что Бог > без причины измышляет для него беды и предполагает, что, появись они > в суде перед справедливым судьей, выиграл бы он, Иов. Проигрывает > он только потому, что Бог всемогущ — и снова Его обижает, косвенно > обзывая тираном. Иов (и мы) непременно должны держаться первой > посылки: Бог — справедлив. > Вторая посылка раскрывает смысл ключевого термина первой — > "справедлив". Если Бог справедлив, что это значит? Ну как же — > справедливый награждает добро, карает зло, а не наоборот. Он дает > каждому то, что тот заслужил, так и говорят — "по заслугам". Всё это > объяснение нам диктует не вера, а разум, разумная этика. Это так же > важно для нее, как первая посылка — для веры. Без разумной > справедливости, различающей добро и зло, просто нет этики. Словом, > первые посылки вроде бы верны. > Третья раскрывает предикат второй. Если справедливость награждает > и карает, что такое награда, что такое — кара? Это просто разные > вещи, от денег до славы, от штрафа до казни. Общее у награды одно — > человек из-за нее счастлив; и у наказаний одно — он несчастен. Если > бы тюрьма была курортом, она не была бы наказанием, если бы деньги > приносили болезнь, они не были бы наградой. <.....> > Четвертая посылка ("Иов несчастен") идет от опыта. Она еще очевиднее > третьей. Собственно говоря, каждая посылка очевиднее предыдущей, > из чего следует, что только первая — и впрямь вопрос. Иова искушает > желание ее опровергнуть, тогда как три другие никому не захочется > опровергать. Единственная альтернатива — не нарушая логику, вывести, > как три друга, что Иов — несчастен, потому что он претерпевает > заслуженное наказание, то есть что он — грешник. > Однако читатель знает, что это не так, со слов Самого Бога. Знает он > и другое: нельзя отрицать первую посылку. Но тогда всё нелогично! > Да, загадка... Давайте сыграем в игру, которой нет в "Книге Иова". > Займемся логикой. Мы перевели всю проблему на этот язык, так что > попробуем и решить ее на логическом уровне. (Книга, конечно, решает > ее на том уровне, на котором ставит, — на уровне жизни, то есть > на "экзистенциальном" <...>). Есть только три способа ответить > на логический довод <...>. Если термины однозначны, если посылки — > верны и если процесс рассуждения правилен, возразить нечего, разве > что упереться и твердить: "Ты всё доказал, а я не верю". Конечно, > это ничего не скажет о доводах или выводах, но немало скажет о вас. > Ни одну из четырех посылок нельзя назвать просто ложной, > ход рассуждений — правилен, но в каждой посылке есть неоднозначный > термин. Вот тут и лежит ключ к логическому ответу. > Первая посылка утверждает, что Бог "хороший". Но свойство это значит > у Него не совсем то же, что у человека, хотя бы потому, что Бог — > не человек. Хороший человек — одно, хорошая собака — другое; > вот и здесь примерно так, и по той же причине: у них разная природа. > Например, пес не станет плохим, если он склонен к полигамии, > а человек — станет. Так и тут: если бы мы делали или пытались делать > то, что делает Бог, мы бы хорошими не были. Скажем, если > какой-нибудь отец даст своему ребенку погибнуть под машиной, > он никак не хорош. Бог всегда может спасти нас от беды, сотворив > чудо, но не всегда спасает. Однако Он — "хороший", потому что > в Своей беспредельной мудрости видит, какое именно страдание нужно > нам для того, чтобы в конце концов мы обрели мудрость и радость, > и какой вред принесет совершенно безоблачная жизнь. Обыкновенные > отцы едва-едва это провидят, поэтому им нельзя попускать для детей > страдания, кроме очень редких случаев, когда они знают точно. > Ни один отец не вправе дать ребенку умереть потому, что ребенок > скорее всего испортится, когда вырастет. Этого знать ему не дано, > он — не Бог. А вот послать ребенка в школу, где надо очень много > работать, отец вправе, если он знает, что ребенок — способный, > а школа — справедливая. Таким образом, для нас в подавляющем > большинстве случаев "хороший" и "спасающий от страданий" — одно и то > же, а для Бога — нет. > Это ничуть не значит, что Бог — "вне нравственности", и "добро" > для Него — что-то произвольное, как, скажем, голубой цвет небес. > Нет, Он — любовь, и Он — справедлив, но свойства эти у Него > превосходят наши, человеческие, как наши превосходят собачьи.
*Иисус ответил им: Этот день в российском правосл. церковном
календаре:
http://212.188.13.168/izdat/Kalendar/2003/May/26.htm |